Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Бартенева Ю.И.,
судей Поляниной О.А., Желонкиной Г.А.,
при секретаре Низове И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Хафизова М.Х. к Управлению Федеральной миграционной службы России по Саратовской области о признании незаконным отказа в выплате единовременного пособия на обустройство, признании права на получение единовременного пособия на обустройство и его выплату, по апелляционной жалобе Управления Федеральной миграционной службы России по Саратовской области на решение Фрунзенского районного суда г. Саратова от 24 июля 2013 года, которым признано незаконным решение комиссии по осуществлению компенсационных выплат и пособий участникам Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам их семей Управления Федеральной миграционной службы Российской Федерации по Саратовской области (протокол от 17 ноября 2011 года N 52) об отказе Хафизову М.Х. в выплате единовременного пособия на обустройство. За Хафизовым М.Х. признано право на получение единовременного пособия на обустройство. Суд обязал Управление Федеральной миграционной службы Российской Федерации по Саратовской области произвести Хафизову М.Х. выплату единовременного пособия на обустройство в размере 60000 рублей, с зачислением денежных средств на лицевой счет N 42607.810.7.5628.3300047.
Заслушав доклад судьи областного суда Поляниной О.А., объяснения представителя Управления Федеральной миграционной службы России по Саратовской области Красновой А.А., поддержавшей доводы жалобы, исследовав материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Хафизов М.Х. обратился в суд с вышеуказанным иском к Управлению Федеральной миграционной службы России по Саратовской области (далее - УФМС). В обоснование заявленных требований указал, что с 2010 года является участником Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам их семей (далее - Государственная программа), о чем ему выдано соответствующее свидетельство. Став участником Государственной программы, Хафизов М.Х. обратился в УФМС с заявлением о получении единовременного пособия на обустройство с предоставлением всех необходимых документов. Решением УФМС, оформленным протоколом заседания комиссии по осуществлению компенсационных выплат и пособий участникам Государственной программы N 52 от 17 ноября 2011 года, истцу в выплате единовременного пособия на обустройство отказано. Полагая указанное решение незаконным, Хафизов М.Х. обратился в суд с настоящим иском.
Суд, рассмотрев возникший спор, постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе УФМС просит отменить решение суда и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении иска отказать. В качестве основания для отмены решения ссылается на неправильное применение судом норм материального права. Указывает на то, что суд не учел, что соответствующие выплаты предоставляются участникам Государственной программы и членам их семей, находящимся в процессе переселения на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, то есть реально пересекающим границу России, а Хафизов М.Х. проживает на территории Российской Федерации на законных основаниях с 2010 года.
В суде апелляционной инстанции представитель УФМСКраснова А.А. доводы жалобы поддержала.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, уважительных причин отсутствия суду не представили, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовали, в связи с чем, руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия рассмотрела дело в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения согласно требованиям ст. 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
В соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона от 24 мая 1999 года N 99-ФЗ "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" (далее Закон N 99-ФЗ) соотечественниками являются лица, родившиеся в одном государстве, проживающие либо проживавшие в нем и обладающие признаками общности языка, истории, культурного наследия, традиций и обычаев, а также потомки указанных лиц по прямой нисходящей линии.
Соотечественниками также признаются лица и их потомки, проживающие за пределами территории Российской Федерации и относящиеся, как правило, к народам, исторически проживающим на территории Российской Федерации, а также сделавшие свободный выбор в пользу духовной, культурной и правовой связи с Российской Федерацией лица, чьи родственники по прямой восходящей линии ранее проживали на территории Российской Федерации, в том числе:
лица, состоявшие в гражданстве СССР, проживающие в государствах, входивших в состав СССР, получившие гражданство этих государств или ставшие лицами без гражданства;
выходцы (эмигранты) из Российского государства, Российской республики, РСФСР, СССР и Российской Федерации, имевшие соответствующую гражданскую принадлежность и ставшие гражданами иностранного государства или лицами без гражданства (п.3 ст. 1 Закона N 99-ФЗ).
Цели государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников заключаются в оказании государственной поддержки соотечественникам, в том числе в обеспечении правовой защиты их интересов, а также условий, при которых они могли бы в качестве равноправных граждан жить в иностранных государствах или вернуться в Российскую Федерацию (ч. 3 ст. 5 Закона N 99-ФЗ).
В целях создания дополнительных условий для обеспечения добровольного переселения в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 637 утверждена Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.
Из раздела II Государственной программы следует, что целями Государственной программы являются стимулирование и организация процесса добровольного переселения в Российскую Федерацию соотечественников на основе повышения привлекательности ее субъектов, а также компенсация естественной убыли населения в стране в целом и в ее отдельных регионах за счет привлечения переселенцев на постоянное место жительства в Российскую Федерацию.
Согласно разделу IV Государственной программы решение об участии в Государственной программе принимается соотечественником добровольно на основе осознанного выбора им места проживания и работы на территории Российской Федерации.
Соотечественнику, ставшему участником Государственной программы, выдается свидетельство установленного Правительством Российской Федерации образца.
Участник Государственной программы и члены его семьи, совместно переселяющиеся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, имеют право на получение государственных гарантий и социальной поддержки, в том числе:
на компенсацию за счет средств федерального бюджета расходов на переезд к будущему месту проживания;
на компенсацию за счет средств федерального бюджета расходов на уплату государственной пошлины за оформление документов, определяющих правовой статус переселенцев на территории Российской Федерации;
на получение за счет средств федерального бюджета единовременного пособия на обустройство ("подъемных");
на получение за счет средств федерального бюджета ежемесячного пособия при отсутствии дохода от трудовой, предпринимательской и иной не запрещенной законодательством Российской Федерации деятельности в период до приобретения гражданства Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев. Размер пособия определяется с учетом прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации;
на получение компенсационного пакета участника Государственной программы, включающего в себя услуги государственных и муниципальных учреждений дошкольного воспитания, общего и профессионального образования, социального обслуживания, здравоохранения и услуги государственной службы занятости. Расходы на финансирование компенсационного пакета осуществляются за счет средств соответствующих бюджетов.
Размер государственных гарантий, порядок их предоставления, а также перечень мер социальной поддержки утверждаются Правительством Российской Федерации.Предоставление иных государственных гарантий, социальная поддержка, трудоустройство участника Государственной программы, обеспечение его и членов его семьи необходимым жильем осуществляются в рамках региональных программ переселения. Участник Государственной программы имеет право выбирать территорию вселения в субъектах Российской Федерации, определенных в установленном порядке. Устанавливаются три категории территорий вселения, что обусловливает дифференциацию объемов предоставляемых участникам Государственной программы государственных гарантий и социальной поддержки.
К территориям вселения категории "А" относятся преимущественно стратегически важные для России приграничные территории, характеризующиеся сокращением численности населения. Переселенцам на территориях данной категории государственные гарантии и социальная поддержка, предусмотренные для участника Государственной программы и членов его семьи, предоставляются в полном объеме.
К территориям вселения категории "Б" относятся территории, где реализуются крупные инвестиционные проекты, требующие массового привлечения переселенцев в связи с отсутствием соответствующего предложения рабочей силы на территориальном рынке труда. Субъекты Российской Федерации, где находятся данные территории, характеризуются позитивной динамикой социально-экономического развития, превышающей среднероссийские показатели, и миграционной нагрузкой ниже среднероссийского уровня. Переселенцам на территориях данной категории предоставляются государственные гарантии и социальная поддержка, предусмотренные для участника Государственной программы и членов его семьи, за исключением ежемесячного пособия, выплачиваемого при отсутствии дохода от трудовой, предпринимательской и иной не запрещенной законодательством Российской Федерации деятельности.
К территориям вселения категории "В" относятся территории с устойчивым социально-экономическим развитием, на которых в течение последних трех и более лет наблюдаются сокращение общей численности населения и (или) миграционный отток. Переселенцам на территориях данной категории предоставляются государственные гарантии и социальная поддержка, предусмотренные для участника Государственной программы и членов его семьи, за исключением ежемесячного пособия, выплачиваемого при отсутствии дохода от трудовой, предпринимательской и иной не запрещенной законодательством Российской Федерации деятельности, и "подъемных".
Постановлением Правительства Саратовской области от 22 июня 2010 года N 238-П утверждена программа Саратовской области по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом".
Проект программы Саратовской области по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом был согласован Распоряжением Правительства РФ от 15 марта 2010 года N 326-р, пунктом 2 которого было определено, что территории вселения в рамках реализации проектов переселения "Озинки", "Саратов" и "Маркс", включенные в программу, указанную в пункте 1 настоящего распоряжения, относятся к территориям вселения следующих категорий, установленных Государственной программой по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 637 "О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом": проект переселения "Озинки" - к категории "А"; проекты переселения "Саратов" и "Маркс" - к категории "Б".
Порядок назначения и выплаты единовременного пособия на обустройство участникам Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, определен Правилами выплаты единовременного пособия на обустройство участникам государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам их семей, утвержденными постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 г. N7 (далее - Правила).
Согласно пункту 2 Правил, пособие выплачивается участникам Государственной программы и членам их семей, переселяющимся на территории вселения категории "А" и "Б".
Пунктом 2 Инструкции по организации работы по выплатам участникам Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам их семей единовременного пособия на обустройство и ежемесячного пособия при отсутствии дохода от трудовой, предпринимательской и иной деятельности, утвержденной приказом Федеральной миграционной службы РФ от 04 июля 2007 года N 145, (далее - Инструкция) предусмотрено, что единовременное пособие на обустройство выплачивается участникам Госпрограммы и членам их семей, переселяющимся на территории вселения категории "А" и "Б" в размере: в отношении лиц, переселяющихся на территорию вселения категории "А", кроме районов Дальнего Востока и Забайкалья, - 60 000 руб. участнику Госпрограммы и по 20 000 руб. членам его семьи; в отношении лиц, переселяющихся на территорию вселения категории "А" в районы Дальнего Востока и Забайкалья, - 120 000 руб. участнику Госпрограммы и по 40 000 руб. членам его семьи; в отношении лиц, переселяющихся на территорию вселения категории "Б", - 40 000 руб. участнику Госпрограммы и по 15 000 руб. членам его семьи.
Согласно абзацам 9 и 10 раздела V Государственной программы (в редакции Указа Президента РФ от 12 января 2010 года N 60) функции по учету желающих добровольно выехать в Российскую Федерацию для постоянного проживания, углубленному разъяснению содержания Государственной программы и предоставляемых в ее рамках возможностей, содействию соотечественникам в выборе оптимального варианта переселения, подготовке их регистрации в качестве участников Государственной программы и проведению иных мероприятий, обеспечивающих их переселение в Российскую Федерацию, осуществляются представительствами или представителями ФМС России за рубежом, дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации, временными группами, создаваемыми из числа специалистов ФМС России, МИДа России и других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, командируемых в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации.
В отношении соотечественников, постоянно или временно проживающих на законном основании на территории Российской Федерации, функции по учету, углубленному разъяснению содержания Государственной программы и предоставляемых в ее рамках возможностей, подготовке их регистрации в качестве участников Государственной программы, оформлению свидетельства участника Государственной программы и проведению иных мероприятий осуществляются территориальными органами ФМС России в субъектах Российской Федерации, в которых реализуется соответствующая региональная программа переселения.
Согласно пункту 4Инструкции для получения единовременного пособия на обустройство участник Госпрограммы предоставляет в территориальный орган ФМС России, где он в установленном порядке зарегистрирован по месту жительства либо поставлен на учет по месту пребывания на территории Российской Федерации, заявление о выплате единовременного пособия на обустройство по установленной формесогласно приложению N 1 к настоящей Инструкции.
Таким образом, из смысла приведенных положений действующего законодательства, в том числе абз. 3 раздела IV Государственной программы, следует, что право на получение за счет средств федерального бюджета единовременного пособия на обустройство ("подъемных") имеет участник Государственной программы, а также члены его семьи, совместно переселяющиеся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, то есть соотечественник и члены его семьи, которые решили добровольно на основе осознанного выбора определить свое место проживания и работы на территории Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, истец Хафизов М.Х. переехал в р.п. Озинки Саратовской области на постоянное место жительство из Республики Казахстан. В 2011 году ему выдан паспорт гражданина Российской Федерации. Хафизов М.Х. зарегистрирован по адресу: Саратовская область, р.п. Озинки, ул. О, д. N.
25 октября 2010 года Хафизовым М.Х. в УФМС подана анкета для участия в Государственной программе. Решением N 162 от 18 ноября 2010 года Министерства занятости, труда и миграции Саратовской области признано целесообразным участие Хафизова М.Х. в Государственной программе и согласована возможность добровольного переселения в Саратовскую область.
20 мая 2011 года Хафизову М.Х. выдано свидетельство участника Государственной программы.
Между тем, решением УФМС, оформленным протоколом заседания комиссии по осуществлению компенсационных выплат и пособий участникам Государственной программы N 52 от 17 ноября 2011 года, Хафизову М.Х. в выплате единовременного пособия на обустройство отказано. Основанием отказа истцу в выплате единовременного пособия на обустройство послужило то, что Хафизов М.Х. в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12 января 2010 года N 60 "О внесении изменений в Государственную программу по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и в план мероприятий по реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 637" относится к соотечественникам, постоянно или временно проживающим на законном основании на территории Российской Федерации.
Принимая во внимание изложенные нормы права и обстоятельства дела, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что оспариваемое решение УФМС основано на неправильном толковании норм действующего законодательства, поскольку Государственная программа не предусматривает деления участников Государственной программы на группы в зависимости от того, находятся такие участники в процессе переселения или нет.
Доводы апелляционной жалобы в указанной части являются несостоятельными.
Прочие доводы апелляционной жалобы сводятся к иному толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые ссылался ответчик в суде первой инстанции в обоснование своих возражений, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных обеими сторонами доказательств в их совокупности в соответствии со ст. 67 ГПК РФ. Оснований к переоценке не имеется.
При разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела. Решение суда отвечает требованиям ст. 198 ГПК РФ.
С учетом изложенного оснований для отмены правильного по существу судебного постановления не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Фрунзенского районного суда г. Саратова от 24 июля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной миграционной службы России по Саратовской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.