Апелляционное определение СК по гражданским делам Суда Ханты-Мансийского автономного округа от 27 августа 2013 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе:
Председательствующего судьи Оспичева И.М.,
судей: Максименко И.В., Гудожникова Д.Н.,
при секретаре Черкашиной Л.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску (ФИО)1 (ФИО)1 к Государственному учреждению- Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в (адрес) о взыскании денежных средств, компенсации морального вреда,
по апелляционной жалобе ответчика Государственного учреждения- Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в (адрес) на решение Кондинского районного суда от (дата), которым постановлено:
"Исковые требования удовлетворить частично.
Взыскать с Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в (адрес)-Югры в пользу (ФИО)1 "данные изъяты" рубля.
В остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с Государственного учреждения-управление Пенсионного фонда Российской Федерации в (адрес)-Югры в доход бюджета (адрес) государственную пошлину "данные изъяты".".
Заслушав доклад судьи Максименко И.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
(ФИО)1 обратился в суд с иском к Государственному учреждению- Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в (адрес)-Югры (далее УПФ) о взыскании денежных средств в размере "данные изъяты" рубля, компенсации морального вреда в размере "данные изъяты" рублей.
Требования мотивированы тем, что (ФИО)1 является неработающим пенсионером и в период с марта по апрель 2013 года находилась на отдыхе в (адрес) Республики Беларусь. При возвращении с отдыха истец обратился к ответчику с заявлением о компенсации стоимости проезда по территории Российской Федерации к месту отдыха и обратно, однако в удовлетворении заявления УПФ было отказано в связи с тем, что проезд подлежит компенсации в том случае, если местом отдыха является территория Российской Федерации. Вместе с тем, (ФИО)1 считает данный отказ незаконным, влекущим нарушение прав истца как пенсионера. Отказом ответчик причинил истцу моральный вред, который (ФИО)1 оценивает в "данные изъяты" рублей.
Дело рассмотрено в отсутствие истца (ФИО)1, извещенной надлежащим образом.
Представитель ответчика (ФИО)5 требования не признала, суду пояснила, что отказ правомерен, поскольку истец отдыхала за пределами Российской Федерации.
Судом постановлено вышеизложенное решение.
В апелляционной жалобе ответчик УПФ просит решение суда отменить и принять новое решение, указывая на то, что судом допущено нарушение норм материального права - ст.34 Закона N4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно, утвержденных постановлением Правительства РФ от (дата)г. N176, приказа от (дата)г., выразившееся в том, что проезд подлежит компенсации в том случае, если местом отдыха пенсионером выбрана территория Российской Федерации и имеются доказательства, подтверждающие факт отдыха лица. (ФИО)1, в качестве места отдыха, выбрала Белорусь, то есть отсутствуют сведения об отдыхе истца на территории Российской Федерации, что свидетельствует об отсутствии оснований для возмещения стоимости проезда.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции истец (ФИО)1, ответчик УПФ не явились. О времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки судебной коллегии не сообщили.
Руководствуясь статьями 327, 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, в пределах доводов апелляционной жалобы (части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) и обсудив их, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (далее Закон N4520-1) компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно один раз в два года осуществляется в порядке, размере и на условиях, определяемых Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01 апреля 2005 года N176 (далее Правила N176), компенсация может производиться в виде предоставления проездных документов, обеспечивающих проезд пенсионера к месту отдыха и обратно, или в виде возмещения фактически произведенных пенсионером расходов.
В силу пунктов 7, 8 и 9 Правил N176 к заявлению о компенсации расходов гражданин должен приложить путевку, курсовку или иной документ (или отрывные талоны), являющийся основанием для пребывания пенсионера в санатории, профилактории, на туристической базе или в ином месте, где предоставляются услуги по организации отдыха. Заявление о компенсации в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно по установленной форме пенсионер подает в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации оп месту жительства с приложением проездных документов, выданных транспортными организациями независимо от их организационно-правовой формы, и отрывных талонов к путевке, курсовке или иного документа, подтверждающего период пребывания пенсионера в санатории, профилактории, доме отдыха, на туристической базе либо ином месте, где ему были предоставлены услуги по организации отдыха.
При этом, в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 02 февраля 2006 года N38-О указано, что по смыслу статьи 34 Закона N4520-1, решающее значение для компенсации транспортных расходов имеет цель поездки - отдых, а не форма его организации. Поскольку получателям трудовых пенсий по старости и по инвалидности не гарантируется предоставление путевок для отдыха и лечения на предусмотренных Законом N4520-1 условиях, нормативные положения, содержащиеся в пунктах 7 и 9 Правил N176, не могут рассматриваться как препятствующие возмещению пенсионерам фактически произведенных расходов по оплате стоимости проезда к любому месту в Российской Федерации, избранному ими для отдыха, в том числе для самостоятельно организованного, и обратно - при наличии доказательств, подтверждающих нахождение (период пребывания) пенсионера в этом месте отдыха.
Из материалов дела следует, доводами жалобы не опровергается, что (ФИО)1, являясь пенсионером, в марте-апреле 2013 года находилась на отдыхе в (адрес). (ФИО)1. обратилась в УПФ с заявлением о компенсации стоимости проезда к месту отдыха и обратно, однако в удовлетворении заявления было отказано, поскольку отдых пенсионера имел место за пределами Российской Федерации (л.д.9).
Между тем, в соответствии со статьями 4 и 67 Конституции Российской Федерации суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию, федеральные субъекты имеют верховенство на всей ее территории, которая включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними.
Согласно статье 1 Закона Российской Федерации от 01 апреля 1993 года N4730-I "О государственной границе" (далее Закон N4730-1) государственная граница Российской Федерации есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации.
В силу статьи 9 Закона N4730-1 пересечение Государственной границы на суше лицами и транспортными средствами осуществляется на путях международного железнодорожного, автомобильного сообщения либо в иных местах, определяемых международными договорами Российской Федерации или решениями Правительства Российской Федерации. Под пунктом пропуска через Государственную границу понимается территория (акватория) в пределах железнодорожной, автомобильной станции или вокзала, морского (торгового, рыбного, специализированного), речного (озерного) порта, аэропорта, военного аэродрома, открытых для международных сообщений (международных полетов), а также иной специально выделенный в непосредственной близости от Государственной границы участок местности, где в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется пропуск через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных.
Таким образом, исходя из смысла указанных норм, компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, к месту отдыха и обратно гарантирована статьей 34 Закона N4520-1.
При этом, отсутствие в Правилах N176 прямого указания о порядке выплаты компенсации гражданам, осуществляющим отдых за пределами Российской Федерации, не может рассматриваться как запрет на получение ими такой компенсации стоимости проезда в пределах территории Российской Федерации; выплата компенсации должна производиться вне зависимости от места нахождения пенсионера в отпуске, в пределах денежных сумм, затраченных на проезд по территории Российской Федерации.
При решении вопроса о наличии оснований у пенсионера права на получение компенсации проезда к месту отдыха и обратно, установлению подлежит, какой город Российской Федерации является ближайшим на суше местом пересечения Государственной границы, до которого возможно взыскать стоимость проезда как до конечного пункта, то есть места использования отдыха в переделах территории Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что (ФИО)1 при обращении в УПФ с заявлением о компенсации стоимости проезда предоставила ответчику проездные документы, подтверждающие стоимость проезда, Урай-Москва-Урай (авиабилет с кассовым чеком об оплате и посадочный талон) (л.д.14-17), в том числе железнодорожные билеты по маршруту Москва-Осипович от (дата) и от Минска до Москвы от (дата) (л.д.11-12), справку о стоимости проезда по маршруту Москва-Смоленск-Москва (л.д.10).
Определяя размер компенсации стоимости проезда к месту отдыха и обратно, суд обоснованно исходил из стоимости проезда, указанной в проездных документах, а также справках, предоставленных истцом. При этом, обоснованно сделан вывод о том, что ст.Смоленск является ближайшим местом пересечения Государственной границы, до которого возможно определить стоимость проезда как конечного пункта, то есть места использования отдыха в переделах территории Российской Федерации.
Исчисленный судом размер компенсации УПФ не оспаривается и не предоставлено доказательств, свидетельствующих о том, что размер компенсации стоимости проезда, определенный судом, не соответствует действительности.
Таким образом, учитывая изложенное, приведенные в апелляционной жалобе доводы направлены на переоценку фактических обстоятельств, правильно установленные судом, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кондинского районного суда от (дата) оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения- Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в (адрес) без удовлетворения.
Председательствующий Оспичев И.М.
Судьи: Максименко И.В.
Гудожников Д.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.