Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего: Назаренко Т.Н.,
судей: Штейнле А.Л., Туникене М.В.,
при секретаре Чащиной Л.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Авлиякулиевой Н.П. на решение Краснинского районного суда Смоленской области от 25 июня 2013 года.
Заслушав доклад судьи Назаренко Т.Н., объяснения Авлиякулиевой Н.П. и ее представителя Рубекиной Н.К., поддержавших доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Накцевой И.С., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Авлиякулиева Н.П., уточнив требования, обратилась в суд с иском к Совету депутатов "данные изъяты" о восстановлении в должности, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда "данные изъяты", расходов по оплате услуг представителя, указав, что ее освобождение Советом депутатов "данные изъяты" от занимаемых должностей главы МО "данные изъяты" и главы администрации "данные изъяты" являются незаконными. В суде Авлиякулиева Н.П. и ее представитель Рубекина Н.К. иск поддержали.
В качестве соответчика судом привлечена администрация "данные изъяты". Ее представитель Радченко Г.М. и представитель Совета депутатов "данные изъяты" Степанова Л.В. требования не признали.
Обжалуемым решением суда иск Авлиякулиевой Н.П. удовлетворен частично. Суд постановил: восстановить Авлиякулиеву Н.П. на работе в должности и.о. главы администрации "данные изъяты" с 28. 07.2012 по 29.10.2012 и внести соответствующую запись в трудовую книжку; взыскать в пользу истицы с администрации "данные изъяты" заработную плату за время вынужденного прогула "данные изъяты" компенсацию за задержку выдачи трудовой книжки "данные изъяты" компенсацию морального вреда "данные изъяты" расходы по оплате услуг "данные изъяты", в остальной части иска отказал.
В апелляционной жалобе Авлиякулиева Н.П. просит отменить решение суда и вынести новое решение, удовлетворив ее требования в полном объеме.
Проверив материалы дела и обсудив доводы жалобы, Судебная коллегия находит решение суда правильным.
В соответствии с ч. 7 ст. 11 ТК РФ на государственных гражданских служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативно - правовыми актами Российской Федерации о государственной гражданской службе и муниципальной службе.
В силу частей 10-11 ст. 35 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится, в том числе, принятие решения об удалении главы муниципального образования в отставку.
В силу пунктов 1 и 2 части 2 ст. 36 закона 131-ФЗ глава муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования может избираться на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава. В случае избрания на муниципальных выборах глава муниципального образования либо входит в состав представительного органа муниципального образования с правом решающего голоса и исполняет полномочия его председателя, либо возглавляет местную администрацию.
В силу ст. 20 Устава муниципального образования "данные изъяты" структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган - Совет депутатов "данные изъяты" глава муниципального образования "данные изъяты", администрация сельского поселения.
Согласно п.2 ч. 6 статьи 36 закона N 131-ФЗ полномочия главы
муниципального образования прекращаются досрочно в случае отставки по собственному
желанию.
В соответствии со ст. 26 Устава глава муниципального образования является высшим должностным лицом сельского поселения и наделяется Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Полномочия главы муниципального образования начинаются со дня его вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного главы муниципального образования. Полномочия главы муниципального образования прекращаются досрочно в случаях перечисленных в статье, в том числе при отставке по собственному желанию.
Согласно п.3 ст.26 Устава глава муниципального образования исполняет полномочия председателя Совета депутатов и осуществляет свою деятельность на непостоянной основе.
Согласно ст. 37 закона N 131-ФЗ главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования. Лицо назначается на должность главы местной администрации представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. Контракт с главой местной администрации заключается главой муниципального образования.
В силу подп. 2 п. 10 ст. 37 данного закона полномочия главы местной администрации, осуществляемые на основе контракта, могут быть прекращены досрочно в случае отставки по собственному желанию.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" трудовой договор с муниципальным служащим может быть расторгнут по основаниям, предусмотренным данным Законом и Трудовым кодексом Российской Федерации.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 77 и ст. 80 Трудового кодекса РФ трудовой договор может быть прекращен по инициативе работника (по собственному желанию).
Часть 10 статьи 37 закона N131-Ф3 регламентирует основания досрочного прекращения полномочий главы местной администрации, осуществляемых на основании контракта. Пунктом 3 части 10 приведённой нормы одним из оснований досрочного прекращения полномочий закреплено расторжение контракта в соответствии с частью 11 указанной статьи.
Из материалов дела видно, что 13.07.2012 Авлиякулиева Н.П. обратилась к Совету депутатов "данные изъяты" с заявлением об отставке по собственному желанию с должности главы МО "данные изъяты", данное заявление прошло регистрацию в журнале входящей корреспонденции администрации "данные изъяты". Решением Совета депутатов "данные изъяты" от 30.07.2012 были досрочно прекращены полномочия Авлиякулиевой Н.П. в связи с отставкой по собственному желанию с 27.07.2012.
Указывая на незаконность своего увольнения, истица ссылалась на то, что 30.07.2012 не проводилось заседание Совета депутатов "данные изъяты" и не принималось решение об ее отставке.
Между тем, в районном суде были допрошены свидетели - депутаты Совета: Барбашина Л.А., НовосельцеваЛ.В., Хорликова В.Г., Кузичева В.А., которые пояснили обстоятельства проведения заседания Совета и указали, что на заседании присутствовала истица; перед депутатами поставила вопрос на голосование об отставке по собственному желанию с должности главы МО и должности и.о. главы администрации, объяснила причины. Истица также собственноручно поставила дату увольнения - с 27 июля 2012 года. Данные показания подтверждаются протоколом заседания Совета депутатов "данные изъяты", подписанным этими же депутатами.
Суд первой инстанции, оценив представленные доказательства, пришел к выводу о том, что решение о досрочном прекращении полномочий Авлиякулиевой Н.П. как главы Совета муниципального образования "данные изъяты" в связи с отставкой по собственному желанию принято полномочным органом - Советом депутатов "данные изъяты" в соответствии с его компетенцией, при наличии требуемого законом кворума (6 из 8 депутатов проголосовали за отставку).
Судебная коллегия соглашается с данным выводом.
Довод истицы о том, что она еще 28 июля 2012 года отозвала заявление об отставке, являлся предметом судебной проверки районного суда и не нашел подтверждение. Заявление об отзыве подано истицей 03 августа 2012 года, о чём имеется запись в журнале входящей корреспонденции, на заявлении стоит входящий номер и дата.
То обстоятельство, что истице не было вручено решение Совета от 30 июля 2012 года и что протокол заседания Совета от 30 июля 2012 года ею не подписан, как главой МО, не влияет на правовую оценку действий Совета как законных, поскольку судом установлено, что 30.07.2012 истица присутствовала на заседании Совета, голосовала за свою отставку и покинула заседание Совета после удовлетворения депутатами её заявления об увольнении по собственному желанию, не дождавшись окончания заседания и не утвердив принятые на заседании решения. Решение Совета было доведено до истицы непосредственно после его принятия на заседании 30.07.2012.
Довод о том, что в силу п. 10 ст.26 Устава "данные изъяты" глава МО освобождается от должности по собственному желанию путём издания правового акта главой МО, тогда как такого акта Авлиякулиевой Н.П. издано не было, следовательно, Совет не имел права освобождать её от должности, в данном случае, также не влияет на законность оценки действий по освобождению истицы от должности. Истица подала заявление в Совет об увольнении, который удовлетворил просьбу, тем самым досрочно прекратила свои полномочия главы МО "данные изъяты" путем отставки по собственному желанию.
Районный суд также констатировал, что на заседании Совета депутатов "данные изъяты" были досрочно прекращены с 27.07.2012 года полномочия Авлиякулиевой Н.П. как исполняющей обязанностей Главы администрации "данные изъяты". Однако, после 30 июля 2012 года последняя осуществляла полномочия по исполнению обязанностей главы администрации "данные изъяты" вплоть до 23 августа 2012 года. Решением N33 от 18 ноября 2011 года исполнение полномочий Главы администрации "данные изъяты" возложено на Авлиякулиеву Н.П ... Решением Краснинского районного суда от 3 мая 2012 года данное решение Совета признано противоречащим федеральному закону. Решением того же суда от 03 июля 2012 года суд обязал Совет депутатов поселения принять решение о порядке проведения конкурса на замещение должности главы администрации "данные изъяты". Районный суд правильно установил, что Совет депутатов "данные изъяты" нарушил порядок расторжения трудового договора, поскольку трудовой контракт мог быть с истицей расторгнут только в случаях, предусмотренных частью 10 статьи 37 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ и статьей 19 ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ. Исходя из буквального толкования части 11 статьи 37 закона от 06.10.2003г. N131-Ф3 "контракт с главой местной администрации может быть расторгнут по соглашению сторон".
В рассматриваемом случае соглашение сторон не установлено, поскольку отсутствует заявление истицы об отставке по собственному желанию с должности главы администрации "данные изъяты", поэтому суд правильно удовлетворил требование истицы о восстановлении в данной должности по день принятия решения о назначении на должность кандидата избранного по результатам конкурса. По результатам конкурса на замещение должности Главы администрации "данные изъяты" Совет депутатов "данные изъяты" назначил своим решением N27 от 23.10 2012 года Радченко Г.М. с 30.10.2012 года. На основании изложенного, суд обоснованно указал на истечение срока полномочий 29.10.2012 и.о. главы администрации Авлиякулиевой Н.П. ввиду вступления в должность назначенного по результатам конкурса в соответствии с требованиями Устава "данные изъяты" главы администрации Радченко Г.М.
Размер компенсации заработной платы за время вынужденного прогула и размер компенсации за задержку выдачи трудовой книжки сторонами в апелляционном порядке не оспорен.
Установив нарушение трудовых прав истицы, суд пришел к верному выводу, что Авлиякулиевой Н.П. были испытаны нравственные страдания в связи с ее незаконным увольнением и в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 1101 ГК РФ, учитывая требования разумности и справедливости, степень вины ответчика, степень нравственных страданий самой истицы (связанных с индивидуальными и личностными особенностями самой истицы, её семейного положения, состояния здоровья, возраста, а также её должностного и общественного положения) и все иные заслуживающие внимания по данному делу обстоятельства, определил размер компенсации морального вреда, подлежащего взысканию "данные изъяты"
Иные доводы апелляционной жалобы также были предметом проверки суда первой инстанции, сводятся к несогласию с вынесенным решением, направлены на переоценку доказательств, поэтому подлежат отклонению.
Решение суда является законным и обоснованным, оснований для отмены его по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328- 330 ГПК РФ, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Краснинского районного суда Смоленской области от 25 июня 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Авлиякулиевой Н.П. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.