Судья Саратовского областного суда Пескова Ж.А.,
при секретаре Морозовой М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу индивидуального предпринимателя Еналеевой Д.Ю. на постановление государственного инспектора Кировского района города Саратова по пожарному надзору от 30.11.2012 года N ... , которым индивидуальный предприниматель Еналеева Д.Ю. привлечена к административной ответственности по частям 1, 3 и 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),
УСТАНОВИЛ:
постановлением государственного инспектора Кировского района города Саратова по пожарному надзору от 30.11.2012 года N ... индивидуальный предприниматель Еналеева Д.Ю. привлечена к административной ответственности за совершении административного правонарушения, предусмотренного частями 1, 3 и 4 статьи 20.4 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде штрафа в размере ... рублей.
Решением Кировского районного суда города Саратова от 20.12.2012 года вышеназванное постановление оставлено без изменения, жалоба Еналеевой Д.Ю. - без удовлетворения.
Не согласившись с вынесенным постановлением должностного лица и решением районного суда, Еналеева Д.Ю. обратилась в Саратовский областной суд с жалобой, в которой просит постановление по делу об административном правонарушении отменить. В обоснование доводов жалобы указывает на то, что в нарушение статьи 27.8 КоАП РФ осмотр помещений, принадлежащих ей как индивидуальному предпринимателю, осуществлялся без её участия либо участия её представителя, протокол осмотра территории помещений, в результате которого могли быть выявлены нарушения, составлен не был, как не был вручен ей либо ее представителю. Еналеева Д.Ю. была приглашена лишь для дачи объяснений и вручения копии постановления о возбуждении дела об административном правонарушении. Кроме того, по мнению автора жалобы органы, осуществляющие государственный пожарный надзор, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 8.32, 11.16, 20.4 КоАП РФ. Согласно пункту 6 части 2 статьи 23.34 КоАП РФ рассматривать дела об административных правонарушениях и назначать административные наказания от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе государственные инспекторы городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору. Часть 3 статьи 23.34 предусматривает, что должностные лица, указанные в пунктах 5-7 части 2 настоящей статьи, вправе рассматривать дела об административных правонарушениях, совершенных гражданами и должностными лицами. Полагает, что при вынесении постановления о привлечении к её административной ответственности и назначении ей административного наказания государственным инспектором Кировского района города Саратова по пожарному надзору незаконно было назначено административное наказание как лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а не как должностному лицу.
Проверив законность и обоснованность постановления должностного лица и решения суда первой инстанции в полном объеме (пункт 3 статьи 30.6 КоАП РФ), исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об оставлении постановления государственного инспектора Кировского района по пожарному надзору от 30.11.2012 года N ... и решения Кировского районного суда города Саратова от 20.12.2012 года без изменения по следующим основаниям.
В соответствии с положениями части 1 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно части 3 названной статьи нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В силу части 4 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Федеральным законом от 21.12.1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" определены общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации), а также между общественными объединениями, индивидуальными предпринимателями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее - граждане).
Согласно части 1 статьи 38 указанного Федерального закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственник имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом и лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
Лица, указанные в части первой настоящей статьи, иные граждане за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Приказом Министерства чрезвычайных ситуаций Российской Федерации от 18.06.2003 года N 315 утверждены и ведены в действие с 30.06.2003 года нормы пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03)
Указанные нормы устанавливают основные требования пожарной безопасности, регламентирующие защиту зданий, сооружений, помещений и оборудования на всех этапах их создания и эксплуатации автоматическими установками пожаротушения (АУПТ) и автоматическими установками пожарной сигнализации (АУПС).
Согласно пункту 1 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 года N 390 "О противопожарном режиме", настоящие Правила противопожарного режима содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов (далее - объекты) в целях обеспечения пожарной безопасности.
В силу пунктов 2 и 3 указанных Правил в отношении каждого объекта (за исключением индивидуальных жилых домов) руководителем организации (индивидуальным предпринимателем), в пользовании которой на праве собственности или на ином законном основании находятся объекты (далее - руководитель организации), утверждается инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII настоящих Правил, в том числе отдельно для каждого пожаровзрывоопасного и пожароопасного помещения производственного и складского назначения.
Лица допускаются к работе на объекте только после прохождения обучения мерам пожарной безопасности.
Обучение лиц мерам пожарной безопасности осуществляется путем проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума.
В соответствии с пунктом 6 приведенных Правил в складских, производственных, административных и общественных помещениях, местах открытого хранения веществ и материалов, а также размещения технологических установок руководитель организации обеспечивает наличие табличек с номером телефона для вызова пожарной охраны.
Запрещается, в том числе, эксплуатировать электропровода и кабели с видимыми нарушениями изоляции; использовать временную электропроводку, а также удлинители для питания электроприборов, не предназначенных для проведения аварийных и других временных работ (пункт 42 Правил).
В силу пункта 478 Правил противопожарного режима в Российской Федерации руководитель организации обеспечивает наличие и исправность огнетушителей, периодичность их осмотра и проверки, а также своевременную перезарядку огнетушителей.
Учет наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей, а также иных первичных средств пожаротушения ведется в специальном журнале произвольной формы.
Из материалов дела следует, что в период с 19.10.2012 года по 21.11.2012 года прокуратурой Кировского района города Саратова по поручению прокуратуры Саратовской области, с привлечением специалиста ОНД по Кировскому району города Саратова УНД ГУ МЧС России по Саратовской области, проводилась проверка соблюдения индивидуальным предпринимателем Еналеевой Д.Ю. требований пожарной безопасности при использования помещения, расположенного по адресу: ...
В ходе проверки установлено, что Еналеевой Д.Ю. не пройдено обучение по мерам пожарной безопасности; не проведен под роспись противопожарный инструктаж с сотрудниками по мерам пожарной безопасности; допускается использование временной электропроводки; арендуемое Еналеевой Д.Ю. помещение не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией; в помещениях гостиницы не обеспечено наличие табличек с номерами телефонов для вызова пожарной охраны; помещение не в полном объеме обеспечено первичными средствами пожаротушения (огнетушителями).
С нарушениями, перечисленными в акте, индивидуальный предприниматель Еналеева Д.Ю. ознакомилась и согласилась.
22.11.2012 года прокурором Кировского района города Саратова в отношении Еналеевой Д.Ю. вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частями 1,3,4 статьи 20.4 КоАП РФ.
Отказывая в удовлетворении жалобы Еналеевой Д.Ю., суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что данным лицом совершено административное правонарушение, предусмотренное частями 1,3,4 статьи 20.4 КоАП РФ.
В основу вывода о виновности индивидуального предпринимателя Еналеевой Д.Ю. судом положены: справка по результатам профилактического осмотра по соблюдению требований пожарной безопасности от 23.10.2012 года, акт соблюдения пожарных норм и правил от 23.10.2012 года, постановление о возбуждении производства об административном правонарушении от 22.11.2012 года, определение о месте и времени рассмотрения административного дела от 22.11.2012 года.
Противоречий представленные в материалы дела документы не имеют, составлены уполномоченными должностными лицами, соответствуют требованиям, предъявляемым к форме этих документов, в том числе статье 28.2 КоАП РФ.
Собранные доказательства, получили надлежащую оценку в соответствии со статьями 26.2, 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на основании всестороннего, полного, объективного исследования всех обстоятельств дела в совокупности.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о законности постановления государственного инспектора Кировского района города Саратова по пожарному надзору от 30.11.2012 года N 280 о привлечении индивидуального предпринимателя Еналеевой Д.Ю. к административной ответственности по частям 1,3,4 статьи 20,4 КоАП РФ, поскольку Еналеевой Д.Ю., как лицом, ответственным за соблюдение требований пожарной безопасности, нарушены требования законодательства в сфере обеспечения пожарной безопасности.
Согласно положениям статьи 2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное.
В силу статьи 4.4 КоАП РФ при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
Согласно части 2 названной статьи при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
Из части 3 статьи 4.4 КоАП РФ следует, что в случае, предусмотренном частью 2 настоящей статьи, административное наказание назначается:
1) в пределах санкции, не предусматривающей назначение административного наказания в виде предупреждения, если одной из указанных санкций предусматривается назначение административного наказания в виде предупреждения;
2) в пределах санкции, при применении которой может быть назначен наибольший административный штраф в денежном выражении, если указанными санкциями предусматривается назначение административного наказания в виде административного штрафа.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о законности постановления государственного инспектора Кировского района города Саратова по пожарному надзору от 30.11.2012 года о привлечении индивидуального предпринимателя Еналеевой Д.Ю. к административной ответственности по частям 1,3,4 статьи 20.4 КоАП РФ.
Указанные выводы основаны на доказательствах, всесторонне, полно и объективно исследованных в их совокупности, свидетельствующих о допущенном правонарушении. Судом всем представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка, оснований для их переоценки не имеется.
Наказание Еналеевой Д.Ю. назначено в пределах санкции части 4 статьи 20.4 КоАП РФ и в соответствии с требованиями статьи 4.1 КоАП РФ.
Следует отметить, что судебное постановление по делу об административном правонарушении подлежит отмене в связи с существенными нарушениями процессуальных требований, установленных КоАП РФ, в случае, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Каких-либо существенных процессуальных нарушений при рассмотрении дела не допущено.
Доводы жалобы о том, что Еналеева Д.Ю. не была поставлена в известность о проведении проверки, что проверка проведена в её отсутствие и в отсутствие её представителя, протокол осмотра помещения не составлялся, не могут служить основанием для отмены решения районного суда.
Проверка проводилась в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 17.01.1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", в соответствии с которой прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Закона, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона; требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, статистических, иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям. В соответствии со статьей 6 указанного закона требования прокурора, вытекающие из его полномочий, подлежат безусловному исполнению.
Обязательное составление протокола осмотра по делам об административных правонарушениях по статье 20.4 КоАП РФ законодательством не предусмотрено. Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" не урегулировано оформление результатов прокурорской проверки, не установлена и не закреплена какая либо определенная форма. В связи с этим оформление обнаруженных нарушений при проведении проверки обличены специалистом в форму справки, что не противоречит Закону о прокуратуре.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.1-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
РЕШИЛ:
постановление государственного инспектора Кировского района города Саратова по пожарному надзору от 30.11.2012 года N ... о привлечении индивидуального предпринимателя Еналеевой Д.Ю. к административной ответственности по частям 1, 3 и 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и решение Кировского районного суда города Саратова от 20.12.2012 года оставить без изменения, жалобу Еналеевой Д.Ю. - без удовлетворения.
Судья Ж.А. Пескова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.