Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Гладченко А.Н.,
судей Садовой И.М., Литвиновой М.В.,
при секретаре Туктагановой А.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску администрации Фрунзенского района муниципального образования "Город Саратов" (далее по тексту - администрация Фрунзенского МО "Город Саратов") к товариществу собственников жилья-3 Фрунзенского района г. Саратова (далее по тексту - ТСЖ-3) о признании общего собрания и решений общего собрания незаконными по апелляционной жалобе ТСЖ-3 на решение Фрунзенского районного суда г. Саратова от 30.07.2013 г., которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Садовой И.М., объяснения представителя администрации Фрунзенского района МО "Город Саратова" Красавиной О.Н., полагавшей решение законным и обоснованным, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
администрация Фрунзенского района МО "Город Саратов" обратилась в суд к ТСЖ-3 с исковыми требованиями, в которых просила с учетом уточнений в порядке ст. 39 ГПК РФ, признать незаконными общее собрание, проводимое в период с "дата" по "дата" и решения общего собрания членов ТСЖ-3 Фрунзенского района г. Саратова, оформленные протоколом от 07.04.2013 г.
Свои требования мотивировала тем, что администрация муниципального образования "Город Саратов" (далее по тесту - администрация МО "Город Саратов") является собственником муниципальных жилых и нежилых помещений, расположенных в многоквартирных домах,обслуживаемых ТСЖ-3.
Истец представляет интересы администрации МО "Город Саратов", являющегося членом ТСЖ-3, на основании Положения об администрации Фрунзенского района МО "Город Саратов", утвержденного решением Саратовской городской Думы от 29.01.2009 г. N 36-398 и доверенности N 07-09/1522 от 23.01.2012 г., выданной комитетом по управлению имуществом муниципального образования "Город Саратов".
В период с 14.03.2013 г. по 27.03.2013 г. проведено общее собрание членов ТСЖ-3, оформленное протоколом от 07.04.2013 г., которое было проведено по инициативе ТСЖ-3.
Истец полагает, что решения, принятые на оспариваемом общем собрании членов ТСЖ-3, являются незаконными, поскольку нарушена процедура созыва собрания, форма проведения общего собрания и отсутствовал кворум собрания.
Администрация МО "Город Саратов" была извещена о проведении общего собрания - 08.04.2013 г., а администрация Фрунзенского района МО г. Саратов - 16.04.2013 г., то есть после его проведения, что нарушило право истца и повлияло на
результаты голосования, поскольку если бы представитель администрации участвовал в голосовании и голосовал "против", то решения по вопросам, указанным в повестке дня общего собрания под номерами 3 -8, 10, 12, приняты не были.
Кроме того, для голосования членам ТСЖ-3 направлялись по почте только уведомления о проведении собрания и опросный лист, а иные документы, а именно: отчеты, планы, договоры направлены не были, чем были нарушены права и законные интересы не только членов ТСЖ-3, но и собственников помещений в многоквартирных домах ТСЖ-3 на получение информации о деятельности ТСЖ по вопросам, решения по которым были приняты на оспариваемом собрании.
Рассмотрев спор, Фрунзенский районный суд г. Саратова постановил решение, которым признал незаконными общее собрание, проводимое в период с 14.03.2013 г. по 27.03.2013 г. и решения общего собрания членов ТСЖ-3 Фрунзенского района г. Саратова, оформленные протоколом от 07.04.2013 г.
ТСЖ-3 в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, поскольку оно принято судом с нарушением норм материального и процессуального права, а выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам по делу. Автор жалобы указывает на то, что правлением ТСЖ-3 было инициировано годовое общее собрание членов товарищества, назначенное на 24.01.2013 г., которое не состоялось по причине отсутствия кворума. Повторное собрание было назначено правлением ТСЖ-3 на период с 14.03.2013 г. по 27.03.2013 г. в форме заочного голосования и оформлено протоколом от 07.04.2013 г. В соответствии с требованиями законодательства инициатор проведения собрания обязан уведомить всех членов товарищества не позднее, чем за десять дней до даты проведения общего собрания. Согласно реестру почтовых отправлений уведомление о проведении общего собрания членов товарищества, администрации Фрунзенского района МО "Город Саратов", как собственнику жилых и нежилых помещений, было направлено заблаговременно. Вывод суда о нарушении права администрации Фрунзенского района МО "Город Саратов" на участие в общем собрании и влиянии данного участия на итоги голосования не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, поскольку истцом не представлено доказательств вступления администрации МО "Город Саратов" в члены ТСЖ-3, а также истец не располагает сведениями о том, с какой даты администрация является членом ТСЖ-3. Реестр членов ТСЖ-3 не может служить доказательством членства истца в товариществе. Кроме того, законодатель не обязывает инициаторов проведения собрания, при проведении собрания в форме заочного голосования, рассылать членам товарищества какие-либо документы, кроме уведомления и опросного листа. В сообщении о проведении собрания может быть указан порядок ознакомления с информацией и (или) материалами, которые будут представлены на данном собрании и адрес, где с ними можно ознакомиться.
Автор жалобы, указывает также и на то, что истцом не представлено доказательств нарушения его прав и интересов, принятыми на общем собрании членов товарищества решениями.
Представитель администрации Фрунзенского района МО "Город Саратов" Красавина О.Н. в судебном заседании просила решение суда оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание представитель ТСЖ-3, представители третьего лица администрации МО "Город Саратов", комитета по управлению имуществом администрации "Город Саратов" не явились, извещены, причины неявки не сообщили, не просили отложить слушание по делу.
В соответствии с положениями ч. 3 ст. 167 и ч. 1 ст. 327 ГПК РФ судебная коллегия, с учетом мнения участников процесса, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия считает, что оснований для отмены вынесенного судебного постановления не имеется, поскольку при разрешении спора судом первой инстанции правильно применены нормы материального и процессуального права, определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда в судебном решении мотивированы.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, пришел к выводу о том, что администрация МО "Город Саратов" является членом ТСЖ-3, в связи с чем имеет право принимать участие в общем собрании членов ТСЖ-3 в лице своего структурного подразделения - администрации Фрунзенского района МО "Город Саратов", а также к выводу о нарушении порядка созыва оспариваемого собрания и отсутствия на нем кворума.
Довод жалобы о том, что администрация МО "Город Саратов" не является членом ТСЖ-3 и не имеет права принимать участия в общем собрании членов ТСЖ-3 не нашел своего подтверждения в ходе рассмотрения дела судом апелляционной инстанции и опровергается доказательствами, имеющимися в материалах дела.
В силу ст. 25 ФЗ от 15.06.1996 г. N 189-ФЗ "О товариществах собственников жилья", в редакции, действовавшей до 01.03.2005 г., товариществом является объединение домовладельцев - собственников помещений как в существующих, так и во вновь создаваемых кондоминиумах, образованное в соответствии со ст. ст. 20 - 22 настоящего Федерального закона и в целях, указанных в ст. 24 настоящего Федерального закона.
Товарищество считается организованным с момента его государственной регистрации в соответствии с порядком, определяемым законом о регистрации юридических лиц (ст. 26 от 15.06.1996 г. N 189-ФЗ).
В соответствии с п. п. 1, 3, 4 ст. 32 ФЗ от 15.06.1996 г. N 189-ФЗ "О товариществах собственников жилья", в редакции, действовавшей до 01.03.2005 г., было определено, что членами товарищества являются домовладельцы - собственники помещений в кондоминиуме. Членство в товариществе возникает у домовладельцев с момента регистрации товарищества установленном порядке. После организации товарищества все лица, приобретающие помещения в кондоминиуме, становятся членами товарищества немедленно после возникновения у них права собственности на помещение.
В силу подп. 3 п. 1 ст. 16 ФЗ РФ от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, относятся к вопросам местного значения городского округа.
Администрация Фрунзенского района МО "Город Саратов" является территориальным структурным подразделением МО "Город Саратов" и осуществляет от ее имени исполнительно - распорядительные функции по вопросам местного значения в границах внутригородской территории Фрунзенского района г. Саратова.
Согласно постановлению мэра г. Саратова от 12.05.2005 г. N 219 "О мерах по реализации на территории г. Саратова положений ЖК РФ и порядке участия МО "Город Саратов" в управлении многоквартирными домами, в которых имеется доля муниципальной собственности" (с изменениями от 13.06.2007 г., 04.06.2008 г.), утверждено Положение о порядке участия МО "Город Саратов" в управлении многоквартирными домами, в которых имеется доля муниципальной собственности. Указанным постановлением определено комитету по управлению имуществом города при назначении на должность нового главы администрации района производить выдачу доверенности (с правом передоверия) на право участия в голосовании от имени МО "Город Саратов" на общих собраниях собственников помещений в многоквартирных домах, в которых имеется доля муниципальной собственности. Копии нотариально заверенных доверенностей, выданных администрацией соответствующего района своим представителям, направляются в комитет по управлению имуществом города.
Решением Саратовской городской Думы от 29.01.2009 г. N 36-398 "О положениях об администрациях районов МО "Город Саратов", утверждено положение об администрации Фрунзенского района, которым (п. 3.1.2) предусмотрено, что администрация Фрунзенского района в сфере владения, пользования имуществом, находящимся в муниципальной собственности при управлении многоквартирными домами, в которых имеется доля муниципальной собственности, по доверенности от имени МО "Город Саратов" осуществляет права собственника жилых помещений в многоквартирных домах.
В соответствии с ч. 1 ст. 143.1 ЖК РФ члены товарищества собственников жилья и не являющиеся членами товарищества собственники помещений в многоквартирном доме имеют право получать от органов управления товарищества информацию о деятельности товарищества в порядке и в объеме, которые установлены настоящим Кодексом и уставом товарищества, обжаловать в судебном порядке решения органов управления товарищества.
Члены товарищества собственников жилья и не являющиеся членами товарищества собственники помещений в многоквартирном доме имеют право предъявлять требования к товариществу относительно качества оказываемых услуг и (или) выполняемых работ (ч. 2).
Учитывая вышеизложенное, право обжалования решений общего собрания членов ТСЖ принадлежит, вне зависимости от их членства в ТСЖ, собственникам помещений в многоквартирном доме.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, согласно реестру членов ТСЖ-3 Фрунзенского района г. Саратова на 20.02.2013 г., в него включена площадь муниципальных жилых и нежилых помещений 8148,83 кв.м. На 20.02.2013 г. в реестре членов администрация МО "Город Саратов" зарегистрирована членом ТСЖ-3 по "адрес" (т. 1 л.д.156).
В письменных возражениях, представленных ответчиком в суд первой инстанции указано, что в реестр членов ТСЖ-3 истец был включен с 30.06.2001 г. с даты регистрации ТСЖ-3 в качестве юридического лица, на основании заявления МУ "Дирекция единого заказчика Фрунзенского района" о вступлении в члены ТСЖ-3. На момент создания ТСЖ интересы муниципального собственника жилого и нежилого фондов представляло МУ "Дирекция единого заказчика Фрунзенского района".
Согласно п. 7 ст. 148 ЖК РФ обязанность по ведению реестра членов товарищества возложена на правление ТСЖ.
В соответствии ст. 3 ст. 143 ЖК РФ членство в товариществе собственников жилья прекращается с момента подачи заявления о выходе из членов товарищества или с момента прекращения права собственности члена товарищества на помещение в многоквартирном доме.
Заявления о выходе из членов ТСЖ-3 от собственника муниципального жилищного фонда муниципального образования "Город Саратов", либо от его уполномоченных структурных подразделений, либо решения общего собрания об исключении администрации из членов ТСЖ ответчиком ни суду первой инстанции, ни апелляционной инстанции предоставлено не было.
Исходя из реестра членов ТСЖ, представленного в материалы гражданского дела, уведомления об оспариваемом собрании направлялись только членам ТСЖ-3, среди которых указана администрация МО "Город Саратов" (т. 1 л.д. 156-270).
При таких обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что на момент проведения оспариваемого собрания администрация МО "Город Саратов" являлась членом ТСЖ-3 и имела право принимать участие в голосовании, а администрация Фрунзенского района МО "Город Саратов" обладала полномочиями представлять интересы администрации МО "Город Саратов" при проведении оспариваемого собрания.
Статьей 146 ЖК РФ определен порядок организации и проведения общего собрания членов товарищества собственников жилья, согласно которому уведомление о проведении общего собрания членов товарищества собственников жилья направляется в письменной форме лицом, по инициативе которого созывается общее собрание, и вручается каждому члену товарищества под расписку или посредством почтового отправления (заказным письмом) либо иным способом, предусмотренным решением общего собрания членов товарищества или уставом товарищества. Уведомление направляется не позднее, чем за десять дней до даты проведения общего собрания (в ред. ФЗ от 04.06.2011 N 123-ФЗ).
Положения ст. ст. 45 - 48 ЖК РФ распространяются на порядок проведения общего собрания членов товарищества собственников жилья, если иное не установлено ЖК РФ (ч. 1.1 введена ФЗ от 04.06.2011 г. N 123-ФЗ)
В уведомлении о проведении общего собрания членов товарищества собственников жилья, указываются сведения о лице, по инициативе которого созывается общее собрание, место и время проведения собрания, повестка дня общего собрания. Общее собрание членов товарищества собственников жилья не вправе выносить на обсуждение вопросы, которые не были включены в повестку дня (ч. 2).
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, уведомление о проведении общего собрания членов ТСЖ-3 в форме заочного голосования в период с 14.03.2013 г. по 27.03.2013 г. поступило в администрацию МО "Город Саратов" 08.04.2013 г., вх. N (т. 1 л.д. 21).
Таким образом, ТСЖ-3 требования, содержащиеся в ст. 146 ЖК РФ надлежащим образом исполнены не были, поскольку уведомление администрацией МО "Город Саратов" получено после проведения оспариваемого собрания.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что несвоевременное извещение администрации МО "Город Саратов" лишило её права принять участие в общем собрании членов ТСЖ-3, а голоса, принадлежащие администрации, могли повлиять на итоги голосования по поставленным на повестку дня вопросам.
Проверяя доводы жалобы и обоснованность выводов суда первой инстанции об отсутствии кворума общего собрания членов ТСЖ-3, судебная коллегия приходит к выводу о достоверности произведенных судом расчетов по следующим основаниям.
Правомочия общего собрания членов товарищества собственников жилья, устанавливаются в соответствии со ст. 45 ЖК РФ и уставом товарищества. Общее собрание членов товарищества собственников жилья правомочно, если на нем присутствуют члены товарищества или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов членов товарищества (ч. 3 в ред. ФЗ от 04.06.2011 г. N 123-ФЗ).
Решение общего собрания членов товарищества собственников жилья, может быть принято путем проведения заочного голосования в порядке, установленном ст. ст. 47, 48 ЖК РФ (ч. 6 в ред. ФЗ от 04.06.2011 г. N 123-ФЗ).
Значимыми по делу обстоятельствами, при разрешении данного спора, являются факты об установлении наличия кворума, легитимность лиц, участвующих в голосовании, соблюдение порядка голосования и подсчета голосов, что имеет существенное значение для правомочности принимаемых общим собранием решений, a следовательно их законности. При установлении факта отсутствия кворума на общем собрании членов товарищества собственников жилья в многоквартирном доме, оно признается недействительным, а принятые на нем решения незаконными.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела,
всего членам ТСЖ-3 принадлежит 67244,388 кв.м (т. 1 л.д. 100)
Администрация МО "Город Саратов" как собственник муниципальных жилых и нежилых помещений, площадью "данные изъяты" кв.м, обладает 10,9 % голосов от общего количества голосов членов ТСЖ-3 и 21,5 % голосов от числа, принявших участие в общем собрании членов ТСЖ (в соответствии с протоколом общего собрания от 07.04.2013 г. - "данные изъяты" кв.м).
Согласно представленным в материалы дела опросным листам членов товарищества, принявших участие в общем собрание, проведенного с 14.03.2013 г. по 27.03.2013 г., общее количество голосов составило "данные изъяты" кв.м, а не "данные изъяты" кв.м, как указано в протоколе от 07.04.2013 г., таким образом количество членов ТСЖ-3, принимавших участие в голосовании на данном собрании составило 38,9 %, а поэтому выводы суда первой инстанции о том, что на оспариваемом собрании кворум не был достигнут, и составлял менее 50 % законны и обоснованы.
Бремя доказывания значимого обстоятельства о наличии кворума общего собрания лежит на ответчике, а у судебной коллегии оснований для переоценки доказательств по делу не имеется.
Доказательств, с достоверностью подтверждающих, что общее собрание созвано с соблюдением вышеназванных положений ЖК РФ, ответчиком не представлено.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права и не могут повлиять на законность и обоснованность решения суда.
Исходя из установленных по делу обстоятельств, представленных сторонами спора доказательств и положений норм закона, которыми руководствовался суд при вынесении решения, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для отмены обжалуемого судебного постановления по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Фрунзенского районного суда г. Саратова от 30.07.2013 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу товарищества собственников жилья-3 Фрунзенского района г. Саратова - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.