Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Чербаевой Л.В.,
судей: Ледовских И.В., Баранова В.В.,
с участием помощника прокурора Тамбовской области Кочетыговой И.С.,
при секретаре Долговой М.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению начальника Федерального казенного учреждения Исправительная колония N8 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Тамбовской области об установлении административного надзора и административных ограничений в отношении Щёголева В.В.,
по апелляционной жалобе Щёголева В.В. на решение Рассказовского районного суда Тамбовской области от 02 июля 2013 года,
заслушав доклад судьи Ледовских И.В.,
УСТАНОВИЛА:
Начальник ФКУ ИК N8 УФСИН России по Тамбовской области обратился в суд с заявлением об установлении административного надзора и административных ограничений в соответствии с ч. 2 ст. 3, п. 2 ч. 1 ст. 5 ФЗ РФ от 06.04.2011 г. N64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" в отношении Щёголева В.В., подлежащего освобождению из мест лишения свободы 23.08.2013 года, в связи с отбытием срока наказания. Указав, что приговором Новомосковского городского суда Тульской области от 27.12.2010 г. Щёголев В.В. был осужден по п. "г" ч. 2 ст. 161 УК РФ к 3 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима. Щёголев В.В. ранее неоднократно судим за совершение, в том числе тяжких преступлений: 11.05.2000 г. по п.п. "б, г" ч. 2 ст. 158 УК РФ к 2 годам 1 месяцу 24 дням лишения свободы; 26.04.2002 г. по ч. 3 ст. 158 УК РФ к 5 годам 2 месяцам лишения свободы; 09.02.2006 г. по ч. 3 ст. 30 - п. "г" ч. 2 ст. 161, ч. 2 ст. 325, ч. 3 ст. 69, ст. 70 УК РФ, судимости по которым в установленном законом порядке не сняты и не погашены, что в соответствии с п. "а" ч. 3 ст. 18 УК РФ образует особо опасный рецидив преступлений. За период отбывания наказания в ФКУ ИК-8 УФСИН России по Тамбовской области Щёголев В.В. зарекомендовал себя с отрицательной стороны, допустил 8 нарушений установленного порядка отбывания наказания, за которые налагалось 6 взысканий, проводились две воспитательные беседы. Поощрений не имеет. В связи с чем, просил суд установить в отношении Щёголева В.В. административный надзор сроком на 8 лет со следующими дополнительными административными ограничениями на срок административного надзора:
1) запретить посещение мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;
2) запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства, либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток ( в период с 23 часов 00 минут до 06 часов 00 минут);
3) обязать являться четыре раза в месяц орган внутренних дел по месту жительства для регистрации.
Решением Рассказовского районного суда Тамбовской области от 02 июля 2013 года заявленные требования начальника ФКУ ИК-8 УФСИН России по Тамбовской области удовлетворены частично. В отношении Щёголева В.В., 06.07.1970 года рождения, уроженца *** установлен административный надзор сроком на 6 (шесть) лет в виде следующих административных ограничений: запрещение посещения мест проведения массовых мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещение пребывания вне жилого помещения, являющегося местом его жительства либо пребывания в период с 23 часов до 06 часов, за исключением случаев, связанных с работой; обязательной явки в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации один раз в месяц. Срок административного надзора в отношении Щёголева В.В. исчислять со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания.
Не согласившись с данным решением суда, Щёголевым В.В. принесена апелляционная жалоба, в которой ставит вопрос о его отмене. Указывает, что на момент совершенного им преступления уголовный и Федеральный закон не предусматривали никаких дополнительных видов наказаний и ограничений, которые ухудшали бы его положение после отбытия им наказания. А также ссылается на п. 2 ст. 6 УК РФ согласно которой, никто не может нести уголовную ответственность дважды за одно и то же преступление. Считает, что административный надзор к нему применяться не может.
В возражениях на апелляционную жалобу, помощник Межрайонного прокурора Рассказовского района Тамбовской области считает, что решение суда является законным и обоснованным, в связи с чем, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу Щёголева В.В. - без удовлетворения. Не согласен с доводом, изложенным в апелляционной жалобе Щёголевым В.В. о том, что решение Рассказовского районного суда вынесено незаконно, так как приговор в отношении него вынесен до вступления в силу ФЗ N64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы". Указанный довод не является основанием для отмены решения, поскольку в соответствии с ч. 1 ст. 3 ФЗ N64-ФЗ, административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 указанной статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы, и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления; преступления при рецидиве преступлений; умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего. Следовательно, административный надзор, установленный в отношении Щёголева В.В. соответствует требованиям ФЗ N64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", отвечает задачам, определенным в ст. 2 указанного закона. Установленные решением суда ограничения не препятствуют Щёголеву В.В. в соответствии с ч. 2 ст. 9 ФЗ N64-ФЗ по истечению не менее половины установленного срока, при добросовестном поведении обратиться с заявлением в суд о прекращении административного надзора.
Выслушав Щёголева В.В. и его представителя адвоката Хабарову М.Ф., поддержавших доводы апелляционной жалобы, заключение помощника прокурора Тамбовской области Кочетыгову И.С., возражавшую против отмены решения суда, считая его законным и обоснованным, изучив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда, предусмотренных статьей 330 ГПК РФ.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что приговором Новомосковского городского суда Тульской области от 27.12.2010 г. Щёголев В.В. был осужден за совершение преступления, предусмотренного п. "г" ч. 2 ст. 161 УК РФ и приговорен к трем годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима. Указанное преступление совершено Щёголевым В.В. при особо опасном рецидиве преступлений.
В соответствии с ч. 1 ст. 173.1 УИК РФ в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого из мест лишения свободы, если это лицо отбывало наказание за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, либо за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, судом устанавливается административный надзор в соответствии с федеральным законом.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 6 апреля 2011 года N64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
В силу ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 6 апреля 2011 года N64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение:
1) тяжкого или особо тяжкого преступления;
2) преступления при рецидиве преступлений;
3) умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего.
Согласно ч. 3 ст. 3 ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" в отношении указанного в ч. 1 настоящей статьи лица административный надзор устанавливается, если: 1) лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания; 2) лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность.
При этом ч. 2 ст. 3 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" предусмотрено, что в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, а также за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 4 Федерального закона в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: запрещение пребывания в определенных местах; запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории; обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
Установление судом административного ограничения в виде обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным.
Поскольку Щёголев В.В. совершил тяжкое преступление при особо опасном рецидиве преступлений, установление в отношении него административного надзора является обязательным независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 ст. 3 указанного Федерального закона.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункт 3 и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Частично удовлетворяя заявление начальника ФКУ "ИК N8" УФСИН России по Тамбовской области об установлении административного надзора в отношении Щёголева В.В. на срок, установленный законодательством, Российской Федерации для погашения судимости, суд руководствовался ч. 2 ст. 3, п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", и исходил из того, что Щёголев В.В. был осужден судом за совершение тяжкого преступления при особо опасном рецидиве преступлений, судимость за такое преступление погашается по истечении шести лет после отбытия наказания.
Судебная коллегия находит, что выводы суда должным образом мотивированны, соответствуют изложенным в решении обстоятельствам дела, нормы действующего законодательства судом применены правильно.
Доводы автора жалобы о том, что на момент совершенного им преступления уголовный и Федеральный закон не предусматривали никаких дополнительных видов наказаний и ограничений, которые ухудшали бы его положение после отбытия им наказания, а также ссылка на п. 2 ст. 6 УК РФ согласно которой, никто не может нести уголовную ответственность дважды за одно и то же преступление, основаны на ошибочном толковании законодательства.
Как отмечает Конституционный Суд РФ, административный надзор, как осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с Федеральным законом "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных этим Федеральным законом (пункт 1 статьи 1), относится к мерам предупреждения преступлений и других правонарушений, оказания на лицо индивидуального профилактического воздействия (статья 2), а не к мерам ответственности за совершенное правонарушение.
При этом применение административного надзора, в отличие от уголовной ответственности, связывается не со временем совершения преступления, а с освобождением лица из мест лишения свободы и с наличием непогашенной либо неснятой судимости, которая влечет за собой правовые последствия в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами.
Установление судом административных ограничений не может рассматриваться как возложение ответственности за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением, или ее отягчение. Соответственно, и положениям Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" при их применении в отношении лиц, имеющих судимость, не придается обратная сила.
Установление административного надзора для предупреждения совершения правонарушений и оказания профилактического воздействия на лиц, освобождаемых или освобожденных из мест лишения свободы и имеющих непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, преступления при рецидиве преступлений, умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего, при наличии предусмотренных Федеральным законом "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" оснований и в целях защиты государственных и общественных интересов (статьи 2 и 3), в частности, административные ограничения в виде запрещения пребывания в определенных местах, посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в таких мероприятиях, пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток, выезда за установленные судом пределы территории, а также в виде обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания поднадзорного для регистрации (часть 1 статьи 4), согласуется с нормой статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина для защиты конституционно значимых ценностей, и является соразмерным тем конституционно защищаемым целям, ради которых оно вводится.
Таким образом, суд первой инстанции правильно установил значимые для разрешения дела обстоятельства и правильно применил нормы материального и процессуального права. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Щёголева В.В. и отмены обжалуемого решения суда не имеется.
При этом, судебная коллегия считает необходимым разъяснить Щёголеву В.В., что согласно п. 1 ст. 10 Закона N6-ФЗ поднадзорное лицо в течение срока административного надзора имеет право обратиться в суд с заявлением о досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене установленных судом административных ограничений при наличии к тому оснований, предусмотренных настоящим законом.
Руководствуясь ст. ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Рассказовского районного суда Тамбовской области от 02 июля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Щёголева В.В. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.