Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе
председательствующего Грибалевой М.Н.,
судей Мележик Л.М., Кучминой А.А.,
при секретаре Хисяметдиновой В.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Мележик Л.М. гражданское дело по иску прокурора Ершовской транспортной прокуратуры в защиту интересов Российской Федерации к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" о понуждении к устранению нарушений законодательства об обеспечении и функционировании пунктов пропуска через государственную границу в деятельности железнодорожного грузопассажирского постоянного многостороннего пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации "Озинки", по апелляционному представлению и.о. прокурора Ершовской транспортной прокуратуры на решение Волжского районного суда г. Саратова от 25 июля 2013 г., которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи, объяснения представителя Ершовской транспортной прокуратуры Южной транспортной прокуратуры Бурминова Д.В., поддержавшего доводы апелляционного представления, представителя ОАО "РЖД" Ермаченко Е.В., возражавшей против отмены решения суда, представителя третьего лица Федерального учреждения "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы" Мейснер Е.В., полагавшей, что апелляционное представление подлежит удовлетворению, изучив материалы дела, обсудив доводы представления и возражения на него, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ершовский транспортный прокурор Южной транспортной прокуратуры (далее прокурор) обратился в суд с исковыми требованиями к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее ОАО "РЖД") и с учетом уточнения просил суд обязать ответчика в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу оградить территорию железнодорожного грузопассажирского постоянного многостороннего пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации "Озинки", расположенного на железнодорожной станции Озинки, в соответствии с приказом Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации N 247-ОД от 12 ноября 2012 г. в следующих поворотных точках: со стороны четной горловины с 45-46-1-2-3-4-5; со стороны нечетной горловины с 28-29-30-31-32-33. Истец также просил в точках пересечения с железнодорожными путями установить ограждение в соответствии с приказом ФСБ РФ от 08 мая 2008 г. N в виде ворот над железнодорожными путями.
В обосновании заявленных требований прокурор ссылался на то, что Ершовской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об обеспечении и функционировании железнодорожного грузопассажирского постоянного многостороннего пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации "Озинки" (далее ЖДПП "Озинки") в ходе которой установлено, что в нарушение норм действующего законодательства ОАО "РЖД" в лице Приволжской железной дороги территория ЖДПП в установленных границах железнодорожной станции Озинки не ограждена и не обозначена, в результате чего, допускаются систематические факты нахождения посторонних лиц на территории указанного пункта пропуска без надлежащим образом оформленных пропусков, что ставит под угрозу интересы Российской Федерации в сфере защиты государственной границы РФ, а также обеспечение правил режима в ЖДПП "Озинки".
Решением Волжского районного суда г. Саратова от 25 июля 2013 г. прокурору в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционном представлении и.о. Ершовского транспортного прокурора выражает несогласие с решением суда, просит его отменить и принять новый судебный акут, которым исковые требования удовлетворить. Автор представления полагает, что судом были в первую очередь проанализированы нормы действующего законодательства, регулирующие деятельность пунктов пропуска через внешнюю границу государств - членов Таможенного союза, хотя с 2011 г. таможенный пост "Озинки" Саратовской таможни, составной частью которого был ЖДПП "Озинки", располагавшийся на таможенной границе РФ и Республики Казахстан, прекратил свою деятельность и был расформирован в связи с упразднением таможенной границы между указанными государствами в р.п. Озинки и государственная граница между РФ и Республикой Казахстан является внутренней границей Таможенного союза. Прокурор считает, что примененные судом нормы права не регулируют порядок оборудования и материально-технического оснащения зданий, помещений и сооружений ЖДПП "Озинки". Оснований для отказа в удовлетворении исковых требований не имелось.
В возражениях на апелляционное представление ОАО "РЖД" полагает решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционное представление - без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения районного суда согласно требованиям ст. 327.1 ГПК Российской Федерации, исходя из доводов апелляционного представления, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
В соответствии со ст. 1 Закона Российской Федерации 1 апреля 1993 г. "О Государственной границе Российской Федерации" Государственная граница Российской Федерации (далее - Государственная граница) есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации.
Защита Государственной границы как часть системы обеспечения безопасности Российской Федерации и реализации государственной пограничной политики Российской Федерации заключается в согласованной деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляемой ими в пределах своих полномочий путем принятия политических, организационно-правовых, дипломатических, экономических, оборонных, пограничных, разведывательных, контрразведывательных, оперативно-розыскных, таможенных, природоохранных, санитарно-эпидемиологических, экологических и иных мер. В этой деятельности в установленном порядке участвуют организации и граждане (абз. 1 ст. 3 Закона РФ "О Государственной границе Российской Федерации").
Согласно ст. ст. 22, 23 указанного Закона режим в пунктах пропуска через Государственную границу включает правила въезда в эти пункты, пребывания и выезда из них лиц, транспортных средств, ввоза, нахождения и вывоза грузов, товаров и животных, устанавливаемые исключительно в интересах создания необходимых условий для осуществления пограничного и таможенного контроля, а в случаях, установленных международными договорами Российской Федерации и федеральными законами, и иных видов контроля. Режим в пунктах пропуска через Государственную границу устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Законом и международными договорами Российской Федерации.
Порядок въезда (выезда) лиц, транспортных средств, ввоза (вывоза) грузов, товаров и животных в пунктах пропуска через Государственную границу. Въезд в пункты пропуска через Государственную границу и выезд из них лиц и транспортных средств, а также ввоз и вывоз грузов, товаров и животных осуществляются в специально выделенных для этих целей местах по пропускам, выдаваемым администрацией аэропортов, аэродромов, морских, речных (озерных) портов, железнодорожных, автомобильных вокзалов и станций, других транспортных предприятий по согласованию с пограничными органами.
Статья 9 названного Закона РФ определяет, что под пунктом пропуска через Государственную границу понимается территория (акватория) в пределах железнодорожной, автомобильной станции или вокзала, морского (торгового, рыбного, специализированного), речного (озерного) порта, аэропорта, военного аэродрома, открытых для международных сообщений (международных полетов), а также иной специально выделенный в непосредственной близости от Государственной границы участок местности, где в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется пропуск через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных.
Согласно ст. 12 Закона РФ "О Государственной границе Российской Федерации" открытие пункта пропуска через Государственную границу осуществляется после строительства (реконструкции), оборудования и принятия в эксплуатацию заинтересованным федеральным органом исполнительной власти соответствующих зданий, помещений, сооружений по проектам, согласованным с пограничными органами, а также таможенными и другими органами, участвующими в контроле в пункте пропуска через Государственную границу. При разработке указанных проектов должны предусматриваться помещения и сооружения, необходимые для организации пограничного и иных видов контроля. Проектирование, строительство (реконструкция) и оборудование помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пункте пропуска через Государственную границу, осуществляются за счет средств федерального бюджета и иных источников финансирования, предусмотренных законодательством Российской Федерации (при условии передачи на безвозмездной основе помещений и сооружений для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пункте пропуска через Государственную границу).
Порядок установления, открытия, функционирования (эксплуатации), реконструкции и закрытия пунктов пропуска через Государственную границу, а также общие требования к строительству, реконструкции, оборудованию и техническому оснащению соответствующих зданий, помещений и сооружений, необходимые для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемых в пунктах пропуска через Государственную границу, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 3(1) Правил установления, открытия, функционирования (эксплуатации), реконструкции и закрытия пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2008 г. N 482 проектирование, строительство (реконструкция) и оборудование зданий, помещений, сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пункте пропуска, осуществляются за счет средств федерального бюджета и иных источников финансирования, предусмотренных законодательством Российской Федерации (далее - иные источники финансирования) (при условии передачи на безвозмездной основе зданий, помещений и сооружений для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пункте пропуска).
При этом оборудование пунктов пропуска и их техническое оснащение осуществляются в соответствии с проектной документацией до момента их открытия после строительства либо реконструкции, по окончанию которых осуществляется проверка пункта пропуска как единого объекта установленным требованиям (разделы 4 и 7 Правил).
Общие требования к строительству, реконструкции, оборудованию и техническому оснащению соответствующих зданий, помещений и сооружений, необходимые для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2007 г. N 930, из которых также усматривается, что оборудование и техническое оснащение пунктов пропуска осуществляется после строительства новых либо реконструкции действующих пунктов пропуска.
Как усматривается из материалов дела, постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2003 г. N 585 создано открытое акционерное общество "Российские железные дороги" с филиалом ОАО "РЖД" - Приволжская железная дорога (т. 1 л.д. 209-221, 222-226).
Распоряжением Территориального управления Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Саратовской области N 1328-р от 15 декабря 2004 г. прекращено право постоянного бессрочного пользования ФГУП "Приволжская железная дорога МПС РФ" на земельный участок с кадастровым номером 64:23:000000:0001, расположенный по адресу: Саратовская область, Озинский район, в пределах полосы отвода железной дороги, общей площадью 673,50 га, с разрешенным использованием для нужд железнодорожного транспорта, указанный участок предоставлен в аренду ОАО "РЖД" сроком на 49 лет (т. 1 л.д. 58-66, 118).
Судом первой инстанции установлено, что 30 апреля 2012 г. между ОАО "РЖД" и ФГКУ "Росгранстрой" заключен договор ссуды недвижимого имущества, находящегося в собственности ОАО "РЖД", согласно которому ФГКУ "Росгранстрой" переданы административно-бытовой корпус, расположенный по адресу: "адрес" досмотровое помещение, расположенное по адресу: "адрес" для использования в целях обеспечения выполнения государственных контрольных органов по осуществлению пограничного, таможенного и иных видов контроля в ЖДПП "Озинки" (т. 1 л.д. 147-154).
Совместным решением руководителей подразделений государственных контрольных органов и руководителя администрации пункта пропуска через государственную границу РФ (протокол заседания от 24 сентября 2010 г. N КС 02-3/10) утвержден паспорт ЖДПП "Озинки". Организациями, обеспечивающими работу пункта пропуска и режим в пункте пропуска, являются Приволжское территориальное управление Росграницы и администрация железнодорожной станции Озинки ПЖД - филиала ОАО "РЖД" соответственно, ранее в редакции 2006 г. работу пунктов пропуска обеспечивало ОАО "РЖД", а организацией, обеспечивающей режим в пункте пропуска являлось отделение пограничного контроля контрольно-пропускного пункта "Озинки" отдела пгт. Озинки Пограничного управления ФСБ РФ по Саратовской и Самарской области (т. 1 л.д. 231-239, т. 2 л.д. 44-56).
Приказом Федерального агентства по обустройству Государственной границы Российской Федерации от 12 ноября 2012 г. N 247-ОД утверждены пределы железнодорожного грузопассажирского постоянного многостороннего пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации Озинки (Саратовская область) (далее - ЖДПП "Озипки"), обозначенные географическими координатами (т. 1 л.д. 100-103, 124-132, 136-137, 138-146).
Согласно акту осмотра ограждения железнодорожной станции Озинки от 04 июня 2013 г. составленному начальником ЛПП на ст. Озинки капитаном полиции Цепцура С.Н., совместно с начальником станции Озинки Волхонским В.А., проведено обследование периметра станции Озинки в целях установления соответствия имеющегося ограждения пункта пропуска пределам ЖДПП Озинки. В результате было установлено, что со стороны четной горловины с 45-46-1-2-3-4-5 точки отсутствует ограждение, со стороны нечетной горловины с 28-29-30-31-32-33 точки отсутствует ограждение (л.д. 98, 99).
Приказом Приволжского территориального управления Росграницы N 56-П от 30 августа 2011 г. были утверждены Правила режима в ЖДПП "Озинки", Приказом Приволжского территориального управления Росграницы N 95-П от 03 декабря 2012 г. Правила изложены в новой редакции (т. 1 л.д. 13-24, 244, т. 2 л.д. 1-9).
Указанные Правила регламентируют режим в железнодорожном грузопассажирском постоянном многостороннем пункте пропуска через государственную границу РФ "Озинки" и определяют правила въезда (входа) на железнодорожную станцию, пребывания и выезда (выхода) со станции лиц, транспортных средств, ввоза на железнодорожную станцию, нахождения и вывоза с железнодорожной станции грузов, товаров и устанавливаются исключительно в интересах создания необходимых условий для осуществления пограничного контроля, а в случаях, установленных международными договорами РФ и федеральными законами, и иных видов контроля.
Настоящие Правила в ЖДПП действуют круглосуточно, в пределах территории ЖДПП, имеющего ограждение по его периметру. Въезд (вход) в железнодорожный пункт пропуска и выезд из него лиц, автотранспортных средств, а также внос (ввоз) и вынос (вывоз) грузов, товаров и животных производится через установленные и оборудованные для этих целей места (калитки, ворота в оградительном заборе) (п. 5 Правил).
На основании п. 6 Общих требований к строительству, реконструкции, оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимые для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 930 от 25 декабря 2007 г. при оборудовании и техническом оснащении пункта пропуска учитывается специализации и классификация пункта пропуска, его место расположение, степень уязвимости, характер окружающей местности и принятая концепция (способ) охраны.
Пунктом 6 Правил режима в ЖДПП "Озинки", установлено, что территория железнодорожной станции Озинки в установленных границах имеет ограждение и охраняется силами и средствами ВОХР. Таким образом, принятой концепцией охраны установлено, что ЖДПП имеет ограждение, а соблюдение режима пропуска осуществляется сотрудниками ВОХР.
Прокурор, заявляя исковые требования о понуждении ответчика осуществить ограждение ЖДПП "Озинки" и установить ограждение в соответствии с приказом ФСБ РФ от 08 мая 2008 г. N 231 в виде ворот над железнодорожными путями, ссылался на обязанность ответчика на проведение этих работ.
Вместе с тем в соответствии с положениями п. 5 Общих требований к строительству, реконструкции, оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимые для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 930 от 25 декабря 2007 г. территория пункта пропуска должна быть ограждена или обозначена, а также должна иметь при необходимости разметку, дорожные знаки и светофоры, другое технологическое оборудование, достаточное освещение.
В силу п. 10 Правил определения пределов пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 253 от 07 апреля 2008 г. пределы пункта пропуска обозначаются специальными знаками прямоугольной формы, где на белом фоне красным цветом выполнена надпись соответственно на русском и английском языках - "Пункт пропуска" и "Check point".
Допускается замена надписи на английском языке надписью на любом другом языке, целесообразном для использования при создании конкретного пункта пропуска.
Однако прокурор не обосновал свои исковые требования в связи с чем он полагает необходимым возвести ограждение ЖДПП "Озинки", а не обозначить границы этого пункта.
Кроме того, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что правовых оснований для удовлетворения исковых требований прокурора не имелось по следующим основаниям.
Под реконструкцией пункта пропуска в Правилах установления, открытия, функционирования (эксплуатации), реконструкции и закрытия пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 2008 г. N 482, понимается реконструкция имеющихся, строительство новых зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пункте пропуска, а также проведение иных работ, направленных на изменение вида, классификации, категории, пропускной способности и (или) пределов пункта пропуска (пункт 29 Правил).
В случае признания в установленном порядке целесообразности реконструкции пункта пропуска Федеральным агентством по обустройству государственной границы Российской Федерации принимается нормативный правовой акт о реконструкции пункта пропуска, согласованный с Министерством транспорта Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными осуществлять контроль в реконструируемых пунктах пропуска, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого он расположен, а также Министерством обороны Российской Федерации, если пункт пропуска находится в пределах территории военного аэродрома (пункт 31 Правил).
Поскольку Правилами режима в ЖДПП "Озинки" установлен способ охраны, дальнейшее строительство ограждения, а также установление ограждения в виде ворот над железнодорожными путями относится к реконструкции ЖДПП.
Из материалов дела следует, что нормативный правовой акт о реконструкции пункта пропуска ЖДПП "Озинки" в соответствующем порядке не принимался.
Реконструкция и строительство пунктов пропуска осуществляется в рамках реализации федеральной целевой программы "Государственная граница Российской Федерации (2012 - 2020 годы)", в которую мероприятия по реконструкции пункта пропуска ЖДПП "Озинки" не включены, что не оспаривается прокурором и представителем третьего лица Мейснер Е.В.
Между тем на реализацию государственной политики по обустройству Государственной границы, включающую в себя проведение реконструкции и строительства пунктов пропуска, Федеральное агентство по обустройству государственной границы Российской Федерации получает бюджетные средства именно в рамках означенной федеральной целевой программы, поскольку это является расходным обязательством Российской Федерации (ст. 44 Закона Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации").
При указанных обстоятельствах вывод суда первой инстанции о том, что правовых оснований для возложения на ответчика обязанностей по ограждению ЖДПП "Озинки" не имеется, судебная коллегия находит правильным.
Судебная коллегия также отмечает, что заявляя требования о возведении ограждения, в том числе и установление ворот над железнодорожными путями, прокурор не обосновал в каком виде оно должно быть осуществлено, из каких материалов и какие к нему должны предъявляться требования.
На основании изложенного, судебная коллегия считает, что суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, дал им надлежащую правовую оценку, постановил законное и обоснованное решение, не допустив при этом нарушений норм материального и процессуального права. Все доказательства по делу судом оценены в соответствии с правилами ст. 55, 67 ГПК РФ. Повода для их иной оценки судебная коллегия не усматривает. Доказательств, опровергающих выводы суда, автором жалобы в суд апелляционной инстанции не представлено.
Доводы апелляционного представления не содержат правовых оснований для отмены обжалуемого решения суда, основаны на неправильном толковании действующего законодательства, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, и выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, тогда как у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для переоценки этих доказательств.
Принцип правовой определенности предполагает, что стороны не вправе требовать пересмотра решения только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления другого содержания. Иная точка зрения на то, как должно быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены состоявшегося по настоящему делу решения, обжалуемого истцом.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 19 декабря 2003 г. за N 23 "О судебном решении" разъяснил, что решение должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 195 ГПК РФ). Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Эти требования при вынесении решения судом первой инстанции соблюдены.
Оснований для отмены решения, исходя из доводов жалобы, судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. ст. 327, 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Волжского районного суда г. Саратова от 25 июля 2013 г. оставить без изменения, апелляционное представление и.о. прокурора Ершовской транспортной прокуратуры - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.