Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего Александровой Н.Н.,
судей Воронина С.Н., Кульковой С.Н.,
при секретаре Артеменко И.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кушнаренко С.В. к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о признании незаконным отказа в присвоении звания "Ветеран труда", возложении обязанности по присвоению звания "Ветеран труда",
по апелляционной жалобе Департамента социального развития Ханты - Мансийского автономного округа - Югры на решение Ханты - Мансийского районного суда от 26 июля 2013 года, которым постановлено:
"исковые требования Кушнаренко С.В. к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о признании незаконным отказа в присвоении звания "Ветеран труда" возложении обязанности по присвоению звания "Ветеран труда", удовлетворить.
Признать незаконным отказ Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в присвоении Кушнаренко С.В. звания "Ветеран труда".
Признать за Кушнаренко С.В. право на присвоение звания "Ветеран труда" с выдачей соответствующего удостоверения.
Обязать Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры присвоить Кушнаренко С.В. звание "Ветеран труда".
Взыскать с Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в пользу Кушнаренко С.В. расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 рублей".
Заслушав доклад судьи Кульковой С.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кушнаренко С.В. обратился в суд с иском к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о признании незаконным отказа учесть награждение Почетной грамотой и Благодарностью Министерства энергетики РФ как ведомственного отличия в труде и присвоении звания "Ветеран труда", взыскании судебных расходов, указывая, что 17.05.2013 г. на заседании комиссии по присвоению званий "Ветеран труда" ему было отказано в присвоении названного звания на том основании, что Почетная грамота и Благодарность Министерства энергетики Российской Федерации, которыми он был награжден 05.08.2003 г. и 01.06.2011 г., не включены в утвержденный постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа от 06.06.2005 г. N103-п. перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда". Указывая, что приказом Минэнерго РФ от 14.07.2008 г. N 11 "О ведомственных наградах Министерства энергетики Российской Федерации" Почетная грамота и Благодарность Министерства энергетики Российской Федерации является ведомственной наградой, просил признать незаконным отказ ответчика в присвоении звания, признать за ним право на присвоение звания "Ветеран труда" и возложить на ответчика обязанность присвоить звание "Ветеран труда".
Возражая на иск, ответчик указал на отсутствие оснований для присвоения истцу звания "Ветеран труда", поскольку Почетная грамота и Благодарность Министерства энергетики Российской Федерации не включена в перечень дающих право на присвоение указанного звания наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации.
Истец Кушнаренко С.В. и представитель Департамента социального развития Ханты - Мансийского автономного округа - Югры в судебное заседание не явились. В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в их отсутствие.
Суд постановил вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Отказ в присвоении истцу звания "Ветеран труда" связан с тем, что Почетная грамота и Благодарность Министерства энергетики Российской Федерации не включены в перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", утвержденный постановлением Правительства Ханты - Мансийского автономного округа N 103-п от 06.06.2005 г ... Судом не принято во внимание, что в силу ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти полномочий по предметам совместного ведения.
В возражениях на жалобу истец просил оставить решение суда без изменения.
В судебное заседание апелляционной инстанции стороны не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Руководствуясь статьями 327, 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в их отсутствие.
Проверив письменные материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
Судом установлено и следует из материалов дела, что приказами Министерства энергетики от 05.08.2003 г. N 230п и от 01.06.2011 г. N 52п Кушнаренко С.В. награжден Почетной грамотой и Благодарностью Министерства энергетики Российской Федерации за заслуги в развитии топливно-энергетического комплекса.
Письмом Департамента социального развития Ханты - Мансийского автономного округа - Югры от N 15-Исх-6460 от 23.05.2013 года Кушнаренко С.В. отказано в присвоении звания "Ветеран труда" со ссылкой, что Почетная грамота и Благодарность Министерства энергетики Российской Федерации не являются перечнем наград, являющихся основанием для присвоения званий "Ветеран труда", "Ветеран труда" Ханты-Мансийского автономного округа - Югры".
В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (с последующими изменениями и дополнениями) ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда"; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Таким образом, федеральным законодателем определен круг лиц, относящихся к категории ветеранов труда.
Согласно приказу Министерства энергетики Российской Федерации от 14.07.2008 г. N 11 "О ведомственных знаках отличия в труде, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда", Почетная грамота и Благодарность Министерства энергетики Российской Федерации являются ведомственными знаками отличия в труде, являющимся основанием для присвоения указанного звания.
Доводы апелляционной жалобы о праве самостоятельного определения субъектами Российской Федерации перечня наград, являющихся основанием для присвоения звания "Ветеран труда", являются несостоятельными, так как основаны на неправильном толковании норм материального права.
Действительно, в соответствии с п. 4 ст. 7 названного Федерального закона порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Однако, по смыслу этой федеральной нормы под порядком и условиями присвоения звания "Ветеран труда", понимается организационный и правовой механизм реализации (процессуальные основания присвоения звания "Ветеран труда", перечень документов, необходимый для признания лиц ветеранами труда, порядок принятия решения, выдачи удостоверения ветеранами труда) присвоения звания "Ветеран труда" в соответствии с требованиями, предъявляемыми пунктом 1 этой статьи, перечень которых является исчерпывающим.
Утверждая порядок и условия присвоения звания, законодатель субъекта Российской Федерации не вправе сужать перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда в соответствии со ст. 7 Федерального закона "О ветеранах".
Между тем, как правильно указал суд первой инстанции, Постановление Правительства Ханты - Мансийского автономного округа - Югры от 06.06.2005 N 103-п "Об утверждении Перечня наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации и Перечня наград, почетных званий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, являющихся основанием для присвоения званий "Ветеран труда", "Ветеран труда" Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда и ветеранам труда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры незаконно сузило перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда в соответствии 7 Федерального закона "О ветеранах", определив исчерпывающий перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде, среди которых отсутствует такой ведомственный знак отличия в труде, как Почетная грамота и Благодарность Министерства энергетики Российской Федерации.
В случае, когда подлежащий применению закон либо иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации противоречит федеральному закону, принятому по вопросам, находящимся в ведении Российской Федерации либо в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, суд, исходя из положений ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации, должен принять решение в соответствии с федеральным законом (п. 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31.10.1995 года N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия").
При разрешении спора суд обоснованно руководствовался положениями ст. 7 Федерального закона "О ветеранах", который к ветеранам труда относит, в том числе и лиц, награжденных ведомственными знаками отличия в труде и имеющих трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что истец имеет право на присвоение звания "Ветеран труда" является правильным, так как действия ответчика, выразившиеся в отказе в присвоении Кушнаренко С.В. звания "Ветеран труда", противоречат требованиям закона.
Выводы суда мотивированы, основаны на анализе доказательств, оцененных судом в совокупности, соответствуют требованиям закона, и оснований считать их неправильными у судебной коллегии не имеется.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть признаны состоятельными, так как по существу основываются на обстоятельствах, являвшихся предметом судебного исследования, с последующей правильной правовой оценкой.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают выводы суда, оснований для отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ханты - Мансийского районного суда Ханты - Мансийского автономного округа - Югры от 26 июля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента социального развития ХМАО - Югры - без удовлетворения.
Председательствующий Александрова Н.Н.
Судьи Воронин С.Н.
Кулькова С.И.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.