Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего: Назаренко Т.Н.,
судей: Туникене М.В., Штейнле А.Л.,
при секретаре: Чащиной Л.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Главы МО Администрации "данные изъяты" Иванченко Н.П. на заочное решение Починковского районного суда Смоленской области от 26 июля 2013 года.
Заслушав доклад судьи Назаренко Т.Н., объяснения главы администрации "данные изъяты" Иванченко Н.П., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения прокурора Накцевой И.С. относительно доводов апелляционной жалобы, Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Починковского района Смоленской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с требованием к Администрации "данные изъяты" о возложении обязанности создать муниципальное предприятие или учреждение по оказанию гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе, ссылаясь на нарушение последней законодательства о погребении и похоронном деле. В суде прокурор Рыжиченкова В.В. требования поддержала.
Представитель Администрации "данные изъяты" области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Оспариваемым заочным решением требования прокурора удовлетворены.
В апелляционной жалобе Глава МО Администрации "данные изъяты" Иванченко Н.П. просит решение районного суда отменить как незаконное, вынесенное с нарушением норм материального права, указав на отсутствие потребности поселения для создания специализированного предприятия по погребению и отсутствия возможности финансирования этих целей в бюджете поселения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, Судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В силу п.22 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изменениями от 02 июля 2013 года), к вопросам местного значения поселения относится, в том числе, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Согласно ст.25 Федерального закона от 12 января 1996 года N8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (с изменениями от 28 июля 2012 года) гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с настоящим Федеральным законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности. Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
В силу ч.1 ст.29 закона N8-ФЗ органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.
Статьей 9 Федерального закона от 12 января 1996 года N8-ФЗ установлен гарантированный перечень услуг по погребению, оказываемый гражданам на безвозмездной основе. Стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и возмещается специализированной службой по вопросам похоронного дела в десятидневный срок со дня обращения этой службы за счет средств соответствующих бюджетов.
Как усматривается из материалов дела, Администрация "данные изъяты" является органом местного самоуправления на территории "данные изъяты" Согласно п.22 ст.7 Устава муниципального образования "данные изъяты", принятого решением Совета депутатов "данные изъяты" от 2 ноября 2005 года, к вопросам местного значения муниципального образования "данные изъяты" относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения. Однако, как выявлено, на территории поселения отсутствует муниципальное учреждение или предприятие по оказанию гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе (л.д.4).
Удовлетворяя иск прокурора, районный суд признал незаконным бездействие ответчика по не созданию муниципального предприятия или учреждения, оказывающего услуги по погребению на безвозмездной основе.
Между тем, Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами суда первой инстанции.
Статьей 26 Закона о погребении и похоронном деле определено, что финансовое обеспечение похоронного дела осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов.
Анализируя нормы действующего законодательства, Судебная коллегия полагает, что в соответствии с федеральным законом N 131-ФЗ на органы местного самоуправления возложено не оказание ритуальных услуг, а организация оказания таковых. Последнее не подразумевает императивной обязанности по созданию в этих целях каких-либо органов местного самоуправления (их структурных подразделений), организаций, а также по финансированию оказания ритуальных услуг из местного бюджета. Организация оказания услуг есть создание условий, при которых гражданам обеспечивается предоставление этих услуг, а это возможно как силами специально учреждаемых муниципальных организаций, так и путем привлечения и стимулирования хозяйствующих субъектов немуниципальной формы собственности. Кроме того, решение данного вопроса местного значения подразумевает правовое регулирование правоотношений в сфере похоронного дела муниципальными нормативными правовыми актами (определение порядка деятельности общественных кладбищ, установление перечня, критериев качества и стоимости гарантированных услуг по погребению и т.д.).
При этом, если в муниципальном образовании имеются организации, оказывающие ритуальные услуги, статусом специализированной организации могут быть наделены соответствующие хозяйствующие субъекты. В случае, если конкурентная среда в сфере похоронного дела в муниципальном образовании отсутствует, в целях обеспечения прав граждан возможно создание специализированных служб по вопросам похоронного дела - муниципальных организаций исходя из целесообразности и потребностей в этих услугах.
Из объяснений главы администрации поселения в суде апелляционной инстанции следует, что необходимости в создании соответствующей организации, специально учреждаемой муниципальным образованием, для осуществления похорон в поселение с численностью населения около 3000 человек не имеется. Услуги по погребению оказывают в Починковском районе три организации немуниципальной формы собственности. Все захоронения осуществляются по мере необходимости в штатном режиме. На похороны умерших граждан, не имеющих родственников, выделяются средства из местного бюджета. Поселение не имеет возможности содержать соответствующее муниципальное предприятие и его штат. Численность аппарата администрации поселения составляет 4 человека, включая главу администрации.
Таким образом, сельское поселение с учетом своей малочисленности считает нецелесообразным содержание на территории специализированного предприятия по оказания услуг по погребению.
Учитывая вышеизложенное, Судебная коллегия отменяет решение районного суда и выносит по делу новое решение, которым отказывает прокурору в удовлетворении заявленного требования.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Заочное решение Починковского районного суда Смоленской области от 26 июля 2013 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым отказать прокурору Починковского района Смоленской области в удовлетворении требований к Администрации "данные изъяты" о возложении обязанности создать муниципальное предприятие или учреждение по оказанию гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.