Судебная коллегия по административным делам Томского областного суда в составе:
председательствующего Ахвердиевой И.Ю.,
судей Ячменевой А.Б., Фоминой Е.А.,
при секретаре Биляк Е.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Томске дело по апелляционной жалобе представителя открытого акционерного общества "Томская энергосбытовая компания" Купцова А. А. на решение Ленинского районного суда г.Томска от 28 июня 2013 года
по заявлению открытого акционерного общества "Томская энергосбытовая компания" об оспаривании представления прокурора Ленинского района г.Томска об устранении нарушений жилищного законодательства.
Заслушав доклад судьи Ячменевой А.Б., объяснения представителя ОАО "Томскэнергосбыт" Купцова А.А. (доверенность N 125 от 01.01.2013), поддержавшего доводы жалобы, прокурора Миронова Е.А., возражавшего против доводов жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
открытое акционерное общество "Томская энергосбытовая компания" (далее - ОАО "Томскэнергосбыт") обратилось в суд с заявлением об отмене представления прокурора Ленинского района г.Томска N 1-189в-2013 от 22.05.2013 об устранении нарушений жилищного законодательства, регламентирующего порядок расчета размера платы за коммунальные услуги.
В обоснование требований указало, что 22.05.2013 в адрес ОАО "Томскэнергосбыт" вынесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства в связи с установлением неправомерного начисления платы за электрическую энергию на общедомовые нужды собственникам многоквартирных домов по /__/, /__/, /__/ в /__/ ввиду отсутствия решений собственников об установке общедомовых приборов учета, договоров на установку приборов учета. Считает указанное представление незаконным и необоснованным, поскольку общедомовые приборы учета установлены ООО "Горсети" не в соответствии с Федеральным законом "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации", а взамен ранее установленных, таким образом, нарушений законодательства не допущено.
В судебном заседании представитель заявителя ОАО "Томскэнергосбыт" Купцов А.А. требования поддержал.
Представитель заинтересованного лица помощник прокурора Ленинского района г.Томска Кузнецова Н.А. возражала против удовлетворения требований.
Обжалуемым решением суд на основании ст. 194, 198, 199, 254, 255, ч. 4 ст. 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), п. 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", ст. 1, 22, 24 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", ст. 153, ч. 2, 4 ст. 154, ч. 7, 7.1 ст. 155, ч. 1 ст.157, ч. 1 ст. 161, п. 2.3 ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), п. 2, 37 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N354, п. 81 "Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N442, письма Министерства регионального развития России от 02.05.2007 N8167-ЮТ/07, п. 5, 9, 10, 11, 12 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" отказал в удовлетворении заявления ОАО "Томскэнергосбыт".
В апелляционной жалобе представитель ОАО "Томскэнергосбыт" Купцов А.А. просит отменить решение суда, принять новое об удовлетворении требований. Считает, что выводы суда не основаны на фактических обстоятельствах, установленных при рассмотрении дела, а также при принятии решения неправильно применена норма права, подлежащая применению. Указывает, что приборы учета установлены на внешней границе стены многоквартирного дома сетевой организацией ООО "Горсети" взамен снятых, что согласуется с положениями ч. 9 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Ходатайство о привлечении к участию в деле ООО "Горсети" оставлено судом без удовлетворения.
В возражениях относительно апелляционной жалобы прокурор Ленинского района г.Томска выражает несогласие с доводами, приведенными в жалобе.
Проверив законность и обоснованность решения суда по правилам ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
В пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" разъяснено, что исходя из положений статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В силу п. 2 ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.
В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 21 указанного Федерального закона проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.
Согласно п. 1 ст. 6 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в п. 1 ст. 21 настоящего Федерального закона вносит представление об устранении нарушений закона (абз. 3 п. 3 ст. 22 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации").
Пунктом 1 ст. 24 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" установлено, что представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что оснований для признания представления прокурора от 22.05.2013 об устранении нарушений жилищного законодательства незаконным не имеется, поскольку ОДПУ электрической энергии по адресам: /__/, /__/; /__/, установлены ООО "Горсети" незаконно - без согласования с собственниками жилых помещений, без соблюдения процедуры и с нарушением сроков, установленных Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ, расчет ОАО "Томскэнергосбыт" платы за электрическую энергию, начисленной с учетом показаний данных ОДПУ, является неправомерным, действиями заявителя нарушены права потребителей коммунальной услуги.
Однако судебная коллегия не может согласиться с обоснованностью данных выводов.
Как видно из дела, прокуратурой Ленинского района г. Томска проведена проверка по коллективному обращению собственников помещений в многоквартирных домах /__/; /__/ и /__/ по факту начисления ОАО "Томскэнергосбыт" платы за электроэнергию на общедомовые нужды в размере, значительно превышающем плату за индивидуально потребляемую энергию.
В ходе проверки прокуратурой было установлено, что указанные дома оснащены общедомовыми приборами учета типа РиМ, установленными ООО "Горсети" за счет собственных средств .
17.02.2011 на изоляторах жилого дома /__/ взамен снятого установлен расчетный прибор учета электроэнергии, который введен в эксплуатацию актом приема электроучета NЕ-710 от 17.02.2011, составленным комиссией из представителей ООО "Горсети" и Энергосбытовой компании. Из данного акта следует, что в эксплуатацию введена вновь смонтированная система общедомового учета электроэнергии - счетчик типа РиМ 114.01 N 764134, который находится в собственности ООО "Горсети". Акт разграничения балансовой принадлежности разграничил эксплуатационную ответственность сетевой организации (л.д.63).
Согласно сообщению ООО "Горсети" N 3163 от 22.05.2013 дом /__/ оснащен общедомовым прибором учета электроэнергии ООО "Горсети" 17.02.2011, договор на установку указанного прибора учета жильцам дома /__/ не направлялся, информацией о том, проводились ли общие собрания собственников помещений в многоквартирном доме, ООО "Горсети" не располагает, так как является сетевой организацией и имеет договорные отношения только с Гарантирующим поставщиком электрической энергии и со Смежной сетевой организацией.
Также, в ходе проверки установлено, что в настоящее время управляющая компания, обслуживающая многоквартирный дом /__/, отсутствует, а управляющая компания ООО " /__/", которая обслуживала указанный дом в 2011 году, прекратила свою деятельность.
02.02.2011 на изоляторах жилого дома /__/ установлен расчетный прибор учета электроэнергии, который введен в эксплуатацию актом приема электроучета N 16-02-02-04 от 02.02.2011 комиссии из представителей ООО "Горсети", Энергосбытовой компании и ООО "Жилсервис". Согласно данному акту в эксплуатацию введена вновь смонтированная система общедомового учета электроэнергии - счетчик типа РиМ 614.01 N 768290, 768299, 768296, который находится в собственности ООО "Горсети". Акт разграничения балансовой принадлежности разграничил эксплуатационную ответственность сетевой организации и ООО "Жилсервис" (л.д.78).
Из ответа ООО " /__/"N 977 от 22.05.2013 следует, что решение об установке общедомового прибора учета электроэнергии собственниками многоквартирного дома /__/ не принималось.
02.02.2011 на изоляторах жилого дома /__/ установлен расчетный прибор учета электроэнергии, введенный в эксплуатацию актом приема электроучета N Е-681 от 02.02.2011, составленным комиссией из представителей ООО "Горсети", Энергосбытовой компании и УК " /__/", согласно которому в эксплуатацию введена вновь смонтированная система общедомового учета электроэнергии - счетчик типа РиМ 614.01 N 733124, 711031, 710146, который находится в собственности ООО "Горсети".
Согласно ответу ООО " /__/" N 701 от 22.05.2013 решение общего собрания жильцов дома /__/ об установке на вводе в дом общедомового прибора учета не принималось.
В данном случае ОАО "Томскэнергосбыт" является ресурсоснабжающей организацией по поставке коммунального ресурса - электрической энергии, управляющие компании, в частности, ООО "Жилсервис", УК " /__/", "УК " /__/" являются исполнителями коммунальной услуги по электроснабжению многоквартирного дома, а собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах и жилых домов являются потребителями этой услуги.
Показания установленных приборов электроучета используются гарантирующим поставщиком - ответчиком ОАО "Томскэнергосбыт" для определения объемов потребления электроэнергии в доме и расчета размера платы собственников, нанимателей жилых помещений дома за услуги электроснабжения, что не оспаривалось ответчиками, следует из их отзывов и объяснений.
Согласно счетам- квитанциям на оплату электроэнергии за ноябрь 2012 года - март 2013 года, выставляемым ОАО"Томскэнергосбыт" Ч. по адресу: /__/, за декабрь 2012 года - март 2013 года, выставляемым ОАО"Томскэнергосбыт" М., К. по адресу: /__/ расчет данной оплаты производится с учетом расхода электроэнергии по показаниям ОДН и суммарного поквартирного расхода в доме.
В соответствии с требованиями ст. 154 ЖК РФ электроснабжение является одним из видов коммунальных услуг. Согласно со ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний приборов учета, а при их отсутствии, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг утверждаемых в порядке, установленном Правительством РФ.
На момент возникновения спорных правоотношений действовали Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные постановлением Правительства РФ от 23.06.2006 N 307, которые регулировали, в том числе, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии. Абзац 2 пункта 7 Правил содержал специальные требования к установлению размера платы собственниками помещений в многоквартирном доме, предусматривающие плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объема электрической энергии исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. Пункт 22 названных Правил предусматривал, что при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета потребители коммунальных услуг в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета. В случае отсутствия коллективных (общедомовых) приборов учета расчет размера платы производился в порядке, установленном пунктом 19 Правил, т.е. по нормативу потребления. С 01.09.2012 Правила утратили силу (за исключением положений, касающихся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, которые утрачивают силу с 01.01.2015) в связи с введением в действие Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, которыми установлен порядок расчета размера платы отдельно за коммунальные услуги, предоставляемые потребителю в жилом и нежилом помещении, и за коммунальные услуги, предоставляемые на общедомовые нужды. Согласно п. 44 Правил, в первоначальной редакции, действовавшей в период спорных правоотношений, размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам; объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулами 11,12,13,14 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Частью 5 ст.13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" на собственников помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, возложена обязанность до 01 июля 2012 года обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Согласно ч.9 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ с 01.07.2010 организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Цена такого договора определяется соглашением сторон. Порядок заключения и существенные условия такого договора утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Договор, регулирующий условия установки коллективного или индивидуального (общего для коммунальной квартиры) прибора учета используемого энергетического ресурса (снабжение которым или передачу которого осуществляют указанные организации) и заключаемый с гражданином - собственником помещения в многоквартирном доме или лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, в целях выполнения ими обязанностей, предусмотренных частями 5-6.1 настоящей статьи, должен содержать условие об оплате цены, определенной таким договором, равными долями в течение пяти лет с даты его заключения, за исключением случая, если потребитель выразил намерение оплатить цену, определенную таким договором, единовременно или с меньшим периодом рассрочки.
Как следует из ч. 10 ст.13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ, до 01.07.2010 организации, указанные в ч.9 настоящей статьи, обязаны предоставить собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников, предложения об оснащении объектов, приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых осуществляют указанные организации.
В силу ч. 12 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ(в редакции закона от 23.11.2009) до 01.01.2013 (в отношении объектов, предусмотренных частью 5 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемой электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемой электрической энергии, а также индивидуальными приборами учета используемой электрической энергии) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3-6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. После 1 июля 2013 года (в отношении предусмотренных частью 5 настоящей статьи объектов в части оснащения их приборами учета используемой электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемой электрической энергии, а также индивидуальными приборами учета используемой электрической энергии) положения настоящей части должны выполняться во всех случаях выявления указанными организациями фактов нарушений установленных настоящей статьей требований об учете используемых энергетических ресурсов с применением приборов их учета и неустранения таких нарушений совершившим их лицом до истечения двух месяцев с момента их выявления.
Как видно из дела, жилые дома до 01.07.2012 для расчета с ООО "Томскэнергосбыт" оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемой электрической энергии за счет средств ответчика ООО "Горсети" в порядке замены, а не первоначального установления, являются собственностью сетевой организации ООО "Горсети", собственники помещений вышеуказанных многоквартирных домов освобождены от обязанности за свой счет оплатить расходы по оснащению жилых домов указанными приборами учета электроэнергии.
Из вышеприведенных положений закона следует, что законом установлена необходимость определения размера платы за коммунальные услуги, исходя из их фактического потребления; на установку и замену приборов учета, принадлежащих энергосбытовым организациям, обязательного согласия собственников жилых помещений в многоквартирном доме действующим законодательством не предусмотрена, процедура принятия решений об установке и замене таких приборов учета, принадлежащих энергосбытовым организациям, о нарушении которой указывает прокурор, вышеприведенными положениями закона не предусмотрена.
Указанное обстоятельство, по мнению судебной коллегии, не было учтено прокурором при принятии оспариваемого представления, в связи с чем оно является незаконным и необоснованным.
Учитывая изложенное, судебная коллегия находит неверным вывод суда первой инстанции о том, что общедомовые приборы учета установлены и введены в эксплуатацию с нарушением норм действующего законодательства, т.е. без согласия собственников помещений многоквартирных жилых домов, в связи с чем является неправомерным начисление потребителям коммунальной услуги за электроснабжение платы (с учетом показаний общедомовых приборов учета).
В силу ч.1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
В этой связи способом устранения допущенного нарушения прав будет являться отмена оспариваемого представления прокурора.
При таких данных оспариваемое нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с принятием нового об удовлетворении заявления.
Руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Томска от 28.06.2013 отменить, заявление ОАО "Томскэнергосбыт" удовлетворить.
Признать незаконным и отменить представление прокурора от 22.05.2013 об устранении нарушений жилищного законодательства.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.