Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе: председательствующего судьи Бартенева Ю.И.,
судей Пантелеева В.М., Желонкиной Г.А.,
при секретаре Низове И.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бухбиндера А.В. к муниципальному учреждению здравоохранения "Вольская центральная районная больница" (далее - МУЗ "Вольская ЦРБ"), Правительству Российской Федерации о компенсации морального вреда, причинённого противоправным отказом в предоставлении рецепта на лекарственные средства,
по апелляционной жалобе Бухбиндера А.В. на решение Вольского районного суда Саратовской области от 03 сентября 2013 года, которым в удовлетворении иска Бухбиндеру А.В. отказано.
Заслушав доклад судьи Бартенева Ю.И., рассмотрев материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Бухбиндер А.В. обратился в суд с иском к МУЗ "Вольская ЦРБ" и Правительству Российской Федерации, в котором просил взыскать с каждого из ответчиков по 1000000 руб.
Требования мотивировал тем, что он является инвалидом "данные изъяты" группы бессрочно по заболеванию "данные изъяты". 01.08.2013 года он устно обратился к участковому врачу поликлиники N 1 МУЗ "Вольская ЦРБ"
ФИО7 по вопросу предоставления ему рецепта на получение лекарственного средства " "данные изъяты"", необходимого для ликвидации болевого синдрома в соответствии с назначением врача травматолога МУЗ "Вольская ЦРБ". В присутствии ФИО6 указанный выше медицинский работник отказала ему в предоставлении рецепта на указанное лекарственное средство, ссылаясь на отсутствие необходимого средства в аптечной сети г. Вольска Саратовской области, указав при этом на то, что ему никогда не будет выписан данный рецепт.
Истец полагает, что произвольный отказ компетентным медицинским работником в предоставлении рецепта на лекарственное средство нарушил его право, как инвалида, на получение медицинской реабилитации и обеспечение лекарственными средствами, гарантированное как Федеральным законом РФ "О социальной защите инвалидов в РФ", так и Конвенцией "О правах инвалидов". Одной из причин сложившейся ситуации является невыполнение Правительством РФ государственных гарантий по обеспечению инвалида лекарственным препаратом. Полагает, что ответчики в отношении него допустили бесчеловечное обращение, несовместимое со ст. 3 Конвенции "О защите прав человека и основных свобод", поскольку по вине ответчиков он лишен необходимого ему для снятия болевого синдрома лекарственного средства, что причиняет ему значительные физические и нравственные страдания.
Непредоставлением ему рецепта на получение указанного лекарственного средства и необеспечением его гарантиями по получению необходимого лекарственного средства ему был причинен существенный моральный вред, выразившийся в переживаниях за состояние своего здоровья, эмоциональным стрессом, потерей благоприятных условий жизни, дискомфортом, угнетениями, связанными с социальной незащищенностью, чувством медицинской незащищенности, невозможностью заниматься личными делами в связи с необходимостью обращения в суд, разочарованием в эффективности учреждений и органов, отвечающих за лекарственное обеспечение инвалидов, чувством страха, связанного с сильными болями в коленных суставах, сильными болями в коленных суставах и невозможностью их смягчения, чувством тревоги, длительной депрессией.
Рассмотрев заявление, суд постановил приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Бухбиндер А.В. ставит вопрос об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного, постановленного с нарушением норм материального и процессуального права. Полагает, что суд вынес немотивированное решение, чем нарушил право Бухбиндера А.В. на справедливое судебное разбирательство, гарантированное п. 1 ст. 6 Конвенции "О защите прав человека и основных свобод". В частности, суд первой инстанции уклонился от опроса врача ФИО7, являющейся фактическим причинителем морального вреда. Кроме того, суд не истребовал из ФГКУ "Главное бюро МСЭ по Саратовской области" и не исследовал индивидуальную программу реабилитации инвалида - Бухбиндера А.В., гарантирующую ему право на получение указанного лекарственного средства. Не согласен с данной судом оценкой представленным доказательствам.
На заседание судебной коллегии стороны не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представили, о причинах неявки не сообщили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия находит его подлежащим оставлению без изменения.
В силу чч. 1 и 2 ст. 150 ГК РФ жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Нематериальные блага защищаются в соответствии с настоящим Кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (статья 12) вытекает из существа нарушенного нематериального блага или личного неимущественного права и характера последствий этого нарушения.
Согласно ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
В соответствии с п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 года N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Согласно ст.ст. 12, 56 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как основание своих требований и возражений.
Как видно из материалов дела и было установлено судом первой инстанции, 05.08.2011 года Бухбиндер А.В. обращался к врачу-травматологу МУЗ "Вольская ЦРБ" с жалобами на боли в коленных суставах. Имеется отметка врача, что со слов больного от приема нестероидных обезболивающих препаратов эффекта нет, в связи с чем рекомендовано лекарственное средство " "данные изъяты"" через комиссию ВК.
Согласно журналу посещений врача-терапевта поликлиники N 1 МУЗ "Вольская ЦРБ" 01.08.2013 года истец был на приеме врача-терапевта.
В соответствии со ст. 4.1, 6.1 и 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 года
N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которого включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания, питания для детей-инвалидов.
Полномочия Российской Федерации по организации обеспечения лекарственными препаратами граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, в том числе их лекарственное обеспечение, переданы на осуществление органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Средства на осуществление данных полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета, зачисляемых на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.
Перечень лекарственных препаратов, в том числе перечень лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебной комиссии
лечебно-профилактических учреждений, обеспечение которыми осуществляется в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) при оказании государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержден приказом Минздравсоцразвития РФ от 18.09.2006 года N 665.
В данном Перечне указаны международные непатентованные наименования лекарственных препаратов, а в случае отсутствия таких наименований указаны химические наименования лекарственных препаратов.
Лекарственный препарат " "данные изъяты"" в указанный Перечень лекарственных средств включен.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.12.2012 года
N 2516-р утвержден размер субвенции, предоставляемой из федерального бюджета бюджету Саратовской области на финансовое обеспечение оказания отдельным категориям граждан социальной услуги по обеспечению необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, в размере 214490,5 тыс. руб.
Приказом Минздрава России от 20.12.2012 года N 1175н утвержден Порядок назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядок оформления указанных бланков, их учета и хранения (далее - Порядок), который регулирует вопросы назначения и выписывания лекарственных препаратов при оказании медицинской помощи в медицинских организациях, иных организациях, осуществляющих медицинскую помощь, и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность (далее - медицинская организация).
В силу п. 2 Порядка назначение и выписывание лекарственных препаратов осуществляется лечащим врачом, фельдшером, акушеркой в случае возложения на них полномочий лечащего врача в порядке, установленном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23.03.2012 года
N 252н "Об утверждении Порядка возложения на фельдшера, акушерку руководителем медицинской организации при организации оказания первичной медико-санитарной помощи и скорой медицинской помощи отдельных функций лечащего врача по непосредственному оказанию медицинской помощи пациенту в период наблюдения за ним и его лечения, в том числе по назначению и применению лекарственных препаратов, включая наркотические лекарственные препараты и психотропные лекарственные препараты" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28.04.2012 года, регистрационный N 23971), индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность (далее - медицинские работники).
Согласно подп. 1 п. 34 Порядка назначение и выписывание лекарственных препаратов гражданам, имеющим право на бесплатное получение лекарственных препаратов или получение лекарственных препаратов со скидкой, при оказании им первичной медико-санитарной помощи осуществляется медицинским работником в случаях типичного течения заболевания пациента исходя из тяжести и характера заболевания согласно утвержденным в установленном порядке стандартам медицинской помощи, в том числе отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в соответствии с перечнем лекарственных препаратов, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 18 сентября 2006 года N 665 "Об утверждении перечня лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 сентября 2006 года, регистрационный N 8322) с изменениями, внесенными приказами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 19 октября 2007 года N 651 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 октября 2007 года, регистрационный N 10367), от 27 августа 2008 года N 451н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10 сентября 2008 года, регистрационный N 12254), от 1 декабря 2008 года N 690н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 декабря 2008 года, регистрационный N 12917), от 23 декабря 2008 года N 760н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 января 2009 года, регистрационный N 13195), от 10 ноября 2011 года N 1340н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 ноября 2011 года, регистрационный N 22368);
В соответствии с п. 35 Порядка право выписывать рецепты на лекарственные препараты гражданам, имеющим право на бесплатное получение лекарственных препаратов или получение лекарственных препаратов со скидкой, также имеют:
1) медицинские работники, работающие в медицинской организации по совместительству (в пределах своей компетенции);
2) медицинские работники стационарных учреждений социального обслуживания и исправительных учреждений (независимо от ведомственной принадлежности);
3) медицинские работники медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, в случае, предусмотренном пунктом 29 настоящего Порядка;
4) медицинские работники медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, подведомственных федеральным органам исполнительной власти или органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
а) гражданам, расходы на бесплатное лекарственное обеспечение которых в соответствии с законодательством Российской Федерации покрываются за счет средств федерального бюджета;
б) иным категориям граждан, расходы на бесплатное лекарственное обеспечение которых в соответствии с законодательством Российской Федерации покрываются за счет средств бюджетов различных уровней и обязательного медицинского страхования;
5) индивидуальные предприниматели, занимающиеся частной медицинской практикой и включенные в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования.
Разрешая спор, суд первой инстанции, дав оценку собранным по делу доказательствам, в том числе свидетельским показаниям, в соответствии со
ст. 67 ГПК РФ, и с учетом требований закона, правомерно исходил из следующего.
01.08.2013 года Бухбиндер А.В. был на приеме у
врача-терапевта, приходил по поводу получения справки на санаторно-курортное лечение.
При этом каких-либо доказательств предъявления жалоб на боли в суставах при посещении в этот день участкового врача-терапевта, обращения по вопросу предоставления рецепта на получение лекарственного средства " "данные изъяты"" и отказа в выписке ему рецепта, Бухбиндер А.В. в нарушение ст. 56 ГПК РФ суду не представил. Ходатайств о вызове свидетелей не заявлял.
Правительство Российской Федерации свои обязательства по предоставлению социальной помощи отдельным категориям граждан исполнило, так как соответствующие субвенции из федерального бюджета в бюджет "адрес" были осуществлены.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе Бухбиндеру А.В. в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда и оценкой исследованных им доказательств, поскольку суд правильно определил характер правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении заявления, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.
Несостоятельными являются доводы жалоба о том, что суд первой инстанции уклонился от опроса врача ФИО7, являющейся фактическим причинителем морального вреда, а также суд не истребовал из ФГКУ "Главное бюро МСЭ по Саратовской области" и не исследовал индивидуальную программу реабилитации инвалида - Бухбиндера А.В.
Как видно из материалов дела, ходатайств о вызове свидетеля ФИО7 и истребовании каких-либо документов Бухбиндером А.В. не заявлялось.
При этом, как было установлено судом первой инстанции, участковый врач ФИО7, осуществившая 01.08.2013 года прием истца, согласно выписке из приказа от 23.08.2013 года с 02.09.2013 года находится в очередном оплачиваемом отпуске, и, как пояснил представитель ответчика, выехала за пределы г. Вольска, что подтверждено проездным документом. Поэтому ФИО7 не была допрошена судом.
Другие доводы апелляционной жалобы сводятся к иному толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые ссылался заявитель в суде первой инстанции в обоснование своих требований, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных обеими сторонами доказательств в их совокупности в соответствии со ст. 67 ГПК РФ. Оснований к переоценке не имеется.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований для отмены правильного по существу судебного постановления по доводам апелляционной жалобы - не имеется.
Руководствуясь ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Вольского районного суда Саратовской области от 03 сентября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Бухбиндера А.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.