Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе: председательствующего судьи Захарова В.Н.,
судей Песковой Ж.А., Бартенева Ю.И.,
при секретаре Низове И.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
по иску Безчекова Н.Ф. к Управлению Федеральной миграционной службы России по Саратовской области (далее - УФМС) об обжаловании действий, нарушающих права граждан,
по апелляционной жалобе УФМС на решение Татищевского районного суда Саратовской области от 13 августа 2013 года, которым постановлено:
"Исковое заявление Безчекова Н.Ф. к Управлению Федеральной миграционной службы России по Саратовской области, третьи лица: отделение Управления Федеральной миграционной службы России по Саратовской области в Татищевском районе, ФИО1, ФИО2, об обжаловании действий, нарушающих права граждан, удовлетворить в полном объеме.
Признать незаконным бездействие Управления Федеральной миграционной службы России по Саратовской области, выразившееся в нерегистрации Безчекова Н.Ф. по месту жительства по адресу: Саратовская область,
"адрес".
Обязать Управление Федеральной миграционной службы по Саратовской области произвести регистрацию Безчекова Н.Ф. по месту жительства по адресу: "адрес"".
Заслушав доклад судьи Бартенева Ю.И., объяснения представителя УФМС Красновой А.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, объяснения Безчекова Н.Ф. и ФИО2, согласных с решением суда, рассмотрев материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Безчеков Н.Ф. обратился в суд с иском к УФМС, в котором с учетом принятых судом уточнений просил признать незаконным бездействие УФМС, выразившееся в нерегистрации Безчекова Н.Ф. по месту жительства по адресу: "адрес"; обязать УФМС произвести регистрацию Безчекова Н.Ф. по месту жительства по адресу: "адрес".
В обосновании требований указал на то, что в 2012 году он переехал на постоянное место жительства к своей дочери ФИО2, проживающей по адресу: "адрес". Квартира на праве собственности принадлежит его внучке - ФИО1 При этом переезд истца в "адрес" был вызван невозможностью проживать одному без посторонней помощи в силу возраста и различных заболеваний. Ранее он был зарегистрирован по месту пребывания по адресу: "адрес", р. "адрес", до решения вопроса о регистрации в "адрес".
С заявлением в отделение УФМС в Татищевском районе о постоянной регистрации в "адрес", истец обратился в феврале 2013 года, где ему было разъяснено, что в связи с тем, что регистрация проводится в ЗАТО, ему необходимо согласовать данный вопрос с командиром войсковой части N и командиром войсковой части N (ФСБ). Разрешение от командира
в/ч N истец получил, а командиром дивизии было дано разрешение лишь на временный въезд и проживание. Истец вновь обратился с заявлением в отделение УФМС в Татищевском районе о временной регистрации по адресу: "адрес", и получил разрешение от командира в/ч N, тогда как командир в/ч N отказал и во временной регистрации, указав, что "оснований для въезда и проживания нет". В связи с отсутствием согласия командира в/ч N ответчик отказал истцу в регистрации по указанному адресу, в связи с чем истец вынужден был обратиться в суд.
Рассмотрев исковое заявление, суд постановил приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе УФМС ставит вопрос об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного, постановленного с нарушением норм материального и процессуального права. Полагает, что выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, не соответствуют установленным обстоятельствам дела. Указывает на то, что основания для регистрации Безчекова Н.Ф. в ЗАТО не имелось, так как согласование на проживание в установленном законом порядке истцом получено не было.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия находит его в силу пп. 3 и 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ подлежащим отмене.
В соответствии с ч. 1 ст. 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
В силу ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ст. 1 Закона РФ от 25.06.1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (далее - Закон от 25.06.1993 года
N 5242-1) в соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
В силу ст. 3 Закона от 25.06.1993 года N 5242-1 в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию, утверждаются Правительством Российской Федерации.
В силу ст. 4 Закона от 25.06.1993 года N 5242-1 в городах, поселках, сельских населенных пунктах, закрытых военных городках, а также в населенных пунктах, расположенных в пограничной полосе или закрытых
административно-территориальных образованиях, в которых имеются территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации являются территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в остальных населенных пунктах - местная администрация.
Как указано в ст. 8 Закона от 25.06.1993 года N 5242-1 право граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с законами Российской Федерации может быть ограничено в закрытых административно-территориальных образованиях.
Аналогичные положения закреплены в п. 34 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного приказом ФМС России от 11.09.2012 года N 288.
В настоящее время правовой режим закрытого
административно-территориального образования, меры государственной поддержки граждан, проживающих и (или) работающих в закрытом
административно-территориальном образовании, и особенности организации местного самоуправления в закрытом административно-территориальном образовании, определены Законом РФ от 14.07.1992 года N 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании" (далее - Закон от 14.07.1992 года
N 3297-1).
Согласно ст. 1 Закона от 14.07.1992 года N 3297-1 закрытым административно-территориальным образованием признается имеющее органы местного самоуправления административно-территориальное образование, созданное в порядке, предусмотренном статьей 2 настоящего Закона, в целях обеспечения безопасного функционирования находящихся на его территории организаций, осуществляющих разработку, изготовление, хранение и утилизацию оружия массового поражения, переработку радиоактивных и других представляющих повышенную опасность техногенного характера материалов, военных и иных объектов (далее - организации и (или) объекты), для которых в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан.
Территория и границы закрытого административно-территориального образования определяются исходя из особого режима безопасного функционирования организаций и (или) объектов, а также с учетом потребностей развития населенных пунктов.
В силу положений чч. 1 и 2 ст. 3 Закона от 14.07.1992 года N 3297-1 особый режим безопасного функционирования организаций и (или) объектов в закрытом административно-территориальном образовании включает ограничения на въезд и (или) постоянное проживание граждан на его территории, включая установление перечня оснований для отказа во въезде или в постоянном проживании.
Обеспечение особого режима безопасного функционирования организаций и (или) объектов в закрытых административно-территориальных образованиях осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Решение об установлении особого режима безопасного функционирования организаций и (или) объектов в конкретном закрытом
административно-территориальном образовании принимается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пп. 17 и 18 Положения об обеспечении особого режима в закрытом административно-территориальном образовании, на территории которого расположены объекты Министерства обороны Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26.06.1998 года N 655, въезд и проживание граждан на территории закрытого образования ограничиваются в соответствии с условиями особого режима. Разрешается производить регистрацию граждан согласно законодательству Российской Федерации.
Въезд граждан для постоянного проживания или временного пребывания на территории закрытого образования согласовывается с органом федеральной службы безопасности.
Как следует из материалов дела, Безчеков Н.Ф. зарегистрирован по адресу: "адрес" (л.д.18).
В 2012 году Безчеков Н.Ф. переехал на постоянное место жительства к своей дочери ФИО2, проживающей по адресу: "адрес",
"адрес", в квартире, которая принадлежит на праве собственности внучке истца - ФИО1 (л.д. 11).
В феврале 2013 года истец обратился в УФМС с заявление о регистрации по месту жительства по адресу: "адрес",
"адрес".
При этом в соответствии с указом Президента РФ от 17.04.2002 года N 398 "Об утверждении границ закрытого административно-территориального образования - поселка Светлого Саратовской области" пос. Светлый Саратовской области является закрытым административно-территориальным образованием, в отношении которого постановлением Правительства РФ от 05.07.2001 года N 508 "Об утверждении перечня закрытых административно-территориальных образований и расположенных на их территориях населенных пунктов" установлен особый режим безопасного функционирования. Градообразующим объектом, для которого создано ЗАТО Светлый, является особо важная воинская часть МО РФ - "данные изъяты"
На основании данных документов Советом депутатов муниципального собрания ЗАТО Светлый N 20 от 28.02.2007 года принято Положение "О порядке оформления разрешения на въезд и (или) проживание в ЗАТО Светлый в целях обеспечения особого режима" (л.д. 26-32).
Согласно абз. 6, 7 раздела 1 вышеуказанного Положения ответственность за организацию обеспечения особого режима безопасного функционирования объекта ЗАТО, в части порядка доступа граждан, въезда (выезда) граждан, постоянного проживания граждан возлагается на начальника объекта - командира войсковой части N, начальника отдела ФСБ РФ - войсковой части N, в пределах их полномочий. Глава администрации городского округа ЗАТО Светлый совместно с начальником объекта - командиром войсковой части N и начальником отдела ФСБ РФ войсковой части N участвуют в обеспечении особого режима, в том числе, и по вопросам ограничения на въезд и (или) проживания граждан, за исключением территории войсковой части N, подчинённых частей (л.д. 28).
Из раздела 3 Положения следует, что для постоянного проживания на территорию городского округа ЗАТО разрешается въезд членам семей и близким родственниками (гражданам РФ) жителей, постоянно проживающих на территории городского округа ЗАТО Светлый.
При этом разрешение на проживание осуществляется на листах регистрации в порядке: начальник объекта - командир войсковой части N, глава городского округа ЗАТО Светлый с согласованием органами ФСБ Российской Федерации - войсковой частью N (л.д. 31).
Полученное разрешение на въезд и (или) проживание является основанием для проведения регистрации гражданина по месту жительства (пребывания).
Как следует из заявления Безчекова Н.Ф. о регистрации по месту жительства по адресу: "адрес", начальник объекта - командир войсковой части N разрешил въезд и проживание временно, а командир войсковой части N - орган ФСБ Российской Федерации дал свое согласие на въезд и проживание по месту пребывания, т.е. не по месту жительства (л.д. 6).
Из заявления Безчекова Н.Ф. о регистрации по месту пребывания по адресу: "адрес", следует, что начальник объекта - командир войсковой части N не дал свое согласие, указав "оснований для въезда и проживания нет", а командир войсковой части N - орган ФСБ Российской Федерации, дал свое согласие на регистрацию Безчекова Н.Ф. по месту пребывания (л.д. 7).
Удовлетворяя заявленные истцом требования, суд первой инстанции исходил из следующего.
Действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено согласование регистрации граждан на территории ЗАТО с начальником объекта, то есть в данном случае с командиром войсковой части N.
Заявление о регистрации истца Безчекова Н.Ф. должно быть рассмотрено органом УФМС в Татищевском районе, при этом рассмотрение вопросов регистрации не относится к компетенции начальника объекта.
Кроме того, на территории Российской Федерации истец находится на законном основании, на территории ЗАТО Светлый постоянно проживают его близкие родственники.
Должностные лица отдела УФМС в Татищевском районе возложенную на них законом обязанность зарегистрировать гражданина по месту жительства не позднее трех дней со дня предъявления им документов на регистрацию не исполнили, чем нарушили право истца Безчекова Н.Ф. на свободу выбора места жительства и передвижения, а также на воссоединение со своей семьей.
Судебная коллегия не соглашается с данными выводами суда первой инстанции, так как они постановлены с нарушением норм материального права и не соответствуют обстоятельствам дела.
Как видно из материалов дела и следует из вышеприведенных
нормативно-правовых актов, установление особого режима, ограничивающего въезд и (или) проживание граждан на территории ЗАТО Светлый, обусловлено обеспечением безопасности функционирования специальных объектов Министерства обороны РФ.
При этом установленный Положением "О порядке оформления разрешения на въезд и (или) проживание в ЗАТО Светлый в целях обеспечения особого режима" порядок согласования въезда на территорию ЗАТО Светлый для постоянного и временного пребывания согласуется с требованиями указанных
нормативно-правовых актов.
Учитывая то, что заявление Безчекова Н.Ф. о регистрации по месту жительства по адресу: "адрес", не было согласовано ни с начальником объекта - командиром войсковой части N, что предусмотрено Положением "О порядке оформления разрешения на въезд и (или) проживание в ЗАТО Светлый в целях обеспечения особого режима", ни с командиром войсковой части N - органом ФСБ Российской Федерации, что предусмотрено федеральным законодательством, у УФМС не было законных оснований для регистрации истца по месту жительства по указанному адресу.
Таким образом, оснований для удовлетворения требований истца у суда не имелось, в связи с чем решение суда подлежит отмене.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
Так как обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании имеющихся доказательств, судебная коллегия, отменяя решение суда первой инстанции, считает правильным вынести по делу новое решение, которым - отказать Безчекову Н.Ф. в удовлетворении иска к Управлению Федеральной миграционной службы России по Саратовской области об обжаловании действий, нарушающих права граждан.
Следует отметить, что данное решение не лишает Безчекова Н.Ф. возможности обжаловать в установленном законом порядке действия вышеуказанных должностных лиц: начальника объекта - командира войсковой части N и командира войсковой части N - органа ФСБ Российской Федерации, в случае несогласия с ними.
Руководствуясь ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Татищевского районного суда Саратовской области от 13 августа 2013 года отменить. Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении иска Безчекова Н.Ф. к Управлению Федеральной миграционной службы России по Саратовской области об обжаловании действий, нарушающих права граждан - отказать в полном объеме.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.