Апелляционное определение СК по гражданским делам Суда Ханты-Мансийского автономного округа от 03 сентября 2013 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего судьи Мелехиной Т. И.,
судей Начарова Д. В., Степановой М. Г.,
при секретаре Тавлиной Л. Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Романенко Валентины Кондратьевны к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о признании незаконным отказа в присвоении звания "Ветеран труда", возложении обязанности по присвоению звания "Ветеран труда",
по апелляционной жалобе Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30 мая 2013 г., которым постановлено:
"Исковые требования Романенко Валентины Кондратьевны к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о признании незаконным отказа в присвоении звания "Ветеран труда", возложении обязанности по присвоению звания "Ветеран труда", удовлетворить.
Признать незаконным отказ Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от (дата) N (номер) в присвоении Романенко Валентине Кондратьевне звания "Ветеран труда".
Обязать Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры присвоить звание "Ветеран труда" Романенко Валентине Кондратьевне.
Взыскать с Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в пользу Романенко Валентины Кондратьевны 200 рублей в счет оплаченной государственной пошлины".
Заслушав доклад судьи Начарова Д. В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Романенко В. К. обратилась в суд с заявлением к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры об оспаривании отказа в присвоении звания "Ветеран труда". В обоснование требований указала, что ответчиком отказано в присвоении звания "Ветеран труда" в связи с тем, что Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации не включена в Перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", утвержденный постановлением Правительства автономного округа от 06 июня 2005 г. N 103-п.
Отказ является незаконным, в связи с чем, просила признать отказ в присвоении звания "Ветеран труда" незаконным и обязать ответчика присвоить звание "Ветеран труда".
Истец Романенко В. К. надлежаще извещенная о дате и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась. Просила рассмотреть дело в её отсутствие.
Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие истца в порядке статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Фролов А. А. иск не признал, просил в удовлетворении исковых требований Романенко В. К. отказать.
Судом постановлено указанное выше решение, которое в апелляционной жалобе Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры просит отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска, указывая на нарушение норм права.
Считает, что судом не принято во внимание, что в силу статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти названного публично-правового образования полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пункте 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 г. N 184-ФЗ. Данные расходные обязательства устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования. Поскольку меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами, то названные публично-правовые образования вправе самостоятельно определять перечень знаков отличия в труде и наград, учитываемые при присвоении звания "Ветеран труда" в субъекте Российской Федерации. Ссылка суда на то, что законодатель субъекта Российской Федерации не вправе сужать перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда в соответствии со статьей 7 Федерального закона "О ветеранах" является несостоятельной, поскольку постановление Правительства автономного округа от 06 июня 2005 г. N 103-п, не исключает лиц, награжденных ведомственными знаками отличия в труде, а определяет перечень ведомственных знаков.
В возражениях на апелляционную жалобу Романенко В. К. указывает на законность и обоснованность принятого по делу решения.
Указала, что имеет более 30 летний стаж работы, награждена Почетной грамотой Министерства образования и науки РФ. Законодатель незаконно сузил перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда, в результате чего лица, награжденные таким знаком отличия в труде лишены права присвоения звания "Ветерана труда", гарантированного законом.
Участвующие в деле лица, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили, в связи с чем, на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения суда первой инстанции.
Как видно из материалов дела, письмом Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от (дата) N (номер) (протокол от (дата) N (номер)) истцу отказано в присвоении звания "Ветеран труда", поскольку Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации не включена в Перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", утвержденный постановлением (адрес) от (дата) N 103-п.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от (дата) N 5-ФЗ (ред. от 16.11.2011) "О ветеранах" ветеранами труда являются лица: 1) имеющие удостоверение "Ветеран труда"; 2) награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 1 Закона (адрес) - Югры от (дата) N 115-оз (ред. от 23.02.2013) "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в (адрес) - Югре" к ветеранам труда отнесены: лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда"; лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж не менее 20 лет для женщин и 25 лет для мужчин или стаж, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершенном возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
В соответствии с частью 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Исходя из содержания приведенных правовых норм полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по определению порядка и условий присвоения звания "Ветеран труда" ограничены федеральным законодательством, в том числе актами, определяющими категории граждан, являющихся ветеранами труда, в силу чего граждане, награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие соответствующий трудовой стаж, в обязательном порядке признаются субъектами данного права, поскольку данное положение закреплено в пункте 2 части 1 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах".
Под установленным частью 2 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах" порядком и условиями присвоения звания "Ветеран труда", понимается организационный и правовой механизм реализации (необходимый перечень документов, порядок принятия решения, выдачи удостоверения ветерана труда и т.д.) присвоения звания "Ветеран труда" в соответствии с требованиями, предъявляемыми частью 1 статьи 7 Федерального закона от (дата) "О ветеранах", перечень которых является исчерпывающим.
Исходя из предмета совместного ведения субъект Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные, по сравнению с федеральными, правовые основания для присвоения звания "Ветеран труда".
Утверждая порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда", законодатель субъекта Российской Федерации не вправе сужать перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда в соответствии со статьей 7 Федерального закона "О ветеранах".
Во исполнение пункта 5 Указа Президента Российской Федерации от (дата) (номер) "Вопросы Министерства образования и науки Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановлением от (дата) (номер) утвердило Положение о Министерстве образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России).
Как следует из пункта 1 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) является федеральным органом исполнительной власти. В целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности Министерство образования и науки Российской Федерации имеет право учреждать в установленном порядке знаки отличия в установленной сфере деятельности и награждать ими работников данного министерства и других лиц, осуществляющих деятельность в установленной сфере.
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от (дата) N (номер) истец Романенко В. К. награждена Почетной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации за значительные успехи в воспитании детей дошкольного возраста, совершенствование воспитательного процесса в свете современных достижений медицины, культуры и искусства, большой личный вклад в формирование нравственных основ детей.
В соответствии с Положением "О ведомственных наградах Министерства образования и науки Российской Федерации" и Приложением к нему "Положением о почетной грамоте Министерства образования и науки Российской Федерации", утвержденных Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации N 580 от 03 июня 2010 г., к ведомственным наградам Министерства образования и науки Российской Федерации относится, в том числе и Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что истец был в установленном законом порядке награжден ведомственным знаком отличия в труде.
Трудовой стаж истца составляет более 30 лет, что подтверждается трудовой книжкой, в связи с чем, как лицо, награжденное ведомственным знаком отличия в труде, относится к категории граждан, являющихся ветераном труда.
Таким образом, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30 мая 2013 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры - без удовлетворения.
Председательствующий Мелехина Т. И.
Судьи: Начаров Д. В.
Степанова М. Г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.