Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего Максименко И.В.
судей Захарова Д.П., Гудожникова Д.Н.
при секретаре Щербина О.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску (ФИО)1 к Департаменту социального развития Ханты - Мансийского автономного округа - Югры о признании незаконным отказа в присвоении звания "Ветеран труда",
по апелляционной жалобе Департамента социального развития Ханты - Мансийского автономного округа - Югры на решение Ханты - Мансийского районного суда от 17 июля 2013 года, которым постановлено:
"Исковые требования (ФИО)1 к Департаменту социального развития ХМАО - Югры удовлетворить.
Признать незаконным отказ Департамента социального развития ХМАО-Югры в присвоении звания ветеран труда (ФИО)1.
Обязать Департамент социального развития ХМАО-Югры присвоить (ФИО)1 звание ветеран труда.
Взыскать с Департамента социального развития ХМАО-Югры в пользу (ФИО)1 судебные расходы в размере 200,0 рублей".
Заслушав доклад судьи Гудожникова Д.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
(ФИО)1 обратился в суд с вышеуказанным иском, мотивируя требования тем, что с (дата) по настоящее время работает машинистом подъемника управления технологического транспорта нефтегазодобывающего управления "Федоровскнефть" ОАО "Сургутнефтегаз". Общий трудовой стаж составляет более 27 лет. Приказом Министерства энергетики Российской Федерации N 114п от (дата) был награжден Почетной грамотой Министерства энергетики Российской Федерации. При обращении к ответчику с заявлением, в присвоении звания "Ветеран труда" ему было отказано. Отказ полагает незаконным. Просит признать незаконным решение ответчика от 02 апреля 2013 года N 15-исх-3951 об отказе учесть награждение Почетной грамотой Министерства энергетики Российской Федерации как ведомственного знака отличия в труде и обязать Департамент социального развития Ханты - Мансийского автономного округа - Югры присвоить звание "Ветеран труда".
Дело рассмотрено в отсутствие Стадникова Ю.Н. в порядке, предусмотренном ст. 167 ГПК РФ.
В судебном заседании представитель ответчика Фролов А.А. заявленные требования не признал, просил в их удовлетворении отказать.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Департамент социального развития Ханты - Мансийского автономного округа - Югры просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме. В обоснование апелляционной жалобы указал, что отказ в присвоении истцу звания "Ветеран труда" связан с тем, что Почетная грамота Министерства энергетики РФ не включена в Перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде РФ, дающий право на присвоение звания "Ветеран труда", утвержденный постановлением Правительства ХМАО N 103-п от 06 июня 2005 года. В соответствии со ст.7 Федерального закона "О ветеранах" ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда", награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или РФ, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин. Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Судом не принято во внимание, что в силу ст.85 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства субъекта РФ возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта РФ при осуществлении органами государственной власти полномочий по предметам совместного ведения. Данные расходные обязательства устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования. Поскольку меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и являются их расходными обязательствами. Следовательно, отсутствуют правовые основания для признания за (ФИО)1 права на присвоение звания "Ветеран труда".
В судебное заседание апелляционной инстанции стороны не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Руководствуясь статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие сторон.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы (часть 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) и обсудив их, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено, доводами жалобы не опровергается, что феврале 2013 года (ФИО)1 обратился к ответчику с заявлением о присвоении звания "Ветеран труда", приложив к заявлению Почетную грамоту, выданную истцу Министерством энергетики Российской Федерации на основании приказа от (дата) N 114-п.
Ответчиком в удовлетворении заявления (ФИО)1 было отказано с указанием на то, что Почетная грамота Министерства энергетики Российской Федерации не включена в Перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде, утвержденного постановлением Правительства ХМАО - Югры от 06 июня 2005 года N 103-п, в качестве основания для присвоения звания "Ветеран труда".
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона Российской Федерации от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее Закона N 5-ФЗ) ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда"; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Закона N 5-ФЗ Федерального закона порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Приведенная норма согласуется с положениями Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N 184-ФЗ).
Согласно подпункту 24 пункта 2 статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ вопросы социальной поддержки ветеранов труда относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемыми данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Поскольку меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами, то названные публично-правовые образования вправе самостоятельно определять перечень знаков отличия в труде и наград, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда" в субъекте Российской Федерации.
Аналогичная правовая позиция выражена Конституционным Судом Российской Федерации, указавшим, что Федеральный закон "О ветеранах", устанавливающий общие основания присвоения звания "Ветеран труда", относит к числу ветеранов труда лиц, награжденных ведомственными знаками отличия в труде (подпункт 2 пункта 1 статьи 7). Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" в соответствии с пунктом 4 статьи 7 этого Закона N 5-ФЗ определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Такое правовое регулирование направлено на учет трудовых заслуг граждан перед обществом и государством с целью обеспечения этим лицам дополнительных мер социальной поддержки.
Вместе с тем, утверждая порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда", законодатель субъекта Российской Федерации не вправе сужать перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда в соответствии со статьей 7 Закона N 5-ФЗ, поскольку указанной нормой определен круг лиц, относящихся к категории ветеранов труда.
Кроме того, по смыслу пункта 4 статьи 7 Закона N 5-ФЗ, под порядком и условиями присвоения звания "Ветеран труда", понимается организационный и правовой механизм реализации (процессуальные основания присвоения звания "Ветеран труда", перечень документов, необходимый для признания лиц ветеранами труда, порядок принятия решения, выдачи удостоверения ветерана труда) присвоения звания "Ветеран труда" в соответствии с требованиями, предъявляемыми пунктом 1 статьи 7 Закона N 5-ФЗ, перечень которых является исчерпывающим.
Таким образом, исходя из изложенного, субъекты Российской Федерации не вправе определять исчерпывающий перечень наград, являющихся основанием для присвоения звания "Ветеран труда", поскольку иное бы противоречило федеральному законодательству.
В соответствии с приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 14 июля 2008 года N 11 Почетная грамота Министерства энергетики Российской Федерации отнесена к ведомственным наградам, то есть является ведомственным знаком отличия в труде.
Удовлетворяя исковые требования (ФИО)1, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что постановлением Правительства ХМАО - Югры от 06 июня 2005 года N 103-п "Об утверждении Перечня наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации и Перечня наград, почетных званий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, являющихся основанием для присвоения званий "Ветеран труда", "Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" и предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда и ветеранам труда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", незаконно сужен перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда в соответствии ст. 7 Закона N 5-ФЗ, определив исчерпывающий перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде, среди которых отсутствует такой ведомственный знак отличия в труде, как Почетная грамота Министерства энергетики Российской Федерации.
При этом суд правильно учел разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащиеся в пункте 4 постановления от 31 октября 1995 года N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия", согласно которым в случае если подлежащий применению закон либо иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации противоречит федеральному закону, принятому по вопросам, находящимся в ведении Российской Федерации либо в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, то, исходя из положений части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации, суд должен принять решение в соответствии с федеральным законом.
Таким образом, полно установив фактические обстоятельства дела, исследовав доказательства, предоставленные сторонами, суд пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований (ФИО)1
Выводы суда мотивированы, основаны на анализе доказательств, оцененных судом в совокупности, соответствуют требованиям закона, и оснований считать их неправильными у судебной коллегии не имеется.
Решение суда постановлено в соответствии с требованиями закона и представленными доказательствами, которым дана объективная и правильная оценка. Нарушений норм материального и процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному разрешению дела, в том числе тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ханты - Мансийского районного суда от 17 июля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента социального развития Ханты - Мансийского автономного округа - Югры - без удовлетворения.
Председательствующий И.В. Максименко
Судьи Д.П. Захаров
Д.Н. Гудожников
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.