Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:
председательствующего Синяковой Т.П.,
судей: Радикевич М.А., Карелиной Е.Г.,
при секретаре Биляк Е.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску прокурора г. Стрежевого в защиту интересов неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью "Стрежевской НПЗ" о резервировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов
по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Стрежевской НПЗ" на решение Стрежевского городского суда Томской области от 09.07.2013.
Заслушав доклад судьи Карелиной Е.Г., представителя общества с ограниченной ответственностью "Стрежевской НПЗ" Жунуспаеву А.Т., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, прокурора Кофман Е.Г., возражавшую против доводов жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор города Стрежевой Томской области обратился с иском в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью "Стрежевской НПЗ" (далее - ООО "Стрежевской НПЗ", ответчик, апеллянт, Общество), в котором с учетом последующего уточнения требований просил суд обязать ответчика зарезервировать рабочие места для трудоустройства инвалидов в счёт установленной квоты, в соответствии с требованиями пункта 4.2 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18.05.2009 N 30 "Об утверждении Санитарных правил 2.2.9.2510-09", установить срок для исполнения этого требования -1 месяц со дня вступления решения суда в законную силу. В обоснование требований в письменном заявлении, в пояснениях суду первой инстанции в лице прокурора Пониматкина С.К. указал, что в результате проведённой прокуратурой г. Стрежевого Томской области проверки по факту квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов установлено, что ООО"Стрежевской НПЗ" зарезервировано 4 рабочих места для трудоустройства инвалидов, 2 места из которых по объективным причинам не могут быть им предоставлены, так как относятся к рабочим местам с вредными и опасными для здоровья производственными факторами. Тем самым ответчик ненадлежащим образом исполнил обязанность по квотированию рабочих мест для трудоустройства инвалидов. Действия ответчика нарушают право на труд неопределенного круга лиц с ограниченными возможностями.
Представитель ответчика ООО "Стрежевской НПЗ" Гайсина Г.Д. исковые требования не признала, указав, что обязанность по резервированию рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов, возлагается в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации. В соответствии с пунктом 1 постановления Администрации Томской области от 8.08.2011 N 241а организации, численность работников которых составляет более 100 человек, осуществляют резервирование рабочих мест по профессиям, подходящим для трудоустройства инвалидов, только в случае невыполнения установленной квоты для приема на работу инвалидов. Обязанность по квотированию рабочих мест Обществом исполнена в полном объеме. Санитарные правила, на которые ссылается прокурор, применяются только при трудоустройстве инвалида на работу при определении конкретных условий труда для конкретного инвалида на конкретном рабочем месте. В настоящее время в Обществе работает 1инвалид, рабочее место для которого организовано в соответствии с требованиями закона и индивидуальной программой реабилитации.
Решением Стрежевского городского суда Томской области от 09.07.2013 заявление прокурора г.Стрежевого удовлетворено. Суд обязал ООО "Стрежевской НПЗ" в течение 1 месяца со дня вступления в силу судебного решения зарезервировать созданные и выделенные рабочие места для трудоустройства инвалидов в счет установленной квоты в соответствии с требованиями пункта 4.2 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18.05.2009 N 30 "Об утверждении Санитарных правил 2.2.9.2510-09". С ООО "Стрежевской НПЗ" в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в размере 200 рублей.
В апелляционной жалобе ответчик ООО "Стрежевской НПЗ" просит решение суда отменить и принять по делу новое об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы указывает, что судом необоснованно применены нормы о квотировании рабочих мест к правоотношениям по их резервированию. Считает неверным вывод суда о том, что Обществом не исполнена установленная квота для приема на работу инвалидов, поскольку ответчик не подтвердил возможность осуществления инвалидами трудовой деятельности в предлагаемых им профессиях. В условиях отсутствия волеизъявления инвалида о трудоустройстве, адресованного органам службы занятости или непосредственно работодателю, на работодателя не может быть возложена ответственность за незаполнение вакантных мест, предназначенных для работы инвалидов. Действующее законодательство не содержит норм о том, что выполнением квоты является подтверждение работодателем возможности осуществления инвалидами трудовой деятельности в предлагаемых им (заквотированных) профессиях. Считает неверным вывод суда о том, что Обществом нарушены утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18.05.2009 N30 "Санитарные правила 2.2.9.2510-09", устанавливающие гигиенические требования к условиям труда инвалидов, так как указанные санитарные правила применяются только при трудоустройстве инвалида на работу в Общество и определении конкретных условий труда для конкретного инвалида на конкретном рабочем месте. В ООО "Стрежевской НПЗ" трудоустроен 1 инвалид, условия труда которого исключают воздействие вредных производственных факторов. Апеллянт полагает, что в связи с принятием обжалуемого решения судом нарушен принцип исполнимости судебного решения, так как Общество будет обязано резервировать рабочие места в отсутствие конкретных инвалидов и индивидуальных программ реабилитации, что сделает невозможным выполнение требований пункта 4.2 вышеуказанных санитарных правил, а значит, такое решение не может быть исполнено.
В возражениях на апелляционную жалобу и.о. прокурора г. Стрежевого МалевичР.М. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО"Стрежевской НПЗ" - без удовлетворения.
Обсудив и изучив материалы дела, заслушав объяснения участвовавших в апелляционном производстве лиц, рассмотрев дело в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с требованиями ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для изменения или отмены судебного решения.
Согласно Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью (статья 2); в Российской Федерации как социальном государстве обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются гарантии социальной защиты, гарантируется социальное обеспечение в случаях, предусмотренных законом (статьи 7 и 39).
Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы, определяются Законом Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон о занятости населения).
Закон о занятости населения, определяя в качестве основного направления государственной политики в области содействия занятости осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы, к числу которых относятся и инвалиды, предусматривает содействие работодателей в обеспечении занятости населения, одной из форм которого является трудоустройство определяемого органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления числа граждан, особо нуждающихся в социальной защите, или резервирование отдельных видов работ (профессий) для трудоустройства таких граждан (пункт 2 статьи 5, абзац 8 пункта 1 статьи 25).
Статьей 13 указанного Закона установлены дополнительные гарантии занятости инвалидов, в числе которых предусмотрена квота для приема на работу инвалидов устанавливаемая в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
В соответствии с частью 1 статьи 21 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта РФ устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).
Из содержания данных норм следует, что квота - минимальное количество рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, - инвалидов, которых работодатель обязан трудоустроить на данном предприятии, в учреждении, организации, включая количество рабочих мест, на которых уже работают граждане указанной категории.
Согласно статье 20 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон о социальной защите инвалидов) инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем проведения специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда, к числу которых относятся установление в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов, резервирование рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов.
В силу статьи 24 указанного Закона работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны: создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных рабочих местах; создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида; предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.
В целях реализации вышеуказанных положений федерального законодательства в Томской области принят Закон N 109-ОЗ от 10.09.2003 "О социальной поддержке инвалидов в Томской области", согласно статье 21-1 которого организациям с численностью работников более 100 человек устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере 2 процентов к среднесписочной численности работников. В силу статьи 21-2 указанного нормативного акта в организациях, за исключением организаций, указанных в абзаце втором статьи 21-1 настоящего Закона, осуществляется резервирование рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов, в порядке, определяемом Администрацией Томской области.
Постановлением Администрации Томской области от 08.08.2011 N241а "О резервировании рабочих мест для инвалидов" установлено, что указанные организации осуществляют резервирование рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов, в случае невыполнения установленной квоты для приема на работу инвалидов.
Приведённые положения закона указывают на то, что предприятия, численность работников которых составляет более 100 человек, обязаны проводить мероприятия по созданию и выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты, данные места должны быть созданы и выделены по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов и в результате таких мероприятий зарезервированы. Информацию о зарезервированных для трудоустройства инвалидов местах работодатели обязаны ежемесячно предоставлять органам службы занятости, что закреплено в пункте 3 статьи 25 Закона о занятости населения.
Из материалов дела следует, что ООО " Стрежевской НПЗ" относится к числу предприятий, численность работников которой составляет более 100 человек.
Распоряжениями генерального директора ООО "Стрежевской НПЗ" N 135 от 15.08.2011, N 172 от 29.12.2012 выделено 4 рабочих места в пределах установленной квоты 2% от среднесписочной численности работников предприятия для трудоустройства инвалидов по должностям (профессиям) главного технолога, начальника смены цеха N 1 (технологического), заместителя начальника технологического цеха, цеха N 1 (технологического), подсобного рабочего (листы дела 6-8, 53-54).
Информация о выполнении в ООО "Стрежевской НПЗ" квоты для трудоустройства инвалидов на 01.05.2013 подана ответчиком в ОГКУ "Центр занятости населения города Стрежевого" (лист дела 5).
Удовлетворяя исковые требования прокурора об обязании ответчика зарезервировать рабочие места для трудоустройства инвалидов в соответствии с требованиями пункта 4.2 Санитарных правил 2.2.9.2510-09 "Гигиенические требования к условиям труда инвалидов", утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18.05.2009 N 30, суд первой инстанции исходил из того, что резервирование рабочих мест для трудоустройства инвалидов выполнено ООО "Стрежевской НПЗ" формально, с нарушением прав инвалидов на фактическое обеспечение рабочими местами.
Судебная коллегия поддерживает данный вывод.
Из предоставленной ответчиком информации о выполнении квоты для трудоустройства инвалидов в виде резервирования рабочих мест (листы дела 7-8) следует, что условия труда на рабочих местах по должностям (профессиям) начальника смены цеха N 1 (технологического), заместителя начальника технологического цеха, цеха N 1 (технологического) характеризуются наличием вредных производственных факторов, в частности, производственным шумом, общей вибрацией, что не оспаривается ответчиком. Содержание информации о выделении и резервировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов было соответствующим образом проанализировано и ОГКУ "Центр занятости населения города Стрежевого", что следует из информационного письма от 06.05.2013 ( лист дела 5).
Между тем в силу пункта 4.2 Гигиенических требований к условиям труда инвалидов. Санитарные правила. СП 2.2.9.2510-09, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18.05.2009 N 30 (далее - Санитарные правила СП 2.2.9.2510-09), установлено, что условия труда, характеризующиеся наличием вредных производственных факторов, превышающих гигиенические нормативы и оказывающих неблагоприятное воздействие на организм работающего и/или его потомство, и условия труда, воздействие которых в течение рабочей смены (или ее части) создает угрозу для жизни, высокий риск возникновения тяжелых форм острых профессиональных поражений, являются противопоказанными для трудоустройства инвалидов.
Следовательно, любая организация обязана создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов в соответствии с квотой, установленной законодательством субъекта Российской Федерации, исходя из среднесписочной численности работников в организации. Но при этом предприятию следует учитывать, что условия труда, характеризующиеся наличием вредных производственных факторов, являются противопоказанными для трудоустройства инвалидов.
Материалы дела свидетельствуют о том, что при резервировании рабочих мест в результате их выделения ответчиком приведенные нормы закона не учтены. Доказательств того, что все зарезервированные рабочие места для трудоустройства на них инвалидов соответствуют Санитарным правилам СП 2.2.9.2510-09, ответчик не представил.
При таких обстоятельствах обязанность ООО "Стрежевской НПЗ" зарезервировать в пределах установленной квоты рабочие места для трудоустройства на них инвалидов по смыслу Закона о занятости населения, Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" нельзя признать выполненной. Действующим законодательством установлена обязанность работодателя не только по созданию (выделению) в целях резервирования определённого количества рабочих мест для трудоустройства на них инвалидов, но и обеспечение возможности выполнить квоту, то есть фактически принять на работу определенное число граждан инвалидов.
Таким образом, ответчик обязан выделить или создать и зарезервировать в пределах квоты такие рабочие места, которые были бы пригодными для работы на них инвалидов с учётом требований Санитарных правил СП 2.2.9.2510-09, на что правильно указал суд первой инстанции.
Судебная коллегия отклоняет довод апелляционной жалобы о том, что возложение обжалуемым решением суда обязанности по резервированию рабочих мест необоснованно, поскольку квота для приёма на работу инвалидов выполнена, что освобождает предприятие от резервирования рабочих мест, как основанный на ошибочном толковании действующего законодательства.
По смыслу приведённого ранее положения части 1 статьи 25 Закона о занятости населения обязанности по квотированию рабочих мест следует считать выполненными только с момента создания ( выделения) рабочих мест для работы на них инвалидов и приёма на такие места, которые должны быть зарезервированы в соответствующих целях, инвалидов. Иное означало бы необязательность заполнения данных рабочих мест, а значит, и допустимость необоснованного отказа в приёме инвалидов на работу на указанные места, что противоречит целям федерального законодательства и не обеспечивает гарантий трудоустройства инвалидов.
Данный вывод следует не только из содержания Закона о занятости населения, положения которого следует толковать в совокупности с требованиями Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", но подтверждается также и содержанием пункта 1 постановления Администрации Томской области от 08.08.2011 N 241 а "О резервировании рабочих мест для инвалидов" о том, что предприятия обязаны зарезервировать рабочие места для принятия на работу инвалидов в случае невыполнения установленной квоты для приема на работу инвалидов. Иными словами, работодатели обязаны резервировать рабочие места для инвалидов в том случае, если фактически на предприятии не трудоустроено такое количество инвалидов, которое предусмотрено квотой.
ООО "Стрежевской НПЗ" не доказало в порядке ст. 56 ГПК РФ факт трудоустройства инвалидов в количестве, соответствующем установленной квоте - 4 человека, а значит, не выполнило установленную квоту и обязано зарезервировать места для трудоустройства инвалидов в будущем.
Доводы апеллянта об отсутствии обращений на предприятие граждан инвалидов в целях трудоустройства на результат рассмотрения дела не влияют, так как действующее законодательство не ставит выполнение предприятием обязанности по резервированию рабочих мест в зависимость от фактов такого обращения, а напротив, направлено на обеспечение возможности трудоустройства инвалидов, в том числе и по направлению органа службы занятости населения.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы своего подтверждения не нашли, направлены на переоценку доказательств по делу, оснований для такой переоценки нет, также как и оснований для вывода о неправильном применении судом норм материального права. Оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Суд первой инстанции не допустил нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену судебного решения в соответствии с частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Стрежевской НПЗ" - без удовлетворения.
Руководствуясь частью 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Стрежевского городского суда Томской области от 09.07.2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Стрежевской НПЗ" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.