Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего судьи Пудова А.В.,
судей Чеченкиной Е.А. и Калининой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании с участием представителя ответчика - Министерства финансов РФ Хопуновой О.С. дело по апелляционной жалобе названного ответчика, а также по апелляционной жалобе истца Ващенко Н.И. на решение Ленинского районного суда гор. Смоленска от 5 июля 2013 года.
Заслушав доклад судьи Пудова А.В., объяснения представителя ответчика Хопуновой О.С., поддержавшей доводы жалобы Министерства финансов РФ и возражавшей против доводов жалобы Ващенко Н.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ващенко Н.И. обратился в Ленинский районный суд гор. Смоленска с иском к федеральному казенному учреждению "Следственный изолятор N ... " Управления Федеральной службы исполнения наказаний ... (далее - Следственный изолятор N ... ), Министерству финансов РФ о взыскании компенсации морального вреда в размере ... , сославшись на то, что в период нахождения в указанном исправительном учреждении с 26 октября 2002 г. по 10 февраля 2004 г., с 20 августа 2008 г. по 30 сентября 2008 г., с 30 октября 2011 г. по 23 апреля 2012 г. он содержался в ненадлежащих условиях (переполненность камер, находившихся в антисанитарном и не отремонтированном состоянии; предоставление пищи ненадлежащего качества; отсутствие условий для полноценного пользования душем, приватности при пользовании туалетом, надлежащей вентиляции камер и др.), что унижало его достоинство, причиняло нравственные и физические страдания.
Истец в судебное заседание не явился.
Представители Следственного изолятора N ... Егоренкова К.Ю. и Министерства финансов РФ Попкова С.В. заявленные требования не признали, полагая, что истцом не представлено доказательств его содержания в ненадлежащих условиях.
Обжалуемым решением иск удовлетворен частично.
Суд взыскал с Министерства финансов РФ в пользу Ващенко Н.И. компенсацию морального вреда в размере ...
В рассматриваемых апелляционных жалобах Ващенко Н.И. и Министерство финансов РФ просят отменить решение.
Ващенко Н.И. полагает, что взысканная компенсация морального вреда необоснованно занижена, а выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Министерство финансов РФ считает себя ненадлежащим ответчиком. Указывает на то, что в правоотношения с истцом не вступало, причинителем вреда не является и не несет ответственность за действия третьих лиц. Не согласно также с выводом суда о доказанности факта причинения Ващенко Н.И. нравственных и физических страданий.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов апелляционных жалоб и возражений относительно жалобы Ващенко Н.И., судебная коллегия находит указанное решение правильным.
В соответствии со статьей 3 Конвенции от 4 ноября 1950 г. "О защите прав человека и основных свобод" и частью 2 статьи 21 Конституции РФ никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.
Минимальными стандартными правилами обращения с заключенными (принятыми на первом Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями 30 августа 1955 г.) предусмотрено, что все помещения, которыми пользуются заключенные, особенно спальные помещения, должны отвечать всем санитарным требованиям, причем должное внимание следует обращать на климатические условия, кубатуру этих помещений, их минимальную площадь, освещение, отопление и вентиляцию.
Статьей 23 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" заключенным создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности, им предоставляется индивидуальное спальное место. Норма санитарной площади на 1 человека установлена в размере 4 кв.м.
В силу статьи 151 Гражданского кодекса РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Из дела видно, что осужденный Ващенко Н.И. в периоды времени с 15 июля 2008 г. по 11 сентября 2008 г., с 31 октября 2011 г. по 21 апреля 2012 г. содержался в Следственном изоляторе N ... :
- в камере N ... площадью 14,5 кв.м., в которой одновременно находилось от 6 до 14 человек;
- в камере N ... площадью 14,6 кв.м., в которой одновременно находилось от 8 до 22 человек;
- в камере N ... площадью 14,4 кв.м., в которой одновременно находилось от 4 до 5 человек;
- в камере N ... площадью 8,3 кв.м., в которой одновременно находилось от 2 до 3 человек;
- в камере N ... площадью 7,2 кв.м., в которой одновременно находилось от 2 до 4 человек;
- в камере N ... площадью 8,5 кв.м., в которой одновременно находилось от 2 до 4 человек;
- в камере N ... площадью 55 кв.м., в которой одновременно находилось от 13 до 20 человек.
В период со 2 ноября 2002 г. по 22 февраля 2004 г. истец содержался в камерах изолятора NN ... Ввиду уничтожения соответствующих журналов и книг учета по истечении срока хранения, установить сведения о количественной проверке лиц, содержащихся в названных камерах в указанный период, не представилось возможным. Вместе с тем, суду представлены сведения о том, что площадь камер N ... составляла соответственно 7,6 кв.м. и 7,9 кв.м., притом, что в них размещалось 2 спальных места.
При указанных обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу о нарушении неимущественного права Ващенко Н.И. на содержание в условиях, обеспечивающих уважение человеческого достоинства.
Наряду с этим суд правильно отверг доводы истца об отсутствии должного материально-бытового обеспечения и санитарно-эпидемиологического состояния камер (наличие грибка на стенах, отсутствие вентиляции, предоставление пищи ненадлежащего качества и др.), поскольку доказательств, подтверждающих указанные нарушения, не представлено.
Определяя размер компенсации морального вреда, суд обоснованно руководствовался положениями части 2 статьи 1101 ГК РФ, исходил из конкретных обстоятельств дела, степени перенесенных истцом нравственных страданий, связанных с содержанием в ненадлежащих условиях (переполненности помещений, несоблюдении в камерах требований приватности при оборудовании санузла), а также требований разумности и справедливости, поэтому доводы жалобы Ващенко Н.И. о явно заниженном размере взысканной компенсации - ... - несостоятельны.
Нельзя согласиться и с доводами жалобы Министерства финансов РФ о том, что оно не является ненадлежащим ответчиком по делу.
Статьей 1071 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что в случаях, когда в соответствии с данным Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Сумма возмещения взыскивается не за счет имущества и денежных средств, переданных Министерству финансов РФ как федеральному органу исполнительной власти, а за счет средств казны РФ.
Таким образом, суд правомерно произвел взыскание компенсации морального вреда с Министерства финансов РФ.
Тот факт, что действия должностных лиц Следственного изолятора N ... не признаны в установленном порядке незаконными, не освобождает государство от обязанности компенсации причиненного истцу морального вреда.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда гор. Смоленска от 5 июля 2013 года оставить без изменения, а апелляционные жалобы Ващенко Н.И. и Министерства финансов РФ - без удовлетворения.
Председательствующий :
Судьи :
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.