Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего судьи Пудова А.В.,
судей Дмитриевой Г.И. и Чеченкиной Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании с участием заявителя Абрамова А.А., представителя заинтересованного лица - Центральной акцизной таможни Власенко А.А. дело по апелляционной жалобе названного заявителя на решение Ленинского районного суда гор. Смоленска от 4 июля 2013 года.
Заслушав доклад судьи Пудова А.В., объяснения заявителя Абрамова А.А., поддержавшего доводы жалобы, объяснения представителя заинтересованного лица Власенко А.А., возражавшего против доводов жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Абрамов А.А. обратился в Ленинский районный суд гор. Смоленска с заявлением об оспаривании отказа начальника ... акцизного таможенного поста Центральной акцизной таможни во внесении изменений в паспорт транспортного средства N ... на приобретенный им, заявителем, прицеп (вагон-дом передвижной) ... г.в., идентификационный номер ... , страна-изготовитель ... , сославшись на то, что разрешенная максимальная масса прицепа составляет 745 кг, что отражено в представленных им таможенной декларации и справке-счете соответственно как масса брутто и полная масса, однако при выдаче паспорта транспортного средства ... акцизный таможенный пост в пункте 14 названного документа указал разрешенную максимальную массу прицепа, равную 775 кг, и внести соответствующие изменения, в том числе, на основании дополнительно представленных данных, отказывается, что нарушает его, Абрамова А.А., право на использование прицепа в соответствии с имеющимся у него водительским удостоверением.
В заявлении Абрамов А.А. просил также взыскать компенсацию морального вреда в размере ... , в связи с чем в качестве лица, отвечающего по указанному требованию, судом к участию в деле было привлечено Министерство финансов РФ. В судебном заседании 4 июля 2013 г. Абрамов А.А. отказался от требования о компенсации морального вреда, и производство по делу в этой части было прекращено.
Требование о внесении изменений в паспорт транспортного средства заявитель поддержал.
Представитель Центральной акцизной таможни Власенко А.А. заявленное требование не признал и пояснил, что Абрамовым А.А. неправомерно отождествляются полная масса прицепа, которая указывается в таможенных документах и имеет значение лишь для таможенных целей, и максимальная разрешенная масса, которая устанавливается изготовителем и представляет собой обусловленную конструкцией и заданными характеристиками массу транспортного средства со снаряжением, пассажирами и грузом, и является одной из характеристик, непосредственно влияющих на безопасность дорожного движения. Максимальная разрешенная масса автоприцепа ... определена уполномоченной организацией - ООО " ... " с использованием справочников и программного обеспечения ... Каталог автомобилей 2008 " ... ", и оснований не доверять указанным сведениям не имеется.
Обжалуемым решением в удовлетворении заявления отказано.
В рассматриваемой апелляционной жалобе Абрамов А.А. просит отменить решение, полагая, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно применены нормы материального права.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов апелляционной жалобы и возражений относительно жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 6 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств (утверждено приказом МВД России N 496, Минпромэнерго России N 192, Минэкономразвития России N 134 от 23 июня 2005 г.) на транспортные средства, ввозимые в Российскую Федерацию после 1 июля 1997 г. паспорта выдаются таможенными органами, уполномоченными Федеральной таможенной службой России.
Пунктами 37-38 Положения определено, что в строке "14. Разрешенная максимальная масса, кг" указывается цифровое значение массы снаряженного транспортного средства с грузом, водителем и пассажирами, установленной организацией или предпринимателем в качестве максимально допустимой. В строке "15. Масса без нагрузки, кг" указывается цифровое значение массы транспортного средства без нагрузки.
Согласно пункту 60.7 Положения строки 14 и 15 паспорта транспортного средства заполняются на основании сведений, указанных в товаросопроводительных документах на транспортное средство, ОТТС или Свидетельстве, ОТШ, официальных справочных изданий, каталогов, данных изготовителей и иных документов.
Каждое изменение (исправление) и дополнение в паспорте транспортного средства должно быть заверено подписью должностного лица и оттиском печати соответствующей организации (предпринимателя, органа, подразделения) либо личной номерной печати должностного лица таможенного органа (пункт 23 Положения).
Статьей 52 Таможенного кодекса Таможенного союза предусмотрена обязательная классификация товаров при их таможенном декларировании по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (ТНВЭД), утвержденной Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 г. N 54. Проверку правильности классификации товаров осуществляют таможенные органы, чьи решения по классификации товаров могут быть обжалованы.
Судом установлено, что 12 января 2013 г. Абрамовым А.А. в Республике Беларусь приобретен прицеп (вагон-дом передвижной) ... г.в., идентификационный номер ( ... , страна-изготовитель ... , который был ввезен на территорию Таможенного союза 22 ноября 2012 г., прошел таможенное оформление на Минской региональной таможне с присвоением кода ТНВЭД - 8716 10910 0 (прицепы и полуприцепы типа "дом-автоприцеп", для проживания и для автотуристов, массой не более 750 кг), что отражено в соответствующей таможенной декларации, где вес брутто и вес нетто прицепа указан равным 745 кг (л.д. 7).
14 января 2013 г. Абрамов А.А. обратился на ... акцизный таможенный пост Центральной акцизной таможни с заявлением о выдаче паспорта транспортного средства (ПТС), и 14 февраля 2013 г. ему был выдан названный документ N ... в пункте 14 которого разрешенная максимальная масса прицепа указана равной 775 кг.
Основанием явилась представленная ООО " ... " информация о разрешенной максимальной массе прицепа ... г.в., полученная с использованием справочников и программного обеспечения ... Каталог автомобилей 2008 " ... " (л.д. 5, 8).
В феврале 2013 г. заявитель обратился на ... таможенный пост по вопросу внесения соответствующих изменений в ПТС, сославшись на противоречие указанных в ПТС данных о разрешенной максимальной массе прицепа сведениям о максимальной массе прицепа-дачи, содержащимся в таможенной декларации.
В удовлетворении его просьбы было отказано по причине непредставления достоверных данных, что разрешенная максимальная масса прицепа-дачи составляет именно 745 кг.
29 марта 2013 г. Абрамов А.А. повторно обратился в названный таможенный орган с заявлением о внесении соответствующих изменений в ПТС, представив справку ФГКУ ... от 28 марта 2013 г. о фактической массе прицепа ... г.в., которая по результатам взвешивания на сертифицированных весах составила 728 кг; справку ООО " ... " от 28 марта 2013 г. о том, что разрешенная максимальная масса прицепа не будет превышать 745 кг; и заключение ООО " ... " от 14 января 2013 г. о полной и снаряженной массе прицепа, равной 745 кг.
Однако, письмом от 16 апреля 2013 г. заявителю вновь было сообщено об отказе в удовлетворении его просьбы со ссылкой на невозможность внесения изменений в ПТС по представленным документам.
Признавая такой отказ законным и обоснованным и отказывая в удовлетворении настоящего заявления, суд указал, что по смыслу взаимосвязанных норм пунктов 23, 57, 58, 60.7 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств для внесения изменений в ранее выданный ПТС, в том числе, в части, касающейся его разрешенной максимальной массы, заявитель (Абрамов А.А.) обязан представить в таможенный орган убедительные документальные сведения о данной величине, которые могут быть отражены, в частности, в документах на транспортное средство, выданных заводом-изготовителем, и заключениях компетентных организаций, основанных на официальных справочных изданиях и каталогах, исходя из которых таможенный орган может сделать достоверный вывод о названном показателе.
Вместе с тем, бесспорных доказательств того, что разрешенная максимальная масса приобретенного заявителем прицепа-дачи составляет 745 кг, ни таможенному органу, ни суду Абрамовым А.А. не представлено. Поданные заявителем на ... акцизный таможенный пост дополнительные документы (л.д. 15-17) такими доказательствами служить не могут, поскольку в справке ФГКУ ... от 28 марта 2013 г. указана лишь собственная масса прицепа (нетто), выводы, содержащиеся в справке ООО " ... " от 28 марта 2013 г., объективно не подтверждены и не учитывают допускаемую возможность перевозки в прицепе-даче личных вещей, продуктов питания, груза и питьевой воды в иных емкостях, а заключение ООО " ... " от 14 января 2013 г. не подписано выдавшим его лицом и не имеет печати.
Судебная коллегия с такими выводами суда первой инстанции согласиться не может.
Выдача паспортов на транспортные средства, являющиеся товарами Таможенного союза, производится на основании заявлений, подаваемых в таможенный орган собственниками или владельцами транспортных средств, а также документов, подтверждающих страну происхождения транспортного средства и его товарную позицию в соответствии с ТНВЭД (пункт 58 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств).
Паспорта выдаются, в частности, на полнокомплектные транспортные средства, классифицируемые, в том числе, в такой позиции ТНВЭД, как 8716, в случае их помещения под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления, реимпорта, свободной таможенной зоны, отказа в пользу государства или на транспортные средства для личного пользования после выпуска их в свободное обращение на таможенной территории Таможенного союза (пункт 55 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств).
Товарная позиция ТНВЭД - 8716 объединяет прицепы и полуприцепы; прочие несамоходные транспортные средства; их части (с 8716 10100 0 по 8716 90900 0).
В данной товарной позиции не раскрывается содержание понятия "масса прицепа (полуприцепа)".
Вместе с тем в отношении отдельных подсубпозиций - 8716 39 300 1 (новые полуприцепы автомобильные, с полной массой более 15 т и габаритной длиной не менее 13,6 м), 8716 39 590 1 (прочие прицепы автомобильные с полной массой более 15 т), 8716 39 800 3 (бывшие в эксплуатации, с момента выпуска которых прошло более 7 лет, полуприцепы автомобильные с полной массой более 15 т и габаритной длиной не менее 13,6 м) и 8716 39 800 6 (прочие полуприцепы автомобильные, с полной массой более 15 т и габаритной длиной не менее 13,6 м) - используется термин "полная масса".
Названный термин, согласно пункту 4 Дополнительных примечаний Таможенного союза к группе ТНВЭД - 8716 "Средства наземного транспорта, кроме железнодорожного или трамвайного подвижного состава, и их части и принадлежности", означает дорожную массу, указанную производителем как максимальная проектная масса полуприцепа или прицепа, равную сумме собственной массы полуприцепа или прицепа и максимальной массы груза.
Прицепы и полуприцепы типа "дом-автоприцеп", для проживания и для автотуристов, классифицируемые в товарных подсубпозициях ТНВЭД - 8716 10910 0 (массой не более 750 кг), 8716 10940 0 (массой более 750 кг, но не более 1600 кг), 8716 10 960 0 (массой более 1600 кг, но не более 3500 кг) и 8716 10 990 0 (массой более 3500 кг), не предназначены для перевозки людей и грузов (пункт 22.8 Правил дорожного движения РФ).
Следовательно, в отличие от грузовых транспортных средств (автомобилей, прицепов и полуприцепов), под разрешенной максимальной массой "домов-автоприцепов" для проживания или для автотуристов понимается их собственная масса в снаряженном (укомплектованном) состоянии.
Классификация в конкретных позициях ТНВЭД (субпозициях, подсубпозициях) определяется в соответствии с оборудованием или устройствами, смонтированными на них (пункт 55 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств).
Согласно требованиям пункта 3.4 приложения N 3 к Техническому регламенту "О безопасности колесных транспортных средств" (утвержден постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2009 г. N 720), если прицеп не имеет рабочей тормозной системы, его разрешенная максимальная масса во всех случаях не должна превышать 750 кг.
Аналогичное положение закреплено в пункте 14.3 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 018/2011 "О безопасности колесных транспортных средств" (утвержден Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 877), который вместо термина "разрешенная максимальная масса" использует в пункте 6 термин "технически допустимая максимальная масса", т.е. установленная изготовителем максимальная масса транспортного средства со снаряжением, пассажирами и грузом, обусловленная его конструкцией и заданными характеристиками.
Как указывалось выше, таможенным органом Республики Беларусь приобретенный Абрамовым А.А. прицеп (вагон-дом передвижной) классифицирован по коду ТНВЭД - 8716 10910 0 (прицепы и полуприцепы типа "дом-автоприцеп", для проживания и для автотуристов, массой не более 750 кг) и помещен под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.
Данная таможенная процедура, согласно статье 209 Таможенного кодекса Таможенного союза, предполагает нахождение и использование иностранных товаров на таможенной территории таможенного союза без ограничений по их пользованию и распоряжению (за исключением условно выпущенных, в отношении которых предоставлены льготы по уплате таможенных пошлин, налогов).
Пунктом 2 статьи 123 Кодекса определено взаимное признание решений, принятых таможенными органами (государств-участников Таможенного Союза).
Из дела видно, что прицеп ... г.в., идентификационный номер ( ... , не оборудован рабочей (активной) тормозной системойФРФ.
Такие прицепы в соответствии с Венской Конвенцией о дорожном движении от 8 ноября 1968 г. относятся к категории "легких прицепов", разрешенная максимальная масса которых не превышает 750 кг.
Собственная масса прицепа ... г.в., согласно упомянутой справке ФГКУ ... от 28 марта 2013 г., составляет 728 кг.
Данная величина определена путем взвешивания прицепа на сертифицированных весах и представителем ... акцизного таможенного поста не оспаривалась.
В прицепе отсутствуют грузовые отсеки, а также встроенные и навесные емкости для питьевой и технической воды, что подтверждается вышеназванной справкой ООО " ... " от 28 марта 2013 г. и представителем ... акцизного таможенного поста также не оспаривалось.
Вывод суда о необходимости учета "допускаемой возможности перевозки в прицепе-даче личных вещей, продуктов питания, груза и питьевой воды в иных емкостях" носит предположительный характер, что исходя из смысла части 4 статьи 198 ГПК РФ недопустимо.
По делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) согласно части 1 статьи 249 ГПК РФ возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
В случае непредставления таких доказательств суд на основании части 1 статьи 258 ГПК РФ принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Представителем ... акцизного таможенного поста не представлено суду данных предприятия-изготовителя о разрешенной максимальной массе (технически допустимой максимальной массе) прицепа ... г.в.
Содержащаяся в справке ООО " ... " ссылка на справочники и программное обеспечение ... Каталог автомобилей 2008 " ... " (л.д. 5, 8) носит общий характер и, как пояснил представитель Центральной акцизной таможни Власенко А.А., их таможенным органом не проверялась.
Соответствующие выписки (выдержки, копии и т.п.) из Каталога в деле отсутствуют.
При таком положении у суда первой инстанции не имелось оснований для отказа в удовлетворении заявления Абрамова А.А.
Поскольку судом неправильно определены юридически значимые обстоятельства и неправильно применены нормы материального права, решение нельзя признать законным и обоснованным, и оно подлежит отмене с принятием нового решения - о возложении на должностное лицо, выдавшее (подписавшее) паспорт транспортного средства N ... , обязанности по внесению требуемых изменений.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда гор. Смоленска 4 июля 2013 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым обязать начальника ... акцизного таможенного поста Центральной акцизной таможни внести изменения в пункт 14 выданного Абрамову А.А. паспорта транспортного средства N ... на ввезенный им из Республики Беларусь прицеп (вагон-дом передвижной) ... г.в., идентификационный номер ... , страна-изготовитель ... , с указанием разрешенной максимальной массы прицепа, равной 745 кг.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.