Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда
в составе
председательствующего Ретунской Н.В.,
судей Мележик Л.М., Петровой Н.А.,
при секретаре Павловой Ю.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Мележик Л.М. гражданское дело по иску заместителя прокурора Кировского района г. Саратова к обществу с ограниченной ответственностью "Горилка-Саратов-С" в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконной деятельности по розничной реализации алкогольной продукции, по апелляционному представлению первого заместителя прокурора Кировского района г. Саратова на решение Ленинского районного суда г. Саратова от 03 июля 2013 г., которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи, объяснения Митиной Н.В. - представителя ответчика ООО "Горилка-Саратов С", представителя третьего лица министерства экономического развития и инвестиционной политики Саратовской области Царевой М.В., возражавших против отмены решения суда, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Кировского района г. Саратова, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковыми требованиями к обществу с ограниченной ответственностью "Горилка-Саратов С" (далее ООО "Горилка-Саратов С") и просил признать деятельность ответчика по розничной реализации алкогольной продукции - пива в помещении магазина, расположенного на остановке общественного транспорта "Железнодорожный вокзал" по адресу: "адрес" незаконной и возложении обязанности прекратить осуществление этой деятельности. В обоснование заявленных требований ссылался на то, что 23 апреля 2013 г. прокуратурой Кировского района г. Саратова проводилась проверка магазина "Горилка", в которой осуществляет торговую деятельность ответчик. В ходе проверки установлено, что магазин находится на остановке общественного транспорта "Железнодорожный вокзал" и в помещении магазина осуществляется продажа пива: "Кроненбург 1664" (4,5 %), "Карлсберг" (4,6 %), "Хольстен Премиум" (4,6 %), "Туборг Грин" (4,6 %), "Реддс" (4,5 %), "Сибирская корона классическая" (5,3 %), "Сибирская корона лайм" (4,7 %) и др.
В соответствии с замерами, произведенными специалистом МУП ГБТИ от знака "Место остановки автобуса и (или) троллейбуса" по ходу движения общественного транспорта установлено, что от границы указанного знака до границы здания магазина "Горилка" расстояние составляет 1,9 м. Длина нежилого помещения магазина составляет 5,4 м. Общая длина от знака "Место остановки автобуса и (или) троллейбуса" до конца здания магазина составляет 7,3 м. Расстояние по ширине от границы проезжей части, где установлен знак "Место остановки автобуса и (или) троллейбуса" до границы здания магазина "Горилка" составляет 4,4 м. Все указанное свидетельствует о том, что магазин "Горилка" находится на остановке общественного транспорта и осуществляет в нарушение положений Федерального закона N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" реализацию пива.
Решением Ленинского районного суда г. Саратова от 03 июля 2013 г. в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционном представлении первый заместитель прокурора Кировского района г. Саратова ставит вопрос об отмене решения суда и принятии нового об удовлетворении исковых требований, поскольку полагает, что оно является незаконным и необоснованным, постановленным с нарушением норм материального права. Автор представления указывает, что судом первой инстанции неправильно истолкован закон и дана ошибочная оценка представленным доказательствам.
В возражениях ООО "Горилка-Саратов-С" просит оставить решение суда без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного заседания, сведений об уважительности неявки не представили, что в силу требований ст. 167 ГПК РФ является основанием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения районного суда согласно требованиям ст. 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов апелляционного представления, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации).
На основании п. 1 ст. 6 Федерального закона N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции относятся: выдача лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, ведение государственной регистрации выданных лицензий, лицензий, действие которых приостановлено, и аннулированных лицензий; прием деклараций об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, осуществление государственного контроля за их представлением; осуществление лицензионного контроля за розничной продажей алкогольной продукции; внесение предложений о разработке и реализации совместных программ производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В силу п. 2 ст. 16 Закона N 171-ФЗ не допускается розничная продажа алкогольной продукции на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения, на остановочных пунктах его движения (в том числе на станциях метрополитена), на автозаправочных станциях.
Для целей настоящего Федерального закона под алкогольной продукцией понимается пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха.
В силу п. 1 ст. 26 Закона N 171-ФЗ розничная продажа алкогольной продукции с нарушением требований ст. 16 названного закона, запрещена.
В соответствии с п. 4 ст. 16 Закона N 171-ФЗ к прилегающим территориям, указанным в п. 2 названной статьи, относятся земельные участки, которые непосредственно прилегают к зданиям, строениям, сооружениям и границы которых определяются решениями органов местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. N 1425 "Об определении органами государственной власти субъектов Российской Федерации мест массового скопления граждан и мест нахождения источников повышенной опасности, в которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, а также определении органами местного самоуправления границ прилегающих территорий к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции", установлен порядок определения органами государственной власти субъектов Российской Федерации мест массового скопления граждан, мест нахождения источников повышенной опасности, а также способ и порядок расчета расстояния до границ прилегающих территорий к некоторым организациям и объектам территорий на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции.
Анализирую положения названного закона, судебная коллегия приходит к выводу о том, что законодателем не установлен запрет продажи алкогольной продукции на прилегающей территории к остановкам общественного транспорта (п. 2 ст. 16 Закона N 171-ФЗ). Также как и названным Постановлением Правительства Российской Федерации не определены границы прилегающих территорий и минимальное (максимальное) расстояние от границы остановки общественного транспорта до магазина, осуществляющего реализацию алкогольной продукции.
Из материалов дела следует, что магазин "Горилка" расположен в многоэтажном жилом доме на 1-м этаже в нежилом помещении площадью 38.3 кв.м., предоставленном ответчику ИП Кудашевым Р.А. на основании договора аренды от 18 июня 2012 г.
ООО "Горилка-Саратов С" имеет лицензию на продажу в розницу алкогольной продукции.
Судом первой инстанции установлено, что 23 апреля 2013 г. прокуратурой Кировского района г. Саратова совместно с ЦИАЗ УМВД РФ по г. Саратову и МУП "БТИ" проведена проверка по факту соблюдения законодательства о государственном регулировании оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции магазина "Горилка", в ходе которой установлено, что в указанном магазине, расположенном по адресу: "адрес" осуществляется розничная продажа пива в ассортименте. Данное обстоятельство не оспаривается ответчиком и подтверждается его объяснениями.
В соответствии с п. 5.1 стандарта отрасли "Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования", утвержденного распоряжением Минтранса РФ от 23 мая 2003 г. N ОС-460-р "Об утверждении стандарта отрасли ОСТ 218.1.002-2003 "Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования", знак "Место остановки автобуса и (или) троллейбуса" устанавливают в начале посадочной площадки.
В силу п. 3 названного стандарта остановочные площадки предназначены для остановки автобусов, движущихся по установленным маршрутам, с целью высадки и посадки пассажиров.
На автомобильных дорогах в состав автобусной остановки входят следующие элементы: остановочная площадка; посадочная площадка; площадка ожидания; переходно-скоростные полосы; заездной карман (при размещении остановки в зоне пересечения или примыкания автомобильных дорог); длительная полоса (для дорог I-III категорий); тротуары и пешеходные дорожки (для дорог I-III категорий); пешеходный переход; автопавильон; скамьи; туалет; контейнер и урны для мусора; технические средства организации дорожного движения (дорожные знаки, разметка, ограждения); освещении (на остановках в пределах населенных пунктов). Ширину остановочных площадок следует принимать равной ширине основных полос проезжей части, а длину - в зависимости от числа одновременно останавливающихся автобусов и их габаритов по длине, но не менее 13 м. Посадочная площадка предназначена для высадки и посадки пассажиров в автобус. Ширину посадочной площадки принимают не менее 3 м, а длину - не менее длины остановочной площадки, то есть не менее 13 м.
Из материалов дела следует, что остановочный пункт общественного транспорта, расположенный по адресу: "адрес" имеет наименование "Железнодорожный вокзал", располагается на правой стороне площади со стороны "адрес".
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции сослался на то, что при разрешении возникшего спора не установлено нарушение ответчиком положений Закона N 171-ФЗ. С указанным выводом суда соглашается судебная коллегия, находит его правильным по следующим основаниям.
Согласно сведениям МУП ГБТИ от знака "Место остановки автобуса и (или) троллейбуса" по ходу движения общественного транспорта установлено, что от границы знака "Место остановки автобуса и (или) троллейбуса" до границы здания магазина "Горилка" расстояние составляет 1,9 м. Длина нежилого помещения магазина составляет 5,4 м. Общая длина от знака "Место остановки автобуса и (или) троллейбуса" до конца здания магазина составляет 7,3 м. Расстояние по ширине от границы проезжей части, где установлен знак "Место остановки автобуса и (или) троллейбуса" до границы здания магазина "Горилка" составляет 4,4 м.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что помещение магазина "Горилка" находится в непосредственной близости от остановки общественного транспорта, но не на территории остановки как на это ссылается прокурор. Доводы представления прокурора в этой части сводятся к ошибочному толкованию законодательства, в связи с чем судебная коллегия находит их несостоятельными.
Приведенные в судебном решении выводы об обстоятельствах дела, подтверждены доказательствами, убедительно мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и в представлении не опровергнуты.
Таким образом, доводы апелляционного представления сводятся к иной оценке доказательств и иному толкованию законодательства, они аналогичны обстоятельствам, на которые ссылался истец в суде первой инстанции в обоснование своих возражений, были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных обеими сторонами доказательств в их совокупности.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований для отмены правильного судебного постановления по доводам апелляционного представления не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Саратова от 03 июля 2013 г. оставить без изменения, апелляционное представление первого заместителя прокурора Кировского района г. Саратова - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.