Постановление Тамбовского областного суда от 28 октября 2013 г.
(Извлечение)
Заместитель председателя Тамбовского областного суда Коропенко Л.Е.,
рассмотрев в порядке надзора жалобу представителя по доверенности администрации г. Тамбова Филипповых К.Н. (далее - Администрация) на постановление судьи Октябрьского районного суда г. Тамбова от 06 сентября 2013 года и решение судьи Тамбовского областного суда от 25 сентября 2013 года, вынесенных в отношении Администрации по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.3 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
*** года *** Управления Роспотребнадзора по *** в отношении Администрации составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.3 КоАП РФ.
Постановлением судьи Октябрьского районного суда г. Тамбова от 06 сентября 2013 года Администрация признана виновной в совершении вышеуказанного административного правонарушения с назначением наказания в виде административного штрафа в размере *** рублей.
Решением судьи Тамбовского областного суда от 25 сентября 2013 года названное постановление оставлено без изменения, жалоба представителя Администрации Филипповых К.Н. - без удовлетворения.
В жалобе в порядке надзора представитель Администрации по доверенности Филипповых К.Н. просит отменить состоявшиеся по делу судебные постановления.
Утверждает, что со своей стороны Администрацией были приняты все зависящие от неё меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых она привлекается к административной ответственности.
Указывает, что Администрация не имеет права в принудительном порядке обязать управляющие компании, специализированные организации, осуществляющие вывоз ТБО, КГО, а также собственников жилья заключать договор аренды земельного участка под контейнерной площадкой, либо включить в общее имущество собственников данный участок, так как это является нарушением п. 1 ст. 421 ГК РФ, согласно которого граждане и юридические лица свободны в заключение договора.
Ссылаясь на п. 26 Постановления Правительства РФ от 03 апреля 2013 года N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и порядке их оказания и применения", п. 6 ст. 4 Правил благоустройства и содержания территории городского округа - город Тамбов от 15 апреля 2009 года N 949, обращает внимание на то, что согласно п. 2 ст. 4 Положения о порядке сбора, вывоза, утилизации и переработки отходов, образующихся на территории городского округа - город Тамбов, юридические и физические лица - собственники, арендаторы или владельцы земельных участков и строений или уполномоченные ими лица обязаны организовывать регулярную уборку собственных территорий. Уполномоченные лица - получатели субвенций на выполнение работ по санитарному содержанию территорий, прилегающих к многоквартирным домам и не входящих в состав общего имущества. Получателями субсидий по договору о предоставлении субсидий на проведение работ по санитарному содержанию территорий, не входящих в состав общего имущества, является *** " ***".
Полагает, что Администрация своевременно отслеживает и принимает меры по устранению нарушений санитарных правил, норм и гигиенических нормативов. С учетом данных обстоятельств, считает, что в действиях Администрации отсутствует состав правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ.
Изучив дело, доводы жалобы, не нахожу оснований для её удовлетворения.
В соответствие со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека. Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Пунктом 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В силу ч. 3 ст. 3 Положения о порядке сбора, вывоза, утилизации и переработки отходов, образующихся на территории городского округа - город Тамбов, являющегося приложением к Правилам благоустройства и содержания территорий городского округа - город Тамбов, утв. решением Тамбовской городской Думы N 949 от 15 апреля 2009 года в системе управления в области обращения с отходами администрация города Тамбова:
1) организует сбор отходов в соответствии с Положением;
2) организует вывоз, утилизацию и переработку отходов, образующихся на территории городского округа - город Тамбов;
3) создает комиссию по размещению контейнерных площадок;
4) определяет местоположение и обеспечивает рациональное размещение мест сбора отходов;
5) ведет реестр контейнерных площадок для сбора отходов, осуществляет наблюдение за их состоянием;
6) принимает меры по предотвращению образования мест несанкционированного размещения отходов;
7) осуществляет мониторинг эффективности реализации Положения;
8) взаимодействует по вопросам обращения с отходами с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тамбовской области, Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Тамбовской области, соответствующими органами исполнительной власти Тамбовской области;
9) решает иные вопросы в области обращения с отходами, отнесенные действующим законодательством, Уставом города Тамбова, решениями Тамбовской городской Думы к компетенции администрации города Тамбова.
Согласно п. 1.1 СанПиН 42-128-4690-88 организация рациональной системы сбора, временного хранения, регулярного вывоза твердых и жидких бытовых отходов и уборки территорий должна удовлетворять требованиям настоящих "Санитарных правил содержания территорий населенных мест".
Система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением Исполкома местного Совета народных депутатов (п. 1.2 названного СанПиН).
В соответствии с пунктом 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м, но не более 100 м.
Учитывая указанные положения правовых норм, судебные инстанции правильно пришли к выводу, что к компетенции Администрации как органа местного самоуправления относится контроль за соблюдением на территории муниципального образования требований санитарно-эпидемиологического законодательства, осуществление организации деятельности в области обращения с отходами, их сбора и вывоза.
Статьей 6.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Как следует из материалов дела, *** года при проведении проверки в отношении Администрации были выявлены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, выразившиеся в ненадлежащей организации сбора и вывоза бытовых отходов, находящихся на земельном участке, являющемся муниципальной собственностью. Так, контейнерная площадка, расположенная по адресу: г ***, не имеет водонепроницаемого покрытия и ограждения; территория, прилегающая к контейнерной площадке, содержится неудовлетворительно - на расстоянии около 2-3 м. свалка твердых бытовых отходов, в том числе, крупногабаритных отходов (КГО).
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина Администрации в совершении административного правонарушения установлена в ходе производства по делу об административном правонарушении, что отражено в оспариваемом постановлении о привлечении к административной ответственности.
Доказательств принятия Администрацией своевременных и действенных мер, направленных на соблюдение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, равно как и доказательств, свидетельствующих об отсутствии у Администрации объективной возможности для соблюдения требований санитарного законодательства (в части обеспечения, организации и контроля за санитарной очисткой, уборкой территории), материалы дела не содержат.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, прихожу к выводу о том, что вина Администрации доказана.
Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, при производстве по делу об административном правонарушении не допущено.
Администрация привлечена к административной ответственности в пределах установленного ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности. Наказание назначено в минимальном размере санкции ст. 6.3 КоАП РФ.
Доводы жалобы в порядке надзора были предметом исследования предыдущих судебных инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, оснований для переоценки не имеется.
При таком положении обжалуемые судебные постановления являются законными и обоснованным, подлежат оставлению без изменения, а жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 30.17 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление судьи Октябрьского районного суда г. Тамбова от 06 сентября 2013 года и решение судьи Тамбовского областного суда от 25 сентября 2013 года оставить без изменения, жалобу в порядке надзора представителя администрации г. Тамбова Филипповых К.Н. - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Тамбовского областного суда: Коропенко Л.Е.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.