Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе:
председательствующего Блиновской Е.О.,
судей Начарова Д.В., Старцевой Е.А.,
при секретаре Тавлиной Л.Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по заявлению Г. к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о признании незаконным отказа в присвоении звания "Ветеран труда", возложении обязанности присвоить звание "Ветеран труда",
по апелляционной жалобе Департамента социального развития ХМАО - Югры на решение Ханты-Мансийского районного суда от 25 июля 2013 года, которым постановлено:
"Исковые требования Г. к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о признании незаконным отказа в присвоении звания "Ветеран труда", удовлетворить.
Признать незаконным отказ Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N (номер) от (дата). в присвоении Г. звания "Ветеран труда".
Обязать Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры присвоить звание "Ветеран труда" Г..
Взыскать с Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в пользу Г. 200 рублей в счет оплаченной государственной пошлины".
Заслушав доклад судьи Блиновской Е.О., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Г. обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа Департамента социального развития ХМАО - Югры в присвоении звания "Ветеран труда", и возложении обязанности присвоить звание "Ветеран труда".
Требования мотивировал тем, что он, имея трудовой стаж более "данные изъяты" лет, (дата) приказом Министерства образования и науки РФ (номер) к/н награжден Почетной грамотой Министерства образования и науки РФ. 03.06.2013г. Департамент социального развития ХМАО - Югры отказал ему в присвоении звания "Ветеран труда" в связи с отсутствием в Перечне наград, дающих право на его присвоение, почетных грамот. Ссылаясь на Федеральный закон "О ветеранах", указал на то, что Почетная грамота Министерства образования и науки РФ является ведомственной наградой, поэтому отказ полагал незаконным.
Возражая против заявленных требований, представитель Департамента социального развития ХМАО - Югры Фролов А.А. с ним не согласился, просит в удовлетворении исковых требований отказать. Отказ Департамента считает правильным в силу Федерального закона от 12.01.1995 "О ветеранах", закона Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 17.11.2006 N 115-оз "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре", постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 06.06.2005 N 103-п "Об утверждении перечня наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации и перечня наград, почетных званий Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, являющихся основанием для присвоения званий "Ветеран труда", "Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры". В силу ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта РФ возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта РФ при осуществлении органами государственной власти субъектов РФ полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пункте 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ. Такие расходные обязательства устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно и исполняются за свой счет.
Дело рассмотрено в отсутствие заявителя Г. и представителя Департамента социального развития ХМАО - Югры.
Ханты-Мансийский районный суд постановил изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Департамента социального развития ХМАО - Югры Недуха В.А. с ним не согласился, просит в удовлетворении требований отказать. Не согласился с мнением суда о том, что законодатель незаконно ограничил определенными видами ведомственных знаков отличия в труде возможность присвоения звания "Ветеран труда". Далее привел доводы, изложенные в письменных возражениях.
Судебная коллегия в соответствии с ч.3 ст. 167 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, которые надлежащим образом, телефонограммами от 11.10.2013 г. уведомлены о дате и месте рассмотрения апелляционной жалобы, отложить дело не просили, о наличии уважительных причин для неявки в судебное заседание не сообщили, а заявитель Г. телеграммой ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы Департамента социального развития ХМАО - Югры, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Г. в настоящее время трудоустроен средней школе (номер) (адрес) на должности преподавателя-организатора и имеет общий трудовой стаж более "данные изъяты" лет (л.д.12-30).
(дата) приказом Министерства образования и науки РФ (номер) к/н заявитель был награжден Почетной грамотой Министерства образования и науки РФ (л.д.10, 31).
Письмом Департамента социального развития ХМАО-Югры N (номер) от (дата) Г. сообщено об отказе в присвоении звания "Ветеран труда" со ссылкой на то, что Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации не включена в Перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде РФ, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", утвержденный постановлением Правительства автономного округа от 06.06.2005 года N 103-п (л.д.11).
Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Социальная функция государства возлагается Конституцией Российской Федерации как на Российскую Федерацию в целом, так и на каждый из субъектов Российской Федерации. Соответственно, органы государственной власти обоих территориальных уровней власти призваны совместно обеспечивать эффективные механизмы социальной защищенности граждан.
Таким образом, участие субъектов Российской Федерации в реализации социальной функции государства путем принятия законодательных решений в сфере социальной защиты граждан должно быть основано на конституционном разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации и конституционной иерархии нормативных правовых актов, а также соответствовать вытекающим из Конституции Российской Федерации принципам, лежащим в основе социального обеспечения, включая принципы справедливости, равенства, стабильности юридического статуса субъектов социальных прав.
Согласно ст. 7 Федерального закона "О ветеранах" от 12 января 1995 года N 5-ФЗ, ветеранами труда являлись лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 ФЗ "О ветеранах").
Указом Президента Российской Федерации от 25.09.1999 N 1270 (утратил силу с 12.06.2006 в связи с изданием Указа Президента Российской Федерации от 12.06.2006 N 603) было утверждено Положение о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда", которое также не устанавливало каких-либо ограничений в правовом статусе лиц, отнесенных к данной категории.
Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" внесены изменения в Федеральный закон "О ветеранах", в соответствии со статьей 22 которого меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 г., определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Нормы ст. 7 Федерального закона "О ветеранах" ограничиваются лишь базисными требованиями в определении оснований приобретения статуса ветерана труда, формируя таким образом направления законотворческого процесса регионов в данной области. Однако, по смыслу этой федеральной нормы, под порядком и условиями присвоения звания "Ветеран труда" понимается организационный и правовой механизм реализации (процессуальные основания присвоения звания "Ветеран труда", перечень документов, необходимый для признания лиц ветеранами труда, порядок принятия решения, выдачи удостоверения ветерана труда) присвоения звания "Ветеран труда" в соответствии с требованиями, предъявляемыми частью 1 этой статьи, перечень которых является исчерпывающим.
Выступая в качестве нормативного акта прямого действия, Закон N 122-ФЗ предусматривает, что в целях защиты прав и законных интересов граждан, претендующих на получение звания "Ветеран труда", законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ не могут быть установлены основания и условия присвоения этого звания, существенным образом ухудшающие права и интересы граждан в сравнении с Законом N 5-ФЗ.
Перечень орденов, медалей, почетных званий, награждение которыми выступает в качестве условия приобретения статуса ветерана труда, а равно условия и порядок награждения определены Положением о государственных наградах РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 2 марта 1994 г. N 442 (с изм.). Наряду с орденами и медалями, почетными званиями СССР и РФ при присвоении звания "Ветеран труда" подлежат учету и ведомственные знаки отличия в труде.
Согласно "Положению о Министерстве образования и науки Российской Федерации", утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. N 280, действовавшим на момент награждения истицы почетной грамотой, а так же "Положению о Министерстве образования и науки Российской Федерации", утвержденном Постановлением правительства Российской Федерации от 15 мая 2010 г. N 337, действовавшим на момент обращения истицы за присвоением ей звания "Ветеран труда", Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) является федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п. 6 и п. 6.2. Положения, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. N 280, Министерство образования и науки Российской Федерации в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право учреждать в установленном порядке знаки отличия в сфере образования и науки и награждать ими работников в указанных областях. Аналогичная позиция по данному вопросу закреплена и в п. 10.16 Положения, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2010 г. N 337.
Согласно п. 1 Приказа Министра образования и науки Российской Федерации N 84 от 6 октября 2004 года "О знаках отличия в сфере образования и науки", действовавшего на момент награждения истца Почетной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации, Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации отнесена к ведомственным наградам.
Необходимым условием награждения Почетной грамотой является также наличие стажа в соответствующей области не менее 5 лет.
Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации относится к ведомственному знаку отличия в труде, который дает право для присвоения звания "Ветеран труда".
Правовой смысл подпункта 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах" N 5-ФЗ от 12 января 1995 года подразумевает, что к числу лиц, награжденных ведомственными знаками отличия в труде, относятся все лица, решение о награждении которых такими знаками принималось в соответствии с нормами действовавшего (действующего) законодательства органами и организациями, наделенными соответствующими полномочиями в установленном законом порядке.
Наличие государственных наград и ведомственных знаков отличия, указанных в п. 1 ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", является одним из условий присвоения звания " Ветеран труда", при этом в рамках предоставленных п. 4 ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" полномочий, законом субъекта РФ может быть самостоятельно расширен перечень знаков отличия в труде и негосударственных наград, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда " в субъекте РФ.
Разрешая спорные правоотношения, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что утверждая порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда", законодатель субъекта Российской Федерации незаконно сузил перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда в соответствии со статьей 7 Федерального закона "О ветеранах", в результате чего, лица, награжденные такими знаками отличия в труде, неправомерно лишены права на присвоение им звания "Ветеран труда", гарантированного статьей 7 Федерального закона "О ветеранах", что недопустимо.
Реализация субъектами Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, в том числе в области социальной защиты, предполагает осуществление ими нормативно-правового регулирования по вопросам, отнесенным федеральным законодателем к их ведению, включая принятие соответствующих законов субъектов Российской Федерации.
Такие законы, согласно статье 76 (часть 5) Конституции Российской Федерации, не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, а в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в п. 4 Постановления от 31 октября 1995 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия").
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований.
Выводы суда мотивированы, основаны на анализе доказательств, оцененных судом в совокупности, соответствуют требованиям закона, и оснований считать их неправильным у судебной коллегии не имеется.
Решение суда постановлено в соответствии с требованиями закона и представленными доказательствами, которым дана объективная и правильная оценка. Нарушений норм материального и процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено. Изложенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают выводы суда, оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ханты-Мансийского районного суда от 25 июля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента социального развития ХМАО - Югры - без удовлетворения.
Председательствующий Блиновская Е.О.
Судьи Начаров Д.В.
Старцева Е.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.