Судебная коллегия по гражданским делам Сахалинского областного суда в составе:
председательствующего Неволиной Е.В.,
судей Доманова В.Ю. и Малеванного В.П.,
при секретаре Капруновой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Тымовского района в интересах Резниченко Е.В. к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Тымовская центральная районная больница" о взыскании задолженности по выплате средств социальной поддержки
по апелляционному представлению прокурора Тымовского района на решение Тымовского районного суда от 03 июля 2013 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Неволиной Е.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ДД.ММ.ГГГГ прокурор Тымовского района обратился в суд с иском в интересах Резниченко Е.В. к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Тымовская центральная районная больница" (далее по тексту - ГБУЗ "Тымовская центральная районная больница") о взыскании задолженности по выплате средств социальной поддержки.
В обоснование иска прокурор указал, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Резниченко Е.В. работала в должности зубного врача в амбулатории села Молодежное ГБУЗ "Тымовская ЦРБ". Действующим законодательством истице и членам ее семьи гарантировано право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением. Размер выплат установлен "Положением о социальной поддержке отдельных категорий граждан, проживающих и работающих в сельской местности, рабочих поселках, поселках городского типа на территории муниципального образования "Тымовский городской округ", утвержденным решением Собрания муниципального образования "Тымовский городской округ" от ДД.ММ.ГГГГ N и зависит от количества проживающих вместе со специалистом членов семьи и условий проживания. Резниченко Е.В. вместе с членами семьи Ягановой Л.Н. и Ягановым В.Г. проживает по адресу "адрес". Размер выплат в данном случае должен составлять "данные изъяты" рублей ежемесячно. Однако истице ДД.ММ.ГГГГ года производилась ежемесячная выплата в размере "данные изъяты" рублей, как одиноко проживающему специалисту, то есть ежемесячная задолженность составляла "данные изъяты" рублей, а за весть период - "данные изъяты" рублей. В связи с изложенным прокурор просил взыскать с ответчика в пользу Резниченко Е.В. задолженность по выплате средств социальной поддержки по оплате услуг ЖКХ за период ДД.ММ.ГГГГ в размере "данные изъяты" рублей.
В судебном заседании прокурор ФИО8 исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Истец Резниченко В.В. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.
Главный врач Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Тымовская центральная районная больница" ФИО10 в судебном заседании исковые требования не признал.
Представитель администрации муниципального образования "Тымовский городской округ" и финансового управления муниципального образования "Тымовский городской округ" ФИО11 возражал против удовлетворения иска.
Представитель Министерства здравоохранения Сахалинской области и Министерства финансов Сахалинской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежаще.
Судом постановлено приведенное выше решение, которое обжалует прокурор ФИО12 В апелляционном представлении прокурор считает решение суда незаконным, просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. Считает, что суд при вынесении решения дал неверную оценку исследованным доказательствам, неправильно установил правоотношения сторон и обстоятельства, имеющие значение для дела.
На апелляционное представление поступили письменные возражения от главного врача ГБУЗ "Тымовская центральная районная больница" ФИО10 и от исполняющего обязанности мэра муниципального образования "Тымовский городской округ" ФИО13, в которых они просят решение Тымовского районного суда от 03 июля 2013 года оставить без изменения, а апелляционное представление - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения прокурора ФИО14, поддержавшей доводы апелляционного представления, обсудив доводы апелляционного представления и возражений к нему, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции подлежащим отмене в виду неправильного применения норм материального права в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 63 "Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан", от 22 июля 1993 N 5487-1 (в редакции Федерального закона от 07 декабря 2011 года N 420-ФЗ), меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления.
13 августа 2010 года был принят Закон Сахалинской области от N 74-ЗО "О социальной поддержке отдельных категорий граждан, проживающих и работающих в сельской местности, рабочих поселках, поселках городского типа на территории Сахалинской области, и о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Сахалинской области по оказанию социальной поддержки", согласно пункту 2 статьи 1 которого право на социальную поддержку имеют врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием учреждений здравоохранения и образовательных учреждений, находящихся в ведении органов государственной власти Сахалинской области, а также проживающие с ними члены их семей, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках, поселках городского типа на территории Сахалинской области.
Согласно части 2 статьи 2 названного Закона лицам, указанным в пункте 2 статьи 1 настоящего Закона, и проживающим с ними членам их семей, социальная поддержка оказывается в виде ежемесячных денежных выплат на оплату жилой площади с отоплением и освещением в размере согласно приложению 1 к настоящему Закону.
В части 3 статьи 3 этого же Закона указано, что при принятии органами местного самоуправления нормативных правовых актов, предусматривающих оказание социальной поддержки в виде денежных выплат специалистам муниципальных учреждений здравоохранения и культуры, а также специалистам, вышедшим на пенсию, проработавшим в сельской местности, рабочих поселках, поселках городского типа не менее 10 лет и проживающим в указанной местности, в размере не выше размеров денежных выплат, предусмотренных частями 2 - 3 статьи 2 настоящего Закона, муниципальным образованиям Сахалинской области предоставляются субсидии из областного фонда софинансирования социальных расходов, предусмотренные законом Сахалинской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год.
Решением Собрания муниципального образования "Тымовский городской округ" от ДД.ММ.ГГГГ N утверждено "Положение о мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих и работающих в сельской местности, рабочих поселках, поселках городского типа на территории муниципального образования "Тымовский городской округ", в котором определены категории граждан, имеющих право на социальную поддержку в виде ежемесячных денежных выплат на оплату жилой площади с отоплением и освещением в размере согласно приложению ( "данные изъяты").
В соответствии с пунктом 1 раздела 1 этого Положения право на социальную поддержку имеют врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием муниципальных учреждений здравоохранения и муниципальных образовательных учреждений муниципального образования "Тымовский городской округ", а также проживающие с ними члены их семей.
ДД.ММ.ГГГГ решением Собрания муниципального образования "Тымовский городской округ" N в названное Положение внесены изменения, в частности, пункт 1 раздела 1 "Категории граждан, имеющих право на социальную поддержку" дополнен словами: "(муж, жена, несовершеннолетние дети)" ( "данные изъяты").
Согласно решению Собрания муниципального образования "Тымовский городской округ" от ДД.ММ.ГГГГ N, которым были внесены изменения в "Положение о мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих и работающих в сельской местности, рабочих поселках, поселках городского типа на территории муниципального образования "Тымовский городской округ", размер ежемесячных денежных выплат специалисту одиноко проживающему в индивидуальном жилом фонде составлял "данные изъяты" рублей, а специалисту с двумя членами семьи - "данные изъяты" рублей ( "данные изъяты").
Как установлено судом и следует из материалов дела, Резниченко Е.В. с ДД.ММ.ГГГГ была принята на работу в амбулаторию села Молодежное муниципального учреждения здравоохранения "Тымовская центральная районная больница" на должность зубного врача, с ней был заключен трудовой договор ( "данные изъяты").
В спорный период в ДД.ММ.ГГГГ Резниченко Е.В. проживала вместе с родственниками Ягановой Л.Н. и Ягановым В.Г. в индивидуальном жилом доме с печным отоплением по адресу: "адрес". ( "данные изъяты"). Из показаний собственника квартиры Ягановой Л.Н. следует, что Резниченко Е.В. была вселена в квартиру в возрасте 9 лет качестве члена ее семьи ( "данные изъяты").
Установив, что истица работала медицинским работником в муниципальном учреждении здравоохранения, суд пришел к правильному выводу, что она имела право на меры социальной поддержки, предусмотренные "Положением о мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих и работающих в сельской местности, рабочих поселках, поселках городского типа на территории муниципального образования "Тымовский городской округ". С этим выводом соглашается судебная коллегия.
Разрешая вопрос о размере выплат, судебная коллегия находит правильным довод прокурора о том, что решение органа местного самоуправления, которым был ограничен круг членов семьи специалиста, имеющих право на меры социальной поддержки, являлось незаконным.
Правоотношения по предоставлению медицинским работникам мер социальной поддержки, в данном случае денежных выплат на оплату жилой площади с отоплением и освещением, вытекают из норм жилищного законодательства Российской Федерации. Следовательно, круг членов семьи медицинского работника, имеющих право на социальную поддержку должен определяться согласно Жилищному кодексу Российской Федерации, который относит к таковым, помимо супруга, детей и родителей, проживающих совместно с собственником, также других родственников, нетрудоспособных иждивенцев и в исключительных случаях иных граждан, которые могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи (ч. 1 ст. 31 ЖК РФ).
Положения статей 30, 31, 153, 155, 156, 157, 158 Жилищного кодекса РФ в системе правовых норм определяют равенство прав и обязанностей как собственника жилого помещения, так и проживающих совместно с ним членов семьи, не ставя в зависимость размер оплаты коммунальных услуг от степени родства между ними.
О неправомерности ограничения круга членов семьи специалиста, имеющего право на меры социальной поддержки, свидетельствует и приведенный выше Закон Сахалинской области N 74-ЗО, который предусматривал предоставление муниципальным образованиям субсидий из областного фонда софинансирования социальных расходов (часть 3 статьи 3).
Согласно статье 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется путем неприменения судом акта органа местного самоуправления, противоречащего закону.
Таким образом, положения пункта 1 раздела 1 "Положения о мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих и работающих в сельской местности, рабочих поселках, поселках городского типа на территории муниципального образования "Тымовский городской округ", ограничивающие круг лиц, относящихся к членам семьи получателя мер социальной поддержки, противоречат нормам Жилищного кодекса РФ, в связи с чем применены быть не могут.
Исходя из изложенного, размер выплат Резниченко Е.В., согласно утвержденному решением Собрания муниципального образования "Тымовский городской округ" от ДД.ММ.ГГГГ N приложению к "Положению о мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих и работающих в сельской местности, рабочих поселках, поселках городского типа на территории муниципального образования "Тымовский городской округ", должен был составлять "данные изъяты" рублей ежемесячно, поскольку она проживала не одна, а с двумя членами семьи.
Вывод суда о том, что Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Тымовская центральная районная больница" не несет обязанности по выплате работнику денежных средств на оплату жилой площади с отоплением и освещением является ошибочным.
Так, пунктом 1 раздела 3 "Положения о мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих и работающих в сельской местности, рабочих поселках, поселках городского типа на территории муниципального образования "Тымовский городской округ" предусмотрено, что финансирование мер социальной поддержки, предусмотренных настоящим Положением, производится за счет средств местного бюджета. Предоставление ежемесячных денежных выплат лицам, указанным в пунктах 1, 2 раздела 1 настоящего Положения, осуществляется работодателями за счет предусмотренных на эти цели средств в сметах расходов учреждений.
В силу приведенной нормы выплата денежных компенсаций осуществляется работодателем и обусловлена наличием трудовых отношений между медицинским работником и медицинским учреждением.
Работодателем ФИО1 являлось муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения "Тымовская центральная районная больница", правопреемником которого является государственное бюджетное учреждение здравоохранения "адрес" "Тымовская центральная районная больница", что следует из Устава названного государственного учреждения ( "данные изъяты").
Правопреемство влечет переход прав и обязанностей, следовательно, при установлении факта нарушения работодателем прав истицы на предоставление установленной меры социальной поддержки, ответственность должен нести правопреемник, которым в данном случае является ГБУЗ "Тымовская центральная районная больница".
Вывод суда об отсутствии вины муниципального бюджетного учреждения в предоставлении Резниченко Е.В. ежемесячной социальной выплаты с учетом членов ее семьи, не может являться основанием для отказа в иске, поскольку в данном случае обязательства возникли не вследствие причинения вреда, а из трудовых правоотношений.
Недостаточность денежных средств на социальные выплаты, которые должны выделяться из средств местного бюджета и предусматриваться в смете расходов учреждения, также не освобождает работодателя от ответственности по иску, поскольку в силу статей 1 и 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации гражданин не является субъектом бюджетных правоотношений, а потому его право на получение социальных выплат, не может быть поставлено в зависимость от распределения денежных средств в разные уровни бюджетной системы Российской Федерации.
С учетом изложенного, судебная коллегия полагает необходимым решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований прокурора, взыскав с ответчика в пользу истицы задолженность по выплате средств социальной поддержки на оплату услуг жилищно-коммунального хозяйства.
Определяя размер денежных средств подлежащих взысканию, судебная коллегия находит сумму, заявленную прокурором, необоснованной и взыскивает задолженность исходя из следующего.
Из искового заявления прокурора следует, что в период ДД.ММ.ГГГГ МУЗ "Тымовская центральная районная больница" на основании "Положения о мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих и работающих в сельской местности, рабочих поселках городского типа на территории муниципального образования "Тымовский городской округ", производила Резниченко Е.В. ежемесячную социальную выплату в размере "данные изъяты" рублей, как одиноко проживающему специалисту. Этот факт сторонами не оспаривается. Ежемесячно Резниченко Е.В. недоплачивали "данные изъяты" рублей. С учетом названного прокурором в иске периода недоплаты: ДД.ММ.ГГГГ сумма задолженности составляет "данные изъяты" рублей ( "данные изъяты"), а не "данные изъяты" рублей, как указано в исковом заявлении. Требование прокурора, заявленное в просительной части иска о взыскании задолженности с "данные изъяты" является необоснованным, поскольку трудовые правоотношения между Резниченко Е.В. и МБУЗ "Тымовская центральная районная больница" возникли только с ДД.ММ.ГГГГ.
С учетом изложенного, судебная коллегия взыскивает с ответчика в пользу истицы задолженность по выплате средств социальной поддержки на оплату жилой площади с отоплением и освещением, за период с ДД.ММ.ГГГГ в размере "данные изъяты" рублей.
На основании статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в установленном законом размере.
Руководствуясь статьями 327.1, 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Тымовского районного суда от 03 июля 2013 года отменить.
Взыскать с Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Тымовская центральная районная больница" в пользу Резниченко Е.В. задолженность по выплате средств социальной поддержки по оплате жилой площади с отоплением и освещением за период ДД.ММ.ГГГГ в размере "данные изъяты" рублей.
В удовлетворении остальной части иска прокурору отказать.
Взыскать с Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Тымовская центральная районная больница" в доход муниципального округа "Тымовский городской округ" государственную пошлину в размере "данные изъяты" рублей.
Председательствующий Е.В. Неволина
Судьи В.П. Малеванный
В.Ю. Доманов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.