Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи Мосиявич С.И.,
судей коллегии Мочаловой Н.В., Зотиной Е.Г.,
при секретаре Харламповой Т.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу Сильяновой ФИО10 на решение Ноябрьского городского суда от 24 июля 2013 года, которым постановлено:
Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу в иске к Ноябрьской городской общественной организации "Объединение Ветеранов Афганистана" о признании общественного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц отказать.
Заслушав доклад судьи суда ЯНАО Мочаловой Н.В., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Управление Министерства юстиции РФ по ЯНАО обратилось в суд с заявлением к Ноябрьской городской общественной организации "Объединение Ветеранов Афганистана" о признании общественного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица с исключением из Единого государственного реестра юридических лиц.В обоснование требований указано, что общественная организация Объединение Ветеранов Афганистана (далее - организация) 27 июня 1994 годабыла зарегистрирована в Едином государственном реестре юридических лиц по адресу: "адрес". Указанной организацией неоднократно нарушались требования Федерального закона от 19 мая 1995г. N82-ФЗ "Об общественных объединениях" (далее ФЗ "Об общественных объединениях"). Организация использует символику, изображение которой нанесено на печать, но в нарушение ст. 24 ФЗ "Об общественных объединениях" не произвела государственную регистрацию данной символики. Также не оказала содействие Управлению юстиции в ознакомлении с деятельностью организации, не предоставляла запрашиваемые материалы для проверки в нарушении абз. 7 ч. 1 ст.29 ФЗ "Об общественных объединениях". Также не представила в установленные сроки отчет, содержащий информацию об объеме получаемых от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, и информацию о своей деятельности с указанием действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях в нарушение абз. 8 ч. 1 ст. 29 ФЗ "Об общественных объединениях". В нарушение требований ч. 3 ст. 29 "Об общественных объединениях" не представила в трехдневный срок обновленные сведения, необходимые для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц, о новом месте своего постоянно действующего руководящего органа. В силу ст. 29 ФЗ "Об общественных объединениях" неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок обновленных сведений является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с требованием о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении организации из единого государственного реестра. Просили суд признать общественную организацию "Объединение Ветеранов Афганистана" прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и исключить данную организацию из Единого государственного реестра юридических лиц.
Представитель истца в судебном заседании участия не принимал, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель ответчика Гончар И.Н. в судебном заседании иск не признал, указал, что данная общественная организация не прекращала свою деятельность, ведет большую общественную работу. Нарушения в работе образовались ввиду отсутствия сотрудников по делопроизводству, все нарушения в скором времени будут устранены.
Суд постановил решение, резолютивная часть которого указана выше.
С решением суда не согласилась представитель Управления Министерства юстиции РФ по ЯНАО Сильянова О.А., в апелляционной жалобе указала, что в нарушение требований материального и процессуального права суд установил фактическое осуществление деятельности общественной организации с нарушением требований ФЗ "Об общественных объединениях", при этом имеющиеся нарушения в деятельности посчитал незначительными и не влекущими основания для признания общественного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица. Однако неоднократные и грубые нарушения закона и иных правовых актов являются такими основаниями, просила решение отменить и удовлетворить заявление.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы в порядке статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене с принятием нового об удовлетворении требований.
В соответствии со ст.ст. 5, 7 ФЗ "Об общественных объединениях" под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (далее - уставные цели). Общественные объединения могут создаваться, в том числе, в такой организационно-правовой форме как общественная организация.
Из материалов дела следует, что Ноябрьская городская общественная организация "Объединение Ветеранов Афганистана" зарегистрирована отделом юстиции Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа 27 июня 1994 года, за основным государственным номером N по адресу: "адрес".
В соответствии с абз. 4 ч. 1 ст. 29 ФЗ "Об общественных объединениях" общественное объединение обязано ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц.
В нарушение указанного требования закона ответчик лишь три раза, а именно: в 2008году (за 2007 год), в 2009 году (за 2008 год), в 2012 году (за 2011 год), информировал орган, принявший решение о государственной регистрации данного общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц.
В соответствии с абз. 8 ч. 1 ст. 29 ФЗ "Об общественных объединениях" общественное объединение обязано информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме получаемых общественным объединением от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании по форме и в сроки, которые устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Однако в нарушение указанного требования закона ответчик не представлял в уполномоченный орган в срок, установленный Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2006г. N 212 "О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций" (до 15 апреля года, следующего за отчетным) информацию за период деятельности, за исключением 2007, 2008 и 2011 года, об объеме получаемых общественным объединением от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании по форме N ОН0003, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 29.03.2010г. N 72 "Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций".
В соответствии со ст. 24 ФЗ "Об общественных объединениях" символика общественных объединений подлежит государственной регистрации, в нарушении данного требования организация использует символику, изображение которой нанесено на печать, но государственная регистрация данной символики не произведена.
В соответствии с ч. 4 ст. 29 ФЗ "Об общественных объединениях" неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц.
В связи с выявленными нарушениями 05 июня 2007 года Управлением Министерства юстиции РФ по ЯНАО в адрес Ноябрьской городской общественной организации "Объединение Ветеранов Афганистана" вынесено предупреждение, обязывающее устранить нарушения действующего законодательства в срок до 16 июля 2007 года, которое вернулось с отметкой Почты России "по данному адресу нет такой организации".
30 октября 2008 года в адрес Ноябрьской городской общественной организации "Объединение Ветеранов Афганистана" вынесено предупреждение, обязывающее устранить нарушения действующего законодательства в срок до 21 декабря 2008 года.
01 июня 2009 года в адрес Ноябрьской городской общественной организации "Объединение Ветеранов Афганистана" вынесено предупреждение, обязывающее устранить нарушения действующего законодательства в срок до 20 июля 2009 года.
Несмотря на данные предупреждения в указанные сроки нарушения закона ответчиком не устранены.
Приказом начальника Управления Министерства юстиции РФ по ЯНАО N 39 от 07 апреля 2011 года назначена плановая документальная проверка Ноябрьской городской организации "Объединение Ветеранов Афганистана" на предмет соответствия деятельности организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, уставным целям и законодательству РФ.
12 апреля 2011 года в адрес Ноябрьской городской общественной организации "Объединение Ветеранов Афганистана" направлено уведомление о проведении проверки. В целях содействия в проведении проверки организации было предложено в срок до 24 мая 2011 года подготовить копии документов за период деятельности с 26 мая 2008 года по 20 июня 2011 года и предоставить их в Управление Министерства юстиции РФ по ЯНАО. Согласно данным системы учета и контроля почтовых отправлений, полученным с официального сайта ФГУ "Почта России", данное уведомление получено адресатом 16 апреля 2011 года. Однако содействие со стороны организации оказано не было.
Согласно акту проверки от 17 июня 2011 года в деятельности организации выявлен ряд нарушений требований законодательства, это позволило прийти к выводу, что деятельность организации не соответствует целям, предусмотренным ее учредительными документами и законодательству РФ. Данный акт 17 июня 2011 года направлен в адрес общественной организации "Объединение Ветеранов Афганистана", но вернулось с отметкой "истек срок хранения".
20 октября 2011 года в адрес Ноябрьской городской общественной организации "Объединение Ветеранов Афганистана" вынесено предупреждение N, обязывающее устранить нарушения действующего законодательства в срок до 21 ноября 2011 года.
Из информации предоставленной Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по ЯНАО от 14 июня 2013 года N 6266-19 в отношении Ноябрьской городской общественной организации "Объединение Ветеранов Афганистана" следует, что сведения индивидуального (персонифицированного) учета за период с 1 квартала 2010 года по 1 квартал 2013 года не предоставлялись; форма РСВ (расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации) за период с 1 квартала 2010 года по 1 квартал 2013 года предоставлена с "нулевыми" начислениями; по результатам камеральной проверки за 1 квартал 2010 года начислен штраф за нарушение срока предоставления РСВ-1; 27 сентября 2011 года вынесено постановление об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов. По состоянию на дату предоставления данной информации задолженность страхователем не погашена.
При рассмотрении дела по ходатайству представителя ответчика к материалам дела приобщены некоторые документы. Однако копия заявления адресованного в Отдел УФРС РФ по Тюменской области, ХМАО и ЯНАО об осуществлении деятельности в 2012 году и о продолжении деятельности в 2013 году предоставлена в суд, но не в орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, копия расчета РСВ-1 предоставлена только за один квартал 2010 года, хотя период ее предоставления ежегодный: 1 квартал, полгода, 9 месяцев, год.
Довод апелляционной жалобы о халатном отношении ответчика к исполнению своих обязанностей заслуживает внимания и подтверждается тем, что 13 августа 2013 года в адрес Управления Министерства юстиции РФ по ЯНАО поступило заявление от ответчика о продолжении своей деятельности в 2010 году.
Судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что организация фактически осуществляет свою деятельность в г. Ноябрьске, а допущенные нарушения малозначительны для принятия решения о прекращении деятельности организации и исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц.
Указывая в решении на преждевременность принятия решения о прекращении деятельности, суд не учел, что в адрес организации неоднократно, на протяжении нескольких лет направлялись предупреждения.
В нарушение требований ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ ответчиком не доказано, что организация действует согласно целям и задачам при строгом соблюдении законодательства РФ, а если и с некоторыми отступлениями от требований, но при своевременным устранением нарушений.
Как следует из материалов дела, вынесенные в адрес Ноябрьской городской организации "Объединение Ветеранов Афганистана" предупреждения исполнены не были. Доводы представителя ответчика, что работа по устранению допущенных нарушений ведется, отчеты готовы и в ближайшее время будут направлены истцу, ничем не подтверждены.
Таким образом, основания для признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц, предусмотренные ст. 29 ФЗ "Об общественных объединениях", установлены достоверно.
Апелляционная жалоба содержит доводы, которые в силу ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ являются основаниями к отмене в апелляционном порядке судебного решения.
Руководствуясь ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 24 июля 2013 года отменить и принять по делу новое решение, которым исковые требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу удовлетворить.
Признать Ноябрьскую городскую общественную организацию "Объединение ФИО11" прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и исключить данную организацию из Единого государственного реестра юридических лиц.
Председательствующий
Судьи
Копия верна. Судья Н.В.Мочалова
Секретарь суда Н.Н.Копейкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.