Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Елкановой И.А.,
судей Бугаевой Е.М., Филатовой В.Ю.,
при секретаре Хисяметдиновой В.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Терентьевой О.Н. на решение Заводского районного суда г. Саратова от 04 июля 2013 года, которым в удовлетворении исковых требований Терентьевой О.Н. к администрации муниципального образования "Город Саратов", комитету по управлению имуществом города Саратова, комитету по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов" о признании недействительным постановления администрации муниципального образования "Город Саратов" N N от "дата", признании права собственности на земельный участок отказано.
Заслушав доклад судьи Бугаевой Е.М., объяснения представителя комитета по управлению имуществом г. Саратова Соловьёвой Ю.С., просившей отказать в удовлетворении жалобы, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Терентьева О.Н. обратилась в суд с исковым заявлением к комитету по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов", администрации муниципального образования "Город Саратов", комитету по управлению имуществом города Саратова и с учетом уточнения исковых требований просила признать недействительным постановление администрации муниципального образования "Город Саратов" N N от "дата" об отказе ей в предоставлении в собственность земельного участка площадью 22 кв.м с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", признать за ней право собственности на указанный земельный участок, занятый принадлежащим ей на праве собственности гаражом. В обоснование указала, что решением Заводского районного суда г. Саратова от 16 февраля 2012 года, вступившим в законную силу 20 марта 2012 года, за ней признано право собственности на гараж N N литер "адрес", с кадастровым номером N. Гараж истца расположен на земельном участке, выделенном гаражно-строительному кооперативу ГСК-2 решением администрации г. Саратова N N от "дата" под строительство гаражей. Кооперативом данный участок в аренду или иное владение (пользование) не оформлен. Зарегистрировав и оформив свое право собственности на гараж, истец 18 сентября 2012 года обратилась в комитет по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов" с заявлением о предоставлении земельного участка под гаражом площадью 22 кв.м в собственность. Истцом проведены работы по определению границ участка и его формированию, земельному участку под гаражом присвоен кадастровый номер N. Постановлением N N от "дата" года администрации муниципального образования "Город Саратов" в предоставлении в собственность указанного земельного участка отказано пользования со ссылкой на ст. 28, п. 12 ст. 85 Земельного Кодекса РФ, поскольку земельный участок частично расположен в границах территории общего пользования.
Рассмотрев возникший спор, суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Терентьевой О.Н. ставится вопрос об отмене решения суда и принятии нового решения. В обоснование доводов апелляционной жалобы её автор указывает на то, что судом неверно оценен фрагмент карты градостроительного зонирования. Считает, что ответчиком не представлено достаточных доказательств, подтверждающих отнесение спорного земельного участка к территориям общего пользования.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель комитета по управлению имуществом г. Саратова Соловьёва Ю.С. просила отказать в удовлетворении жалобы.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе (в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного постановления.
Подпунктом 5 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ определен правовой принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно абз. 1 п. 1 ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии с п. 4 ст. 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Согласно ч. 12 ст. 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
В соответствии с определениями, данными в п. п. 6, 7, 11 ст. 1 ГрК РФ градостроительное зонирование территорий муниципальных образований осуществляется в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.
Территориальные зоны - это зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (перечни видов разрешенного использования земельных участков, расположенных в границах территориальных зон).
Красные линии - это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты).
Отчуждению в соответствии со ст. 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" не подлежат земельные участки в составе земель: лесного фонда и водного фонда, особо охраняемых природных территорий и объектов; зараженных опасными веществами и подвергшихся биогенному заражению; общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты).
Подпунктом 1 п. 1 ст. 60 ЗК РФ предусмотрено, что нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению так же в случае признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок.
Ненормативный акт исполнительного органа государственной власти или ненормативный акт органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным (п. 1 ст. 61 ЗК РФ).
Решением Саратовской городской Думы от 29 апреля 2008 года N27-280 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов", а решением Саратовской городской Думы от 29 апреля 2000 года N46-471 - план красных линий центрального планировочного района города.
Согласно решению Заводского районного суда г. Саратова от 16 февраля 2012 года, вступившему в законную силу 20 марта 2012 года, за Терентьевой О.Н. признано право собственности на гараж N N литер "адрес", с кадастровым номером N
За Терентьевой О.Н. зарегистрировано право собственности на указанный выше гараж в установленном законом порядке, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права N.
18 сентября 2012 года истец обратилась в комитет по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов" с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка занятого принадлежащим ей гаражом, площадью 22 кв.м.
Постановлением N N от "дата" года администрации муниципального образования "Город Саратов" в предоставлении в собственность земельного участка общей площадью 22 кв.м с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", истцу отказано со ссылкой на ст. 28, п. 12 ст. 85 ЗК РФ, поскольку земельный участок частично расположен в границах территории общего пользования.
Из письма председателя комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству от 15 февраля 2013 года следует, что в соответствии с "Проектом планировки территорий общего пользования г. Саратова (Заводской район)", утвержденным постановлением администрации муниципального образования "Город Саратов" N 1530 от 27 июля 2011 года, рассматриваемый земельный участок площадью 22 кв.м, преимущественно расположен в красных линиях улиц (территории общего пользования). В соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов", утвержденными решением Саратовской городской Думы от 29 апреля 2008 N 27-280, в редакции решений Саратовской городской Думы от 27 апреля 2010 года N50-595 от 11 октября 2012 года N 18-217, земельный участок частично включен в состав территориальной зоны ИТ1 - зона предприятий городского транспорта, объектов обслуживания транспорта, разрешенный вид использования земельного участка: "объекты для хранения индивидуального легкового транспорта - отдельно стоящие гаражи до (5 машиномест)" является основным разрешенным видом использования земельных участков для данной территориальной зоны.
Из имеющегося в материалах дела проекта и приложенных к нему документов об отказе Терентьевой О.Н. в предоставлении в собственность земельного участка в Заводском районе, следует, что земельный участок 22 кв.м частично включен в состав территориальной зоны ИТ1 - зона предприятий городского транспорта, объектов обслуживания транспорта, и разрешенный вид использования земельного участка: "объекты для хранения индивидуального легкового транспорта".
Однако из фрагмента карты градостроительного зонирования следует гараж N N литер "адрес", с кадастровым номером N большей частью расположен в зоне ОП - земель публичного пользования (территории общего пользования). Данный участок расположен в непосредственной близости путепровода.
Указанные выше обстоятельства подтверждаются схемой расположения земельного участка, в которой имеется указание о том, что земельный участок преимущественно расположен в границах красных линий улиц, органичен в пользовании в соответствии со статьей 85 ЗК РФ и приватизации не подлежит.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы о недоказанности отнесения спорного земельного участка к территории общего пользования опровергаются материалами дела и сводятся к переоценке доказательств, оснований которой судебная коллегия не усматривает.
В силу закона Саратовской области от 07 октября 2009 года N 144-ЗСО "О внесении изменений в Закон Саратовской области "О земле" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории муниципального образования "Город Саратов" осуществляется органами местного самоуправления.
Согласно п. 2.1 Положения о комитете по управлению имуществом города Саратова, утвержденного решением Саратовской городской Думы от 29 сентября 2011 года N 7-71, задачами комитета, связанными с решением вопросов местного значения, является, в том числе владение, пользование, распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности, от имени и в интересах муниципального образования "Город Саратов".
Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Вывод суда о правомерности отказа администрации муниципального образования "Город Саратов" Терентьевой О.Н. в предоставлении в собственность спорного земельного участка в связи с тем, что участок частично расположен в границах красных линий территории общего пользования, судебная коллегия находит правильным.
Доводы кассационной жалобы о том, что суду не представлено доказательств нахождения на спорном земельном участке объектов общего пользования, Правила землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов", утвержденные решением Саратовской городской Думы от 29 апреля 2008 года N 27-280, не должны применяться, так как не содержат описания (ни текстового, ни в виде координат характерных точек) границ территориальных зон или земель общего пользования, судебная коллегия находит несостоятельными по следующим основаниям.
В ходе рассмотрения дела комитетом по архитектуре и градостроительству администрации г. Саратова представлен фрагмент карты градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки г. Саратова, из которых следует, что спорный земельный участок находится в зоне ОП - земель общего пользования.
Согласно Положению о комитете по архитектуре и градостроительству, утвержденным постановлением мэра г. Саратова от 11 марта 2003 года N 200 (с последующими изменениями), комитет по архитектуре и градостроительству г. Саратова является отраслевым структурным подразделением администрации г. Саратова, осуществляющим регулирование архитектурной и градостроительной деятельности на территории г. Саратова.
В соответствии со ст. 1 ГрК РФ правилами землепользования и застройки является документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
С целью обеспечения всех участников процесса градостроительной деятельности необходимой информацией в соответствии со ст. 56 ГрК РФ действуют информационные системы обеспечения градостроительной деятельности, которые представляют собой организованный в соответствии с требованиями Кодекса систематизированный свод документированных сведений о развитии территорий, об их застройке, о земельных участках, об объектах капитального строительства и иных необходимых для осуществления градостроительной деятельности сведений.
Информационные системы обеспечения градостроительной деятельности включают в себя материалы в текстовой форме и виде карт (схем).
Целью ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности является обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц достоверными сведениями, необходимыми для осуществления градостроительной инвестиционной и иной хозяйственной деятельности, проведения землеустройства.
Органы местного самоуправления обязаны предоставлять сведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности по запросам органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц.
В соответствии с решением Саратовской городской Думы от 10 июля 2009 года N 42-491 задачей комитета по архитектуре и градостроительству города является ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности.
Согласно постановлению Правительства РФ от 9 июня 2006 года N 363 сведения, содержащиеся в информационной системе, предоставляются на бумажных и (или) электронных носителях в текстовой и (или) графической формах.
Анализ действующего законодательства, в частности, положений ст.ст. 4, 34 ГрК РФ, позволяет сделать вывод о том, что ГрК РФ обязанность компетентного органа отражать описание границ территориальных зон (в виде координатных точек) не предусмотрена.
Согласно ст. 34 ГрК РФ на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон могут устанавливаться по линиям магистралей, улиц, проездов, разделяющим транспортные потоки противоположных направлений; красным линиями; границам земельных участков; границам населенных пунктов в пределах муниципальных образований; естественным границам природных объектов; иным границам.
Правила землепользования и застройки г. Саратова разработаны в полном соответствии в вышеуказанными нормами. В соответствии с положениями ст. 31 ГрК РФ границы территориальных зон были предметом обсуждения на публичных слушаниях. В ходе публичных слушаний предложений и замечаний по изменению границ территориальной зоны, в которой расположен земельный участок, не поступало. Указанный нормативный акт является действующим и не отменен.
Принцип обеспечения устойчивого развития территорий на основе территориального планирования имеет приоритет перед правами собственников расположенных на земельных участках объектов недвижимости, поэтому в данном случае принятым администрацией муниципального образования "Город Саратов" постановлением N N от "дата" права истца не нарушены.
Отказ в предоставлении истцу права собственности на спорный земельный участок не препятствуют оформлению истцом иных прав на испрашиваемый ею земельный участок (аренды).
Кроме того, в соответствии с актом об отводе в натуре красных линий и границ участка от 16 апреля 1962 г. исполкомом Заводского района отведен земельный участок площадью 1300 кв.м на 50 боксов и предоставлен кооперативу N 2 под строительство гаражей.
Поскольку истец имеет в собственности только нежилое помещение (гараж), расположенный в строении литер А, находящийся на земельном участке, который предоставлялся гаражному кооперативу для размещения строения, состоящего из 50 боксов, то иск о признании права собственности на земельный участок, необходимый для эксплуатации нежилого помещения, расположенного в составе единого объекта, без учета подъездов к гаражным боксам и без согласования со смежными землепользователями не может быть удовлетворен.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с данной судом оценкой доказательств и иному толкованию законодательства, аналогичны тем, на которые ссылалась сторона истца в суде первой инстанции в обоснование своих исковых требований, которые были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных сторонами доказательств в их совокупности.
С учетом изложенного судебная коллегия не может согласиться с доводами апелляционной жалобы и не усматривает оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для отмены обжалуемого судебного постановления.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Заводского районного суда г. Саратова от 04 июля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.