Апелляционное определение СК по гражданским делам Суда Ханты-Мансийского автономного округа от 03 сентября 2013 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе:
Председательствующего судьи Максименко И.В.,
судей: Захарова Д.П., Воронина С.Н.,
при секретаре Черкашиной Л.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску (ФИО)1 к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры о признании незаконным отказа учесть награждение ведомственным знаком отличия в труде и обязанности присвоить звание "Ветеран труда",
по апелляционной жалобе ответчика Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры на решение Ханты-Мансийского районного суда от (дата), которым постановлено:
"Исковое заявление (ФИО)1 к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры о возложении обязанности по присвоению звания "Ветеран труда", удовлетворить.
Признать незаконным отказ Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 27.03.2013. N15-Исх-3505 присвоить звание "Ветеран труда" (ФИО)1.
Обязать Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного-Югры присвоить звание "Ветеран труда" (ФИО)1.
Взыскать с Департамента социального развития (адрес)-Югры в пользу (ФИО)1 "данные изъяты" рублей в счет оплаченной государственной пошлины".
Заслушав доклад судьи Максименко И.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
(ФИО)1 обратился в суд с иском к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (далее Департамент) о признании отказа в присвоении звания "Ветеран труда" незаконным, о возложении обязанности по присвоению звания "Ветеран труда".
Требования мотивированы тем, что (ФИО)1 в феврале 2013 года обратился в Управление социальной защиты населения по (адрес) и (адрес) с заявлением о присвоении звания "Ветеран труда", "Ветеран труда (адрес) - Югры", указывая на то, что истец был награжден знаком "Победитель социалистического соревнования 1978 года", однако (дата) ответчиком в удовлетворении заявления отказано на основании того, что указанный знак не включен в Перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", утвержденный Постановлением Правительства ХМАО-Югры от 06.06.2005г. N103-п. (ФИО)1 считает отказ в присвоении звания "Ветеран труда" незаконным, влекущим нарушение его прав на получение льгот.
Дело рассмотрено в отсутствие истца (ФИО)1, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания и просившего о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель ответчика (ФИО)5 требования не признал, пояснив, что постановлением Правительства автономного округа от 06 июня 2005 года N 103-п "Об утверждении перечня наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации и перечня наград, почетных званий Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, являющихся основанием для присвоения звания "Ветеран труда", "Ветерана труда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры" и предоставления меры социальной поддержки ветеранам труда, не исключает в соответствии с п.2 ст.7 ФЗ "О ветеранах", а определяет перечень ведомственных знаков, согласно которому знак "Победитель социалистического соревнования 1978 года" не включен в перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде РФ, дающей право на присвоение звания "Ветеран труда". Следовательно, отсутствуют правовые основания для признания за истцом права на присвоение звания "Ветеран труда".
Судом постановлено вышеизложенное решение.
В апелляционной жалобе ответчик Департамент просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении требований, указывая на то, что судом допущено нарушение норм материального права -ст.7 ФЗ "О ветеранах", ст.26.3 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", положений Закона ХМАО-Югры N115-оз "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре", положения постановлений Правительства ХМАО-Югры, предусматривающих порядок присвоения звания, выразившееся в том, что вопросы социальной поддержки ветеранов труда относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов и в соответствии с этими полномочиями субъект самостоятельно утверждает соответствующий перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков, являющихся основанием для присвоения звания "Ветеран труда". Знаки отличия не указаны в данном перечне, следовательно, отсутствуют основания для признания за истцом права на присвоение звания "Ветеран труда". Кроме того, нормами федерального законодательства не предусмотрено оснований и условий отнесения тех или иных знаков отличия к ведомственным, дающим право на присвоение звания "Ветеран труда".
В судебное заседание суда апелляционной инстанции истец (ФИО)1, ответчик Департамент не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Истец просит дело рассмотреть в его отсутствие, ответчик о причинах неявки судебной коллегии не сообщил.
Руководствуясь статьями 327, 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся истца и ответчика.
Проверив материалы дела, в пределах доводов апелляционной жалобы (часть 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) и обсудив их, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Судом установлено, доводами жалобы не опровергается, что (ФИО)1 обратился к ответчику с заявлением о присвоении звания "Ветеран труда", указывая на наличие у него знака "Победитель социалистического соревнования 1978 года", однако в удовлетворении заявления (ФИО)1 отказано на том основании, что указанный знак отличия не предусмотрен Перечнем наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде, утвержденным постановлением Правительства ХМАО-Югры N103-п от 06 июня 2005 года, в качестве основания для присвоения звания "Ветеран труда" (л.д.8).
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона Российской Федерации от 12 января 1995 года N5-ФЗ "О ветеранах" (далее Закона N5-ФЗ) ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда"; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Закона N5-ФЗ порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Приведенная норма согласуется с положениями Федерального закона от 06 октября 1999 года N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее Закон N184-ФЗ).
Согласно статье 4 Закона Ханты-Мансийского автономного округа- Югры от 07 ноября 2006 года N115-оз "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ханты-Мансийском автономном округе- Югре" (далее Закон ХМАО-Югры N115-оз), перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации и перечень наград, почетных званий Ханты-Мансийского автономного округа- Югры, являющихся основанием для присвоения званий "Ветеран труда", "Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры", утверждается Правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
В соответствии с частью 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Исходя из содержания приведенных правовых норм полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по определению порядка и условий присвоения звания "Ветеран труда" ограничены федеральным законодательством, в том числе актами, определяющими категории граждан, являющихся ветеранами труда, в силу чего граждане, награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие соответствующий трудовой стаж, в обязательном порядке признаются субъектами данного права, поскольку данное положение закреплено в пункте 2 части 1 статьи 7 Закона N5-ФЗ.
Под установленным частью 2 статьи 7 Закона N5-ФЗ порядком и условиями присвоения звания "Ветеран труда", понимается организационный и правовой механизм реализации (необходимый перечень документов, порядок принятия решения, выдачи удостоверения ветерана труда и т.д.) присвоения звания "Ветеран труда" в соответствии с требованиями, предъявляемыми частью 1 статьи 7 Закона N5-ФЗ, перечень которых является исчерпывающим.
Исходя из предмета совместного ведения, субъект Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные, по сравнению с федеральными, правовые основания для присвоения звания "Ветеран труда".
Утверждая порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда", законодатель субъекта Российской Федерации не вправе сужать перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда в соответствии со статьей 7 Закона N5-ФЗ.
Из содержащейся в материалах дела копии удостоверения к знаку "Победитель социалистического соревнования 1978 года" усматривается, что он был выдан истцу от имени Министерства и ЦК профсоюза (л.д.9).
Согласно пункту 2 Положения о едином общесоюзном знаке "Победитель социалистического соревнования 1977 года и последующих годов десятой пятилетки", утвержденного постановлением Президиума ВЦСПС от 08 апреля 1977 года, награждение знаком "Победитель социалистического соревнования" от имени министерства (ведомства) и Центрального комитета профсоюза производится совместным решением администрации или правления колхоза и профсоюзного комитета объединения, предприятия, стройки, колхоза, совхоза, организации, учреждения как по результатам работы за соответствующий год, так и в течение этого года - за досрочное выполнение годового задания и социалистических обязательств.
Таким образом, в вышеуказанный период награждение знаком "Победитель социалистического соревнования" от имени министерства (ведомства) было предоставлено, в том числе администрации предприятия и профсоюзному комитету предприятия.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что (ФИО)1 в установленном законом порядке награжден ведомственным знаком отличия в труде, каковым является знак "Победитель социалистического соревнования 1978 года".
Согласно подпункту 2 пункта 4 статьи 1 Закона ХМАО-Югры N115-оз звание "Ветеран труда" присваивается и выдается соответствующее удостоверение лицам, награжденным орденами или медалями, либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой стаж не менее 20 лет для женщин и 25 лет для мужчин или стаж, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет.
Трудовой стаж истца составляет более 36 лет, что подтверждается трудовой книжкой, в связи с чем, как лицо, награжденное ведомственным знаком отличия в труде, относится к категории граждан, являющихся ветераном труда.
Согласно статье 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу который состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Учитывая, что требования истца удовлетворены, суд первой инстанции, обоснованно пришел к выводу о взыскании с ответчика в пользу (ФИО)6, понесенные расходы при уплате государственной пошлины в размере 200 рублей.
Выводы суда мотивированы, основаны на анализе доказательств, оцененных судом в совокупности, соответствуют требованиям закона, и оснований считать их неправильными у судебной коллегии не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ханты-Мансийского районного суда от 30 мая 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры без удовлетворения.
Председательствующий Максименко И.В.
Судьи: Захаров Д.П.
Воронин С.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.