судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:
председательствующего Петровского М.В.,
судей: Миркиной Е.И., Клименко А.А.,
при секретаре Черновой С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Томске дело по апелляционной жалобе ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Томск Томской области на решение Советского районного суда г. Томска от 24 июля 2013 года
по иску Аббасовой Л. Д. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Томск Томской области о признании права на ежемесячную денежную выплату, возложении обязанности произвести перерасчет.
Заслушав доклад судьи Миркиной Е.И., объяснения представителя ответчика Драчевой С.Б., поддержавшей жалобу, истца Аббасовой Л.Д., возражавшей против отмены решения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Аббасова Л.Д. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Томск Томской области (ГУ - УПФ РФ в г. Томск ТО), в котором с учетом последующего уточнения просила признать за ней право на получение ежемесячной денежной выплаты по категории "Родители и жены военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученные при защите СССР или при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте" с 04.04.2007, обязать ответчика произвести перерасчет размера ежемесячной денежной выплаты на основании подп. 2 п. 4 ст. 23.1. Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", начиная с 01.05.2012.
В обоснование заявленных требовании указала, что ей была установлена ежемесячная денежная выплата (далее - ЕДВ) решением ГУ УПФ РФ в г. Томск ТО от 11.11.2008 N 3348 по категории "Родители и жены военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученные при защите СССР или при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте" в связи с тем, что ее муж А., проходивший службу в органах внутренних дел, погиб при исполнении служебных обязанностей 29.06.1975, и она является получателем пенсии по случаю потери кормильца. С 01.05.2012 выплата ЕДВ по указанной категории ей прекращена и установлена ЕДВ по категории "Члены семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, инвалидов Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий", размер которой значительно ниже, чем по ранее установленной категории. Согласно справке ГУ - УПФ РФ в г. Томск ТО от 22.05.2013 N А-179/7252 размер ЕДВ снижен в связи с тем, что лейтенант милиции участковый инспектор милиции ОВД Верхнекетского района Томской области А. к категории военнослужащих не относился, а право на ЕДВ в размере, предусмотренном подп. 2 п. 4 ст. 23.1. Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", у вдов сотрудников органов внутренних дел, погибших при исполнении служебных обязанностей, возникает, если гибель произошла при исполнении военнослужащим служебных и иных обязанностей военной службы в органах внутренних дел. Перевод из одной категории получателей ЕДВ в другую считает необоснованным, поскольку на основании Закона СССР от 01.08.1989 N 313-1 на родителей и жен погибших при исполнении служебных обязанностей военнослужащих были распространены льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны (далее - ВОВ) из числа военнослужащих. Принятый 12.01.1995 Федеральный закон N 5-ФЗ "О ветеранах" определил меры социальной поддержки отдельно для участников ВОВ и отдельно меры социальной защиты для членов их семей, которые предоставляются нетрудоспособным членам семей указанных лиц, состоявшим на их иждивении и получающим пенсию по потере кормильца, распространив эти меры на членов семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы (ст. 21). Федеральным законом от 22.08.2004 N122-ФЗ размер ЕДВ для участников ВОВ и для членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников ВОВ и ветеранов боевых действий установлен различный. Полагала, что в связи с тем, что ранее на нее, как жену сотрудника ОВД, погибшего при исполнении служебных обязанностей, распространялись льготы, установленные для родителей и жен погибших военнослужащих, то и в настоящее время на нее также должно распространяться право на меры социальной поддержки, в том числе, в виде ЕДВ, не ниже установленного для участников ВОВ.
Истец в судебном заседании на заявленных исковых требованиях, с учетом их изменения, настаивала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Драчева С.Б. иск не признала, пояснив, что решением Управления от 11.11.2008 N 3348 истцу с учетом определения Конституционного Суда РФ от 04.04.2007 N 331-ОП сохранена ЕДВ и определена по категории "Родители и жены военнослужащих, погибших вследствие решения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте" с 04.04.2007. После проверки материалов дела Аббасовой Л.Д. в 2012 году выявлено, что, несмотря на то, что у истца есть удостоверение о праве на льготы как жены военнослужащего, согласно ответу УМВД по Томской области от 23.04.2012 N 78/10937 погибший А. военнослужащим не являлся. Данное обстоятельство препятствует назначению ЕДВ по указанной категории, поскольку условием, определяющим право, является отнесение погибшего к категории военнослужащего, а ФИО14 таковым не являлся. В соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" от 12.01.1995 N 5-ФЗ истцу назначена и выплачивается за спорный период с 01.05.2012 ежемесячная денежная выплата (ЕДВ) согласно подп.7 п.1 ст. 23.1 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" по категории "Члены семей погибших (умерших) участников ВОВ, инвалидов ВОВ и ветеранов боевых действий", а не по категории согласно подп. 2 п. 4 ст. 23.1. Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" "Родители и жены военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученные при защите СССР или при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте", поскольку оснований к установлению ЕДВ по подп. 2 п. 4 ст. 23.1. Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" не имеется.
Обжалуемым решением суд иск удовлетворил.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Драчева С.Б. просит решение суда отменить, принять по делу новое об отказе в удовлетворении иска Аббасовой Л.Д. В обоснование указывает, что погибший муж истца не являлся военнослужащим, погиб не при исполнении военной службы, а при исполнении служебных обязанностей. Полагает, что в соответствии с правовой позицией, выраженной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 04.04.2007 N 331-О-П, юридически значимым обстоятельством по делу является факт приобретения и реализации Аббасовой Л.Д. до 01.01.2005 мер социальной защиты в объеме, установленном для участников ВОВ Законом СССР "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения" от 01.08.1989 N 313-1, в частности, на бесплатный отпуск лекарств по рецептам врачей. Доказательств указанному обстоятельству истец в ходе рассмотрения дела не представила. Таким образом, Аббасова Л.Д. до 01.01.2005 не приобрела и не реализовала право пользования льготами, мерами социальной защиты, предусмотренными для участников ВОВ, в связи с чем не может претендовать на их сохранение.
В возражениях на апелляционную жалобу истец просит оставить решение суда без изменения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований к его отмене или изменению.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Аббасова Л.Д. является вдовой А., проходившего службу в органах внутренних дел в должности участкового инспектора милиции отдела внутренних дел Верхнекетского района Томской области и погибшего 29.06.1975 при исполнении служебных обязанностей сотрудника органов внутренних дел. 08.08.2005 Аббасовой Л.Д. выдано удостоверение о праве на льготы, установленные для родителей и жён погибших военнослужащих.
В связи с тем, что муж истца А., проходивший службу в органах внутренних дел, погиб при исполнении служебных обязанностей 29.06.1975, и Аббасова Л.Д. является получателем пенсии по случаю потери кормильца, решением ГУ - УПФ РФ в г. Томск ТО от 11.11.2008 N 3348 ей была установлена ежемесячная денежная выплата (ЕДВ) по категории "Родители и жены военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученные при защите СССР или при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте".
С 01.05.2012 выплата ЕДВ по указанной категории Аббасовой Л.Д. прекращена и установлена ЕДВ по категории "Члены семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, инвалидов Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий", размер которой ниже, чем по ранее установленной категории. С таким решением ответчика Аббасова Л.Д. не согласилась, обратившись в суд с настоящим иском.
Разрешая данный спор, суд первой инстанции на основании положений Закона СССР от 01.08.1989 N 313-1 "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения", Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", а также установленных выше обстоятельств дела пришёл к выводу о том, что на истца распространяются льготы, предусмотренные для участников ВОВ.
С такими выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм закона, а также соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Так, согласно ст. 7 действовавшего до 1995 глда Закона СССР N 313-1 от 1 августа 1989 года "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения" на родителей и жен военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, распространяются льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.
В качестве документа, подтверждающего право на получение указанных льгот, принимается удостоверение, выданное в соответствии с п Совета Министров СССР от 23.02.1981 N 209 по форме, утвержденной п Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам от 18.10.1989 N 345.
Из материалов дела следует, что истцу удостоверение о праве на льготы, установленные для родителей и жён погибших военнослужащих, выдано, законность и обоснованность выдачи данного удостоверения ответчиком в соответствии с действующим законодательством не оспорена, в связи с чем доводы последнего об отсутствии у Аббасовой Л.Д. прав на получение льгот по ст. 7 Закона СССР N 313-1 от 1 августа 1989 года "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения" являются несостоятельными и отклоняются судебной коллегией.
Принятый 12.01.1995 Федеральный закон "О ветеранах" определил меры социальной защиты участников Великой Отечественной войны (статья 15) и меры социальной защиты членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, которые предоставляются нетрудоспособным членам семей указанных лиц, состоявшим на их иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации, распространив эти меры на членов семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы (статья 21). При этом пункт 3 статьи 11 названного Федерального закона (в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года) предусматривал, что права и льготы, а также другие меры социальной защиты ветеранов и членов их семей, ранее установленные законодательством СССР, не могут быть отменены без равноценной замены.
Вопреки доводам жалобы ответчика, справками от 24.07.2013 и от 02.09.2013 подтверждено, что Аббасова Л.Д. до 01.01.2005 пользовалась мерами социальной защиты, установленными для участников Великой Отечественной войны в соответствии с Законом СССР "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения" и Федеральным законом "О ветеранах".
С принятием Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ система мер социальной защиты ветеранов, включая участников Великой Отечественной войны, была преобразована в систему социальной поддержки, в рамках которой основная часть ранее предоставлявшихся ветеранам льгот в натуральной форме была заменена ежемесячной денежной выплатой (статья 44), размер которой установлен подп. 2 п. 4 ст. 23.1. Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах".
Согласно правовой позиции, выраженной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 04.04.2007 N 331-О-П, по смыслу статьи 23.1 Федерального закона "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, с принятием которого система мер социальной защиты ветеранов была преобразована в систему социальной поддержки), ежемесячная денежная выплата представляет собой неотъемлемую составляющую социальной поддержки ветеранов и членов их семей; по своей правовой природе она направлена на восполнение потерь для граждан, ранее являвшихся получателями натуральных льгот и гарантий, и, таким образом, на обеспечение гарантирования стабильности их юридического статуса (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2005 года N 502-О).
Поэтому предусмотренный взамен части ранее установленных в натуральной форме социальных гарантий компенсаторный механизм покрытия соответствующих потерь (в денежном выражении) должен обеспечивать лицам, признанным законодателем обладателями особого правового статуса, реальные возможности располагать социальными благами, включая денежные компенсации, в объеме, сопоставимом с объемом ранее предоставлявшейся им социальной защиты в натуральной форме (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 4 апреля 2006 года N 89-О).
Следовательно, взаимосвязанные положения статьи 23.1 Федерального закона "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) и пункта 19 статьи 44 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ не могут рассматриваться как позволяющие устанавливать ежемесячную денежную выплату женам военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, без учета ранее приобретенного ими правового статуса и обусловленного им объема льгот, которыми они пользовались до 1 января 2005 года в соответствии с предписаниями Федерального закона "О ветеранах" (пункт 3 статьи 11, пункт 1 статьи 15) и Закона СССР "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения" (статья 7), т.е. данная социальная выплата для этой категории граждан подлежит назначению в размере не ниже установленного для участников Великой Отечественной войны.
Таким образом, в соответствии с конституционно-правовым смыслом приведенных законоположений, выявленным определением Конституционного Суда Российской Федерации от 04.04.2007 N 331-О-П, верно установив имеющие значение для дела фактические обстоятельства и дав им надлежащую юридическую оценку, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что Аббасовой Л.Д., ранее пользовавшейся льготами в соответствии со ст. 7 Закона СССР "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения" для участников ВОВ, должна быть предоставлена ежемесячная денежная выплата в размере, установленном для участников ВОВ в подп. 2 п.4 ст. 23.1. Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах".
Доводы жалобы ответчика, направленные на иную оценку обстоятельств дела, судебной коллегией отклоняются, поскольку оснований для иной оценки не имеется.
На основании изложенного решение суда первой инстанции является по существу правильным и не подлежит отмене по доводам жалобы.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Советского районного суда г. Томска от 24 июля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Томск Томской области Драчевой С. Б. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.