Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе: председательствующего Бартенева Ю.И.,
судей Поляниной О.А., Песковой Ж.А.,
при секретаре Голубеве И.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Демидовой А.В. к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Балаковском районе Саратовской области (далее - ГУ УПФ) о возложении обязанности включить в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период работы в качестве медицинской сестры поликлиники в Ныммеской больнице на территории Эстонской ССР с 01 августа 1983 года по 13 июня 1992 года и назначить трудовую пенсию по старости с 04 февраля 2013 года
по апелляционной жалобе ГУ УПФ на решение Балаковского районного суда Саратовской области от 28 августа 2013 года, которым постановлено:
"Обязать государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Балаковском районе Саратовской области включить в стаж Демидовой А.В., дающий ей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период работы в должности медицинской сестры поликлиники в Ныммеской больнице на территории Эстонской ССР с 01.08.1983 года по 13.06.1992 года и назначить ей трудовую пенсию по старости с 04.02.2013 года.
Взыскать с государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Балаковском районе Саратовской области в пользу Демидовой А.В. судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 200 рублей".
Заслушав доклад судьи Бартенева Ю.И., изучив доводы жалобы, рассмотрев материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Демидова А.В. обратилась в суд с иском к ГУ УПФ, в котором просила обязать ответчика включить ей в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период работы в должности медицинской сестры поликлиники в Ныммеской больнице на территории Эстонской ССР с 01.08.1983 года по 13.06.1992 года и назначить ей трудовую пенсию по старости с 04.02.2013 года.
Требования мотивировала тем, что ответчик незаконно исключил из специального стажа период работы в должности медицинской сестры поликлиники в Ныммеской больнице на территории Эстонской ССР с 01.08.1983 года по 13.06.1992 года и отказал ей в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. Отказ в назначении пенсии противоречит международному договору Российской Федерации и Эстонской Республики от 14.07.2011 года, согласно которому учитывается пенсионный стаж, приобретенный на территории обеих договаривающихся сторон.
Рассмотрев спор, суд постановил приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ГУ УПФ ставит вопрос об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного, постановленного с нарушением норм материального и процессуального права. Полагает, что исходя из содержания ст. 1 Федерального закона от 17.12.2011 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон) и ст. 5 Договора между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 14.07.2011 года, период трудовой деятельности Демидовой А.В. в должности медицинской сестры поликлиники в Ныммеской больнице на территории Эстонской ССР не суммируется к специальному стажу, приобретенному на территории РФ, суммируется только как страховой и общий трудовой стаж.
От Демидовой А.В. на апелляционную жалобу ГУ УПФ поступили возражения, в которых истец критически оценивает доводы жалобы, просит решение суда оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.
На заседание судебной коллегии стороны не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представили, о причинах неявки не сообщили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия находит его подлежащим оставлению без изменения.
Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется ст. 39 Конституции Российской Федерации. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В силу ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Согласно ст. 7 Закона право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (п. 1).
Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа (п. 2).
В соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
До вступления в силу Закона на основании ст. 81 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" от 20.11.1990 года N 340-1 пенсия в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения устанавливалась при выслуге не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах.
Согласно ч. 1 ст. 19 Закона трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных п. 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости).
14.07.2011 года между Российской Федерацией и Эстонской Республикой заключен Договор о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения, который применяется с 16.10.2011 года.
Согласно ст. 5 Договора при назначении пенсии в соответствии с настоящим Договором учитываются периоды пенсионного стажа, приобретенные на территориях Договаривающихся Сторон, в том числе на территориях бывших РСФСР и ЭССР
(п. 1).
Если право на назначение пенсии согласно законодательству одной Договаривающейся Стороны возникает без учета пенсионного стажа, приобретенного согласно законодательству другой Договаривающейся Стороны, то соответствующая Договаривающаяся Сторона назначает пенсию только за пенсионный стаж, учитываемый на основании своего законодательства, вне зависимости от того, на территории какой Договаривающейся Стороны проживает лицо. Данное правило применяется и в том случае, если при назначении пенсии в Российской Федерации согласно настоящему Договору пенсионный стаж, приобретенный на территории Российской Федерации, учитываемый при конвертации пенсионных прав, составляет не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин соответственно. При этом подсчет и подтверждение пенсионного стажа осуществляются согласно законодательству той Договаривающейся Стороны, которая назначает пенсию (п. 2).
Если право на назначение пенсии на основании законодательства одной Договаривающейся Стороны возникает в результате суммирования пенсионного стажа, приобретенного на основании законодательства обеих Договаривающихся Сторон, то при определении права на пенсию согласно законодательству Договаривающихся Сторон и при конвертации пенсионных прав согласно законодательству Российской Федерации учитывается пенсионный стаж, приобретенный на территориях обеих Договаривающихся Сторон, кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения. Если право на пенсию не возникает в результате трудовой деятельности по определенной специальности, или на определенной должности, или в определенных условиях, то пенсионный стаж, приобретенный на территориях Договаривающихся Сторон, суммируется как общий пенсионный стаж (п. 3).
В силу п. 1 ст. 6 Договора каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет размер пенсии, соответствующий пенсионному стажу, приобретенному на ее территории, согласно положениям своего законодательства. Периоды пенсионного стажа, приобретенного на территории бывшего СССР, кроме территорий бывших РСФСР и ЭССР, не учитываются при определении размера пенсии.
Из материалов дела следует, что 04.02.2013 года Демидова А.В. обратилась в ГУ УПФ с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Закона.
Решением ГУ УПФ от 28.03.2013 ей было отказано в назначении пенсии по причине отсутствия необходимого специального стажа. При этом пенсионным органом не включен в специальный стаж период работы истца в должности медицинской сестры поликлиники в Ныммеской больнице на территории Эстонской ССР с 01.08.1983 года по 13.06.1992 года, в связи с чем общий специальный стаж составил 23 года 5 месяцев 9 дней (л.д. 6).
Пунктом 9 ст. 30 Закона предусмотрено, что при оценке пенсионных прав применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Статьи 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Реализуя названные предписания, Министерство труда и социального развития Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации постановлением от 17.10.2003 года N 70 утвердило разъяснения "О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 27.11.2003 года N 5280), в соответствии с которым расчетный размер трудовой пенсии может быть исчислен по условиям и нормам, предусмотренным законодательством, действовавшим до принятия Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 29.01.2004 года N 2-П по делу о проверке конституционности отдельных положений ст. 30 Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", признано конституционным производить оценку приобретенных прав по исчислению трудового стажа и размера пенсии, приобретенных гражданином до 01.01.2002 года, по нормам ранее действовавшего законодательства.
В соответствии с п. 2 ст. 6 Соглашения стран СНГ от 13.03.1992 года "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения" для установления права на пенсию, в том числе пенсии на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам
государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.
Указанное Соглашение Республика Эстония не подписала. Тем не менее, в соответствии с п. 2 Письма Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31.01.1994 года N 1-369-18 при назначении пенсий гражданам, прибывшим на территорию России из государств, не являющихся участниками Соглашения от 13.03.1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 01.12.1991 года. Трудовой стаж, приобретенный на территории государств, не являющихся участниками Соглашения от 13.03.1992 года, после этой даты, засчитывается в порядке, предусмотренном ст. 89 Закона РСФСР от 20.11.1990 года.
Решая вопрос о наличии у граждан, прибывших из государств - республик бывшего СССР, права на трудовую пенсию по старости, в том числе на досрочную трудовую пенсию по старости, необходимо учитывать также рекомендации, содержащиеся в распоряжении Правления Пенсионного фонда РФ от 22.06.2004 года N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР".
Согласно данным рекомендациям для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ.
В соответствии с п. 8 распоряжения правления Пенсионного фонда РФ от 2.06.2004 года N 99р для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - республик бывшего СССР, не заключивших соглашения с Российской Федерацией (Азербайджан, Латвия, Эстония), учитывается страховой (трудовой) стаж, исчисленный с учетом периодов работы в СССР до 01.01.1991 года, независимо от уплаты страховых взносов (Письмо Минтруда России от 15.01.2003 года N 88-16).
Из анализа указанных Соглашений и рекомендаций следует, что периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и специальный стаж, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
В силу вышеприведенных норм права довод жалобы о том, что оснований для назначения истцу досрочной трудовой пенсии по старости не имеется в виду отсутствия специального стажа на территории Российской Федерации, является несостоятельным.
На основании изложенного судебная коллегия считает, что суд первой инстанции обоснованно включил в специальный стаж Демидовой А.В. период работы в должности медицинской сестры поликлиники в Ныммеской больнице на территории Эстонской ССР с 01.08.1983 года по 13.06.1992 года, подтвержденный записями в трудовой книжке (л.д. 9-10).
Таким образом, требуемый в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Закона специальный стаж истца составляет не менее 30 лет (23 года 5 месяцев 9 дней + 08 лет 10 месяцев 13 дней).
В этой связи суд обоснованно признал незаконными действия ГУ УПФ и обязал ответчика назначить Демидовой А.В. досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения - 04.02.2013 года.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, мотивированными, подтвержденными имеющимися в деле доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к неправильному толкованию действующего законодательства, не содержат оснований, влекущих отмену судебного решения, были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных обеими сторонами доказательств в их совокупности.
С учетом приведенных обстоятельств постановленное по делу решение суда следует признать законным и обоснованным. Оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Балаковского районного суда Саратовской области от 28 августа 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Балаковском районе Саратовской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.