Апелляционное определение СК по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 23 октября 2013 г. по делу N 33А-3213/2013
Судебная коллегия по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Дегтярева И.П.,
судей: Василенко И.И. и Корсакова В.А.,
при секретаре Григоряне К.С.
рассмотрела гражданское дело по апелляционной жалобе представителя командующего Объединенной группировки войск (сил) по проведению "данные изъяты" на территории "данные изъяты" региона Российской Федерации (далее - ОГВ(с)) - ФИО10 на решение Пятигорского гарнизонного военного суда от 11 июля 2013 г., которым удовлетворено частично заявление "данные изъяты" Газиева Николая Касеновича об оспаривании решения жилищной комиссии Объединенного пункта управления командующего ОГВ(с) (далее - жилищная комиссия) об отказе в принятии заявителя на учёт нуждающегося в получении жилого помещения по договору социального найма и компенсации причинённого этим решением морального вреда.
Заслушав доклад судьи Корсакова В.А., объяснения заявителя, представителя жилищной комиссии и командующего ОГВС(с) - ФИО11 заключение военного прокурора отдела военной прокуратуры "данные изъяты" военного округа "данные изъяты" ФИО12 предложившего заявление Газиева удовлетворить, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Газиев обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконным решение жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в принятии его на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещения по договору социального найма и обязать жилищную комиссию повторно рассмотреть данный вопрос, а также выплатить ему в порядке компенсации моральный вред в размере "данные изъяты" рублей.
Решением гарнизонного военного суда заявление удовлетворено частично.
В апелляционной жалобе представитель командующего ОГВ(с) просит решение гарнизонного военного суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявления. Автор апелляционной жалобы указывает на то, что заявитель не представил в жилищную комиссию выписку из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество, что в соответствии с действующим законодательством является достаточным основанием для отказа в принятии его на учёт нуждающихся в жилых помещениях.
Рассмотрев материалы дела и обсудив приведенные заявителем и представителем должностных лиц доводы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно "данные изъяты" Инструкции об организации работы по обеспечению жилыми помещениями во внутренних восках МВД России, утвержденной приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ N N (далее - Инструкция), военнослужащие включаются в списки очередников, нуждающихся в жилых помещениях, на основании решений жилищных комиссий, оформляемых протоколами и утверждаемых командирами воинских частей.
Из материалов дела следует, что командующий ОГВ(с), который утвердил решение жилищной комиссии и от которого поступила апелляционная жалоба, фактически к участию в данном деле не привлекался.
При таких обстоятельствах решение гарнизонного военного суда на основании положений ч.4 и 5 ст.330 ГПК РФ подлежит отмене, а данный вопрос рассмотрению судом апелляционной инстанции по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ.
В соответствии с "данные изъяты" Федерального закона "О статусе военнослужащих", военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, обеспечиваются жилыми помещениями по последнему перед увольнением месту военной службы в соответствии с указанным Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Обеспечение жилым помещением увольняемых с военной службы военнослужащих-граждан при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счёт средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов.
Из положений ч. 3 и 4 ст. 52 ЖК РФ следует, что принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется уполномоченным на то органом. С заявлениями о принятии на учёт должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет. Органом, осуществляющим принятие на учет, самостоятельно запрашиваются документы (их копии или содержащиеся в них сведения), необходимые для принятия гражданина на учет, в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся данные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если такие документы не были представлены заявителем по собственной инициативе.
Согласно п. "данные изъяты" Инструкции для принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях военнослужащими подается в порядке подчиненности рапорт с резолюцией непосредственного начальника, составленного в произвольной форме по рекомендуемому образцу, указанному в приложении N N к данной Инструкции. К рапорту прилагается копия справки о сдаче жилого помещения (рекомендуемый образец справки - приложение N N к данной Инструкции) и другие документы, относящиеся к решению данного вопроса.
Из материалов дела следует, что Газиев приказом Министра внутренних дел Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N N уволен с военной службы по истечении срока контракта и приказом командующего ОГВ(с) от ДД.ММ.ГГГГ. N N исключён из списков личного состава воинской части.
Общая продолжительность военной службы Газиева составляла в календарном исчислении более "данные изъяты" лет.
За период военной службы Газиев жильём от военного ведомства не обеспечивался, своего жилья на территории Российской Федерации не имеет.
Решением жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ (протокол N N) Газиеву было отказано в принятий на учёт в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма со ссылкой на отсутствие ряда документов в его жилищном деле, причем не указано об отсутствии справки из управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии о наличии (отсутствии) у него объектов недвижимого имущества, имеющегося (имевшегося) на территории Российской Федерации.
Определением Северо-Кавказского окружного военного суда от 3 апреля 2013 г. данное решение жилищной комиссии признано незаконным, на указанный коллегиальный орган возложена обязанность его отменить и повторно рассмотреть вопрос о принятии Газиева на жилищный учёт.
Из протокола заседания жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ N N следует, что Газиеву повторно было отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении ввиду отсутствия в его жилищном деле следующих документов: справки из управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии о наличии(отсутствии) у него объектов недвижимого имущества, имеющегося (имевшегося) на территории Российской Федерации, начиная с ДД.ММ.ГГГГ г.; документов, подтверждающих регистрацию Газиева по месту жительства в период с ДД.ММ.ГГГГ. и справок (сообщений) из бюро технической инвентаризации по данным населённым пунктам о наличии (отсутствии) у заявителя жилых помещений на правах собственности (начиная с ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ г.); копии паспорта, полученного по достижении возраста "данные изъяты" лет; акта проверки жилищных условий по месту жительства; договора найма жилого помещения (в случае наличия договорных отношений по месту жительства).
Представитель должностных лиц в суде пояснил, что в настоящее время заявитель не представил только справку из управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии о наличии(отсутствии) у него объектов недвижимого имущества, что является препятствием для решения вопроса о признании заявителя нуждающимся в получении жилого помещения.
Таким образом, при повторном отказе в принятии Газиева на учет нуждающихся в получении жилого помещения жилищная комиссия сослалась на отсутствие в жилищном деле заявителя справки из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество, которую ранее указанный коллегиальный орган не требовал представить, и которую он в силу своих полномочий может истребовать самостоятельно.
Из оспариваемого решения жилищной комиссии также следует, что заявитель не был извещен о месте и времени рассмотрения его жилищного вопроса, а, следовательно, не мог представить необходимые документы.
При таких обстоятельствах оспоренное Газиевым решение жилищной комиссии является незаконным, в связи с чем судебная коллегия считает необходимым возложить на неё обязанность отменить его и повторно рассмотреть данный вопрос.
Оспоренными действиями коллегиального органа Газиеву был причинен моральный вред, связанный с повторным нарушением порядка рассмотрения его обращения по вопросу, касающемуся жилищных прав заявителя, что в силу положений статьи 151 ГК РФ является основанием для возмещения ему морального вреда. В соответствии с положениями статей 1099 и 1101 ГК РФ, с учётом требований разумности и справедливости и исходя из оценки степени данного вреда, судебная коллегия считает необходимым удовлетворить требования заявителя частично, взыскав в его пользу "данные изъяты" рублей, а в удовлетворении требований на оставшуюся сумму отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 327 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пятигорского гарнизонного военного суда от 11 июля 2013 г. по заявлению Газиева Николая Касеновича об оспаривании решения жилищной комиссии Объединенного пункта управления командующего Объединенной группировки войск (сил) по проведению "данные изъяты" на территории "данные изъяты" региона Российской Федерации в связи с нарушением норм процессуального права отменить и принять по делу новое решение.
Признать незаконным решение жилищной комиссии Объединенного пункта управления командующего Объединенной группировки войск (сил) по проведению "данные изъяты" на территории "данные изъяты" региона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в принятии Газиева Николая Касеновича на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма.
Обязать жилищную комиссию Объединенного пункта управления командующего Объединённой группировки войск (сил) по проведению "данные изъяты" на территории "данные изъяты" региона Российской Федерации отменить решение жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ и повторно рассмотреть данный вопрос.
Взыскать в пользу Газиева Николая Касеновича с Объединённой группировки войск (сил) по проведению "данные изъяты" на территории "данные изъяты" региона Российской Федерации "данные изъяты" ( "данные изъяты") рублей в порядке компенсации морального вреда.
В удовлетворении требований Газиева Николая Касеновича о взыскании денежных средств в сумме, превышающей "данные изъяты" рублей, отказать.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.