Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе:
председательствующего Блиновской Е.О.,
судей Мелехиной Т.И., Начарова Д.В.,
при секретаре Тавлиной Л.Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску прокурора г.Пыть-Яха в интересах неопределенного круга лиц к администрации г.Пыть-Яха, третье лицо муниципальное унитарное предприятие "Городское лесничество" об устранении нарушения лесного законодательства,
по апелляционному представлению прокурора г.Пыть-Яха на решение Пыть-Яхского городского суда от 08 мая 2013 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Блиновской Е.О., мнение прокурора Ромащёва А.А., поддержавшего доводы апелляционного представления, указывая, что основным требованием является регистрация права собственности, возражения представителя ответчика администрации г. Пыть-Ях по доверенности Неклюдовой Т.В., подчеркнувшей, что ответчик собственником городских лесов не является, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор г.Пыть-Яха обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к администрации г.Пыть-Яха с иском об устранении нарушения лесного законодательства. С учетом уточнения требований, просил установить границы земельных участков, занятых городскими лесами площадью 4539 га и поставить их на кадастровый учет; зарегистрировать право собственности на городские леса в установленном законом порядке; организовать муниципальный лесной контроль и надзор за ними путем принятия нормативного документа, регламентирующего порядок их осуществления, определения лиц, уполномоченных на их осуществление; обеспечить ведение государственного лесного реестра в пределах предоставленных полномочий путем создания систематизированного свода документированной информации о лесах, их использовании, охране, защите, воспроизводстве, лесничествах и лесопарках, расположенных на территории муниципального образования.
Требования мотивировал тем, что в ходе проведенной проверки исполнения лесного законодательства администрацией города было установлено, что муниципальному образованию переданы Нефтеюганским лесхозом на основании акта приема-передачи городские леса общей площадью 4539 га. Вместе с тем, в нарушение ст. 8, ч. 4 ст. 23, ст. 91 Лесного кодекса РФ, ведение лесного государственного реестра, который должен вестись органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, ответчиком не осуществляется, в нарушение п. 38 ч. 1 ст. 16 Федерального закона N131-Ф3 муниципальный лесной контроль и надзор в отношении городских лесов не организован. Прокурор полагал, что указанными нарушениями создается реальная угроза потери леса, как места отдыха и естественной защиты от загрязнения окружающей среды, что является нарушением прав жителей г.Пыть-Яха и иных граждан на благоприятную окружающую среду.
В судебном заседании старший помощник прокурора г.Пыть-Яха Назарова О.Ю. иск поддержала.
Представители ответчика администрации г.Пыть-Яха по доверенностям Неклюдова Т.В. и Пальчик К.Н. иск не признали, ссылаясь на нахождение земель и природных ресурсов в собственности государства. Пояснили, что муниципалитет распоряжается землями до разграничения государственной собственности на них в пределах своих полномочий. Указали, что акт передачи земель не является документом, на основании которого может быть произведена регистрация права на эти земли, поскольку не порождает прав на них у муниципального образования. Кроме того, определение границ федеральной собственности входит в компетенцию органа государственной власти, а не местного самоуправления.
Представитель третьего лица МУП "Городское лесничество" по доверенности Бабушкин Д.Ю. оставил решение вопроса на усмотрение суда, пояснив, что они созданы в целях реализации полномочий муниципального образования по использованию и охране городских лесов, для чего ими разработан лесохозяйственный регламент. В их полномочия входит выдача разрешений на использование лесов на арендованных участках. Земельные участки индивидуально определены делением на кварталы, в состав которых входят выделы.
Пыть-Яхский городской суд постановил изложенное выше решение.
В апелляционном представлении прокурор, участвующий в деле-старший помощник прокурора г.Пыть-Яха Назарова О.Ю. с ним не согласилась, просит решение суда отменить и принять новое об удовлетворении их требований. Необоснованным полагала отказ суда в удовлетворении требований о возложении обязанности по установлению границ земельных участков, занятых лесами, поскольку постановлением Правительства РФ от 18.06.2007 N 377 определена компетенция органов местного самоуправления в обеспечении проектирования лесных участков и закрепление их границ.
Судебная коллегия в соответствии с ч.3 ст. 167 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя 3 лица, МУП "Городское лесничество", который надлежащим образом, телеграммой, полученной 19.08.2013 г., уведомлен о дате и месте рассмотрения апелляционной жалобы, отложить дело не просил, о наличии уважительных причин для неявки в судебное заседание не сообщил.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления прокурора г.Пыть-Яха, судебная коллегия оснований для отмены решения суда первой инстанции не усматривает.
Леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. К защитным лесам относятся городские леса (ч. 1 ст. 6, п.п. "г" п. 3 ч. 2 ст. 102 Лесного кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 19 ч. 1 ст. 14, п. 25 ч. 1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения и городского округа относятся: организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения и городского округа.
В соответствии с п.п. 1, 4, 5 ч. 1 ст. 84 Лесного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся в том числе, владение, пользование и распоряжение такими участками, разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, а также проведение муниципальной экспертизы проектов освоения лесов, осуществление муниципального лесного контроля в отношении таких лесных участков.
Лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости (ч. 1 ст. 4.2 Федерального закона 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации").
В соответствии со ст. 87 Лесного кодекса Российской Федерации лесохозяйственный регламент является нормативным правовым актом, который является основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.
Порядок проведения лесоустройства определяется Приказом Рослесхоза от 12.12.2011 N 516 "Об утверждении Лесоустроительной инструкции", согласно пункту 5 которой проектирование лесничеств и лесопарков, проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов, проектирование лесных участков, закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков, таксация лесов, проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов обеспечиваются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации и статьей 10 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации"
В соответствии с указанной лесоустроительной инструкцией, а также ст. 68 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство включает в себя: проектирование лесничеств и лесопарков;
проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов;
проектирование лесных участков;
закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков;
таксацию лесов;
проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов.
Таим образом, все перечисленные нормативные положения определяют обязанности муниципальных органов в отношении именно переданных им в собственность городских лесов.
Судом первой инстанции правильно установлено, что на территории муниципального образования городской округ Пыть-Ях расположены городские леса общей площадью 4539 га, которые в муниципальную собственность не переданы. Ведение государственного лесного реестра отнесено ч.9 ст. 91 Лесного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления в отношении переданных им в собственность городских лесов (то есть также в пределах их полномочий).
Для осуществления полномочий местных органов самоуправления в отношении не переданных им в собственность городских лесов, создано специальное учреждение- МУП "Городское лесничество", недостатки работы которого по обеспечению исполнения обязанностей муниципального образования в отношении использования и охраны городских лесов, если таковые и имеются, предметом рассмотрения настоящего дела не являются.
Апелляционное представление доводов, влекущих отмену решения суда первой инстанции, постановленного без нарушений материального и процессуального права, не содержит, и удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Пыть-Яхского городского суда от 08 мая 2013 года оставить без изменения, апелляционное представление прокурора - без удовлетворения
Председательствующий Блиновская Е.О.
Судьи Мелехина Т.И.
Начаров Д.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.