Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Рябихина О.Е.,
судей Садовой И.М., Литвиновой М.В.,
при секретаре Туктагановой А.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района г. Саратова в интересах Зубриловой Л.М. к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма по апелляционному представлению прокурора Октябрьского района г. Саратова и апелляционной жалобе Зубриловой Л.М. на решение Кировского районного суда г. Саратова от 20.05.2013 г., которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Садовой И.М., изучив материалы дела, доводы апелляционного представления и апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Октябрьского района г. Саратова, действуя в интересах Зубриловой Л.М., обратился в суд с вышеуказанным иском к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области (далее - министерство строительства и ЖКХ Саратовской области), мотивировав свои требования тем, что Зубрилова Л.М. состоит на очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий, является "данные изъяты", имеет "данные изъяты", дающих право на получение жилого помещения вне очереди.
Решением Кировского районного суда г. Саратова от 20.05.2013 г. в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, Зубрилова Л.М. подала апелляционную жалобу, в которой просила решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить. В доводах жалобы указывает, что судом первой инстанции нарушены нормы материального и процессуального права. Автор жалобы указывает, что Зубрилова Л.М. на протяжении ряда лет обращалась в различные органы власти для разрешения вопроса о получении жилого помещения. Считает, что ответчик после получения от уполномоченного по правам человека в Саратовской области пакета документов в отношении истца обязан был предоставить Зубриловой Л.М. жилое помещение. Кроме того, считает, что данный вопрос должен был быть разрешен после того, как администрация Октябрьского района г. Саратова направила ходатайство в адрес ответчика о включении истца в список лиц, имеющих право на первоочередное получение жилого помещения. Отказ министерства строительства и ЖКХ Саратовской области, в связи с тем, что она не обращалась к ответчику с соответствующим заявлением, является формальным подходом к разрешению спора, что нарушает её права.
В апелляционном представлении прокурора Октябрьского района г. Саратова содержатся доводы, аналогичные доводам апелляционной жалобы Зубриловой Л.М. Автор представления, указывает, что Зубрилова Л.М. обращалась к ответчику с заявлением о предоставлении ей жилого помещения ввиду наличия у неё "данные изъяты", в ответ на которое получен отказ. Выводы суда об отсутствии оснований для удовлетворения требований, поскольку Зубрилова Л.М. не состоит на учёте у ответчика, основаны на неверном толковании норм материального права, так как право на получение жилого помещения вне очереди не содержит условия о необходимости состоять на учёте в качестве нуждающегося в каком-либо органе гражданам, страдающим тяжёлыми формами хронических заболеваний.
Ранее в ходе судебного заседания 08.10.2012 г. судебная коллегия разрешила ходатайство прокурора и приобщила к материалам дела ксерокопии писем на имя Зубриловой Л.М. от имени администрации муниципального образования "Город Саратов", администрации Октябрьского района муниципального образования "Город Саратов", министерства строительства и ЖКХ Саратовской области, Уполномоченного по правам человека в Саратовской области (л.д. 63-69). Кроме того, удовлетворила ходатайство прокурора о запросе копий учётных дел Зубриловой Л.М. в администрации Октябрьского района муниципального образования "Город Саратов", министерстве строительства и ЖКХ Саратовской области, а также предложила Зубриловой Л.М. представить подлинники вышеуказанных писем, о чём указала в извещении об отложении слушания по делу и переносе даты судебного заседания на 22.10.2013 г., направленного в адрес Зубриловой Л.М. Однако судебное извещение на имя Зубриловой Л.М. возвращено в адрес Саратовского областного суда с отметкой "за истечением срока хранения".
Представитель администрации Октябрьского района муниципального образования "Город Саратов" в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в своё отсутствие.
Иные стороны и их представители в судебное заседание не явились, извещены, не просили отложить слушание по делу.
В соответствии с положениями ч. 3 ст. 167 и ч. 1 ст. 327 ГПК РФ судебная коллегия, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе и апелляционном представлении (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия полагает, что оснований для отмены вынесенного судебного решения не имеется.
Судом первой инстанции установлено, что Зубрилова Л.М. была поставлена на учёт по улучшению жилищных условий в администрации Октябрьского района г. Саратова в общую очередь с "дата" г., как мать-одиночка.
15.11.2011 г. Зубриловой Л.М. установлена "данные изъяты" в связи с наличием "данные изъяты", которое входит в перечень "данные изъяты", при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 г. N 378.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 04.12.2012 г. Зубрилова Л.М. в период с 01.01.2007 г. по 04.12.2012 г. являлась собственником 13/40 долей вправе общей долевой собственности жилого дома общей площадью 40,3 кв.м и земельного участка по адресу г. Саратов, ул. 2 Поперечная, д. N 23. Площадь жилого помещения, приходящаяся на долю Зубриловой Л.М., составляла 13,1 кв.м.
В справке формы - 1 от 16.11.2012 г. указано, что Зубрилова Д.М. в настоящее время зарегистрирована по месту жительства в домовладении по адресу: "адрес", общей площадью 103,7 кв.м. Собственниками дома являются по 1/2 доли в праве общей долевой собственности ФИО1 и ФИО2 В данном жилом помещении зарегистрированы по месту жительства вместе с Зубриловой Л.М. с 14.09.2007 г. Зубрилова О.М., ФИО4, ФИО3
Согласно ответу министерства строительства и ЖКХ Саратовской области от 11.10.2013 г. на запрос судебной коллегии, решением рабочей группы министерства от 15.02.2013 г. N 3 Зубрилова Л.М. была включена в список получателей социальных выплат за счёт средств федерального бюджета, предусмотренных отдельным категориям граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в соответствии с ФЗ от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", ФЗ от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Зубрилова Л.М. письмом от 28.02.2013 г. N 2133 была уведомлена о включении в вышеуказанный список и о необходимости предоставления документов согласно п. 11 постановления Правительства N 382-П. По состоянию на 11.10.2013 г. документов от Зубриловой Л.М. не поступило. Учётного дела не имеется.
В соответствии с материалами учётного дела, хранящегося в администрации Октябрьского района г. Саратова, заявления Зубриловой Л.М. о предоставлении ей вне очереди жилого помещения по договору социального найма по основанию, указанному в исковом заявлении, не имеется.
Конституция РФ, закрепляя в ст. 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления данного права (ч. 2 ст. 40). При этом предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. 3). Тем самым определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
Реализуя соответствующие дискреционные полномочия, федеральный законодатель в ЖК РФ, вступившем в силу 01.03.2005 г., предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении из государственных и муниципальных фондов жилых помещений во владение и пользование малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье. (Определения Конституционного Суда РФ от 03.11.2009 г. N 1368-О-О и от 01.12.2009 г. N 1548-О-О).
Для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке.
К лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилья по договорам социального найма, относятся, в частности, граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством Российской Федерации Перечне.
Так, ст. 17 ФЗ от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" определяет, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01.01.2005 г., обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством РФ.
Норма п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, устанавливающая особый (льготный) порядок реализации жилищных прав инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, направлена на защиту указанной категории граждан.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Определении от 17.12.2009 г. N 1563-О-О, ФЗ от "дата" N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в РФ" вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией РФ и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
В силу ст. 3 Закона Саратовской области от 28.04.2005 г. N 39-ЗСО "О предоставлении жилых помещений в Саратовской области" орган исполнительной власти области, осуществляющий политику в сфере жилищных отношений (далее - уполномоченный государственный орган области), принимает на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях государственного жилищного фонда области по договорам социального найма, указанных в ст. 1 настоящего Закона. В соответствии со ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из государственного жилищного фонда области, признаются граждане, в том числе (в ред. Закона Саратовской области от 25.09.2012 г. N 157-ЗСО) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется гражданин, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, согласно перечню, утвержденному Правительством РФ, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
Статьей 4 вышеуказанного закона установлен порядок принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма, согласно которому граждане (законные представители недееспособных граждан) подают заявление по установленной форме для принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях из муниципального жилищного фонда по договору социального найма в уполномоченный орган местного самоуправления по месту жительства (ч. 1 в ред. Закона Саратовской области от 30.03.2007 г. N 39-ЗСО).
Граждане, указанные в п. 3 - 11 ч. 1 ст. 1 настоящего Закона (законные представители недееспособных граждан), подают заявления (приложение 1) для принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях из государственного жилищного фонда области по договору социального найма в уполномоченный государственный орган области (в ред. Законов Саратовской области от 30.03.2007 г. N 39-ЗСО, от 02.07.2009 г. N 85-ЗСО).
К заявлениям граждан прилагаются копии документов, перечисленные в п. 4 ст. 4 закона.
Заявления граждан о постановке на учет принимаются при наличии всех необходимых документов, указанных в ч.ч. 4, 5 настоящей статьи.
Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет.
Поданное со всеми необходимыми документами заявление регистрируется в "Книге регистрации заявлений граждан о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма".
В силу п. 8 ч. 1 ст. 1 Закона Саратовской области от 28.04.2005 г. N 39-ЗСО "О предоставлении жилых помещений в Саратовской области" жилые помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда области предоставляются признанным нуждающимися в жилых помещениях: гражданам, страдающим тяжелой формой хронических заболеваний, при которой совместное проживание с ними в одной квартире невозможно, согласно перечню, установленному Правительством РФ, и не имеющим иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности.
Согласно подп. "г" п. 1 ч. 1 ст. 2 Закона норма предоставления площади жилого помещения из государственного жилищного фонда для жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, устанавливается в размере: на одиноко проживающих граждан - 30 кв.м общей площади.
В силу ч. 4.1. ст. 1 Закона Саратовской области от 28.04.2005 г. N 39-ЗСО "О предоставлении жилых помещений в Саратовской области" гражданам, указанным в п. п. 1.1, 2, 11 ч. 1 настоящей статьи, меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями могут предоставляться по выбору граждан в форме социальных выплат на приобретение (строительство) жилого помещения либо в форме предоставления жилого помещения на основании договора социального найма из государственного жилищного фонда области. Порядок предоставления социальных выплат устанавливается Правительством области (ч. 4.1 введена Законом Саратовской области от 02.07.2009 г. N 85-ЗСО в ред. Законов Саратовской области от 23.04.2012 г. N 64-ЗСО).
Исходя из анализа вышеуказанных норм, предоставление меры социальной поддержки по обеспечению жилым помещением в форме предоставления жилого помещения на основании договора социального найма из государственного жилищного фонда области носит заявительный характер на основании добровольного волеизъявления лица, имеющего право на социальную поддержку.
Зубрилова Л.М. в министерство строительства и ЖКХ Саратовской области с заявлением и приложением к нему документов, перечисленных в ст. 4 Закона Саратовской области от 28.04.2005 г. N 39-ЗСО, не обращалась.
При таких обстоятельствах, в соответствии с положениями ст. 3 ГПК РФ и ст. 11 ГК РФ у Зубриловой Л.М. отсутствовало субъективное право для обращения в суд, поскольку защите подлежит нарушенное право.
Доводы апелляционной жалобы и апелляционного представления о том, что при принятии решения судом первой инстанции неправильно истолкован закон, подлежащий применению к возникшим правоотношениям, основаны на неверном толковании норм материального права. Сама по себе иная оценка авторами апелляционных жалобы и представления, представленных доказательств и действующего законодательства, не может служить основанием для отмены правильного по существу судебного решения.
В апелляционной жалобе не приведено обстоятельств, которые указывали бы на наличие предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований к отмене решения суда в апелляционном порядке. Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда г. Саратова от 20.05.2013 г. оставить без изменения, апелляционное представление прокурора Октябрьского района г. Саратова и апелляционную жалобу Зубриловой Л.М. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.