Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Кириной Л.А.,
судей Кучминой А.А., Перовой Т.А.,
при секретаре Мельникове Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Кириной Л.А. дело по иску Васильева К.В. к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области, Федеральному агентству по управлению государственным имуществом в РФ о возложении обязанности заключить договор аренды земельного участка
по апелляционной жалобе Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области на решение Балаковского районного суда Саратовской области от 10 июля 2013 года, которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи, объяснения представителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области - Жулидовой А.В. (доверенность N ... от ... до ... ), представителя истца Донец К.В. (доверенность от ... сроком на ... года), исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Васильев К.В. обратился в суд с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области, Федеральному агентству по управлению государственным имуществом в РФ о возложении обязанности заключить договор аренды земельного участка, в обоснование которого указал, что ему на праве собственности принадлежит объект недвижимого имущества - складская площадка, назначение нежилое, площадью 490 кв.м, инвентарный номер ... , литер ... , расположенная по адресу: ... , ... , на земельном участке площадью 11 474 кв.м, с кадастровым номером ... , находящемся в собственности РФ. Его права на земельный участок не оформлены. В полномочия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области входит предоставление земельных участков, находящихся в собственности РФ, в аренду и заключение соответствующих договоров. Письмом от ... истец обратился к данному ответчику о предоставлении указанного земельного участка в аренду с приложением необходимых документов. Впоследствии истцом предоставлялись документы в соответствии с письмами ответчика, внесена арендная плата за использование земельного участка, но договор аренды с ним не заключен. С учетом изложенного, дополнив исковые требования, истец просил суд признать незаконным бездействие ответчиков, выразившееся в уклонении от принятия в установленный п. 6 ст. 36 ЗК РФ срок решения о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером ... , площадью 11 474 кв.м, расположенного по адресу: ... , ... , обязать их принять решение о предоставлении спорного земельного участка в аренду сроком на 10 лет для использования под размещение объектов материально-технического снабжения, сбыта и заготовок, складов строительных материалов (потребительские), подготовить и направить ему подписанный проект указанного договора.
В ходе рассмотрения дела истец отказался от ранее заявленных исковых требований, уточнив которые, просил суд обязать ответчиков заключить с ним договор аренды спорного земельного участка, общей площадью 11 474 кв.м, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под объекты материально-технического снабжения, сбыта и заготовок, для использования под размещение объектов материально-технического снабжения, сбыта и заготовок, складов строительных материалов (потребительские) на условиях проекта договора, предоставленного суду.
Определением Балаковского районного суда Саратовской области от 10 июля 2013 года принят отказ Васильева К.В. от иска к ответчикам в части признания незаконным бездействия, выразившегося в уклонении от принятия в установленный п. 6 ст. 36 ЗК РФ срок решения о предоставлении в аренду спорного земельного участка, производство по делу в указанной части прекращено.
Рассмотрев спор, суд постановил решение, которым исковые требования удовлетворены.
На Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в РФ в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области возложено обязательство заключить с Васильевым К.В. договор аренды земельного участка с кадастровым номером ... , площадью 11 474 кв.м, расположенного по адресу: ... , ... , под размещение объектов материально-технического снабжения, сбыта и заготовок, складов строительных материалов (потребительские) на условиях, указанных в проекте договора, направленном истцом ... в адрес Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области.
С Федерального агентства по управлению государственным имуществом в РФ в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области взыскана в пользу Васильева К.В. государственная пошлина в размере 200 рублей.
В апелляционной жалобе Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области, полагая решение суда первой инстанции необоснованным, просит его отменить, разрешить вопрос по существу, принять по делу новый судебный акт. Указывает, что управление рассмотрело обращение истца в предусмотренный месячный срок. Считает, что оно является ненадлежащим ответчиком, так как принимает решение о предоставлении прав на земельные участки по поручению Росимущества, в которое Васильев К.В. с заявлением не обращался. Отмечает, что истцом не представлено сообщение, содержащее перечень всех зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке, в отношении спорного земельного участка, в связи с чем им не соблюден установленный законом порядок подачи документов. Полагает, что в нарушение положений ст. 445 ГК РФ Васильевым К.В. не доказаны обстоятельства обращения к автору жалобы с заявлением о заключении договора аренды земельного участка, направления ему проекта указанного договора, его уклонение от заключения договора. Указывает, что испрашиваемый истцом в аренду земельный участок значительно превышает площадь объекта недвижимого имущества, расположенного на нём. Отмечает, что предмет иска не соответствует его просительной части.
В возражениях Васильев К.В., считая доводы апелляционной жалобы необоснованными и незаконными, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Указывает, что именно автор жалобы является уполномоченным органом принимать решения о предоставлении земельных участков на территории Саратовской области. Считает, что истцом предоставлен исчерпывающий перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на спорном земельном участке, а также соответствующие разъяснения, в связи с чем доводы жалобы являются необоснованными, не соответствующими обстоятельствам дела. Указывает, что проект договора должен разрабатываться и направляться ответчиком, к которому истец с соответствующим заявлением обращался. Площадь испрашиваемого земельного участка не превышает нормативных показателей. Несоответствие предмета иска просительной части устранены отказом от исковых требований.
В судебном заседании представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области - Жулидова А.В. поддержала доводы апелляционной жалобы, представитель истца Донец К.В. поддержал доводы, изложенные в возражениях на апелляционную жалобу.
Иные лица, участвующие в деле, будучи извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились, в связи с чем на основании ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия полагает, что имеются основания, предусмотренные ст. 330 ГПК РФ, для отмены принятого по делу судебного постановления.
В соответствии с ч. 1 ст. 35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом.
В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (ч. 2 ст. 8 Конституции РФ).
В ведении Российской Федерации, в соответствии со ст. 71 Конституции РФ, находится федеральная государственная собственность и управление ею.
В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся разграничение государственной собственности, вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами (ч. 1 ст. 72 Конституции РФ).
Согласно положениям ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (ст. 36 Конституции РФ).
В силу положений ст. 264 ГК РФ и ст. 22 ЗК РФ земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством. Лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником.
Согласно ст. 271 ГК РФ собственник здания, сооружения или иной недвижимости, находящейся на земельном участке, принадлежащем другому лицу, имеет право пользования предоставленным таким лицом под эту недвижимость земельным участком.
Собственник недвижимости, находящейся на чужом земельном участке, имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться этой недвижимостью по своему усмотрению, в том числе сносить соответствующие здания и сооружения, постольку, поскольку это не противоречит условиям пользования данным участком, установленным законом или договором.
Из материалов дела следует, что Васильеву К.В. на праве собственности принадлежит складская площадка, назначение: нежилое, площадью 490 кв.м, инвентарный номер ... , расположенная по адресу: ... , ... , что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ... (л.д. 11).
Указанный объект недвижимости расположен на земельном участке с кадастровым номером ... , общей площадью 11 474 кв.м, категории земли населенных пунктов, собственником которого является Российская Федерация (л.д. 12, 13).
Истец обратился к автору жалобы относительно заключения договора аренды спорного земельного участка.
Положениями ст. 36 ЗК РФ регламентируется приобретение прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения. На основании указанной нормы права граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
В месячный срок со дня поступления указанного в п. 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в п. 1 ст. 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
На основании ст. 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
Кроме того, в силу ст. 42 ЗК РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
Положениями ст. 85 ЗК РФ регламентируются состав земель населенных пунктов и зонирование территорий. В состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам.
Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования.
Земельные участки в составе производственных зон предназначены для застройки промышленными, коммунально-складскими, иными предназначенными для этих целей производственными объектами согласно градостроительным регламентам.
Земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма.
В пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение.
Земельные участки, включенные в состав зон особо охраняемых территорий, используются в соответствии с требованиями, установленными ст. 94 - 100 настоящего Кодекса.
Исходя из писем главы администрации Балаковского муниципального района Саратовской области, представленных суду апелляционной инстанции, следует, что вид разрешенного использования испрашиваемого земельного участка - под объекты материально-технического снабжения, сбыта и заготовок, в соответствии с решением Совета муниципального образования город Балаково от 23 сентября 2011 года N 311 "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования город Балаково Балаковского муниципального района" земельный участок входит в состав функциональной зоны ОТ2 (открытые природные территории).
В силу ст. 28 Правил землепользования и застройки муниципального образования город Балаково Балаковского муниципального района Саратовской области (далее - Правил) указанная зона входит в состав зоны рекреационных и открытых природных территории Р и ОТ.
В соответствии с положениями ст. 29 данных Правил указанная зона включает не занятые застройкой или неудобные для застройки и сельскохозяйственной деятельности территории, в том числе - овраги, приречные территории, которые могут использоваться для самодеятельного отдыха (пикники, пешие, велосипедные и лыжные прогулки).
Основные виды разрешенного использования недвижимости объектов капитального строительства и земельных участков: самодеятельная рекреация без специального обустройства (массовые игры, пешие, лыжные и велосипедные прогулки).
Вспомогательные виды разрешенного использования недвижимости объектов капитального строительства и земельных участков в прибрежной полосе - благоустройство пляжей с оборудованием туалетов и кабин для переодевания.
Условно разрешенные виды использования недвижимости объектов капитального строительства и земельных участков: проведение пикников.
Таким образом, испрашиваемый Васильевым К.В. вид разрешенного использования земельного участка, площадью 11 474 кв.м, не соответствует назначению территориальной зоны, установленной на основании указанных Правил, утвержденных решением органа местного самоуправления 23 сентября 2011 года.
Судом первой инстанции оставлено без внимания, что испрашиваемый земельный участок в несколько десятков раз превышает площадь, занимаемую объектом недвижимости, принадлежащему истцу. Между тем данное обстоятельство имеет существенное значение для разрешения спора.
Согласно ст. 35 ЗК РФ при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
Площадь части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяется в соответствии с п. 3 ст. 33 настоящего Кодекса.
В силу положений данной нормы права для целей, не указанных в пп. 1 и 2.1 настоящей статьи, предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
В нарушение требований ст. 56 ГПК РФ Васильевым К.В. не представлены суду доказательства, что правила застройки либо проектная документация предусматривают земельный участок указанной площадью, необходимый для эксплуатации складской площадки, принадлежащей ему.
Кроме того, в соответствии с кадастровым паспортом ... от ... (л.д. 75) спорный земельный участок испрашиваемой истцом площадью имеет ряд обременений, в том числе прибрежная защитная полоса площадью 4 773,67 кв.м, охранная зона ЛЭП - 10 кВ, площадью 1 434,45 кв.м, сервитут, устанавливающий право прохода и проезда через земельный участок, площадью 419,67 кв.м, указывающих на особый режим использования земли.
При этом, согласно п. 9 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 февраля 2009 года N 160, в охранных зонах, установленных для объектов электросетевого хозяйства напряжением свыше 1000 вольт, помимо действий, предусмотренных пунктом 8 настоящих Правил, запрещается: складировать или размещать хранилища любых, в том числе горюче-смазочных, материалов; размещать детские и спортивные площадки, стадионы, рынки, торговые точки, полевые станы, загоны для скота, гаражи и стоянки всех видов машин и механизмов, проводить любые мероприятия, связанные с большим скоплением людей.
Из содержания кадастрового паспорта ... от ... следует, что на спорном земельном участке имеется нежилое здание площадью 27 кв.м. Доказательств принадлежности указанного объекта истцу представлено не было. Предоставление земельного участка в аренду Васильеву К.В. при наличии находящихся на нём объектов, не принадлежащих истцу, затрагивает права третьих лиц.
С учетом изложенного исковые требования в отношении земельного участка испрашиваемой площади удовлетворению не подлежат, а обжалуемое решение суда первой инстанции не может быть признано законным и обоснованным, так как постановлено с нарушением норм материального и процессуального права.
Руководствуясь ст. 327.1, 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Балаковского районного суда Саратовской области от 10 июля 2013 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении иска Васильева К.В. к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области, Федеральному агентству по управлению государственным имуществом в РФ о возложении обязанности заключить договор аренды земельного участка, расположенного по адресу: ... , ... , кадастровый номер ... , общей площадью 11 474 кв.м - отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.