Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе: председательствующего Бартенева Ю.И.,
судей Пантелеева В.М., Совкича А.П.,
при секретаре Третьяных Д.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску военного прокурора - войсковая часть 56680 в защиту интересов Зубаревой О.А., Богдановой Е.А., Музыкиной М.А., Мурзиной О.Э. к федеральному государственному казенному учреждению "354 военный клинический госпиталь" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "354 военный клинический госпиталь"), филиалу N 5 ФГКУ "354 военный клинический госпиталь" о взыскании единовременной денежной выплаты за фактически отработанное время в федеральных учреждениях государственной системы здравоохранения
по апелляционной жалобе филиала N 5 ФГКУ "354 военный клинический госпиталь" на решение Татищевского районного суда Саратовской области от
08 августа 2013 года, которым постановлено:
"Исковые требования военного прокурора - войсковая часть 56680 в защиту интересов Зубаревой О.А., Богдановой Е.А., Музыкиной М.А., Мурзиной О.Э. к федеральному государственному казенному учреждению "354 военный клинический госпиталь" Министерства обороны Российской Федерации, филиалу N 5 федерального государственного казенного учреждения "354 военный клинический госпиталь" Министерства обороны Российской Федерации, третье лицо госпиталь (пос. Светлый) федерального государственного казенного учреждения "354 военный клинический госпиталь" Министерства обороны Российской Федерации, о взыскании единовременной денежной выплаты за фактически отработанное время в федеральных учреждениях государственной системы здравоохранения удовлетворить в полном объеме.
Признать за бывшими работниками госпиталя (пос.Светлый) федерального государственного казенного учреждения "354 военный клинический госпиталь" Министерства обороны Российской Федерации медсестрами Зубаревой О.А., Богдановой Е.А., Музыкиной М.А., Мурзиной О.Э. право на единовременную денежную выплату за фактически отработанное время в федеральных учреждениях государственной системы здравоохранения.
Взыскать с федерального государственного казенного учреждения "354 военный клинический госпиталь" Министерства обороны Российской Федерации в лице филиала N 5 федерального государственного казенного учреждения "354 военный клинический госпиталь" Министерства обороны Российской Федерации единовременные денежные выплаты за фактически отработанное время в федеральных учреждениях государственной системы здравоохранения в пользу Зубаревой О.А. - в сумме 55371 (пятьдесят пять тысяч триста семьдесят одни) рубль 61 копейка, Богдановой Е.А. - в сумме 37525 (тридцать семь тысяч пятьсот двадцать пять) рублей 35 копеек, Музыкиной М.А. - в сумме 50448 (пятьдесят тысяч четыреста сорок восемь) рублей, Мурзиной О.Э. - в сумме 37124 (тридцать семь тысяч сто двадцать четыре) рубля 87 копеек".
Заслушав доклад судьи Бартенева Ю.И., объяснения помощника военного прокурора в/ч 56680 Позднякова И.С., возражавшего против доводов апелляционной жалобы, объяснения представителя 3 лица госпиталя (пос.Светлый) федерального государственного казенного учреждения "354 военный клинический госпиталь" Министерства обороны Российской Федерации Шатова П.В ... согласного с решением суда, изучив доводы жалобы, рассмотрев материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
военный прокурор - войсковая часть 56680 обратился в суд в защиту интересов Зубаревой О.А., Богдановой Е.А., Музыкиной М.А., Мурзиной О.Э. с исками к ФГКУ "354 военный клинический госпиталь", филиалу N 5 ФГКУ "354 военный клинический госпиталь", третье лицо госпиталь (пос. Светлый) ФГКУ "354 военный клинический госпиталь", в которых с учетом принятых судом уточнений просил признать право за бывшими работниками госпиталя медсестрами
Зубаревой О.А., Богдановой Е.А., Музыкиной М.А., Мурзиной О.Э на единовременную денежную выплату за фактически отработанное время в федеральных учреждениях государственной системы здравоохранения, и обязать ФГКУ "354 военный клинический госпиталь" (г. Екатеринбург) в лице филиала N 5 ФГКУ "354 военный клинический госпиталь" (г. Пенза) произвести единовременную денежную выплату за фактически отработанное время в федеральных учреждениях государственной системы здравоохранения: Зубаревой О.А. - в сумме 55371 рубль 61 копейка; Богдановой Е.А. - в сумме 37662 рубля; Музыкиной М.А. - в сумме 50448 рублей; Мурзиной О.Э. - в сумме 37124 рубля 87 копеек.
Требования мотивировал тем, что истцы состояли в трудовых отношениях с ответчиком. Зубарева О.А., Богданова Е.А., Музыкина М.А., Мурзина О.Э. ранее исполняли трудовые обязанности в военном госпитале - войсковая часть 93414 (в настоящее время - госпиталь (пос. Светлый) ФГКУ "354 военный клинический госпиталь" в должностях медсестер. Летом 2012 года Зубарева О.А., Богданова Е.А., Музыкина М.А., Мурзина О.Э. обратились к руководству госпиталя (пос. Светлый) ФГКУ "354 военный клинический госпиталь" с заявлением о предоставлении им денежных выплат, предусмотренных постановлением Правительства РФ N 839 от 17.10.2011 года за фактически отработанное в госпитале время, однако в производстве указанных выплат им было отказано в связи с тем, что истцами не представлены все необходимые документы для организации выплат. Военным прокурором было установлено, что работодатель - начальник госпиталя (пос. Светлый) ФГКУ "354 военный клинический госпиталь" в нарушение действующего законодательства в течение 5 дней со дня поступлений заявлений Зубаревой О.А., Богдановой Е.А., Музыкиной М.А., Мурзиной О.Э. в письменной форме не проинформировал последних о необходимости представить недостающие документы. В связи с этим права бывших работников учреждения на единовременные денежные выплаты были нарушены, выплаты в 2012 году не произведены. В производстве данных выплат в 2013 году начальником филиала N 5 ФГКУ "354 военный клинический госпиталь" (г. Пенза) также отказано, так как в соответствии с постановлением Правительства РФ от 17.10.7011 года указанные выплаты предусмотрены только в 2012 году. В связи с чем военный прокурор - войсковая часть 56680 был вынужден обратиться в суд в интересах Зубаревой О.А., Богдановой Е.А., Музыкиной М.А., Мурзиной О.Э.
Определением суда от 24.07.2013 года гражданские дела по искам военного прокурора - войсковая часть 56680 были объединены в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения (том 2 л.д. 33-34).
Рассмотрев спор, суд постановил приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе филиал N 5 ФГКУ "354 военный клинический госпиталь" ставит вопрос об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного, постановленного с нарушением норм материального и процессуального права. Полагает, что неправильно установлены фактические обстоятельства дела, выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, не соответствуют установленным обстоятельствам дела. В ноябре 2012 года истцы представили в филиал N 5 ФГКУ "354 военный клинический госпиталь" заявления на единовременную выплату согласно п. 2 постановления Правительства РФ N 839 от 17.10.2011 года и Приложению N 2 к приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ и Минфина РФ от 16.12.2011 года N 1556ан/174н пункт 2. Однако на момент обращения заявителями не в полном объеме представлены документы, в том числе, подтверждающие право по состоянию на 31.12.2004 года на бесплатное предоставление квартиры с отоплением и освещением в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также документы, подтверждающие, что данные выплаты им не производились по последнему месту работы. Сведения об имеющихся недостатках отражены в актах, которые направлены сотрудникам для устранения этих недостатков. Вывод суда об отсутствии вины истцов в том, что выплаты им не были произведены в 2012 году, считает необоснованным и несоответствующим фактическим обстоятельствам дела.
Кроме того, постановлением Правительства РФ N 839 от 17.10.2011 года предусмотрено осуществление указанных единовременных выплат в 2012 году, что обусловлено структурой федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.
От Музыкиной М.А. на апелляционную жалобу ответчика поступили возражения, в которых истец критически оценивает доводы жалобы, просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
На заседание судебной коллегии Зубарева О.А., Богданова Е.А., Музыкина М.А., Мурзина О.Э., представители ответчиков не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представили, о причинах неявки не сообщили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия находит его подлежащим оставлению без изменения.
Частью 2 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 года N 5487-1 (в редакции, действовавшей до 01.01.2005 года) устанавливалось право врачей, провизоров, работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающих с ними членов их семей на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
С 01.01.2005 года согласно п. 50 ст. 35 Федерального закона от 22.08.2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" отменены ранее предоставлявшиеся медицинским работникам учреждений здравоохранения, расположенных в сельской местности, жилищно-коммунальные льготы без указания на равноценную компенсацию.
В то же время, одновременно с признанием утратившей силу ч. 2 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, предусматривавшей меры социальной поддержки названной категории медицинских работников, указанная статья была дополнена частью четвертой, согласно которой меры социальной поддержки медицинских работников федеральных специализированных организаций здравоохранения должны быть установлены Правительством Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно излагал правовую позицию о том, что Российская Федерация как правовое социальное государство не вправе произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств, отменять либо приостанавливать предоставление выплат, либо льгот компенсационного характера без установления надлежащего механизма соответствующего возмещения. В целях недопущения ущемления социальных прав указанной категории медицинских работников Правительству Российской Федерации предписано установить им меры социальной поддержки, а до их установления на Российской Федерации лежит обязанность по сохранению жилищно-коммунальных льгот для тех из них, кто, работая и проживая в сельской местности, пользовался этими льготами до 01.01.2005 года.
В соответствии с пп. 2, 3 и 4 постановления Правительства Российской Федерации от 17.10.2011 года N 839 "О мерах социальной поддержки в 2012 - 2014 годах медицинских и фармацевтических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), занятых на должностях в федеральных государственных учреждениях" осуществляется в 2012 году медицинским и фармацевтическим работникам федеральных учреждений государственной системы здравоохранения (в том числе лицам, являвшимся медицинскими и фармацевтическими работниками указанных учреждений и уволившимся до 01.01.2012 года) в случае, если они имели право по состоянию на 31 декабря 2004 г. на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с законодательством Российской Федерации, единовременная денежная выплата за фактически отработанное время в федеральных учреждениях государственной системы здравоохранения в период с 01.01.2005 года по 31.12.2011 года из расчета 433 рубля в месяц в 2005 году, 565 рублей в месяц в 2006 году, 641 рубль в месяц в 2007 году, 706 рублей в месяц в 2008 году, 878 рублей в месяц в 2009 году, 981 рубль в месяц в 2010 году, 1103 рубля в месяц в 2011 году.
Меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Постановлением, предоставляются медицинским и фармацевтическим работникам по месту их работы, в том числе в случае их увольнения до 01.01.2012 года
Меры социальной поддержки, предусмотренные пунктом 2 настоящего Постановления, не предоставляются медицинским и фармацевтическим работникам за периоды, в течение которых они пользовались правом на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением и (или) на льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг на основании вступивших в законную силу решений суда, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Приказом Минздравсоцразвития РФ N 1556ан, Минфина РФ N 174н от 16.12.2011 года утвержден Порядок осуществления в 2012 году единовременной денежной выплаты за фактически отработанное время в федеральных учреждениях государственной системы здравоохранения в период с 01.01.2005 года по 31.12.2011 года медицинским и фармацевтическим работникам федеральных учреждений государственной системы здравоохранения (в том числе лицам, являвшимся медицинскими и фармацевтическими работниками указанных учреждений и уволившимся до 01.01.2012 года) в случае, если они имели право по состоянию на 31.12.2004 года на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - Порядок).
В силу п. 3 Порядка единовременная денежная выплата работникам назначается по месту их работы в учреждениях, а лицам, являвшимся работниками учреждений и уволившимся до 01.01.2012 года, - в учреждении по последнему месту работы за весь период, в котором работник имел право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 6 Порядка лица, являвшиеся работниками учреждений, в том числе менявшие место работы в период с 1 января по 31 декабря 2011 года, и уволившиеся до 1 января 2012 г., или их законные представители для получения единовременной денежной выплаты должны представить по последнему на дату увольнения работника месту работы следующие документы:
а) письменное заявление о предоставлении единовременной денежной выплаты (далее - заявление), в котором указывается:
наименование учреждения, в которое подается заявление;
фамилия, имя, отчество (при наличии), без сокращений, в соответствии с документом, удостоверяющим личность;
сведения о месте регистрации по месту жительства в период работы в учреждениях (почтовый индекс, наименование региона, населенного пункта, улицы, номера дома, корпуса, квартиры) на основании записи в документе, удостоверяющем личность или документа, подтверждающего место жительства;
сведения о способе получения единовременной денежной выплаты (путем получения непосредственно в учреждении либо путем перечисления на соответствующий счет в кредитной организации, либо по месту жительства работника путем выдачи в установленном порядке организациями почтовой связи с указанием реквизитов счета в кредитной организации или почтового адреса);
б) копию документа, удостоверяющего личность;
в) копию трудового договора либо трудовой книжки, свидетельствующих об отработанном работником в учреждениях времени, в период с 1 января 2005 г. по 31 декабря 2011 г., заверенную в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
г) справку органа социальной защиты населения субъекта Российской Федерации по месту жительства в период работы в учреждениях о том, что в период, за который начисляется единовременная денежная выплата, работники не пользовались правом на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением и (или) на льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг на основании вступивших в законную силу решений суда, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
д) справку из учреждений, в которых работник работал в указанный период времени о том, что он фактически не пользовался правом на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением и (или) на льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг (для лиц, менявших место работы в учреждениях в период с 1 января 2005 г. по 31 декабря 2011 г. и уволившихся до 1 января 2012 г.).
Согласно пп. 7 и 9 Порядка днем обращения работника с заявлением считается день приема учреждением заявления со всеми необходимыми документами, а при направлении заявления по почте - дата отправления заявления со всеми необходимыми документами.
В случае непредставления в полном объеме документов, предусмотренных пунктом 6 настоящего Порядка, учреждение в течение 5 дней со дня поступления заявления в письменной форме информирует работника о необходимости представить недостающие документы.
Как следует из материалов дела, истцы в различные периоды являлись сотрудниками госпиталя (пос. Светлый) ФГКУ "354 военный клинический госпиталь" (ранее - войсковая часть 93414), что следует из копий их трудовых книжек.
Зубарева О.А. работала в должности медицинской сестры с 24.10.2001 года по 01.12.2007 года и с 01.07.2008 года по 26.09.2011 года (т. 1 л.д. 16-18);
Богданова Е.А. - в должности медицинской сестры с 07.10.2008 года по 01.08.2012 года (т. 1 л.д. 91-93); Музыкина М.А. - в должности медицинской сестры с 06.09.2004 года по 01.08.2012 года (т.1 л.д. 222-226); Мурзина О.Э. - в должности медицинской сестры с 26.06.1989 года по 07.11.2009 года (т. 1 л.д. 154-156).
При этом по состоянию на 31.12.2004 года истцы имели право на бесплатное предоставление квартиры с отоплением и освещением и в период с 01.01.2005 года по 31.12.2011 года не пользовались правом на бесплатное предоставление квартиры с отоплением и освещением и (или) на льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг, субсидия на коммунальные услуги им не назначалась и не выплачивалась.
В 2012 году истцы обратились с заявлениями о предоставлении единовременной денежной выплаты в соответствии с постановлением Правительства РФ от 17.10.2011 года N 839 на имя начальника госпиталя (пос. Светлый) ФГКУ "354 военный клинический госпиталь": 05.07.2012 года - Богданова Е.А. (т. 1 л.д. 81), 09.07.2012 года - Мурзина О.Э. (т. 1 л.д. 152), 10.08.2012 года - Зубарева О.А. (т. 1 л.д. 9), 15.08.2012 года - Музыкина М.А. (т. 1 л.д. 217). К заявлениям ими были приложены документы. Заявления Зубаревой О.А., Богдановой Е.А. и
Музыкиной М.А. поступили в ФГКУ "354 военный клинический госпиталь" (пос. Светлый) в августе 2012 года, а заявление Мурзиной О.Э. в сентябре 2012 года.
Согласно справке N 729 от 22.08.2012 года, выданной госпиталем (пос. Светлый) ФГКУ "354 военный клинический госпиталь" (т. 1 л.д. 8), Зубаревой О.А. начислены денежные средства по оплате коммунальных услуг в сумме 55 371 рубль 61 копейка.
Согласно справке N 655 от 23.07.2013 года, выданной госпиталем (пос. Светлый) ФГКУ "354 военный клинический госпиталь" (т. 1 л.д. 140),
Богдановой Е.А. также начислены денежные средства по оплате коммунальных услуг в сумме 37525 рублей 35 копеек.
Как видно из справки N 652 от 19.07.2013 года, выданной госпиталем (пос. Светлый) ФГКУ "354 военный клинический госпиталь" (т. 2 л.д. 29),
Музыкиной М.А. начислены денежные средства по оплате коммунальных услуг в сумме 50448 рублей.
Мурзиной О.Э. также начислены денежные средства по оплате коммунальных услуг в сумме 37124 рубля 87 копеек, что подтверждается справкой N 732 от 22.08.2012 года, выданной госпиталем (пос. Светлый) ФГКУ "354 военный клинический госпиталь" (т.1 л.д. 151).
Кроме того, начисление истцам указанных сумм подтверждается соответствующими приказами начальника госпиталя (пос. Светлый) ФГКУ "354 военный клинический госпиталь" от сентября и ноября 2012 года (л.д. 54-56, 128-130).
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, дав оценку собранным по делу доказательствам в соответствии со ст. 67 ГПК РФ и с учетом требований закона, правомерно исходил из того, что истцы по состоянию на
31.12.2004 имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением, после 01.01.2005 года льготами по оплате жилищно-коммунальных услуг не пользовались, в связи с чем они имеют право на получение единовременной денежной выплаты по оплате освещения и отопления жилого помещения за фактически проработанное в учреждении время, при этом вины истцов в том, что выплаты им не были произведены в 2012 году, не имеется.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, мотивированными, подтвержденными имеющимися в деле доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку.
При этом судебная коллегия не соглашается с доводами апелляционной жалобы о том, что оснований для производства единовременной денежной выплаты в 2013 году истцам не имеется, так как на момент обращения заявителями не в полном объеме представлены документы, а сама выплата производилась лишь в 2012 году.
Во-первых, размеры подлежащих выплате истцам денежных сумм подтверждены соответствующими документами и ответчиком не оспаривались.
Во-вторых, в нарушение ст. 56 ГПК РФ ответчиком не представлено доказательств того, что несвоевременное предоставление необходимых документов для назначения единовременных выплат произошло по вине истцов.
В-третьих, как следует из материалов дела, уведомления о непредставлении документов в полном объеме в адрес истцов были направлены 20.02.2013 года, в том время как заявления поступили в госпиталь (пос. Светлый) ФГКУ "354 военный клинический госпиталь" в августе и сентябре 2012 года, т.е. спустя 4-5 месяцев. При этом в силу вышеуказанного п. 9 Порядка информирование работника о необходимости представить недостающие документы должно быть произведено в течение 5 дней со дня поступления заявления в письменной форме.
Следует отметить, что о нарушении учреждением указанного 5-дневного срока свидетельствует и то, что сведения о неполном комплекте документов поступили в госпиталь (пос. Светлый) ФГКУ "354 военный клинический госпиталь" из филиала N 5 ФГКУ "354 военный клинический госпиталь" (г. Пенза) 12.02.2013 года, а уведомления были направлены истцам, как указывалось выше, лишь 20.02.2013 года. При этом сведения о дате получения истцами уведомлений отсутствуют.
Таким образом, ФГКУ "354 военный клинический госпиталь" не предпринял предусмотренных законом достаточных мер к своевременному уведомлению работников о необходимости представления дополнительных документов и приведение в соответствие ранее представленных.
При этом, если исходить из позиции ответчика о том, что осуществление указанных единовременных выплат возможно лишь было в 2012 году, уведомление в 2013 году истцов о необходимости представить недостающие документы является нелогичным, так как истцы уже были лишены возможности получить данные выплаты.
Иные доводы жалобы сводятся к неправильной оценке представленных доказательств и не могут являться основанием для отмены постановленного решения суда, так как суд воспользовался правом, предоставленным ему ст. 67 ГПК РФ, оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Оснований для переоценки доказательств не имеется.
Само по себе несогласие автора жалобы с данной судом оценкой обстоятельств дела не дает оснований считать решение суда неправильным.
С учетом приведенных обстоятельств постановленное по делу решение суда следует признать законным и обоснованным. Оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Татищевского районного суда Саратовской области от 08 августа 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу филиала N 5 федерального государственного казенного учреждения "354 военный клинический госпиталь" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.