Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Захарова В.Н.,
судей Бартенева Ю.И. и Песковой Ж.А.
при секретаре Низове И.В.,
с участием прокурора Новичкова Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Озинского района, действующего в интересах Мамаева А.Т., к государственному автономному учреждению Саратовской области "Управление социальной поддержки населения Озинского района" (далее УСПН), министерству социального развития Саратовской области (далее Минсоцразвития) об обеспечении Мамаева А.Т. санаторно-курортной путевкой за 2012 год, по апелляционной жалобе Минсоцразвития на решение Ершовского районного суда Саратовской области от 07 августа 2013 года, которым постановлено:
"исковые требования прокурора Озинского района Саратовской области в интересах Мамаева А.Т. к государственному автономному учреждению Саратовской области "Управление социальной поддержки населения Озинского района" и министерству социального развития Саратовской области об обязании обеспечить санаторно-курортной путевкой удовлетворить.
Обязать государственное автономное учреждение Саратовской области "Управление социальной поддержки населения Озинского района" и министерство социального развития Саратовской области обеспечить Мамаева А.Т. санаторно-курортной путевкой за 2012 год",
заслушав доклад судьи Захарова В.Н., заключение прокурора, полагавшего решение суда законным и обоснованным, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы,
УСТАНОВИЛА:
прокурор Озинского района обратился в суд с иском в интересах Мамаева А.Т. к УСПН, Минсоцразвития об обеспечении санаторно-курортной путевкой за 2012 год. В обоснование заявления указал, что Мамаев А.Т., "данные изъяты", является "данные изъяты", имеет "данные изъяты". Мамаеву А.Т. 20.07.2012 г. была выдана справка для получения путевки на санаторно-курортное лечение, 03.08.2012 г. Мамаев А.Т. обратилась с заявлением в УСПН о получении путевки на санаторно-курортное лечение. Согласно информации УСПН на момент обращения прокурора с данным иском путевка Мамаеву А.Т. не была предоставлена. С учетом уточнения заявленных требований прокурор просил обязать УСПН и Минсоцразвития обеспечить Мамаева А.Т. санаторно-курортной путевкой за 2012 год.
Рассмотрев возникший спор, суд постановил вышеприведенное решение.
Министерство социального развития Саратовской области в апелляционной жалобе просит отменить решение суда, вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований прокурора. В обоснование жалобы указывается, что судом не было учтено, что непредставление Мамаеву А.Т. санаторно-курортной путёвки в 2012 году вызвано объективными причинами, а именно, недостаточностью финансирования из федерального бюджета на приобретение путёвок. С учётом равных прав граждан - получателей набора социальных услуг санаторно-курортное лечение предоставляется в порядке очерёдности, устанавливаемой с даты подачи заявления о выделении путёвки. Ответчик полагает, что с учетом обращения Мамаева А.Т. с заявлением 03.08.2012 г., санаторно-курортная путевка подлежит предоставлению ему в 2013 году. Кроме того, ответчик полагает, что суд необоснованно не привлек к участию в деле Министерство труда и социальной защиты РФ.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор указывает, что при вынесении решения суд первой инстанции правильно применил положения действующего законодательства, дал надлежащую оценку всем представленным доказательствам и просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Минсоцразвития - без удовлетворения.
Истец Мамаев А.Т., представители ответчиков УСПН и Минсоцразвития о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, об уважительности причин неявки суду не сообщили, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовали, в связи с чем, руководствуясь статьёй 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела дело в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия полагает, что оснований для отмены или изменения вынесенного судебного постановления не имеется, поскольку при разрешении заявления судом правильно применены нормы материального и процессуального права, определены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституции Российской Федерации).
Как следует из преамбулы к Федеральному закону Российской Федерации от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее Закон N 181-ФЗ) настоящий Федеральный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьёй 9 Закона N 181-ФЗ предусмотрена реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество.
Основные направления реабилитации инвалидов включают в себя, в том числе, санаторно-курортное лечение.
Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи инвалидам предусмотрены Федеральным законом Российской Федерации от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее Закон N 178-ФЗ).
Согласно ст. 6.2 Закона N 178-ФЗ в состав предоставляемого инвалидам набора социальных услуг включено, в том числе, предоставление при наличии медицинских показаний путёвок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний.
В соответствии со ст. 6.3 Закона N 178-ФЗ учёт права граждан на получение социальных услуг, указанных в статье 6.2 настоящего Федерального закона, осуществляется по месту жительства гражданина с даты установления ему в соответствии с законодательством Российской Федерации ежемесячной денежной выплаты.
Периодом предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой является календарный год.
В случае, если гражданин в течение календарного года приобрел право на получение социальных услуг в соответствии с настоящей главой, периодом предоставления ему социальных услуг является период с даты приобретения гражданином права на получение социальных услуг до 31 декабря текущего года.
Порядок предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года утверждён Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, которым предусмотрено, что обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путём предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путёвок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в Перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской (пункт 3.1).
Граждане при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения получают в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства справку для получения путёвки по форме N 070/у-04, утверждённой Приказом Минздравсоцразвития России от 22 ноября 2004 года N 256 (пункт 3.6).
При наличии справки для получения путёвки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путёвки в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путёвками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда либо в уполномоченный орган (пункт 3.7).
Территориальные органы Фонда и органы социальной защиты населения по месту жительства, а также уполномоченные органы заблаговременно, но не позднее чем за 18 дней до даты заезда в санаторно-курортное учреждение, выдают гражданам санаторно-курортные путёвки в соответствии с их заявлениями и справками для их получения (пункт 3.9).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 года N 2104-р утверждено соглашение между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и правительством Саратовской области о передаче правительству Саратовской области осуществления части полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путёвок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
В целях реализации указанного соглашения постановлением правительства Саратовской области от 28 января 2010 года N 29-П утверждены Правила оказания государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путёвок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
Согласно пункту 4 названных Правил, предоставление социальных услуг осуществляется министерством социального развития области через его подведомственные учреждения социальной поддержки населения в виде предоставления санаторно-курортных путёвок и территориальные органы в виде выплаты компенсации при проезде за счет собственных средств к месту лечения и обратно.
В соответствии с пунктом 9 названных Правил, учреждения социальной поддержки населения обобщают и направляют в министерство ежегодные заявки на предоставление путёвок в соответствии с количеством граждан, вставших на учёт, и профилем заболевания. Заявки оформляются ежегодно, до 1 декабря текущего года на следующий календарный год. Дополнительные заявки на предоставление путёвок направляются в министерство ежеквартально в течение текущего года.
Как следует из материалов дела, было установлено судом и не оспаривалось лицами, участвующими в деле, Мамаев А.Т. является "данные изъяты" (л.д. 10).
20.07.2012 г. муниципальным учреждением здравоохранения "Озинская центральная районная больница" Мамаеву А.Т. выдана справка для получения путёвки по форме N 070/у-04, утверждённой Приказом Минздравсоцразвития России от 22 ноября 2004 года N 256, подтверждающая наличие у неё медицинских показаний и отсутствие противопоказаний для санаторно-курортного лечения (л.д. 8).
03.08.2012 г. Мамаев А.Т. обратился в УСПН с заявлением о предоставлении путёвки на санаторно-курортное лечение (л.д. 7).
Однако до рассмотрения спора судом первой инстанции Мамаев А.Т. не был обеспечен санаторно-курортной путёвкой.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что приведёнными выше положениями закона установлены социальные гарантии по обеспечению инвалидов путёвками на санаторно-курортное лечение, и Российская Федерация приняла на себя обязанность по возмещению расходов на данные цели за счёт средств федерального бюджета, в связи с чем Мамаеву А.Т., являющемуся инвалидом и нуждающемуся в санаторно-курортном лечении, не может быть отказано в предоставлении государственной социальной помощи в виде обеспечения путёвкой на санаторно-курортное лечение со ссылкой на недостаточность финансирования из федерального бюджета. При этом учёт права граждан на получение указанной услуги введён законодателем не с целью организации очерёдности на получение социальной государственной услуги, а для обеспечения реализации права граждан на получение социальных услуг в сроки, предусмотренные законом, а также для обеспечения качественного и эффективного расходования средств, направляемых на предоставление социальных услуг.
Кроме того, по общему правилу, сформулированному в статье 6.3 Закона N 178-ФЗ, и принятом в соответствии с данной статьёй Порядке предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утверждённом приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года, периодом предоставления гражданам социальной услуги в виде санаторно-курортного лечения является календарный год и в случае, если гражданин в течение календарного года приобрёл право на получение социальной услуги, периодом предоставления ему социальной услуги является период с даты приобретения гражданином права на получение социальных услуг до 31 декабря текущего года. Положения пункта 9 Правил оказания государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путёвок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, утверждённых постановлением правительства Саратовской области от 28 января 2010 года N 29-П, указанным требованиям закона не противоречат, поскольку предусматривают обязанность учреждений социальной поддержки населения по ежеквартальному направлению заявок граждан на предоставление путёвок в министерство социального развития области.
Учитывая, что Мамаев А.Т. приобрел право на получение социальной услуги в виде обеспечения путёвкой на санаторно-курортное лечение, что подтверждается справкой для получения путевки, своевременно 03.08.2012 г. обратился в УСПН с заявлением о предоставлении путёвки на санаторно-курортное лечение, приложив необходимые медицинские документы о нуждаемости в санаторно-курортном лечении именно в 2012 году, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что данная социальная услуга должна была быть предоставлена Мамаеву А.Т. до 31 декабря 2012 года.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно возложил на УСПН и на Минсоцразвития обязанность обеспечить Мамаева А.Т. санаторно-курортной путёвкой по его обращению от 03.08.2012 г.
Указание в жалобе на непривлечение в качестве ответчика Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, исходя из принципа диспозитивности, прав министерства социального развития Саратовской области не нарушает и не влияет на правильность разрешенного спора.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правомерными, мотивированными, подтверждёнными имеющимися в деле доказательствами, которым суд дал надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования суда первой инстанции и необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов. Нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
С учётом приведённых обстоятельств постановленное по делу решение суда следует признать законным и обоснованным. Оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ершовского районного суда Саратовской области от 07 августа 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу министерства социального развития Саратовской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.