Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Ретунской Н.В.,
судей Мележик Л.М., Петровой Н.А.,
при секретаре Павловой Ю.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску министерства сельского хозяйства Саратовской области к Искалиеву Т.М. о взыскании части суммы социальной выплаты на приобретение жилья в сельской местности по апелляционной жалобе Искалиева Т.М. на решение Новоузенского районного суда Саратовской области от 19 августа 2013 г., которым исковые требования удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Ретунской Н.В., объяснения Искалиева Т.М., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителей министерства сельского хозяйства Саратовской области Федорина А.Н. и Агакшиева М.Ш., возражавших против отмены решения суда, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
министерство сельского хозяйства Саратовской области (далее - Министерство) обратилось в суд с иском к Искалиеву Т.М. о взыскании части суммы социальной выплаты на приобретение жилья в сельской местности. Требования мотивированы тем, что Министерство осуществляет реализацию мероприятий, в том числе в рамках федеральной и областной целевых программ "Социальное развитие села до 2013 года". Искалиев Т.М. обратился в администрацию Александрово-Гайского муниципального района Саратовской области с пакетом документов о включении его в список участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности. Министерством из средств федерального и областного бюджета Искалиеву Т.М. предоставлена социальная выплата на приобретение жилья в сельской местности в размере 636,2 тысяч рублей, в том числе средства федерального бюджета в размере 299,9 тысяч рублей и средства областного бюджета в размере 336,3 тысячи рублей на семью из 3 человек. Согласно договору купли-продажи жилого дома от 26 августа 2011 г. Искалиев Т.М. приобрел в с. Александров Гай жилое помещение площадью 95,8 кв.м. за 900 000 рублей, то есть из расчета 9 394 рубля за 1 кв.м. Средняя рыночная стоимость 1 кв.м. общей площади жилья для Александрово-Гайского муниципального образования составила 18 600 рублей. Исходя из состава семьи Искалиева Т.М., размер субсидии должен был составить 355,1 тысячу рублей (9394 рубля * 54 кв.м. * 70%). Таким образом, излишне полученная ответчиком социальная выплата составила 281,1 тысячу рублей (636,2 - 355,1). С учетом уточненных исковых требований в порядке ст. 39 ГПК РФ, просит взыскать с Искалиева Т.М. в пользу Министерства часть суммы социальной выплаты в размере 281,1 тысячи рублей, из которых 133 353 рубля в доход бюджета Саратовской области и 147 728 в доход бюджета Российской Федерации.
Решением Новоузенского районного суда Саратовской области от 19 августа 2013 г. с Искалиева Т.М. в пользу Министерства взысканы 281 058 рублей 26 копеек, из которых 133 340 рублей 29 копеек в доход бюджета Саратовской области и 147717 рублей 97 копеек в доход бюджета Российской Федерации; в доход государства взыскана государственная пошлина в размере 6 010 рублей 58 копеек. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе Искалиев Т.М. просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы ссылается на те же обстоятельства, на которых основывал свои возражения в суде первой инстанции. Автор жалобы указывает, что получил указанную субсидию в установленном законом порядке, все необходимые документы для согласования направлял в администрацию района и правами не злоупотреблял. 26.09.2011 г. он купил по договору купли-продажи у Имангалиевых жилой с земельным участком за 900 000 рублей, рассчитывая на получение социальной выплаты. Указывает, что представленные по субсидии денежные средства напрямую из банка поступили продавцам жилого дома, в связи с чем в его действиях нет неосновательного обогащения. Кроме того, при расчете излишне полученной суммы суд исходил из расчета нормы площади 54 кв.м. на семью из 3 человек, тогда как необходимо было рассчитывать 60 кв.м.
Учитывая мнение участников процесса, судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Представители министерства сельского хозяйства Саратовской области Федорина А.Н. и Агакшиева М.Ш. возражали против отмены решения суда.
Рассмотрев дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы (ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела следует и установлено судом, что министерство сельского хозяйства Саратовской области (далее Министерство) в соответствии с Положением о Министерстве сельского хозяйства Саратовской области, утвержденном постановлением Правительства Саратовской области от 17 ноября 2006 г. N 354-П, является органом исполнительной власти области, осуществляющим управление в агропромышленном комплексе Саратовской области.
Постановлением Правительства РФ от 03 декабря 2002 г. N 858 утверждена федеральная целевая программа "Социальное развитие села до 2013 года" и Министерство сельского хозяйства РФ утверждено государственным заказчиком - координатором Программы.
Ранее, до внесения в указанное постановление Правительства изменений, данная программа именовалась федеральная целевая программа "Социальное развитие села до 2010 года", федеральная целевая программа "Социальное развитие села до 2012 года".
В соответствии с федеральной целевой программой "Социальное развитие села до 2012 года", дополненной приложением N 16 "Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов", и Приложением N1 "Типовое положение о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам" Искалиев Т.М. признан участником вышеуказанной программы.
В соответствии с п. 26 Типового положения право на получение социальных выплат имеет молодой специалист, под которым понимается гражданин Российской Федерации в возрасте на дату подачи заявления не старше 35 лет, имеющий законченное высшее (среднее, начальное) профессиональное образование, либо учащийся последнего курса образовательного учреждения высшего (среднего, начального) профессионального образования, - в случае если соблюдаются в совокупности следующие условия: работа или изъявление желания работать по трудовому договору (основное место работы) не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности в соответствии с полученной квалификацией; постоянное проживание или изъявление желания постоянно проживать в сельской местности; признание нуждающимся в улучшении жилищных условий либо не имеющим жилья в сельской местности, в которой работает или изъявил желание работать по трудовому договору не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы; наличие у молодого специалиста собственных и (или) заемных средств в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, определяемой в соответствии с пунктом 9 Положения.
Согласно п. 9 Положения расчетная стоимость строительства (приобретения) жилья, используемая для расчета размера социальной выплаты, определяется исходя из размера общей площади жилого помещения, установленного для семей разной численности (33 кв. м - для одиноко проживающих граждан, 42 кв. м - на семью из 2 человек и по 18 кв. м на каждого члена семьи при численности семьи, составляющей 3 и более человек), и средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья в сельской местности на территории субъекта Российской Федерации на первый квартал года выдачи свидетельства, утвержденной органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, но не превышающей средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, определяемой Министерством регионального развития Российской Федерации. В случае если фактическая стоимость 1 кв.м общей площади строящегося (приобретаемого) жилья меньше средней рыночной стоимости 1 кв.м общей площади жилья, утвержденной органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, размер социальной выплаты подлежит пересчету исходя из фактической стоимости 1 кв. м общей площади жилья.
Согласно распоряжениям министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области от 02 февраля 2011 г. N 30-р и от 06 июля 2011 г. N 262-р, средняя стоимость 1 квадратного метра общей площади жилых помещений в Александрово-Гайском муниципальном образовании области для признания граждан малоимущими в целях постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, а также для расчета социальной выплаты на строительство (приобретение) жилого помещения на 1 и 2 квартал 2011 г. составляет 18 600 рублей, на 3 и 4 квартал - 19 000 рублей (л.д.59-63).
Платежными поручениями от 06 и 08 августа 2011 г. Искалиеву Т.М. министерством перечислены 299 910 рублей и 336 263 рублей соответственно из бюджетов Российской Федерации и Саратовской области (л.д.65-67, 85-88).
На основании договора купли-продажи части жилого дома с земельным участком от 26 сентября 2011 г. Искалиев Т.М., его жена и сын приобрели у Имангалиевых в общую долевую собственность земельный участок и часть жилого дома общей площадью 95,8 кв.м., находящиеся по адресу: "адрес", по цене 900 000 рублей (л.д.89-94).
Истец просил взыскать с ответчика разницу (281,1 тысячи рублей) между предоставленной суммой социальной выплаты на приобретение жилья в размере 636,2 тысячи рублей и положенной субсидией, исходя из стоимости 1 квадратного метра общей жилой площади для состава семьи из 3 человек (900 000 / 95,8 * 54 * 70%).
Поскольку размер социальной выплаты Искалиеву Т.М. рассчитан не верно, фактическая стоимость квадратного метра приобретенного им жилого дома составила 9 394 рубля 57 копеек (900 000 руб. / 95,8 кв.м.), соответственно, размер социальной выплаты подлежал перерасчету.
Судебная коллегия отмечает, что действия Искалиева Т.М. не носят виновный характер, поскольку на получателя средств не возложена обязанность по осуществлению расчета/перерасчета размера социальной выплаты. Вместе с тем судебная коллегия находит, что со стороны Искалиева Т.М. имело место неосновательное обогащение.
В соответствии со ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 ГК РФ.
Учитывая, что Искалиев Т.М. получил социальную выплату в размере 636 173 рублей, превышающем размер, установленный законодательством, соответственно сумма переплаты составляет неосновательное обогащение и подлежит возврату, исходя из следующего расчета:
636 173 рублей - общая сумма предоставленной субсидии
900 000 рублей / 95,8 кв.м. = 9 394 рубля 57 копеек (стоимость квадратного метра жилья в приобретенном жилом доме)
9 394 рубля 57 копеек * 54 кв.м. = 507 306 рублей 78 копеек (стоимость жилья из расчета положенной площади жилого помещения на количество членов семьи).
70% составляет: 355 114 рублей 74 копейки (подлежащая предоставлению сумма субсидии)
636 173 рубля - 355 114 рублей 74 копейки = 281 058 рублей 56 копеек (переплаченная сумма субсидии)
507 306 рублей 78 копеек * 30% = 152 192 рубля 03 копейки (часть суммы субсидии подлежащая выплате из бюджета РФ)
299 910 рублей - 152 192 рубля 03 копейки = 147 717 рублей 97 копеек (переплата по субсидии, подлежащая возвращению в бюджет РФ)
507 306 рублей 78 копеек * 40% = 202 922 рубля 71 копейка (часть суммы субсидии подлежащая выплате из бюджета Саратовской области)
336 263 - 202 922 рубля 71 копейка = 133 340 рублей 29 копеек (переплата по субсидии, подлежащая возвращению в бюджет Саратовской области).
Соответственно ответчик обязан выплатить неосновательное обогащение в бюджет Российской Федерации в размере 147 717 рублей 97 копеек и в бюджет Саратовской области в размере 133 340 рублей 29 копеек.
Разрешая спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку представленным доказательствам в их совокупности, и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Доводы апелляционной жалобы в целом сводятся к ошибочному толкованию законодательства, правовой природы возникших правоотношений и переоценке доказательств, они не основаны на материалах дела и опровергаются ими. Судебная коллегия полагает, что оценка представленных по делу доказательств выполнена в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, результаты оценки судом подробно отражены в решении, и правовых оснований для вмешательства в данную судом оценку у судебной коллегии не имеется.
Приведенные в судебном решении выводы об обстоятельствах дела, подтверждены доказательствами, убедительно мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и в жалобе не опровергнуты.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, в том числе и те, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом не допущено.
При таком положении оснований к отмене решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь ст. 327, 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Новоузенского районного суда Саратовской области от 19 августа 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Искалиева Т.М. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.