Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты - Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего Александровой Н.Н.,
судей Воронина С.Н., Кульковой С.И.,
при секретаре Артеменко И.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Драпчука С.Ф. к Департаменту социального развития Ханты - Мансийского автономного округа - Югры о признании незаконным отказа в присвоении звания "Ветеран труда",
по апелляционной жалобе представителя Департамента социального развития ХМАО - Югры на решение Ханты - Мансийского районного суда Ханты - Мансийского автономного округа - Югры от 22 июля 2013 года, которым постановлено:
"Исковые требования Драпчука С.Ф. к Департаменту социального развития ХМАО - Югры удовлетворить.
Признать незаконным отказ Департамента социального развития ХМАО - Югры в присвоении звания ветеран труда Драпчука С.Ф..
Обязать Департамент социального развития ХМАО - Югры присвоить Пыниву П.М. звание ветеран труда, выдать удостоверение ветеран труда.
Взыскать с Департамента социального развития ХМАО - Югры в пользу Драпчука С.Ф. судебные расходы в размере "данные изъяты" рублей".
Заслушав доклад судьи Воронина С.Н., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Драпчук С.Ф. обратился в суд с исковыми требованиями к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о признании незаконным отказа в присвоении звания "Ветеран труда", обязании присвоить звание "Ветеран труда" и выдать соответствующие удостоверение.
Требования мотивированы тем, что истец имеет трудовой стаж с (дата), и в настоящее время работает в ОАО "Сургутнефтегаз". (дата) приказом Министерства Топлива и Энергетики РФ N (номер) награжден Почетной грамотой Министерства Энергетики РФ за заслуги в развитии топливно-энергетического комплекса. Ответчиком отказано истцу в присвоении звания "Ветеран труда" в связи с тем, что Почетная грамота Министерства топлива и энергетики РФ не включена в перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде РФ, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", утвержденный постановлением Правительства ХМАО - Югры от 06 июня 2005 года N103-п. Просит обязать ответчика присвоить звание "Ветеран труда" и выдать соответствующие удостоверение.
Гражданское дело рассмотрено в отсутствие сторон, с учетом положений ст.167 ГПК РФ.
Суд постановил изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме. В обоснование апелляционной жалобы указал, что отказ в присвоении истцу звания "Ветеран труда" связан с тем, что Почетная грамота Министерства топлива и энергетики РФ не включена в перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде РФ, дающий право на присвоение звания "Ветеран труда", утвержденный постановлением Правительства ХМАО N 103-п от 06 июня 2005 года. В соответствии со ст.7 закона "О Ветеранах" ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда", награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или РФ, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости. При этом закреплено, что порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Судом не принято во внимание, что в силу ст.85 БК РФ расходные обязательства субъекта РФ возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта РФ при осуществления органами государственной власти полномочий по предметам совместного ведения. Данные расходные обязательства устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования. Поскольку меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и являются их расходными обязательствами, следовательно, отсутствуют правовые основания для признания за Драпчуком С.Ф. права на присвоение звания "Ветеран труда".
Проверив письменные материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
Так, в силу ч.1 ст.327.1. ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ч.1 ст.330 ГПК РФ).
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что трудовой стаж Драпчука С.Ф. составляет более "данные изъяты" лет, и в настоящее время он работает в ОАО "Сургутнефтегаз".
За заслуги в развитии топливно-энергетического комплекса истец награжден почетной грамотой Министерства топлива и энергетики РФ на основании приказа от (дата) N (номер).
Оценив собранные по делу доказательства в совокупности (ст.67 ГПК РФ), дав правильный анализ действующему законодательству, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что участие субъектов Российской Федерации в реализации социальной функции государства путем принятия законодательных решений в сфере социальной защиты граждан, должно быть основано на конституционном разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации и конституционной иерархии нормативных правовых актов, а также соответствовать вытекающим из Конституции Российской Федерации принципам, лежащим в основе социального обеспечения, включая принципы справедливости, равенства, стабильности юридического статуса субъектов социальных прав.
Согласно статье 7 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" ветеранами труда являются, в том числе, лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
В силу ст.4 Закона Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 07 ноября 2006 года N 115-оз "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре" перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде РФ и перечень наград, почетных званий Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, являющихся основанием для присвоения званий " Ветеран труда", "Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры", утверждается Правительством Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.
Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" внесены изменения в Федеральный закон "О ветеранах", в соответствии со ст.22 которого меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 г., определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Нормы ст.7 Федерального закона "О ветеранах" ограничиваются лишь базисными требованиями в определении оснований приобретения статуса ветерана труда, формируя, таким образом, направления законотворческого процесса регионов в данной области. Однако, по смыслу этой федеральной нормы, под порядком и условиями присвоения звания "Ветеран труда", понимается организационный и правовой механизм реализации (процессуальные основания присвоения звания "Ветеран труда", перечень документов, необходимый для признания лиц ветеранами труда, порядок принятия решения, выдачи удостоверению ветерана труда) присвоения звания "Ветеран труда" в соответствии с требованиями, предъявляемыми частью 1 этой статьи, перечень которых является исчерпывающим.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что выступая в качестве нормативного акта прямого действия, Закон N 122-ФЗ предусматривает, что в целях защиты прав и законных интересов граждан, претендующих на получение звания "Ветеран труда", законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ не могут быть установлены основания и условия присвоения этого звания, существенным образом ухудшающие права и интересы граждан в сравнении с Законом N 5-ФЗ.
Письмом Департамента социального развития ХМАО - Югры N (номер) от (дата) на основании протокола (номер) от (дата) Драпчуку С.Ф. отказано в присвоении звания "Ветеран труда" в связи с тем, что Почетная грамота Министерства топлива и энергетики РФ не включена в Перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде РФ, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", утвержденный Постановлением Правительства РФ ХМАО - Югры от 06 июня 2005 года N103-п.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что утверждая порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда", законодатель субъекта Российской Федерации незаконно сузил перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда в соответствии со статьей 7 Федерального закона " О ветеранах", в результате чего, лица, награжденные такими знаками отличия в труде, неправомерно лишены права на присвоение им звания " Ветеран труда", гарантированного ст.7 Федерального закона " О ветеранах", что недопустимо.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть признаны состоятельными, так как по существу основываются на обстоятельствах, являвшихся предметом судебного исследования, с последующей правильной правовой оценкой.
С учетом установленных обстоятельств и требований законодательства решение суда является законным и обоснованным. Нарушений судом норм материального и процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено. Изложенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают выводы суда, оснований для отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ханты - Мансийского районного суда Ханты - Мансийского автономного округа - Югры от 22 июля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Департамента социального развития ХМАО - Югры - без удовлетворения.
Председательствующий Александрова Н.Н.
Судьи: Воронин С.Н.
Кулькова С.И.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.