Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего Зубаровской С.В.,
судей Мацкив Л.Ю., Козловой А.А.
при секретаре "данные изъяты" Р.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе УМВД России по Смоленской области на решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 13 июня 2013 года.
Заслушав доклад судьи Мацкив Л.Ю., объяснения представителя УМВД России по Смоленской области по доверенности Харламенковой Е.М., возражения Чечкова О.П. и его представителя по доверенности Умниковой В.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Чечков О.П. с учетом уточнений обратился в суд с иском к УМВД России по Смоленской области об отмене решения Центральной жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Смоленской области (далее - ЦЖБК) от (дата) в части отказа в принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и возложении обязанности поставить его на учет для получения указанной выплаты с момента подачи заявления - с (дата) , сославшись на неправомерный отказ ответчика в постановке на указанный учет на основании ч. 7 ст. 4 Федерального закона N 247-ФЗ, ввиду совершения им действий, повлекших намеренное ухудшение жилищных условий, тогда как он (истец) относится к категории сотрудников, которым предоставляется единая социальная выплата по Правилам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации N 1223 от (дата) ; ранее занимаемое им жилое помещение по договору социального найма в г. Ельня сдано в связи с назначением на должность в г. Дорогобуж, где осуществлена регистрация по месту жительства в служебном жилом помещении; в настоящее время жильем не обеспечен (л.д. 3-6, 49, 85).
Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика привлечена ЦЖБК (л.д. 44).
В судебном заседании Чечков О.П., его представитель по доверенности Умникова В.Н. заявленные требования поддержали, указывая на отсутствие умысла намеренного ухудшения истцом жилищных условий и обещание Главы Администрации города Дорогобуж предоставить жилое помещение по договору социального найма, невозможность проживания в предоставленном для временного проживания служебном жилом помещении.
Представитель УМВД России по Смоленской области по доверенности Харламенкова Е.М. иск не признала по тем основаниям, что истец безосновательно снялся с регистрационного учета в г. Ельня, не освободив в установленном порядке квартиру, после вступления в законную силу Федерального закона N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Решением Ленинского районного суда г. Смоленска от 13.06.2013г. исковые требования Чечкова О.П. удовлетворены: решение Центральной жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Смоленской области от 27.12.2012г. в части отказа в принятии Чечкова О.П. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения признано незаконным; на УМВД России по Смоленской области возложена обязанность принять Чечкова О.П. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, исходя из даты его обращения с соответствующим заявлением - (дата) (л.д. 134-136).
В апелляционной жалобе УМВД России по Смоленской области просит решение отменить, принять новое, отказав в удовлетворении исковых требований Чечкова О.П. полностью ввиду недоказанности обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов обстоятельствам дела и неправильного применения норм материального права.
Проверив законность и обоснованность решения исходя из доводов апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 44 Федерального закона от 07.02.2011г. N 3-ФЗ "О полиции" (вступил в силу с 01.03.2011г.) обеспечение сотрудника полиции жилым помещением осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета посредством предоставления ему служебного жилого помещения или жилого помещения в собственность либо единовременной социальной выплаты на его приобретение в порядке и на условиях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
С 01.01.2012г. отношения, связанные с денежным довольствием и пенсионным обеспечением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, обеспечением жилыми помещениями, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются Федеральным законом от 19.07.2011г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Статьей 4 данного Закона предусмотрено, что сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период службы в органах внутренних дел. Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011г. N 1223.
Согласно п. 2 Правил принятие на учет для получения единовременной выплаты осуществляется в центральных аппаратах, территориальных органах, учреждениях и организациях федеральных органов исполнительной власти по месту службы сотрудников, в том числе сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации, за исключением указанных в абзаце втором настоящего пункта, - в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на окружном, межрегиональном, региональном уровнях, учреждениях и организациях системы Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту службы.
Принятие сотрудника на учет для получения единовременной выплаты осуществляется на основании заявления сотрудника на имя руководителя федерального органа исполнительной власти, органа, в котором указывается, что по прежним местам службы единовременная выплата не предоставлялась (п. 5).
Сотрудник, который с намерением принятия на учет для получения единовременной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, принимается на учет для получения единовременной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся: а) обмен жилыми помещениями; б) невыполнение условий договора о пользовании жилым помещением, повлекшее выселение в судебном порядке; в) вселение в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей и временных жильцов); г) выделение доли собственниками жилых помещений; д) отчуждение жилого помещения или частей жилого помещения, имеющихся в собственности сотрудника и совместно с ним проживающих членов его семьи (п. 9).
Для рассмотрения заявлений сотрудников и принятия сотрудников на учет для получения единовременной выплаты правовым актом федерального органа исполнительной власти образуется комиссия по предоставлению единовременной выплаты сотрудникам. Комиссия принимает решения о принятия (об отказе в принятии) сотрудников на учет для получения единовременной выплаты и о снятии их с учета. Решения комиссии о принятии (об отказе в принятии) сотрудников на учет для получения единовременной выплаты и о снятии их с учета оформляются протоколами комиссии.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Чечков О.П. проходил службу в органах внутренних дел с (дата) (с (дата) в звании "данные изъяты"); приказом Nл/с от (дата) освобожден от должности начальника межмуниципального отдела МВД России "Дорогобужский" и зачислен в распоряжение названного межмуниципального отдела; стаж службы на (дата) составляет 24 года 06 месяцев 08 дней (л.д. 27-28, 60, 71-72, 107-110).
В период с (дата) по (дата) Чечков О.П. был зарегистрирован и проживал на условиях договоров социального найма по адресу: ... ; с (дата) по (дата) - по адресу: ... , мк ... (л.д. 16, 17, 22, 24-26, 61-63, 69).
Согласно справочным данным МУП "Кутузовское" Администрации Ельнинского городского поселения ... и выписки из поквартирной карточки (домовой книги) по адресу: ... , мк ... , данная квартира (дата) сдана Чечковым О.П. и в настоящее время передана по договору социального найма Панасенковой С.Н., которая зарегистрирована в ней проживающей с (дата) В данной квартире также был зарегистрирован проживающим и впоследствии переоформившим договор социального найма на себя, сын истца - Чечков Д.О., который снялся с регистрационного учета (дата) (л.д. 17, 23, 65, 66, 92-103).
На основании Постановления Администрации Дорогобужского городского поселения ... N от (дата) истцу по договору N найма служебного жилого помещения от (дата) предоставлена однокомнатная ... , общей площадью 15,2 кв.м.
Как установила жилищная комиссия при администрации МО "Дорогобужский район" при проверке жилищных условий истца, квартира является неблагоустроенной (полы прогнили, комнаты сырые, темные; отсутствует водопровод, канализация, горячее водоснабжение, отопление), в связи с чем Чечков О.П., зарегистрированный по указанному адресу с (дата) по настоящее время, нуждается в улучшении жилищных условий (л.д. 17-23, 27-28, 57, 64, 67-68, 74-79).
По данным Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют данные о правах Чечкова О.П. на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимого имущества на территории РФ за период с (дата) по (дата) , в электронной базе данных Смоленского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" сведения о наличии собственности на объекты недвижимого имущества за период с 1991г. по 1999г. года также отсутствуют (л.д. 14, 15, 16).
(дата) Чечковым О.П. подано заявление и документы в комиссию УМВД России по Смоленской области для рассмотрения вопроса о принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (л.д. 127-129).
Решением ЦЖБК от (дата) Чечкову О.П. отказано в постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства со ссылкой на ч. 7 ст. 4 Федерального закона N 247-ФЗ, ч. 9 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 1223 от (дата) , без обоснования мотивов такого отказа. При этом указано, что единовременная социальная выплата по прежним местам службы не предоставлялась, жилых помещений, занимаемых по договору социального найма и принадлежащих на праве собственности (доли в собственности на жилые помещения) на территории РФ Чечков О.П. не имеет (л.д. 10-11).
Распоряжением УМВД России по Смоленской области N 1/35-р от (дата) данное решение утверждено (л.д. 12, 58, 59).
Разрешая заявленные требования и удовлетворяя иск, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что со стороны истца не имело место намеренное ухудшение жилищных условий, расторжение договора социального найма и снятие с регистрационного учета в ... , переезд в ... вызваны служебной необходимостью, что не лишает истца права на постанову на учет для получения единовременной социальной выплаты, поскольку установлена реальная нуждаемость Чечкова О.П. в жилом помещении как сотрудника органов внутренних дел, имеющего стаж не менее 10 лет.
Кроме того, согласно ч. 1 ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Федеральный закон от (дата) N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также Правила предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от (дата) N 1223, вступили в силу с (дата)
Снятие с регистрационного учета и освобождение находившегося в пользовании истца по договору социального найма жилого помещения по адресу: ... , мк ... имело место быть в октябре 2011 года. Следовательно, санкции положений п. 7 ст. 4 ФЗ от (дата) и п. 9 вышеназванных Правил не могут применяться при разрешении заявления Чечкова О.П. о постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты, так как не имеют обратной силы (л.д. 38-39).
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы ответчика о применении названных ограничений с момента опубликования Федерального закона от (дата) не могут быть приняты во внимание судебной коллегией.
Доводы о неисполнимости решения несостоятельны, поскольку на основании вышеуказанных норм права принятие на учет сотрудников МВД РФ для получения единовременной выплаты осуществляется в территориальных органах МВД РФ по месту службы.
Иные доводы не содержат фактов, которые не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, основанных на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, которым по правилам ст. 67 ГПК РФ дана правовая оценка, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.
Учитывая изложенное, оснований для отказа в удовлетворении заявленных истцом требований не имелось.
Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было, в связи с чем, отсутствуют правовые основания для удовлетворения жалобы.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение
Ленинского районного суда г. Смоленска от 13 июня 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу УМВД России по Смоленской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.