Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:
председательствующего Синяковой Т.П.,
судей: Уваровой В.В., Радикевич М.А.,
при секретаре Зизюк О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Томске дело по исковому заявлению Абдрашитова М. М., Молостова С. Е. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Томской области о возложении обязанности по передаче пенсионных дел, к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Томской области об обязании расчета пенсии по должности "заместитель командира взвода", перерасчете пенсии
по апелляционной жалобе Абдрашитова М. М., Молостова С. Е. на решение Советского районного суда г. Томска от 16 июля 2013 года.
Заслушав доклад судьи Уваровой В.В., объяснения представителя ответчика УМВД России по Томской области Оспищева С.Ю. (доверенность N 17/3 от 04.01.2013), представителя ответчика УФСИН России по Томской области Бараулиной О.Г. (доверенность от 11.01.013), возражавших против доводов жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Абдрашитов М.М., Молостов С.Е. обратились в суд с иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Томской области (далее - УФСИН России по Томской области), Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Томской области (далее - УМВД РФ по Томской области), в котором просили признать за ними право на получение пенсии за выслугу лет сотрудников МВД в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей"; обязать УФСИН России по Томской области передать пенсионные дела Абдрашитова М.М. и Молостова С.Е. в УМВД РФ по Томской области для дальнейшего пенсионного обеспечения; обязать УМВД РФ по Томской области производить расчет пенсии по выслуге лет Абдрашитову М.М. и Молостову С.Е. по штатной должности "заместитель командира взвода"; обязать УМВД РФ по Томской области произвести перерасчет назначенной пенсии за выслугу лет Абдрашитову М.М. и Молостову С.Е., начиная с 05.06.2010 до момента передачи пенсионных дел от УФСИН России по Томской области в УМВД РФ по Томской области, исходя из оклада по штатной должности "заместитель командира взвода".
В обоснование заявленных требований указано, что на основании уведомлений об увольнении из органов внутренних дел от 02.07.1998, истцы, как старшие прапорщики внутренней службы, были уведомлены о предстоящем увольнении на основании п. "е" ст. 58 Положения "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации" и приказом N40/л от 02.09.1998 уволены по сокращению штатов с должностей помощников командира взвода отдельной роты по охране учреждения ИК-4. Пенсия за выслугу лет им назначалась и выплачивалась финансово-экономическим отделом УВД по Томской области. Однако впоследствии пенсионные дела истцов были переданы в УФСИН России по Томской области. Из ответов начальника УФСИН России по Томской области следует, что с 01.09.1998 система исполнения уголовных наказаний вышла из состава МВД России. Поскольку увольнение истцов осуществлено 02.09.1998, они являются пенсионерами уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации (далее - УИС Минюста России). С передачей пенсионных дел из системы УМВД РФ по Томской области к УФСИН России по Томской области истцы не согласны, полагая, что для этого не было законных оснований. По состоянию на 01.08.1998 истцы не являлись сотрудниками УФСИН России по Томской области. В трудовых книжках истцов отсутствует запись о переводе их в УФСИН, а напротив, имеется запись о календарном и льготном исчислении службы в органах внутренних дел. Сведения же о календарном исчислении службы в системе УФСИН в трудовых книжках отсутствуют. Считают, что передача их пенсионных дел из УМВД ущемляет их материальные права. Из ответа начальника УФСИН России по Томской области следует, что в структуре УФСИН России должность помощника командира взвода отсутствует. Из ответа начальника УМВД РФ по Томской области усматривается, что в штатном расписании УМВД должность помощника командира взвода также отсутствует. Считают, что пенсии должны начисляться по штатной должности заместителя командира взвода. Из справок-показателей расчета пенсии следует, что в качестве оклада по штатной должности до настоящего времени учитывается штатная должность помощника командира взвода роты охраны учреждения, что не дает им возможности проверить законность и обоснованность произведенного расчета.
В судебном заседании истец Абдрашитов М.М. поддержал заявленные исковые требования по основаниям, изложенным в иске. Дополнительно пояснил, что написал рапорт на увольнение до 01.09.1998, так как не хотел продолжать службу в УИС Минюста России. В трудовой книжке нет записей о его переводе в УИС Минюста России, в связи с чем пенсия должна ему начисляться как сотруднику УМВД РФ по Томской области.
Истец Молостов С.Е. в судебном заседании на заявленных исковых требованиях настаивал по основаниям, изложенным в иске. Дополнительно дал пояснения, аналогичные пояснениям Абдрашитова М.М.
Представитель истцов - Еремченко Е.П. в судебном заседании поддержала заявленные исковые требования на основании доводов, изложенных в иске, дополнительно пояснила, что нарушение прав истцов со стороны УМВД РФ по Томской области выразилось в передаче в систему Минюста России тех должностей, которые непосредственно на момент передачи были сокращены. Истцы уходили на пенсию как сотрудники УМВД РФ по Томской области, по состоянию на 01.09.1998 они были выведены за штат системы уголовного исполнения наказания и не являлись сотрудниками УИН. Пенсионные дела переданы в УФСИН России по Томской области неправомерно. УФСИН России по Томской области расчет пенсии производит по окладу должности, которой не существует, так как она была сокращена. Указала, что свое нарушенное право на пенсионное обеспечение истцы связывают с исчислением им пенсии по должности младшего начальствующего состава, тогда как пенсия должна начисляться по предусмотренной в подразделениях УМВД должности заместителя командира взвода.
Представители ответчиков УФСИН России по Томской области, УМВД РФ по Томской области заявленные исковые требования не признали, представили аналогичные по своему содержанию письменные отзывы на исковое заявление, поддержав их в судебном заседании. Из содержания отзывов следует, что пенсионные дела истцов на законных основаниях находятся в группе пенсионного обеспечения УФСИН России по Томской области и истцам правомерно насчитывается пенсия согласно ведомственным приказам ФСИН России.
Представитель ответчика УМВД России по Томской области - Оспищев С.Ю. в судебном заседании дополнительно указал, что должность помощника командира взвода отдельной роты по охране нормативными правовыми актами не приравнена к должности заместитель командира взвода и (или) помощника командира взвода. Должность заместителя командира взвода является должностью старшего и среднего начальствующего состава и не может быть принята для исчисления пенсии лиц, состоящих на должностях младшего начальствующего состава, к которым относится должность помощника командира взвода отдельной роты по охране. Кроме этого указал, что Федеральная служба исполнения наказаний осуществляет пенсионное обеспечение в отношении сотрудников, уволенных из учреждений и органов уголовно-исполнительной системы. МВД России в лице УМВД РФ по Томской области не обладает полномочиями по пенсионному обеспечению вышеуказанных сотрудников. Должностей помощников командира взвода отдельной роты по охране в штатном расписании органов внутренних дел не имеется, соответственно правовых оснований для исчисления пенсии по должности заместитель командира взвода не имеется.
Обжалуемым решением Советского районного суда г. Томска от 16 июля 2013 года на основании статей 11, 43 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", Указа Президента Российской Федерации от 08.10.1997 N 1100 "О реформировании уголовно - исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации", Указа Президента Российской Федерации от 28.07.1998 N 904 "О передаче уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации в ведение Министерства юстиции Российской Федерации", Постановления Правительства Российской Федерации от 30.10.1998 N 1254 "Вопросы уголовно-исполнительной системы" в удовлетворении исковых требований Абдрашитова М.М., Молостова С.Е. отказано.
В апелляционной жалобе Абдрашитов М.М., Молостов С.Е. просят решение Советского районного суда г. Томска от 16 июля 2013 года отменить, вынести новое решение об удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы указывают, что за ними и членами их семей были сохранены льготы и социальные гарантии, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Считают, что для передачи пенсионных дел из УМВД РФ по Томской области в УФСИН России по Томской области не было законных оснований, поскольку они были выведены за штат системы уголовного исполнения наказаний и не являлись ее сотрудниками. В трудовых книжках отсутствует запись о переводе в УФСИН России по Томской области, а имеется запись о календарном исчислении службы в органах внутренних дел и льготном исчислении.
Полагают, что передача пенсионных дел ущемляет материальные права и противоречит законодательству Российской Федерации.
Указывают, что выписка из протокола заседания Комиссии ФСИН по разрешению спорных вопросов пенсионного обеспечения уволенных сотрудников от 17.05.2012 N 4, на которую в решении ссылается суд, не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после введения ее в действие.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель УМВД РФ по Томской области - Оспищев С.Ю. выражает согласие с решением Советского районного суда г. Томска от 16 июля 2013 года. Полагает апелляционную жалобу Абдрашитова М.М., Молостова С.А. не подлежащей удовлетворению.
В соответствии со ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания и не явившихся в суд истцов Абдрашитова М.М., Молостова С.Е.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, проверив законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения по правилам ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в обжалуемой части, судебная коллегия не находит оснований для изменения или отмены судебного акта.
Отказывая в удовлетворении требований истцов о возложении на Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Томской области обязанности передать пенсионные дела для проведения Управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации по Томской области расчета пенсии по должности "заместитель командира взвода" и ее перерасчете, суд первой инстанции установил, что на момент приема истцов на службу Управление исполнения наказаний входило в структуру МВД РФ, а на момент окончания их службы управление исполнения наказаний вошло в структуру Министерства юстиции РФ, вследствие чего истцы на момент увольнения считались проходящими службу в управлении исполнения наказаний Министерства юстиции РФ в прежней должности.
Анализируя законодательство, касающееся проведенной в уголовно - исполнительной системе МВД РФ реформы, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований, так как передача уголовно-исполнительной системы из ведения МВД России в ведение Минюста России проводилась во исполнение Указа Президента РФ и была связана с изменением ведомственной принадлежности без проведения организационно-штатных мероприятий, переаттестации и переназначения.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Указом Президента РФ от 28 июля 1998 года N 904 "О передаче уголовно-исполнительной системы МВД РФ в ведение Министерства юстиции РФ", Федеральным законом от 21 июля 1998 года N 117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты РФ в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы" и Указом Президента РФ от 8 октября 1997 года N1100 постановлено передать до 1 сентября 1998 года уголовно-исполнительную систему МВД РФ с входящими в ее состав по состоянию на 1 августа 1998 года центральным и территориальным органами, учреждениями, предприятиями, организациями и имуществом, используемым ею в своей деятельности, в ведение Министерства юстиции РФ и считать уголовно-исполнительную систему Министерства юстиции РФ правопреемником уголовно-исполнительной системы МВД РФ.
Предусмотрено, что порядок и условия прохождения службы, а также организация деятельности работников уголовно-исполнительной системы МВД РФ, перешедших либо вновь принятых на работу (службу) в уголовно-исполнительную систему Министерства юстиции РФ, регламентируются Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4202-1, Законом Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", Уголовно - исполнительным кодексом Российской Федерации, соответствующими федеральными законами и правилами внутреннего распорядка учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания.
При этом установлено, что указанные работники проходят службу (работают) в Министерстве юстиции РФ на занимаемых должностях без переаттестации и переназначения, а также без проведения в этом Министерстве организационно-штатных мероприятий.
Из материалов дела следует, что Абдрашитов М.М. проходил службу в органах внутренних дел с 06.11.1973 по 02.09.1998, а Молостов С.Е. с 01.01.1993 по 02.09.1998.
20.08.1998 Абдрашитов М.М. и Молостов С.Е. подали рапорты об увольнении.
Учитывая, что на момент передачи УИС в ведение Минюста России (01.09.1998) процедура увольнения истцов не была завершена, то с учетом положений п. 4 Указа Президента РФ от 8 октября 1997 года N 1100, Абдрашитов М.М. и Молостов С.Е. перешли в УИС Минюста России по занимаемой ими должностям и были уволены со службы с 02.09.1998 как сотрудники Минюста РФ ведомственными приказами с занесением указанной даты увольнения в трудовые книжки.
Судом установлено, что с 02.09.1998 старшие прапорщики Абдрашитов М.М. и Молостов С.Е. уволены с должностей помощников командира взвода отдельной охраны ИК-4 по ст. 58 п. "е" (по сокращению штатов).
С 03.09.1998 Абдрашитову М.М. и Молостову С.Е. назначена пенсия.
Обстоятельство того, что 20.08.1998 истцами были поданы рапорты об увольнении их по сокращению штатов в период работы в УИС УМВД по Томской области, не может повлиять на правомерность назначения истцам пенсии как сотрудникам УИС Минюста России, так как на момент передачи УИС в ведение Минюста России 01.09.1998 процедура увольнения истцов не была завершена.
С учетом положений п. 4 Указа Президента РФ от 8 октября 1997 года N1100, Абдрашитов М.М. и Молостов С.Е. перешли в УИС Минюста России по занимаемой ими должности и были уволены со службы как сотрудники Минюста РФ со 02.09.1998.
Таким образом, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что истцы перешли на службу в УИС Минюста РФ и являются пенсионерами данной структуры.
Мнение истцов о том, что сохранение льгот и социальных гарантий за ними и членами их семей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, свидетельствует о том, что они являются пенсионерами УМВД России по Томской области, основано на неверном толковании норм материального права.
В соответствии с п. 4 постановление Правительства РФ от 30.10.1998 N1254 "Вопросы уголовно-исполнительной системы", на Министерство внутренних дел Российской Федерации возложена обязанность обеспечивать сотрудников уголовно-исполнительной системы, пенсионеров из числа лиц рядового и начальствующего состава уголовно-исполнительной системы, а также членов их семей, служащих и рабочих уголовно-исполнительной системы лекарственными препаратами, медицинским и санаторно-курортным обслуживанием, оздоровительным отдыхом в лечебно-профилактических учреждениях, местами в дошкольных учреждениях и детских оздоровительных лагерях Министерства внутренних дел Российской Федерации в порядке и объеме, установленных для работников органов внутренних дел. Осуществлять в установленном порядке пенсионное обеспечение сотрудников уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации и их семей до создания в 2000 году пенсионной службы уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации.
Утверждение истцов о передаче пенсионных дел из УМВД РФ по Томской области в УФСИН России по Томской области без законных оснований, поскольку они были выведены за штат системы уголовного исполнения наказаний и не являлись ее сотрудниками, судебной коллегией также не принимается, поскольку передача уголовно-исполнительной системы из ведения МВД России в ведение Минюста России проводилась во исполнение Указа Президента РФ и была связана с изменением ведомственной принадлежности без проведения организационно-штатных мероприятий, переаттестации и переназначения.
Имеющаяся в материалах дела выписка из протокола заседания Комиссии ФСИН по разрешению спорных вопросов пенсионного обеспечения уволенных сотрудников от 17.05.2012 N 4 подтверждает обстоятельство того, что должность командира взвода отдельной роты охраны (младший начальствующий состав) территориального органа ФСИН России приравнена к младшему инспектору 2 категории, а начисление пенсии истцам производится УФСИН России по Томской области исходя из положений с ч. 1 ст. 43 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Как правильно установлено судом первой инстанции, пенсии Абдрашитову М.М. и Молостову С.Е. выплачиваются УФСИН России по Томской области исходя из должностного оклада по последним занимаемым ими должностям, с которых они были уволены - помощник командира взвода отдельной роты охраны.
С учетом изложенного принятое по делу решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Советского районного суда г. Томска от 16 июля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Абдрашитова М. М., Молостова С. Е. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.