Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Коршунова Р.В.,
судей Желонкиной Г.А. и Поляниной О.А.,
при секретаре Ефремовой Т.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Смотрова В.М. об оспаривании решения органа государственной власти
по апелляционной жалобе Смотрова В.М. на решение Балашовского районного суда Саратовской области от 02 августа 2013 года, которым постановлено:
"в удовлетворении заявления Смотрова В.М. о признании незаконным решения ГУ МВД РФ по Саратовской области об отказе в праве на реабилитацию и обязании устранить допущенное нарушение, отказать",
заслушав доклад судьи Коршунова Р.В., изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы,
УСТАНОВИЛА:
Смотров В.М. обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения ГУ МВД РФ по Саратовской области (далее - ГУВД) об отказе в праве на реабилитацию и обязании устранить допущенное нарушение. В обоснование требований указал, что в "дата" он проживал вместе с родителями
ФИО1 и ФИО2 в "адрес". В "дата" после создания в селе колхоза его родители были раскулачены, то есть, подвергнуты политическим репрессиям в административном порядке, у них было конфисковано все имущество, а сами они были выселены. В 2003 году на основании решения Балашовского районного суда Саратовской области ГУВД было принято решение о реабилитации его родителей ФИО1 и ФИО2 Заявитель полагал, что в соответствии со ст. 1.1 Закона "О реабилитации жертв политических репрессий" подвергшимися политическим репрессиям и подлежащими реабилитации признаются, в том числе дети, находившиеся вместе с репрессированными по политическим мотивам родителями. В связи с изложенным Смотров В.М. обратился в ГУВД с заявлением о реабилитации, однако ему было отказано в связи с отсутствием сведений о применении репрессий в отношении него и его родителей. С указанным решением ГУВД Смотров В.М. не согласен, поскольку отказ в праве на реабилитацию как жертвы политических репрессий существенно затрагивает его права и законные интересы.
Рассмотрев заявленные требования, суд постановил приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Смотров В.М. ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного и принятии нового решения об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы приводит те же доводы, что и в суде первой инстанции. Полагает, что выводы суда не соответствуют установленным по делу обстоятельствам.
В возражениях на апелляционную жалобу ГУВД полагает решение суда законным и обоснованным.
На заседание судебной коллегии лица, участвующие в деле, не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представили, о причинах неявки не сообщили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда согласно требованиям ст. 327.1 ГПК РФ исходя из доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены или изменения.
Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В силу ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
В соответствие со ст. 1 Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 года N 1761-1 "О реабилитации жертв политический репрессий" (далее - Закон N 1761-1) политическими репрессиями признаются различные меры принуждения, применяемые государством по политическим мотивам, в виде лишения жизни или свободы, помещения на принудительное лечение в психиатрические лечебные учреждения, выдворения из страны и лишения гражданства, выселения групп населения из мест проживания, направления в ссылку, высылку и на спецпоселение, привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы, а также иное лишение или ограничение прав и свобод лиц, признававшихся социально опасными для государства или политического строя по классовым, социальным, национальным, религиозным или иным признакам, осуществлявшееся по решениям судов и других органов, наделявшихся судебными функциями, либо в административном порядке органами исполнительной власти и должностными лицами и общественными организациями или их органами, наделявшимися административными полномочиями.
Согласно ст. 8.1 Закона N 1761-1 по заявлениям заинтересованных лиц или общественных организаций о признании подвергшимися политическим репрессиям и подлежащими реабилитации лиц, указанных в статье 1.1 настоящего Закона, либо пострадавшими от политических репрессий детей, супругов, родителей репрессированных лиц, указанных в статье 2.1 настоящего Закона, органы прокуратуры и внутренних дел проверяют материалы уголовных и административных дел, составляют заключения и выдают справки о признании лиц подвергшимися политическим репрессиям и подлежащими реабилитации либо пострадавшими от политических репрессий или сообщают об отказе в их выдаче соответственно: органы прокуратуры - в случаях, когда репрессии осуществлялись по решениям судов и внесудебных органов; органы внутренних дел - в случаях, когда репрессии осуществлялись в административном порядке органами исполнительной власти, должностными лицами, общественными организациями или их органами, наделявшимися административными полномочиями.
Решения об отказе в выдаче справок о признании лиц подвергшимися политическим репрессиям и подлежащими реабилитации либо пострадавшими от политических репрессий могут быть обжалованы в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан".
Согласно ст. 1.1. Закона N 1761-1 подвергшимися политическим репрессиям и подлежащими реабилитации признаются:
дети, находившиеся вместе с репрессированными по политическим мотивам родителями или лицами, их заменявшими, в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении;
дети, оставшиеся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей или одного из них, необоснованно репрессированных по политическим мотивам.
В соответствии с п. 2.2 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о реабилитации жертв политических репрессий, утвержденного приказом МВД России от 23 ноября 2011 года N 1165, его действие распространяется на детей, находившихся вместе с репрессированными по политическим мотивам родителями или лицами, их заменявшими, в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении, а также детей, оставшихся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей или одного из них, необоснованно репрессированных по политическим мотивам.
Министерства внутренних дел по республикам, главные управления, управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по иным субъектам Российской Федерации, которые в соответствии с Законом Российской Федерации от 18 октября 1991 г. N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" (далее - Закон о реабилитации жертв политических репрессий) на основании архивных документов устанавливают факт применения политической репрессии в административном порядке, составляют заключение и выдают справку о реабилитации либо сообщают об отказе в выдаче такой справки, а также выносят заключение о признании реабилитированным, заключение об отказе в признании реабилитированным (о соответствии либо противоречии законодательству Российской Федерации документов о реабилитации или признании лиц пострадавшими от политических репрессий, выданных в государствах - бывших союзных республиках СССР) по запросам соответствующих ведомств (п. 2.3 Административного регламента).
Согласно п. 22.2 Административного регламента одним из оснований для отказа в реабилитации - предоставлении государственной услуги по выдаче справки о реабилитации жертв политических репрессий является отсутствие архивных документальных материалов, подтверждающих факт применения репрессии в административном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, заявитель Смотров В.М., "дата" года рождения, является родным сыном ФИО1 и ФИО2
Согласно сообщению Государственного архива Саратовской области N С-16р от 17 апреля 2003 года в документах архивного фонда Балашовского районной особой комиссии по раскулачиванию за "дата" ФИО1 и члены его семьи не значатся (л.д. 19).
Решением Балашовского городского суда Саратовской области от 30 октября 2003 года установлены факт применения политических репрессий - раскулачивания в "дата" в отношении ФИО1 и ФИО2 Судом установлено, что все их имущество было конфисковано, а Смотровы вместе с малолетним сыном В. (то есть Смотровым В.М.) тайно бежали из села, опасаясь выселения в Сибирь
(л.д. 18). Сведений о выселении семьи после раскулачивания не имеется.
05 апреля 2013 года Смотров В.М. обратился в ГУВД с заявлением о реабилитации. 09 апреля 2013 года ГУВД было вынесено заключение об отказе в реабилитации Смотрова В.М. в связи с отсутствием архивных документов, подтверждающих факт раскулачивания, о чем заявитель уведомлен письмом с указанием причины отказа (л.д. 20-22).
При таких обстоятельствах суд первой инстанции при разрешении заявления
Смотрова В.М. правильно применил нормы материального права и сделал обоснованный вывод относительно отсутствия оснований для признания незаконным отказа ГУВД в признании заявителя жертвой политических репрессий, поскольку оспариваемое решение принято в соответствии с законом в пределах полномочий должностного лица и права и свободы заявителя нарушены не были.
Выводы суда мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам и требованиям закона и в апелляционной жалобе не опровергнуты.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к иному толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые ссылался заявитель в суде первой инстанции в обоснование своих требований, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных доказательств в их совокупности в соответствии со статьей 67 ГПК РФ. Сама по себе иная оценка автором жалобы представленных доказательств и норм действующего законодательства не может служить основанием к отмене правильного по существу решения.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований для отмены правильного по существу судебного постановления по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Балашовского районного суда Саратовской области от 02 августа 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Смотрова Василия Максимовича - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.