Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа ? Югры в составе:
председательствующего Ивановой И.Е.,
судей: Вороной Н.Л., Дука Е.А.,
при секретаре Чайка Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по исковому заявлению Андриановой И.Н. к открытому акционерному обществу "Ипотечное агентство Югры" о признании незаконным решения об исключении из Единого списка участников подпрограммы "Доступное жилье молодым",
по апелляционной жалобе Андриановой И.Н. на решение Ханты-Мансийского районного суда от 10 июля 2013 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Вороной Н.Л., объяснения Андриановой И.Н., настаивающей на доводах апелляционной жалобы, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Андрианова И.Н. обратилась в суд с иском к открытому акционерному обществу "Ипотечное агентство Югры" (далее - Агентство) о признании незаконным решения от 6 марта 2013 года об исключении из Единого списка подпрограммы "Доступное жилье молодым" целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года", взыскании судебных расходов на уплату госпошлины.
Требование мотивировала тем, что 19 мая 2011 года была признана участником подпрограмм "Доступное жилье молодым" и "Ипотечное жилищное кредитование" указанной целевой программы. Оспариваемым решением Агентства она была исключена из Единого списка участников подпрограммы "Доступное жилье молодым" по мотиву достижения ею возраста 36-ти лет.
Считает данное решение незаконным, поскольку пп.1.6 п.1 ст.9 Порядка реализации Программы, утвержденного постановлением Правительства округа от 5 апреля 2011 года N 108-П, на который ссылается ответчик, не содержит такого основания для исключения из Единого списка, как превышение возрастного ценза. Признание её семьи участником подпрограммы гарантирует право на получение государственной поддержки, которое будет реализовано только получением предусмотренной подпрограммой субсидии.
В судебном заседании Адрианова И.Н. иск поддержала.
Представитель Агентства Краснова А.И. исковые требования не признала, пояснив, что с момента постановки на учет в качестве участников подпрограммы "Доступное жилье молодым" истица являлась лишь кандидатом на предоставление субсидии. При достижении 36-лет истица утратила основания для участия в подпрограмме, поскольку перестала относиться к категории "Молодая семья".
Судом постановлено вышеизложенное решение, об отмене которого и вынесении нового об удовлетворении иска просит в апелляционной жалобе Андрианова И.Н.
В обоснование жалобы указывает на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, нарушение норм материального права, ссылаясь на те же доводы, что и в суде первой инстанции. Настаивает на отсутствии оснований для исключения семьи из Списка, поскольку при признании участником подпрограммы её возраст не превышал 35-ти лет. Кроме того, само решение является необоснованным, так как из него не ясно о каких изменениях условий, в результате которых утрачены основания для участия в целевой программе, идёт речь.
Целевая программы ХМАО-Югры принята в развитие федеральной целевой программы, а потому порядок её реализации не может содержать условий, ухудшающих положение граждан по сравнению с условиями предоставления субсидии, установленными Правительством Российской Федерации. По федеральной программе возрастной ценз учитывается на момент включения молодой семьи в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году.
В возражениях на апелляционную жалобу Агентство считает решение законным и обоснованным.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции надлежаще извещённый ответчик своего представителя не направил.
Руководствуясь ст.ст. 327, 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Выслушав истицу, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела следует, что на основании заявлений от 14 мая 2011 года Андрианова И.Н. в соответствии с решениями Агентства от 19 мая 2011 года была признана участником подпрограмм "Ипотечное жилищное кредитование" и "Доступное жилье молодым" целевой программы ХМАО-Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года" (далее - Целевая программа).
По подпрограмме "Ипотечное жилищное кредитование" Целевой программы Андрианова И.Н. получает компенсацию части процентов за кредит, взятый в ОАО "Ханты-Мансийский банк" для приобретения жилого помещения по адресу: город Ханты-Мансийск, улица Ледовая, дом 6, квартира 35, а по подпрограмме "Доступное жильё молодым" (далее также- подпрограмма) была включена в Единый список участников подпрограммы "Доступное жилье молодым" (далее - Список).
6 марта 2013 года Агентством приято решение об исключении Андриановой И.Н. из Списка, поскольку изменились условия, в результате которых утрачены основания для участия в целевой программе.
Как следует из возражений Агентства причиной принятого решения явилось достижение Андриановой И.Н. 25 декабря 2012 года 36-ти лет, в связи с чем её семья перестала относиться к категории молодая семья, что исключает участие в подпрограмме.
Таким образом, предметом спора является право Андриановой И.Н. на участие в подпрограмме "Доступное жилье молодым" Целевой программы после достижения ею 36-ти лет.
Правоотношения по предоставлению гражданам государственной поддержки в улучшении жилищных условий в рамках Целевой программы регулируются Порядком реализации целевой программы ХМАО-Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года", утверждённым постановлением Правительства ХМАО-Югры от 5 апреля 2011 года N 108-П (далее - Порядок).
Проанализировав положения Порядка, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что при достижении истицей 36-лет она утратила право участия в подпрограмме "Доступное жильё молодым" Целевой программы.
Так, согласно п.1.4 ст.6 Порядка, участником обозначенной подпрограммы являются молодые семьи, в том числе неполные молодые семьи, состоящие из одного молодого родителя и одного и более детей, возраст каждого из супругов либо одного из родителей в неполной семье не превышает 35 лет на день принятия решения о предоставлении субсидии.
Как видно, указанной нормой прямо установлено требование возрастного ценза на день принятия решения о предоставлении субсидии, а не на день признания участником подпрограммы, в связи с чем суждение истицы о том, что соблюдение возрастного критерия требуется только при признании семьи участником подпрограммы, не соответствует закону.
Данная норма действовала при признании семьи Андриановой И.Н. участницей подпрограммы, в связи с чем ссылка жалобы на то, что имеет место применение закона, ухудшающего положение семьи, является несостоятельной.
Как верно указано судом первой инстанции, участие в подпрограмме носит добровольный характер. Заявляя о своём участии в подпрограмме, истица должна была учесть, что само по себе признание её семьи участницей подпрограммы не является безусловным основанием получения субсидии.
Так, в соответствии со ст.8 Порядка молодые семьи, признанные участницами подпрограммы, включаются в Список в хронологической последовательности исходя из регистрационного номера заявления в книге регистрации и учёта. При этом список формируется в продолжение списков граждан, поставленных на учёт до 1 января 2011 года на основании положений ранее действовавшей программы, утверждённой законом ХМАО-Югры от 11 ноября 2005 года N 103-оз.
Для участников рассматриваемой подпрограммы государственная поддержка оказывается в виде субсидий, размер которой для молодой семьи, не имеющей детей, соответствует стоимости 12 квадратных метров общей площади жилого помещения. Для молодой семьи, имеющей детей, - стоимости 12 квадратных метров общей площади жилого помещения, умноженной на количество детей (ст. 5 Порядка).
В соответствии со ст.11 Порядка право участника названной подпрограммы на получение субсидии в текущем году удостоверяется Уведомлением, решение о предоставлении которого принимается в порядке хронологической последовательности, исходя из даты подачи заявления о признании участником подпрограммы и регистрационного номера в книге регистрации и учета, в пределах утвержденных лимитов бюджетных ассигнований в соответствующем году на финансирование программы.
В соответствии со ст.11 Порядка право участника названной подпрограммы на получение субсидии в текущем году удостоверяется Уведомлением, решение о предоставлении которого принимается в порядке хронологической последовательности, исходя из даты подачи заявления о признании участником подпрограммы и регистрационного номера в книге регистрации и учета, в пределах утвержденных лимитов бюджетных ассигнований в соответствующем году на финансирование программы.
Из вышеприведённых норм следует, что время принятия решения о предоставлении субсидии конкретному участнику подпрограммы "Доступное жилье молодым" Целевой Программы (направления уведомления о предоставлении субсидии в текущем году) зависит от объёма финансирования Целевой программы, количества претендентов на её получение (участников подпрограммы), даты признания участником подпрограммы.
Как следует из отзыва Агентства, на момент рассмотрения спора в суде субсидии по данной подпрограмме предоставляются молодым семьям, подавшим заявление на участие в подпрограмме в 2009-2010 годах. При таком положении следует согласиться с доводами ответчика о том, что при подходе очереди семьи истицы на получение субсидии, то есть на день принятия решения о её предоставлении, возраст истицы не будет отвечать выше приведённому пп.1.4 п.1 ст.6 Порядка, в связи с чем в отношении её семьи, в любом случае, не может быть принято решение о предоставлении субсидии.
Таким образом, сам факт признания участником подпрограммы (включения в Список) не является безусловным основанием получения субсидии, поскольку при наступлении событий, перечисленных в п.1 ст.9 Порядка участник подлежит исключению из Списка.
В частности, в силу пп.1.6 п.1 ст.9 Порядка уполномоченный орган принимает решение об исключении гражданина из Списка в случае изменения условий, в результате которых утрачены основания для участия в целевой программе.
В рассматриваемом случае в период участия в подпрограмме, до получения уведомления о праве на субсидию в текущем году, возраст истицы превысил 35-ти лет, в связи с чем она перестала отвечать требованиям, установленным п.1.4 п.1 ст.6 Порядка для участников указанной подпрограммы.
Иными словами, ею утрачено одно из оснований для государственной поддержки в рамках рассматриваемой подпрограммы: статус молодой семьи, что в силу пп.1.6 п.1 ст. 9 влечёт исключение из Списка. Соответственно, оспариваемое решение Агентства является обоснованным.
Довод жалобы о несоответствии Порядка федеральному законодательству в части установления возрастного ценза на день принятия решения о предоставлении субсидии, а не на день признания семьи участницей подпрограммы, является ошибочным.
Согласно пп. "а" п. 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище на 2011 - 2015 годы", утверждённых Постановлением Правительства российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 (далее - Правила), участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, в которой возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье не превышает 35-ти лет на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году.
Правилами установлен порядок формирования списка претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году. Так, в силу п.20 Правил орган местного самоуправления муниципального образования до 01 сентября года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно п.22 Правил, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании таких списков с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году и представляет его государственному заказчику подпрограммы.
После определения государственным заказчиком подпрограммы субсидии, предоставляемой бюджету субъектов Российской Федерации на планируемый (текущий) год орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году (п.23 Правил).
Несоответствие молодой семьи требованиям, указанным в п. 6 Правил, в число которых входит требование о предельном возрасте на день принятия решения о включении семьи в список претендентов, является основанием для отказа в признании семьи участницей подпрограммы (п.18 Правил).
Из анализа указанных норм следует, что право на получение социальной выплаты возникает не с момента признания молодой семьи участницей подпрограммы, а с момента её включения в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году. Факт признания молодой семьи участницей подпрограммы не влечёт безусловного возникновения права на получение социальной выплаты, поскольку семья должна отвечать возрастному критерию на весь период участия в подпрограмме вплоть до включения в вышеуказанный список претендентов. Период же ожидания включения в список претендентов зависит от объёма финансирования, количества участников подпрограммы.
Таким образом, как в силу федерального, так и окружного законодательства молодая семья с момента признания её участницей подпрограммы становится лишь кандидатом на получение субсидии; в случае утраты статуса молодой семьи, она утрачивает основания для дальнейшего участия в целевой программе по категории "молодая семья".
На основании изложенного судебная коллегия считает решение суда постановлено в соответствии с требованиями закона и представленными доказательствами. Доводы апелляционной жалобы основаны на ошибочном толковании норм материального права.
Руководствуясь статьями 327, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ханты-Мансийского районного суда от 10 июля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Андриановой И.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий судья Иванова И.Е.
Судьи: Вороная Н.Л.
Дука Е.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.