Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе: председательствующего судьи: Белоусовой В.Б.,
судей: Бучневой О.А., Тюриной Н.А.,
при секретаре: Кулиной И.А.
Рассмотрела в судебном заседании 02 октября 2013 года гражданское дело по иску Панорядова В.М. к военному комиссариату Тамбовской области о перерасчете пенсии и взыскании задолженности
по апелляционной жалобе военного комиссариата Тамбовской области на решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 02 июля 2013 года.
Заслушав доклад судьи Бучневой О.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Панорядов В.М. обратился в суд с иском к военному комиссариату Тамбовской области о перерасчете пенсии и взыскании задолженности, указав, что он проходил военную службу ***, имеющей отношение к изучению оружия массового поражения ***.
*** он был уволен в запас по состоянию здоровья с должности *** и с этого времени является пенсионером Министерства обороны РФ, его пенсионное обеспечение осуществляется военным комиссариатом Тамбовской области.
В период прохождения военной службы в Вооруженных силах РФ с *** по *** в должности *** *** он исполнял обязанности, которые были связаны с непосредственным участием в проведении практических занятий, полигонных практик с курсантами ***, сопряженные с использованием компонентов химического оружия. При этом он руководствовался государственными стандартами, учебными программами, тематическими планами и другими руководящими документами, определяющими использование токсических химикатов, относящихся к химическому оружию.
В соответствии с Федеральным законом от 07.11.2000 г. N 136-ФЗ "О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием" гражданам, занятых на работах с химическим оружием, определены меры социальной поддержки. Размер тарифной ставки по занимаемой им должности определен постановлением Правительства РФ от 29.03.2002 г. N 187 "Об оплате труда граждан, занятых на работах с химическим оружием". Данным постановлением утвержден список профессий и должностей на работах с вредными условиями труда, связанных с использованием токсических химикатов, которым гарантированы льготы и компенсации гражданам, занятым на работах с токсичными химикатами, относящимся к химическому оружию. В данный список включена занимаемая им должность.
Считая, что его пенсия должна быть пересмотрена с 01.03.2004 г., просил обязать военный комиссариат Тамбовской области признать его право на перерасчет пенсии с учетом включения надбавки за работу с химическим оружием в оклад по воинской должности с 01.03.2004 г., обязать ответчика произвести перерасчет и выплачивать ему пенсию с 01.06.2013 г. с применением коэффициента 1,25 к должностному окладу и выплатить образовавшуюся задолженность недополученной пенсии с 01.03.2004 г. по 31.05.2013 г. в размере *** руб.
Решением Ленинского районного суда г. Тамбова от 02 июля 2013 года исковые требования Панорядова В.М. удовлетворены.
Постановлено признать за Панорядовым В.М. право на перерасчет пенсии с учетом включения надбавки за работу с химическим оружием в оклад по воинской должности с 01.03.2004 г.; обязать военный комиссариат Тамбовской области произвести перерасчет пенсии и выплачивать Панорядову В.М. пенсию с 01.06.2013 г. с применением коэффициента 1,25 к должностному окладу *** *** в связи с работой с химическим оружием по второй группе; произвести перерасчет и выплатить Панорядову В.М. недополученную пенсию с учетом повышения должностных окладов военнослужащим с 01.01.2012 г. за период с 01.03.2004 г. по 31.05.2013 г. с применением коэффициента 1,25 в размере *** руб.
С указанным решением суда не согласен военный комиссариат Тамбовской области, в апелляционной жалобе ставит вопрос о его отмене.
Указывает, что *** в список производств с вредными условиями труда, работа на которых дает право гражданам, занятых на работах с химическим оружием, на меры социальной поддержки, не включено.
Поскольку Панорядов В.М. был уволен с военной службы с должности ***, которая предусмотрена списком, утвержденным постановлением Правительства РФ от 06.06.2002 г. N 386-25, он имеет право на перерасчет назначенной ему пенсии, но лишь начиная с 01.01.2006 г., так как Постановлением Правительства РФ от 17.12.2005г. N769-44 на военнослужащих расформированных (переименованных) воинских частей ВС РФ, уволенных с воинских должностей, предусмотренных в списке профессий и должностей на производствах с вредными условиями труда, работа по которым дает право гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на меры социальной поддержки, утвержденном постановлением Правительства РФ от 06.06.2002г. N386-25, были распространены меры социальной поддержки в соответствии с ФЗ "О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием", с 17 декабря 2005г.
Кроме того, нормативно-правовые акты РФ о мерах социальной поддержки отдельной категории военнослужащих не содержат прямых указаний о праве на перерасчет пенсий из увеличенных (повышенных) окладов по должностям лиц, уволенных с военной службы ранее вступления в силу этих нормативных актов, а военные комиссариаты не располагают сведениями о привлечении военнослужащих в период прохождениями ими военной службы к работам с химическим оружием, дающим право на соответствующие меры социальной поддержки.
Рассмотрение вопросов о наличии либо отсутствии права лиц, уволенных с военной службы ранее вступления в силу соответствующих нормативных правовых актов, соответствующими нормативными документами Министерства обороны отнесено к компетенции того органа военного управления, из которого данный военнослужащий увольнялся. Поэтому работа по утверждению списков военнослужащих, непосредственно занятых на работах с химическим оружием, предусмотренных ФЗ от 07.11.2000 г. N 136-ФЗ, работа на которых дает право на социальные гарантии, возложена на начальника войск радиационной химической и биологической защиты Вооруженных Сил РФ и Управление финансово-экономической деятельности Центрального Аппарата.
В адрес военного комиссариата Тамбовской области копия списка на пенсионера Министерства обороны РФ Панорядова В.М. для пересмотра ему ранее назначенной пенсии в соответствии с ФЗ от 07.11.2000 г. не поступала.
Более того, данной категории военнослужащих с момента вступления в силу ФЗ от 07.11.2000 г. N 136-ФЗ "О социальной защите граждан, занятых на работе с химическим оружием", должностные оклады уже повышались во время прохождения службы. При выходе на пенсию их должностные оклады уже были увеличены в соответствии с коэффициентом согласно постановлению Правительства РФ от 19.05.2002 г. N 187 "Об оплате труда граждан, занятых на работе с химическим оружием". Панорядов В.М. был уволен с военной службы в *** году и на момент определения права на пенсию его должностной оклад не был увеличен.
В возражении на апелляционную жалобу Панорядов В.М. просит оставить решение суда от 02 июля 2013 года без изменения, апелляционную жалобу военного комиссариата Тамбовской области - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, выслушав представителя Военного комиссариата Тамбовской области Варнавского А.А., поддержавшего жалобу, Панорядова В.М. и его представителя Лаврикова С.А., возражавших против удовлетворения жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для её удовлетворения и отмены решения суда.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно ст.43 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.
В соответствии с п. "б" ст. 49 Закона РФ N 4468-1 от 12.02.1993 года "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно- исправительной системы и их семей" пенсии, назначенные лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, а также надбавки к пенсиям, повышения и увеличения пенсий подлежат пересмотру при увеличении денежного довольствия военнослужащих - исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствий соответствующих категорий военнослужащих одновременно с его увеличением.
Согласно ст.55 указанного Закона, при наступлении обстоятельств, влекущих изменение размеров пенсий, назначенных лицам, указанным в ст.1 настоящего Закона, и их семьям, перерасчет пенсии производится с первого числа месяца, следующего за тем месяцем, в котором наступили указанные обстоятельства.
В силу ч.2 ст.58 этого Закона сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 7 ноября 2000 года N 136 - ФЗ "О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием" гражданам, занятым на работах с химическим оружием, гарантируется повышенная оплата труда, выплата надбавки к месячному заработку, размер которой возрастает с увеличением стажа непрерывной работы с химическим оружием, и ежегодное вознаграждение за выслугу лет.
Размеры должностных окладов и тарифных ставок, а также надбавки и ежегодного вознаграждения за выслугу лет определяются в порядке, устанавливаемом Правительством РФ, и условиями соответствующих трудовых договоров.
Согласно ст. 1 названного Закона конкретный Список производств, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право гражданам, занятым на работах с химическим оружием на социальные гарантии, предусмотренные настоящим Федеральным законом, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу пункта1 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 марта 2002года N187 "Об оплате труда граждан, занятых на работах с химическим оружием" гражданам, занятым на работах с химическим оружием, предусмотренных частями второй и третьей статьи1 Федерального закона "О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием", в соответствии со списками производств, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых даёт право на льготы и компенсации, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, повышенные тарифные ставки, должностные оклады (оклады по воинской, штатной должности), надбавки к месячному заработку (денежному довольствию) за стаж непрерывной работы с химическим оружием и ежегодное вознаграждение за выслугу лет устанавливаются в размерах согласно приложению.
В приложении к указанному Постановлению Правительства Российской Федерации предусмотрено, что размер (коэффициент) повышения тарифных ставок, должностных окладов (окладов по воинской, штатной должности) по второй группе работ составляет 1,5, с 01.01.2012г. - 1,25.
Во исполнение Федерального закона N136-ФЗ от 7 ноября 2000года Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2002г. N188 и Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июня 2002года N386-25 утверждены Список производств с вредными условиями труда, работа на которых даёт право военнослужащим и другим гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на социальные гарантии, и Список профессий и должностей на производствах с вредными условиями труда, работа на которых даёт право военнослужащим и другим гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на социальные гарантии.
В соответствии с названными Постановлениями основанием для выплаты установленных льгот и компенсаций в связи с работами с химическим оружием являются занимаемая должность, которая должна соответствовать утверждённому списку профессий и должностей на производствах с вредными условиями труда, и дата вступления в должность.
В Список профессий и должностей на производствах с вредными условиями труда, работа по которым даёт право военнослужащим и другим гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на социальные гарантии, включена должность " ***".
В Список производств с вредными условиями труда, работа на которых дает право гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на социальные гарантии, утвержденный также вышеуказанным постановлением, включен ***.
Судом установлено, что Панорядов В.М. в период с *** по *** проходил военную службу в *** в ***, а после его реорганизации, имевшей место в *** году-в ***. Его служба связана с химическим оружием и относится ко второй группе работ с химическим оружием в соответствии с частями 2 и 3 ст.1 ФЗ "О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием". С указанной должности он уволен в запас ***
Панорядову В.М. была назначена пенсия за выслугу лет с ***, размер которой определён без учёта надбавки за работу с химическим оружием в оклад по воинской должности, занимаемой на момент увольнения.
Суд первой инстанции, обоснованно с учетом установленных по делу обстоятельств и правоотношений сторон, а также материального закона, который подлежит применению по данному делу, пришел к выводу о том, что Панорядов В.М., занимавший перед увольнением с военной службы должность, предусмотренную Списком профессий и должностей на производствах с вредными условиями труда, работа по которым даёт право военнослужащим и другим гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на социальные гарантии, а также в связи с включением Правительством Российской Федерации *** в Список производств с вредными условиями труда, работа по которым даёт право гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на социальные гарантии, приобрел право на указанные социальные гарантии, а именно право на перерасчет пенсии с учетом включения надбавки за работу с химическим оружием в оклад по воинской должности в 1,25 раза (с учетом внесения изменений в Постановление N187 от 29 марта 2002 года).
Доводы жалобы о том, что истец приобрел право на указанные социальные гарантии с 01.01.2006 г., а не с 01.03.2004г., не состоятельны, поскольку Списки производств с вредными условиями труда и Список профессий и должностей на производствах с вредными условиями труда, работа на которых даёт право военнослужащим и другим гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на социальные гарантии, утверждены 29.03.2002г. и именно с этой даты у лиц, занятых на работах с химическим оружием, возникло право на надбавку к должностному окладу. Истец уволен в запас *** и, следовательно, с 01.03.2004г. ему должна быть назначена пенсия с учетом установленной надбавки к должностному окладу.
Ссылка в жалобе на то, что решение о праве на социальные гарантии для лиц, уволенных с военной службы ранее вступления в силу соответствующих нормативных правовых актов, отнесено к компетенции начальника войск радиационной химической и биологической защиты Вооруженных Сил РФ и Управление финансово-экономической деятельности Центрального Аппарата, не может быть принята судебной коллегией, поскольку истец уволен с военной службы после вступления в силу Федерального закона от 7 ноября 2000 года N 136 - ФЗ "О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием", а также после утверждения Списков профессий и должностей на производствах с вредными условиями труда, работа по которым даёт право военнослужащим и другим гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на социальные гарантии.
Довод в апелляционной жалобе о том, что военный комиссариат сведениями о привлечении истца в период прохождения им военной службы к работам с химическим оружием не располагает, не может служить правовым основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку суд первой инстанции с учетом вышеуказанных норм права, представленных доказательств, пришел к обоснованному выводу о том, что истец приобрел право на указанные социальные гарантии. Указанные выводы суда ответчиком не опровергнуты.
Другие доводы апелляционной жалобы также не влекут отмены решения суда, поскольку также не содержат правовых оснований к отмене либо изменению решения суда.
Таким образом, разрешая спорные правоотношения, суд правильно установил обстоятельства, имеющие существенное значение для дела. Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании доводов сторон и представленных доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 67 ГПК РФ и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения. В апелляционной жалобе не содержится ссылок на обстоятельства, опровергающие правильные выводы суда первой инстанции. Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 ГПК РФ безусловным основанием для отмены решения, допущено не было.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г.Тамбова от 02 июля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Военного комиссариата Тамбовской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.