Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда
в составе:
председательствующего Грибалевой М.Н.,
судей Мележик Л.М., Тришкиной М.А.,
при секретаре Хисяметдиновой В.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Васильева В.А., Васильевой В.В. к ассоциации товариществ собственников жилья Ленинского района (далее АТСЖ Ленинского района) о компенсации морального вреда, по апелляционной жалобе Васильева В.А., Васильевой В.В. на решение Ленинского районного суда г. Саратова от 15 августа 2013 года.
Заслушав доклад судьи Грибалевой М.Н., объяснения Васильева В.А., представляющего также интересы Васильевой В.В., поддержавшего доводы жалобы, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Васильев В.А., Васильева В.В. обратились в суд с иском к АТСЖ Ленинского района и просили с учетом уточнения исковых требований взыскать с ответчика в пользу Васильева В.А. компенсацию морального вреда, причиненного ему вследствие не устранения безвозмездно недостатков составленного АТСЖ Ленинского района акта обследования жилого помещения на качество горячего водоснабжения, в размере 200 руб.; взыскать в пользу Васильева В.А. компенсацию морального вреда, причиненного ему в период с 20 мая 2010 года по 07 апреля 2013 года предоставлением в указанный период горячего водоснабжения с температурой горячей воды в точке водоразбора менее 60 градусов по Цельсию, в размере 10000 руб.; взыскать в пользу Васильева В.А. компенсацию морального вреда, причиненного ему в период с 08 апреля 2013 года по 06 мая 2013 года предоставлением в указанный период горячего водоснабжения с температурой горячей воды в точке водоразбора менее 60 градусов по Цельсию, в размере 300 руб.; взыскать в пользу Васильева В.А. компенсацию морального вреда, причиненного вследствие нарушения права на получение адреса аварийно-диспетчерской службы АТСЖ Ленинского района, в размере 200 руб.; взыскать в пользу Васильева В.А. расходы по оплате составления искового заявления в размере 1000 руб.; взыскать в пользу Васильевой В.В. компенсацию морального вреда, причиненного ей в период с 20 мая 2010 года по 07 апреля 2013 предоставлением в указанный период горячего водоснабжения с температурой горячей воды в точке водоразбора менее 60 градусов по Цельсию, в размере 10000 руб.; взыскать в пользу Васильевой В.В. компенсацию морального вреда, причиненного ей в период с 08 апреля 2013 года по 06 мая 2013 года предоставлением в указанный период горячего водоснабжения с температурой горячей воды в точке водоразбора менее 60 градусов по Цельсию, в размере 300 руб.; взыскать в пользу Васильевой В.В. расходы по оплате юридических услуг в размере 400 руб.
В обоснование заявленных требований указали, что 12 апреля 2013 года АТСЖ Ленинского района получила претензию Васильева В.А. на ненадлежащее качество горячего водоснабжения в "адрес", в ответ на которую был составлен акт обследования жилого помещения, не соответствующий требованиям, предусмотренным п. 108 и 109 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов". В период с 12 апреля 2013 года по 05 мая 2013 года температура горячего водоснабжения в точке забора менее 60 градусов по Цельсию. 25 апреля 2013 года Васильевым В.А. была направлена в адрес ответчика претензия с требованием в срок до 15 мая 2013 года безвозмездно устранить недостатки акта от 12 апреля 2013 года, которая исполнена не была.
Решением Ленинского районного суда г. Саратова от 15 августа 2013 года в удовлетворении исковых требований Васильеву В.А. и Васильевой В.В. к АТСЖ Ленинского района о взыскании компенсации морального вреда в связи с не устранением недостатков акта обследования жилого помещения от 12 апреля 2013 года и некачественным предоставлением услуг по горячему водоснабжению отказано в полном объеме.
В апелляционной жалобе Васильев В.А. и Васильева В.В. просят решение суда отменить и принять новое решение. В обоснование жалобы указали, что решение суда принято не по заявленным ими требованиям. Считают, что исковые требования были заявлены к надлежащему ответчику, поскольку оплату за горячее водоснабжение истцы производят ответчику. Также считает доказанным факт обращения к ответчику за получением информации.
Васильев В.В., представляющий также интересы Васильевой В.В., в судебном заседании суда апелляционной инстанции просил решение суда отменить, исковые требования удовлетворить.
Васильева В.В., представитель ответчика, иные лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания. Не просили рассмотреть дело в их отсутствие, не представили сведений об уважительности неявки в судебное заседание, что в соответствии с требованиями ст. 167 ГПК РФ является основанием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения районного суда согласно требованиям ст. 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства.
Согласно чч. 1-2 ст. 4 Закона РФ "О защите прав потребителей" продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору.
При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется.
Частью 4 ст. 157 ЖК РФ установлено, что при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, изменение размера платы за коммунальные услуги определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила).
В соответствии с пп. "а" п. 31 указанных Правил исполнитель обязан предоставить потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Согласно пункту 149 Правил за нарушение качества предоставления потребителю коммунальных услуг исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность.
Исполнитель, допустивший нарушение качества предоставления коммунальной услуги вследствие предоставления потребителю коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, обязан произвести в соответствии с положениями настоящих Правил перерасчет потребителю размера платы за такую коммунальную услугу в сторону ее уменьшения вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
Исполнитель освобождается от ответственности за нарушение качества предоставления коммунальных услуг, если докажет, что такое нарушение произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине потребителя. К обстоятельствам непреодолимой силы не относятся, в частности, нарушение обязательств со стороны контрагентов исполнителя или действия (бездействие) исполнителя, включая отсутствие у исполнителя необходимых денежных средств (пункт 150 Правил).
В соответствии с п. 4.12, 4.16.3 ГОСТ Р 51617-2000 "Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия", принятому и введенному в действие Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 19.06.2000 N 158-ст, потребительские свойства и режим оказания услуг по предоставлению электрической энергии, питьевой воды, газа, тепловой энергии и горячей воды, канализации должны обеспечивать безопасность потребления в количестве, необходимом потребителю для бытового потребления, а также непрерывность потребления. Температура горячей воды в точках водоразбора у потребителей должна быть от 50 до 74 град. C.
Согласно справке Жилищного отдела N 1 АТСЖ Ленинского района г. Саратова от 13 мая 2013 года Васильев В.А. является квартиросъемщиком квартиры "адрес". Вместе с ним в указанной квартире также проживают Васильева В.В. (жена), ФИО8 (дочь), ФИО8 (внучка).
Судом первой инстанции установлено, что АТСЖ Ленинского района является некоммерческой организацией, учрежденной товариществами собственников жилья, являющимися некоммерческими организациями, для содействия её членам в достижении целей, предусмотренных настоящим уставом, зарегистрированной в установленном законом порядке.
Целями и задачами АТСЖ Ленинского района является обеспечение её членов жилищно-коммунальными услугами, а также защита прав собственников жилья в получении коммунальных услуг.
Согласно п. 2 указанных выше Правил "исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Исходя из представленных истцами платежных и учредительных документов АТСЖ Ленинского района является исполнителем, предоставляющим потребителям коммунальные услуги.
В связи с подачей горячей воды, температура которой ниже нормы, в квартиру истцов в период с 08 апреля 2013 года Васильевым В.А. 12 апреля 2013 года направлена претензия в адрес АТСЖ Ленинского района. Факт обращения истца к ответчику также подтверждается ответом АТСЖ Ленинского района от 21 мая 2013 года.
Отказывая в удовлетворении исковых требований истцов, суд первой инстанции исходил из того, что в обязанности ТСЖ (ЖСК) входит заключение договора на подачу тепловой энергии и оплата услуг по её предоставлению, в связи с чем указанные организации являются посредниками между теплоснабжающей организацией и гражданами, проживающими в многоквартирном доме, ответственность за восстановление циркуляции в многоквартирных жилых домах должна нести администрация муниципального образования "Город Саратов".
Судебная коллегия не может согласиться с указанным выводом суда первой инстанции на основании следующего.
Исходя из содержания ч.2.2 ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах. Указанные товарищество или кооператив могут оказывать услуги и (или) выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме своими силами или привлекать на основании договоров лиц, осуществляющих соответствующие виды деятельности. При заключении договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией указанные товарищество или кооператив осуществляют контроль за выполнением управляющей организацией обязательств по такому договору, в том числе за оказанием всех услуг и (или) выполнением работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в данном доме, за предоставлением коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В соответствии с подп. "б" п. 10 Правил условия предоставления коммунальных услуг собственнику и пользователю жилого дома (домовладения) по его выбору определяются: в договоре о предоставлении коммунальных услуг, заключаемом собственником жилого дома (домовладения) с организацией (в том числе некоммерческим объединением), которая от своего имени и в интересах собственника заключает договоры холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) с соответствующими ресурсоснабжающими организациями.
В соответствии со ст. 15 Закона РФ "О защите прав потребителей" моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины.
Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
Согласно п. 45 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 28 июня 2012 г. N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.
Размер компенсации морального вреда определяется судом независимо от размера возмещения имущественного вреда, в связи с чем размер денежной компенсации, взыскиваемой в возмещение морального вреда, не может быть поставлен в зависимость от стоимости товара (работы, услуги) или суммы подлежащей взысканию неустойки. Размер присуждаемой потребителю компенсации морального вреда в каждом конкретном случае должен определяться судом с учетом характера причиненных потребителю нравственных и физических страданий исходя из принципа разумности и справедливости.
Если исполнителем вследствие нарушения прав потребителей, предусмотренных жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе настоящими Правилами, потребителю причинен моральный вред (физические или нравственные страдания), то по заявлению потребителя суд может возложить на исполнителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков (п. 155 указанных выше Правил).
Согласно акту обследования жилого помещения от 12 апреля 2013 года, составленному АТСЖ Ленинского района, температура в течение суток в кухне составляет 38 °С, санузле - 25 °С.
Согласно акту обследования жилого помещения от 06 мая 2013 года, составленному АТСЖ Ленинского района, температура в течение суток в кухне составляет 48 °С, ванной - 52 °С.
Указанные обстоятельства подтверждают тот факт, что в период с 08.04.2013 г. по 06.05.2013 г. в жилое помещение, где проживают истцы, услуга горячего водоснабжения предоставлялась ненадлежащего качества.
В соответствии с пунктами 105, 106 Правил при обнаружении факта нарушения качества коммунальной услуги потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем (далее - аварийно-диспетчерская служба).
Сообщение о нарушении качества коммунальной услуги может быть сделано потребителем в письменной форме или устно (в том числе по телефону) и подлежит обязательной регистрации аварийно-диспетчерской службой. При этом потребитель обязан сообщить свои фамилию, имя и отчество, точный адрес помещения, где обнаружено нарушение качества коммунальной услуги, и вид такой коммунальной услуги. Сотрудник аварийно-диспетчерской службы обязан сообщить потребителю сведения о лице, принявшем сообщение потребителя (фамилию, имя и отчество), номер, за которым зарегистрировано сообщение потребителя, и время его регистрации.
Доказательств предоставления услуги горячего водоснабжения ненадлежащего качества в период с 20 мая 2010 года по 07 апреля 2013 года истцами не предоставлено. В ходе рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции Васильев В.В., представляющий также интересы Васильевой В.В. сообщил, что о предоставлении указанной услуги ненадлежащего качества обратился с претензией к ответчику в апреле 2013 г.
Таким образом, судебная коллегия в соответствии с указанными выше положениями закона приходит к выводу о необходимости удовлетворения требования истцов в части взыскания в их пользу компенсации морального вреда, причиненного некачественным оказанием услуги горячего водоснабжения за период с 12 апреля 2013 года по 06 мая 2013 года.
В силу подп. "п" п. 31 Правил исполнитель обязан: предоставить потребителю адреса и номера телефонов диспетчерской, аварийно-диспетчерской службы исполнителя.
Из заявления Васильева В.А. от 24.04.2013 г., направленного в адрес ответчика, следует, что содержалась просьба о сообщении места нахождения единой аварийно-диспетчерской службы АТСЖ Ленинского района (л.д.41).
Как следует из материалов дела, Васильеву В.А. ответчиком сообщалось, что жилой "адрес" аварийной диспетчерской службой АТСЖ Ленинского района, заявления принимаются по многоканальному телефону 444-200 (л.д. 39).
Контактный номер телефона аварийной диспетчерской службы указан также на доске объявлений у подъезда, в которой расположена квартира истцов (л.д. 40).
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает возможным согласиться с выводом суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требования о взыскании компенсации морального вреда в размере 200 руб., причиненного вследствие нарушения прав истцов на получение адреса аварийно - диспетчерской службы, так как права Васильева В.А. и Васильевой В.В. обратиться в аварийно-диспетчерскую службу не нарушены.
Истцами также заявлены исковые требования о взыскании компенсации морального вреда вследствие того, что ответчик в срок до 15.05.2013 г. не устранил недостатки составленного АТСЖ Ленинского района акта обследования жилого помещения.
Порядок установления факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность определен в главе Х Правил.
Согласно п. 109 Правил по окончании проверки составляется акт проверки.
Если в ходе проверки будет установлен факт нарушения качества коммунальной услуги, то в акте проверки указываются дата и время проведения проверки, выявленные нарушения параметров качества коммунальной услуги, использованные в ходе проверки методы (инструменты) выявления таких нарушений, выводы о дате и времени начала нарушения качества коммунальной услуги.
Если в ходе проверки факт нарушения качества коммунальной услуги не подтвердится, то в акте проверки указывается об отсутствии факта нарушения качества коммунальной услуги.
Если в ходе проверки возник спор относительно факта нарушения качества коммунальной услуги и (или) величины отступления от установленных в приложении N 1 к настоящим Правилам параметров качества коммунальной услуги, то акт проверки составляется в соответствии с пунктом 110 настоящих Правил.
Акт проверки составляется в количестве экземпляров по числу заинтересованных лиц, участвующих в проверке, подписывается такими лицами (их представителями), 1 экземпляр акта передается потребителю (или его представителю), второй экземпляр остается у исполнителя, остальные экземпляры передаются заинтересованным лицам, участвующим в проверке.
При уклонении кого-либо из заинтересованных участников проверки от подписания акта проверки такой акт подписывается другими участниками проверки и не менее чем 2 незаинтересованными лицами.
Как следует из материалов дела, 12.04.2013 г. и 06.05.2013 г. представителем АТСЖ Ленинского района были составлены акты по предоставлению горячего водоснабжения в жилое помещение, где проживают истцы, было зафиксировано какой температуры горячая вода подается в квартиру. Из данных актов следует, что они составлены без соблюдения требований положений Правил.
Вместе с тем данные документы подтверждают тот факт, что в квартире, где проживают истцы, в период с 08.04.2013 г. по 06.05.2013 г. услуга горячего водоснабжения предоставлялась ненадлежащего качества, что явилось основанием для удовлетворения в части исковых требований о взыскании компенсации морального вреда за нарушение прав потребителей в указанный период.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что исковые требования о несоблюдении ответчиком требований Правил при составлении актов о предоставлении коммунальной услуги ненадлежащего качества удовлетворению не подлежат, так как прав и законных интересов ни Васильева В.А., ни Васильевой В.В. не нарушают.
Учитывая нарушение ответчиком прав истцов предоставлением услуги горячего водоснабжения ненадлежащего качества в период с 08 апреля 2013 г. по 06 мая 2013 г., а также требований разумности и справедливости, судебная коллегия считает возможным взыскать с АТСЖ Ленинского района компенсацию морального вреда в размере 1000 руб. в пользу каждого из истцов.
Согласно п. 6 ст. 13 Закона РФ "О защите прав потребителей" при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
В силу разъяснений, содержащихся в п. 46 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 года N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом о защите прав потребителей, которые не были удовлетворены в добровольном порядке изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование суду.
Судебная коллегия в соответствии с положениями законодательства и существующими разъяснениями практики применения Закона РФ "О защите прав потребителей" приходит к выводу о взыскании в пользу истцов с АТСЖ Ленинского района штрафа за несоблюдение в добровольном порядке требований потребителя в размере 50 % от взыскиваемой суммы - 500 руб. в пользу каждого
В соответствии с ч.1 ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Согласно приложенной к делу расписке ФИО8 от 11 мая 2013 года Васильевым В.А. за изготовление искового заявления была оплачена сумма 1000 руб.
В соответствии с распиской Васильева В.А. от 16 мая 2013 года Васильевой В.В. за ведение дела в суде было оплачено 400 руб.
С учетом характера спорных правоотношений, объема выполненных представителем работ, участия представителя в суде первой и апелляционной инстанции, судебная коллегия считает возможным взыскать в пользу Васильевой В.В. расходы по оплате услуг представителя в сумме 400 руб. и в пользу Васильева В.А. расходы по составлению искового заявления 1000 руб. с АТСЖ Ленинского района.
В силу ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, в соответствии с которой издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Судебная коллегия на основании положения указанной нормы права с учетом частичного удовлетворения исковых требований приходит к выводу о взыскании с ответчика в доход муниципального образования государственной пошлины в сумме 400 руб.
Учитывая изложенное, решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований о компенсации морального вреда в виду предоставления услуги горячего водоснабжения ненадлежащего качества в период с 08 апреля 2013 г. по 06 мая 2013 г. нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене в виду нарушения требований подп. 3, 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ с принятием нового решения о частичном удовлетворении исковых требований Васильева В.А. и Васильевой В.В.
Руководствуясь ст.ст. 327-329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Саратова от 15 августа 2013 года по делу по иску Васильева ФИО17, Васильевой В.В. к ассоциации товариществ собственников жилья Ленинского района (далее АТСЖ Ленинского района) о компенсации морального вреда в части отменить, принять новое решение, которым взыскать с АТСЖ Ленинского района г. Саратова в пользу Васильева В.А. и Васильевой В.В. компенсацию морального вреда по 1000 рублей в пользу каждого, штраф за неудовлетворение в добровольном порядке требований потребителя по 500 рублей в пользу каждого.
Взыскать с АТСЖ Ленинского района г. Саратова в пользу Васильева В.А. судебные расходы в размере 1000 рублей.
Взыскать с АТСЖ Ленинского района г. Саратова в пользу Васильевой В.В. судебные расходы в размере 400 рублей.
Взыскать с АТСЖ Ленинского района г. Саратова государственную пошлину в размере 400 рублей в доход бюджета муниципального образования.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.