Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе: председательствующего судьи Бартенева Ю.И.,
судей Поляниной О.А., Песковой Ж.А.,
при секретаре Третьяных Д.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Островской Н.П. к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе города Саратова (далее - ГУ УПФ) о признании наличия трудового стажа, признании права на получение пенсии за выслугу лет и право на страховую часть пенсии по старости, признании страхового стажа, наличии специального стажа в органах специальной связи Министерства обороны, возложении обязанности произвести пересчет пенсии с 08 июля 2010 года
по апелляционной жалобе Островской Н.П. на решение Ленинского районного суда города Саратова от 08 августа 2013 года, которым в удовлетворении иска Островской Н.П. отказано в полном объеме.
Заслушав доклад судьи Бартенева Ю.И., объяснения Островской Н.П., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя ГУ УПФ Халяпиной Т.П., возражавшей против доводов жалобы, рассмотрев материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Островская Н.П. обратилась в суд с иском к ГУ УПФ, в котором с учетом уточнений просила: признать за ней наличие трудового стажа 29 лет 10 месяцев; признать за ней право на получение пенсии за выслугу лет и право на страховую часть пенсии по старости; признать за ней наличие страхового стажа 29 лет 4 месяца 21 день (в том числе в период с 01.09.1973 года по 15.06.2001 года, с 04.06.2007 года по 31.12.2009 года); признать за ней наличие специального стажа в органах специальной связи Министерства обороны 17 лет (в том числе с 21.11.1979 года по 13.09.1984 года, с 06.06.1988 года по 15.06.2001 года); обязать ГУ УПФ произвести перерасчет пенсии Островской Н.П. с 08.07.2010 года.
Требования мотивировала тем, что она имеет трудовой стаж с 01.09.1973 года по 31.12.2009 года в следующих организациях: с 01.09.1973 года по 22.07.1974 года - учеба в ТУ -2 химиков; с 04.09.1974 года по 22.10.1979 года работа на "данные изъяты" химическом комбинате (во время работы истца он переименован в "данные изъяты" ПО " "данные изъяты"" им. 50 лет Октября); с 21.11.1979 года принята на действительную воинскую службу в ВС СССР по контракту в в/ч, где и проходила службу по 13.09.1984 года, должности в период службы следующие: с 21.11.1979 года - радиотелефонист ВУС 085, с 30.11.1980 года телефонист ВУС 103, с 01.12.1981 года - старший телефонист ВУС 103. Состав - солдаты; 13.09.1984 года была уволена с действительной военной службы в связи с переводом мужа к новому месту службы. Мужа перевели в "адрес") в в/ч N, которая в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 09.07.2003 года реорганизована в "данные изъяты"; в период с 14.09.1984 года до 06.06.1988 года в связи с отсутствием рабочих мест в в/ч, где проходил службу ее муж, не работала, что подтверждается прилагаемой справкой; с 06.06.1988 года принята техником телеграфисткой телеграфной станции (ЗАС) узла связи в в/ч N. Уволена 24.10.1994 года; с 16.08.1995 года принята в в/ч N электромонтером
линейно-кабельного узла связи. Уволена 15.06.2001 года; с 04.06.2007 года по 31.12.2009 года истец работала в "данные изъяты" (во время работы данное учреждение переименовывалось). Уволена по сокращению штата. После этого три месяца получала зарплату, а с 01.04.2010 года должна была уйти на пенсию.
То есть общий стаж Островской Н.П. составил более 29 лет (с учетом периода учебы) и она имеет право на досрочный выход на трудовую пенсию.
Вышеуказанные доводы подтверждаются прилагаемыми к иску копиями трудовой книжки (с вкладышем), военным билетом, справкой.
В июле 2010 года истец обратилась в ГУ УПФ и представила все необходимые для оформления и начисления пенсии документы, в связи с чем ей должны были начислить, в том числе, пенсию за выслугу лет и страховую часть пенсии с индексацией РПК, но Островской Н.П. была назначена только социальная пенсия.
Назначение пенсии истцу проводилось с нарушением действующих законодательных актов, без учета фактического стажа, в частности ответчик еще в период, когда истец работала по найму в государственном учреждении, назначил ей досрочно социальную пенсию, поставив ее на учет как "безработную".
Кроме этого, ГУ УПФ не включило в пенсионное дело истца фамилию, имя и отчество по рождению, свидетельство о рождении, свидетельство о браке, номер трудовой книжки, номер вкладыша в трудовую книжку. В базу данных была загружена справка формы СЗВ-к без переименований завода и воинских частей, без номера военного билета, а период службы по контракту без номера части, без должности, в т.ч. "радиотелефонист", за период работы в в/ч без указания на то, что она принята техником телеграфной станции ЗАС, что является юридически значимым обстоятельством, так как это приравнивается к работе по трудовому договору, и дает истцу право на страховую пенсию. В базе данных ответчика фактически удалены наименования и номера воинских частей, где служила истец, ее должности, в том числе в период с 21.11.1979 года по 13.09.1984 года.
При расчете страхового стажа не внесена дата выдачи страхового свидетельства, не указано кем оно выдано, не указаны штат и юридический адрес страхователя, не рассчитан льготный (специальный) стаж, дающий истцу право на досрочную пенсию, неправильно указан код застрахованного лица. Также при внесении данных истца в пенсионное дело были допущены и другие грубые нарушения, которые при формировании пенсии нарушили право Островской Н.П. как на получение пенсии за выслугу лет, так и на страховую часть трудовой пенсии.
Ответчик не включил в стаж работы период с 13.09.1984 года по 06.06.1988 года, что также является незаконным, так как истцом были предоставлены все справки, подтверждающие право на зачисление данного периода в трудовой стаж. Аналогично не включен в стаж период учебы. То есть ответчиком был неверно исчислен стаж истца. Фактический стаж истца составляет более 29 лет. Согласно ст. 7 Закона РФ от 12.02.1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу ... " лица, указанные в ст. 1, имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет и трудовой пенсии по старости. В силу ст. 3 Федерального закона от 15.12.2001 года N 166 -ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" военнослужащие имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет и страховой части трудовой пенсии по старости.
Но ответчиком данные права истца были нарушены, ей назначена только социальная пенсия. Стаж работы при этом исчислен в 22 года. Данные обстоятельства подтверждаются прилагаемой к иску копией пенсионного удостоверения.
Рассмотрев исковое заявление, суд постановил приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Островская Н.П. ставит вопрос об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного, постановленного с нарушением норм материального и процессуального права. Полагает, что выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела. Находит выводы суда немотивированными. Не согласна с данной судом оценкой представленным доказательствам. Иные доводы жалобы аналогичны доводам искового заявления.
От ГУ УПФ на апелляционную жалобу истца поступили возражения, в которых ответчик критически оценивает доводы жалобы, просит решение суда оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия находит его подлежащим оставлению без изменения.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон) право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Закона в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В силу чч. 1 и 2 ст. 11 Закона в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 настоящего Федерального закона, засчитываются:
1) период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей";
2) период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;
3) период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности;
4) период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда или переселения по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;
5) период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке;
6) период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет;
7) период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности;
8) период проживания за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, постоянные представительства Российской Федерации при международных организациях, торговые представительства Российской Федерации в иностранных государствах, представительства федеральных органов исполнительной власти, государственных органов при федеральных органах исполнительной власти либо в качестве представителей этих органов за рубежом, а также в представительства государственных учреждений Российской Федерации (государственных органов и государственных учреждений СССР) за границей и международные организации, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, но не более пяти лет в общей сложности.
Периоды, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, засчитываются в страховой стаж в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), указанные в статье 10 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 1 ст. 17 Закона размер трудовой пенсии определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении трудовой пенсии, и в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
В соответствии с положениями чч. 1 и 2 ст. 20 Закона перерасчет размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, производится:
с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие за собой перерасчет размера трудовой пенсии в сторону уменьшения;
с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) в сторону увеличения.
Заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.
Лица, имеющие право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости перечислены в ч. 1 ст. 27 Закона.
Согласно чч. 1 и 2 ст. 32 Закона РФ от 19.04.1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон от 19.04.1991 года N 1032-1) гражданам, не достигшим возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин и имеющим страховой стаж продолжительностью не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно, а также необходимый стаж на соответствующих видах работ, дающий им право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, предусмотренной статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", продолжительность периода выплаты пособия по безработице увеличивается сверх установленных 12 месяцев на две недели за каждый год работы, превышающий страховой стаж указанной продолжительности. При этом в страховой стаж включаются периоды работы и иной деятельности и засчитываются иные периоды, установленные в статьях 10 и 11 указанного Федерального закона. Порядок продления сроков выплаты пособия по безработице устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
По предложению органов службы занятости при отсутствии возможности для трудоустройства безработным гражданам из числа лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя, с их согласия может назначаться пенсия на период до наступления возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости, но не ранее чем за два года до наступления соответствующего возраста. Размер этой пенсии определяется по нормам страховой части трудовой пенсии по старости, установленным Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". При этом пункты 21 - 25 статьи 14 указанного Федерального закона не применяются.
По достижении возраста, дающего право на установление трудовой пенсии по старости, в том числе досрочно назначаемой трудовой пенсии по старости, получатель пенсии, назначенной в соответствии с настоящим пунктом, вправе осуществить переход на трудовую пенсию по старости (часть трудовой пенсии по старости) в соответствии с пунктом 7 статьи 19 указанного Федерального закона.
К пенсии, назначаемой в соответствии с настоящим пунктом, может быть установлена пенсия за выслугу лет в соответствии со статьей 7 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Правила, в соответствии с которыми органы службы занятости осуществляют выдачу предложений о досрочном назначении пенсии безработным гражданам, указанным в настоящем пункте, определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В целях единообразного применения органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, Федерального закона от 17.122001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" постановлением Минтруда РФ от 25.03.2002 года N 21 утверждены Разъяснения "О порядке применения пункта 2 статьи 31 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно данным Разъяснениям в соответствии с п. 2 ст. 31 Закона от 17.12.2001 года федеральные законы, принятые до вступления в силу Закона от 17.12.2001 года и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются с 1 января 2002 г. в части, не противоречащей Закону от 17.12.2001 года.
В связи с этим с 01.01.2002 года не подлежат применению установленные до этой даты условия и нормы пенсионного обеспечения, в отношении которых Закон от 17.12.2001 года предусматривает иное правовое решение.
Условия и нормы пенсионного обеспечения, установленные до 01.01.2002 года, в отношении которых Закон от 17.12.2001 года не предусматривает иного правового решения либо вообще не регулирует данную область пенсионных правоотношений, подлежат применению и после 01.01.2002 года, как не противоречащие Закону от 17.12.2001 года.
Так, Закон от 17.12.2001 года не определяет условия назначения досрочной пенсии безработным лицам, которая входит в число социальных гарантий для этой категории граждан, являющихся предметом правового регулирования Закона Российской Федерации от 19.04.1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации". В связи с этим пп. 2 и 3 ст. 32 Закона от 19.04.1991 года подлежат применению с 01.01.2002 года как не противоречащие Закону от 17.12.2001 года. При этом определение размера досрочной пенсии безработным и выплата этой пенсии осуществляются в соответствии с Законом от 17.12.2001 года.
Как видно из материалов дела и было установлено судом первой инстанции, 08.07.2010 года истец обратилась в ГУ УПФ за назначением трудовой пенсии по старости по предложению государственного учреждения - Центра занятости населения Ленинского района г. Саратова N 86 от 08.07.2010 года в соответствии с Законом от 19.04.1991 года N 1032-1.
Страховой стаж истца Островской Н.П. до 01.01.2002 года составил 22 года 02 месяца 02 дня (57%), в том числе до 01.01.1991 года -12 лет 6 месяцев 09 дней (22%).
При этом в стаж включены (помимо периодов работы) период службы в вооруженных силах, период ухода за ребенком, период проживания с
мужем-военнослужащим в местностях, где не было возможности трудоустройства, отношение среднемесячной зарплаты истца к среднемесячной зарплате по стране (по представленным документам за период с мая 1996 года по апрель 2001 года) составил 0,604. При назначении пенсии также учтены взносы, перечисленные работодателем за период с 04.06.2007 года по 31.12.2009 года в сумме "данные изъяты" коп. Размер пенсии с 08.07.2010 года составил "данные изъяты" коп. (в том числе "данные изъяты" коп. фиксированный базовый размер). Стаж для права на 31.12.2009 года составил 28 лет 05 месяцев 21 день.
Общая сумма материального обеспечения пенсионера, не осуществляющего работу, не может быть меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации. Размер прожиточного минимума пенсионера по Саратовской области на 2010 год составил "данные изъяты" руб. В связи с вышеизложенным, к пенсии Островской Н.П. установлена социальная доплата до прожиточного минимума в размере "данные изъяты" коп., общий размер выплаты составил "данные изъяты" руб.
Разрешая спор, суд первой инстанции, дав оценку собранным по делу доказательствам в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, и с учетом требований закона, правомерно исходил из следующего.
Истец не представила суду документы, подтверждающие право на страховую часть пенсии, т.е. документ от военкомата, осуществляющий пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу.
Не подлежит удовлетворению требование истца о включении в страховой стаж периода учебы с 01.09.1973 года по 22.07.1974 года, так как действующим законодательством это не предусмотрено.
Кроме того, имеющиеся в материалах дела, в материалах пенсионного дела документы (трудовая книжка, справка, таблица трудовой деятельности застрахованного лица), свидетельствуют о том, что периоды работы, перечисленные в приложенному к иску расчете страхового стажа Островской Н.П., за исключением периода учебы, на подлежащего включению в страховой стаж, совпадают с периодами работы, перечисленными в таблице трудовой деятельности, определяемой ответчиком. Расхождение имеется только в результате, что обусловлено допущенной истцом арифметической ошибкой при подсчете страхового стажа.
Несостоятельно требование истца в части признания наличия у нее специального стажа в органах специальной связи Министерства обороны 17 лет (в том числе с 21.11.1979 года по 13.09.1984 года и с 06.06.2001 года),так как период с 21.11.1979 года по 13.09.1984 года учтен при определении права на пенсию и включен в расчет стажа, согласно военному билету N N.
Никаких иных документальных доказательств подтверждения периодов службы в рядах Вооруженных Сил истцом не предоставлено.
Периоды работы в в/ч N с 06.06.1988 года по 24.10.1994 года. с 16.08.1995 года по 15.06.2001 года включены в страховой стаж.
Работа в период с 25.10.1994 года по 15.08.1995 года истцом документально не подтверждена.
Кроме того, заявление о пересчете пенсии с приложением необходимых документов ответчику истцом не подавалось.
На основании вышеизложенного, суд пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда и оценкой исследованных им доказательств, поскольку суд правильно определил характер правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении заявления, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к иному толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые ссылался заявитель в суде первой инстанции в обоснование своих требований, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных обеими сторонами доказательств в их совокупности в соответствии со ст. 67 ГПК РФ. Оснований к переоценке не имеется.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований для отмены правильного по существу судебного постановления по доводам апелляционной жалобы - не имеется.
Руководствуясь ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда города Саратова от 08 августа 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Островской Н.П. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.