Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:
председательствующего Худиной М.И.,
судей Залевской Е.А., Небера Ю.А.,
при секретаре Биляк Е.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Томске дело по иску Воронковой Т. С. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Верхнекетском районе Томской области о возложении обязанности включить в трудовой стаж периоды работы, применить льготное исчисление стажа работы и назначить трудовую пенсию с 24 октября 2011 года
по апелляционной жалобе Воронковой Т.С. на решение Верхнекетского районного суда Томской области от 24 июня 2013 года.
Заслушав доклад судьи Залевской Е.А., объяснения представителя ответчика Симоненко Е.Ю., действующей на основании доверенности от 04.02.2013, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Воронкова Т.С. ( далее - истец, апеллянт) обратилась с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Верхнекетском районе Томской области (далее по тексту - ГУ-УПФР в Верхнекетском районе Томской области, Управление, ответчик), просила суд:
-обязать ответчика применить льготное исчисление стажа работы из расчета 1 год и 3 месяца за 1 год работы за периоды: с 01.11.1999 по 31.12.2001 в должности дезинструктора-дезинфектора, медицинского дезинфектора в Центре Госсанэпиднадзора в Верхнекетском районе, с 13.01.2002 по 31.12.2002, с 05.01.2003 по 31.12.2003, с 01.01.2004 по 31.12.2004 в должности медицинского дезинфектора в Центре Госсанэпиднадзора в Верхнекетском районе; с 01.03.2005 по 20.07.2005 в должности медицинского дезинфектора в ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии Томской области" в Колпашевском районе;
-обязать ответчика включить в специальный трудовой стаж в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья период работы с 01.01.2005 по 28.02.2005 в должности медицинского дезинфектора в Центре Госсанэпиднадзора в Верхнекетском районе, применив льготное исчисление из расчета 1 год 3 месяца за 1 год работы; периоды работы в календарном исчислении с 15.05.2009 по 31.12.2010, с 01.01.2011 по 24.10.2011 в качестве индивидуального предпринимателя по специальности "Дезинфекционное дело" в должности инструктора-дезинфектора (медицинского дезинфектора);
-обязать ответчика назначить трудовую пенсию как лицу, осуществляющему деятельность по охране здоровья населения не менее 25 лет в сельской местности с момента возникновения права, то есть с 24.10.2011;
-возместить понесенные судебные расходы в связи с рассмотрением дела.
В обоснование заявленных требований в письменном заявлении, в пояснениях суду первой инстанции указала, что ГУ-УПФР в Верхнекетском районе Томской области отказало ей в назначении пенсии по льготным основаниям по причине отсутствия требуемого стажа.
При этом в специальный трудовой стаж ответчиком включены периоды работы в должности дезинфектора, дезинструктора- дезинфектора с 01.11.1999 по 31.12.2001, с 13.01.2002 по 31.12.2002, с 05.01.2003 по 31.12.2003, с 01.01.2004 по 31.12.2004, но не в льготном исчислении ( 1 год 3 месяца стажа за 1 календарный год работы), а в календарном.
Период с 01.01.2005 по 20.07.2005 не принят к зачету, так как в выписке индивидуального лицевого счета работодатель не указал основания для досрочного назначения пенсии в должности медицинского дезинфектора, период с 15.05.2009 по 31.12.2010 - в связи с отсутствием документального подтверждения работы в должности медицинского дезинфектора и постоянной занятости в течение полного рабочего дня.
Период её работы с 01.01.2011 по 24.10.2011 вообще никак не оценён.
Полагала, что в специальный трудовой стаж должны быть включены периоды с 15.05.2009 по 31.12.2010, с 01.01.2011 по 24.10.2011 в календарном исчислении, поскольку она занималась индивидуальной трудовой деятельностью по специальности "Дезинфекционное дело". По специальности инструктора-дезинфектора она ранее работала в государственном санитарно-эпидемиологическом учреждении и продолжает работать по настоящее время, место работы при учёте специального стажа существенного значения не имеет, поскольку необходимо исходить из специфичности выполняемых функциональных обязанностей. С 15.05.2009 по настоящее время она осуществляет предпринимательскую деятельность, которая классифицируется по ОКВЭД как деятельность по проведению дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных работ. В своей деятельности руководствуется приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации N 48 от 24.02.1998 "Об оплате труда работников здравоохранения Российской Федерации", в котором определены должностные обязанности инструктора-дезинфектора, требования к знаниям и квалификации.
При условии зачета вышеуказанных периодов работы в специальный трудовой стаж право на пенсию возникает у неё со дня обращения с заявлением в Пенсионный фонд.
Ответчик Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Верхнекетском районе Томской области в лице представителя Пановой Н.Е. исковые требования не признала, указав, что Воронковой Т.С. отказано в назначении трудовой пенсии на льготных основаниях в связи с отсутствием необходимой продолжительности специального стажа. Период трудовой деятельности в качестве индивидуального предпринимателя с 15.05.2009 по 31.12.2010 не включен в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии, поскольку в соответствии с действующим законодательством не предусмотрено включение в выслугу лет, дающую право на льготную пенсию в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, период работы в качестве индивидуального предпринимателя.
Право на установление тождества профессий, должностей и организаций, предусмотренных статьями 27 и 28 Федерального закона N 173-ФЗ от 17.12.2001 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также Списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям, имевшим ранее иные наименования, предоставлено Министерству труда и социального развития Российской Федерации по представлению Федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.
Период работы после 01.11.1999 засчитывается в стаж работы в льготном порядке, если лицо осуществляло лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке). Истец указанную работу выполняла только в сельской местности и поселке городского типа.
Применительно к периоду с 01.01.2005 по 28.02.2005 пояснила, что документы, подтверждающие работу истца по льготной профессии, не представлены, работодатель прекратил свое существование и сведений в Пенсионный фонд Российской Федерации не представил, указанный период не может быть зачтен в специальный трудовой стаж.
Также на момент обращения Воронковой Т.С. за назначением пенсии не был включен в льготный стаж период работы с 01.01.2005 по 20.07.2005 по причине того, что в выписке индивидуального лицевого счета Воронковой Т.С. работодатель не указал основания для досрочного назначения пенсии в должности медицинского дезинфектора. В настоящее время период с 01.03.2005 по 20.07.2005 включен в специальный трудовой стаж, но в календарном порядке.
Обжалуемым решением суд на основании статьи 39 Конституции Российской Федерации, статей 3, 7, 27, 28 Федерального закона N 173-ФЗ от 17.12.2001 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", статей 14, 15 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", пунктов 16, 17, 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", постановления Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" исковые требования удовлетворил частично, обязал ГУ-УПФР в Верхнекетском районе Томской области включить в специальный трудовой стаж Воронковой Т.С, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья, период работы с 01.01.2005 по 28.02.2005 в должности медицинского дезинфектора в Центре Госсанэпиднадзора в Верхнекетском районе. Суд также взыскал с ГУ-УПФР в Верхнекетском районе Томской области в пользу Воронковой Т.С. расходы на оплату государственной пошлины в размере 200 рублей. В остальной части иска отказано.
В апелляционной жалобе и дополнении к ней Воронкова Т.С. просит решение Верхнекетского районного суда Томской области от 24.06.2013 отменить, принять по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить в полном объеме.
В обоснование жалобы указывает, что период работы с 01.11.1999 по 20.07.2005 должен включаться в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в льготном исчислении, а периоды с 15.05.2009 по 31.12.2010 и с 01.01.2011 по 24.10.2011 - в календарном порядке.
Так, в период с 01.10.1985 по 20.07.2005 она работала в должностях инструктора- дезинфектора, медицинского дезинфектора, которые относятся к среднему медицинскому персоналу в ЦГСЭН в Верхнекетском районе. Место её работы оставалось неизменным, в связи с изменением законодательства новый закон ухудшил условия предыдущего относительно учёта трудового стажа для назначения пенсии в льготном порядке, что рассматривает как дискриминацию прав медицинского работника, оказывающего иную лечебную деятельность по охране здоровья населения.
Постановление правительства Российской Федерации N 781 от 29.10.2002 должно было распространяться на вновь принимаемых работников, а не на уже работающих специалистов.
Ответчик и суд необоснованно посчитали, что наряду с работой на селе она для льготного исчисления стажа в период с 01.11.1999 по 20.07.2005 должна была работать в это время и в городе.
Отказ во включении в льготный стаж периода её работы с 15.05.2009 по 24.10.2011 необоснован, так как она работала в качестве индивидуального предпринимателя, выполняя обязанности медицинского дезинфектора в течение полного рабочего дня. Тождество данной должности иным должностям, поименованным в постановлении Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781, установлено постановлением Минтруда Российской Федерации от 09.07.2003 N 50.
Суду при этом были представлены все доказательства того, что её работа в качестве индивидуального предпринимателя полностью соответствовала обязанностям, выполняемым специалистом дезинфектором в соответствии с нормативными требованиями, предъявляемыми к такому виду работ, несёт ответственность за выполняемую работу. Также работа протекала полный рабочий день, она уплачивала налоги.
Полагала, что форма собственности для пенсионного обеспечения правового значения не имеет.
В возражениях на жалобу ГУ-УПФР в Верхнекетском районе Томской области просит решение оставить без изменения.
В судебном заседании при рассмотрении дела в апелляционном порядке представитель ответчика Симоненко Е.Ю. поддержала позицию, изложенную в возражениях на жалобу.
Истец в судебное заседание не явилась, просила дело рассмотреть в её отсутствие, что судебная коллегия нашла возможным в порядке статей 167,327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Обсудив и изучив материалы дела, заслушав объяснения участвовавшего в апелляционном производстве лица, рассмотрев дело в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с требованиями части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия пришла к следующим выводам.
Материалами дела установлено и не оспаривается участвующими в нём лицами, что Воронкова Т.С. 24.10.2011 обратилась в УПФР в Верхнекетском районе с заявлением о назначении пенсии по пункту 20 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Решением комиссии УПФР в Верхнекетском районе N 82676 от 27.10.2011 истице отказано в назначении пенсии по старости в соответствии с указанной нормой в связи с отсутствием требуемого специального стажа (25 лет) в качестве лица, осуществляющего лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения.
Управление указало, что специальный трудовой стаж Воронковой Т.С. в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья составляет 20 лет 11 месяцев 17 дней.
При этом Управление не приняло к зачету в специальный трудовой стаж периоды: с 01.01.2005 по 20.07.2005 в связи с тем, что в выписке индивидуального лицевого счета работодатель не указал основания для досрочного назначения пенсии в должности медицинского дезинфектора, с 15.05.2009 по 31.12.2010 по причине отсутствия документального подтверждения работы в должности медицинского дезинфектора и постоянной занятости в течение полного дня.
Также периоды работы с 01.11.1999 по 31.12.2001, с 13.01.2002 по 31.12.2002, с 05.01.2003 по 31.12.2003, с 01.01.2004 по 31.12.2004 приняты к зачету в специальный трудовой стаж в календарном исчислении.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Воронковой Т.С. в обжалуемой части решения, суд первой инстанции исходил из того, что истица в периоды с 01.11.1999 по 31.12.2001, с 13.01.2002 по 31.12.2002, с 05.01.2003 по 31.12.2003, с 01.01.2004 по 31.12.2004, с 01.01.2005 по 28.02.2005 работала в должностях дезинфектора, дезинструктора - дезинфектора, медицинского дезинфектора в ЦГСЭН в Верхнекетском районе, который с 13.01.2005 был в результате реорганизации в форме слияния присоединён в качестве подразделения к ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Томской области" в Колпашевском районе, данные периоды верно зачтены ответчиком в стаж в календарном, а не в льготном исчислении, так как в городе Воронкова Т.С. не работала, её трудовая деятельность протекала в сельской местности и посёлке городского типа. Периоды трудовой деятельности истицы после 15.05.2009 не подлежат включению в льготный стаж, так как в данный период истица деятельность по охране здоровья населения в виде проведения дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных работ осуществляла в качестве индивидуального предпринимателя, в связи с чем функциональные обязанности истицы по сравнению с обязанностями, выполняемыми в государственном учреждении, изменились.
Судебная коллегия поддерживает данные выводы.
В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного законом возраста, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа, либо только в городах, независимо от их возраста.
Пунктом 2 ст. 27 указанного Федерального закона предусмотрено, что Список соответствующих должностей, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Таким образом, возникновение права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости законодатель связывает с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения только в определенных должностях и учреждениях.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения (далее - Список), и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения (далее- Правила).
Спора о включении в льготный стаж периода работы истицы с 01.11.1999 по 31.12.2001, с 13.01.2002 по 31.12.2002, с 05.01.2003 по 31.12.2003, с 01.01.2004 по 31.12.2004 в должностях дезинфектора, дезинструктора - дезинфектора, медицинского дезинфектора в ЦГСЭН в Верхнекетском районе не возникало, данные периоды включены истице ответчиком в трудовой стаж, дающий право на назначение пенсии в соответствии с положением подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в календарном исчислении. Судом первой инстанции в указанный стаж включён также период с 01.01.2005 по 28.02.2005, что Управлением не оспаривается.
Вместе с тем, разрешая требование Воронковой Т.С. о включении данных периодов в трудовой стаж не в календарном, а в льготном исчислении (1 год 3 месяца за 1 год работы), суд первой инстанции правильно применил нормы законодательства, регулирующего пенсионные правоотношения.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 5 названных Правил лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца.
Таким образом, если работа осуществлялась только в сельской местности и в посёлке городского типа, что установлено в ходе разрешения настоящего спора, то данные Правила не предусматривают льготного порядка исчисления таких периодов.
Данный вывод подтверждается и разъяснениями, данными в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", согласно которым периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, по общему правилу засчитываются в стаж работы, дающей право на досрочную пенсию лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, в календарном порядке (пункт 5 Правил).
Вместе с тем в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 названных Правил, если работа осуществлялась как в городе, так и в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), период работы в сельской местности исчисляется в льготном порядке (1 год работы за 1 год и 3 месяца). В таком случае досрочная трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее 30 лет стажа. Если работа имела место только в сельской местности и (или) в поселке городского типа, то вышеназванные Правила не предусматривают возможности применения льготного порядка исчисления таких периодов работы, поскольку в данном случае право на досрочную пенсию по старости связано со стажем меньшей продолжительности - не менее 25 лет.
Между тем по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
По состоянию на 31 декабря 2001 года пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности, постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" (далее - постановление N 1066).
Пунктом 1 постановления N 1066, вступившим в силу с 1 ноября 1999 года, были утверждены Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, которые применяются к периодам работы после 1 ноября 1999 года.
В соответствии с пунктом 3 постановления N 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464.
Учитывая, что пунктом 2 этого постановления один год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывался в стаж работы в льготном порядке (за 1 год и 3 месяца) независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе, стаж работы в сельской местности до 1 ноября 1999 года может быть исчислен в указанном льготном порядке.
Материалы дела свидетельствуют о том, что до 01.11.1999 трудовой стаж истице в льготном порядке зачтён, однако после указанной даты он в таком порядке зачтён быть не может, так как истица осуществляла трудовую деятельность по охране здоровья населения только в сельской местности и в посёлке городского типа.
После 01.11.1999 льготное исчисление специального стажа работы медицинских работников (1 год 3 месяца за 1 год работы) может применяться только при смешанном стаже, то есть если работа протекала как в городе, так и в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке). Если же работа протекала только в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке), то к исчислению такого стажа льготный порядок не применяется.
Судебная коллегия отклоняет довод апеллянта о том, что соответствующее исчисление стажа представляет собой дискриминацию её труда как медицинского работника, поскольку её стаж исчислен в соответствии с действующим на момент выполнения ею трудовой функции пенсионным законодательством.
Также судебная коллегия поддерживает и вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для включения в льготный стаж периодов работы Воронковой Т.С. с 15.05.2009 по 31.12.2010 и с 01.01.2011 по 24.10.2011 в качестве индивидуального предпринимателя по специальности "Дезинфекционное дело" в должности инструктора - дезинфектора.
В соответствии с разъяснениями, данными в определении Конституционного Суда РФ от 23.06.2009 N 906-О-О, Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). В целях обеспечения конституционного права каждого на получение пенсии законодатель вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий и условий приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.
Устанавливая в Федеральном законе "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения (подпункт 20 пункта 1 статьи 27 (ранее - подпункт 11 пункта 1 статьи 28); при этом учитываются как характер работы, так и особенности функционирования лечебно-профилактических учреждений.
В определении от 18 апреля 2006 года N 84-О Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что исходя из перечисленных условий осуществления трудовой деятельности, законодатель выделил в особую категорию работников, то есть лиц, состоящих в трудовых отношениях, чья лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения протекала на протяжении длительного периода в учреждениях здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий, режима работы и выполнение определенной нагрузки. Этой категории работников предоставлено право на льготное пенсионное обеспечение по старости.
Осуществляемая индивидуальными предпринимателями профессиональная деятельность, в том числе в медицинской сфере, организуется ими по своему усмотрению и не охватывается требованиями действующего законодательства, предъявляемыми к продолжительности и интенсивности работы в тех или иных должностях. В связи с этим выполняемая ими профессиональная деятельность существенно отличается от жестко регламентируемой деятельности работников учреждений здравоохранения, а потому установленные законодателем различия в условиях досрочного пенсионного обеспечения по старости, основанные на таких объективных критериях, как условия, режим и интенсивность работы, не могут рассматриваться как нарушающие конституционный принцип равенства при реализации права на пенсионное обеспечение, гарантированного статьей 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации.
Согласно приказу Минздравсоцразвития России от 07.10.2005 N 627 "Об утверждении Единой номенклатуры государственных и муниципальных учреждений здравоохранения" к учреждениям здравоохранения относятся: лечебно-профилактические учреждения; учреждения здравоохранения особого типа; учреждения здравоохранения по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека; аптечные учреждения. Непосредственно медицинскую помощь оказывают только лечебно-профилактические учреждения, которые подразделяются на больничные учреждения, диспансеры, амбулаторно-поликлинические учреждения, центры, в том числе научно-практические, учреждения скорой медицинской помощи и учреждения переливания крови, учреждения охраны материнства и детства, санаторно-курортные учреждения.
Из разъяснений пункта 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" следует, что по пп. 19 и 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона N 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса РФ учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
В то же время при изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных подпунктами 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения.
В силу пункта 1 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждением является некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
При этом некоммерческие организации, в отличие от коммерческих, не имеют в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяют полученную прибыль между участниками (пункт 1 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации ).
Согласно статье 23 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. К предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила настоящего Кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.
Таким образом, осуществляя деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, истец, относятся к коммерческим организациям, преследующим основную цель в своей деятельности - извлечение прибыли, а не к учреждениям, предусмотренным Списками, не имеющим такой цели. Соответственно, работа в таких коммерческих организациях не может быть включена специальный трудовой стаж для назначения досрочной пенсии по старости в связи с медицинской деятельностью.
При этом выполнение медицинским работником в коммерческой организации таких же функций по определенной должности, как и в учреждении - некоммерческой организации, предусмотренной Списками, юридического значения не имеет, поскольку согласно пункту 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781, в стаж работы засчитываются периоды работы в должностях только в учреждениях, указанных в Списке должностей и учреждений, утвержденных тем же постановлением Правительства Российской Федерации.
Воронкова Т.С. осуществляла предпринимательскую деятельность в период действия данных Правил.
С учетом изложенного доводы апелляционной жалобы в указанной части не могут служить основанием для отмены судебного решения.
Принимая во внимание установленные фактические обстоятельства дела, суд первой инстанции обоснованно отказал Воронковой Т.С. в удовлетворении исковых требований об обязании ответчика применить льготное исчисление стажа работы из расчета 1 год и 3 месяца за 1 год работы за периоды: с 01.11.1999 по 31.12.2001 в должности дезинструктора-дезинфектора, медицинского дезинфектора в Центре Госсанэпиднадзоре в Верхнекетском районе, с 13.01.2002 по 31.12.2002, с 05.01.2003 по 31.12.2003, с 01.01.2004 по 31.12.2004 в должности медицинского дезинфектора в Центре Госсанэпиднадзора в Верхнекетском районе; включить в специальный трудовой стаж в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья период работы с 01.01.2005 по 28.02.2005 в должности медицинского дезинфектора в Центре Госсанэпиднадзора в Верхнекетском районе, применив льготное исчисление из расчета 1 год 3 месяца за 1 год работы; периоды работы в календарном исчислении с 15.05.2009 по 31.12.2010, с 01.01.2011 по 24.10.2011 в качестве индивидуального предпринимателя по специальности "Дезинфекционное дело" в должности инструктора-дезинфектора (медицинского дезинфектора).
В связи с отсутствием оснований для включения в трудовой стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии в льготном порядке, указанных периодов работы в учреждении в льготном исчислении, а также периодов работы в качестве индивидуального предпринимателя в календарном исчислении, Воронкова Т.С. не имела на момент обращения за пенсией - 24.10.2011 необходимого стажа трудовой деятельности для назначения пенсии по пункту 20 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Решением Управления N 82676 от 27.10.2011 такой стаж был определён истице в 20 лет 11 месяцев 17 дней. К данному стажу подлежит присоединению и период с 01.01.2005 по 28.02.2005.
Также в ходе судебного разбирательства истица указывала, что указанным решением ответчика не принят во внимание период её работы с 01.01.2005 по 20.07.2005 по причине того, что в выписке индивидуального лицевого счёта Воронковой Т.С. работодатель не указал основания для досрочного назначения пенсии в должности медицинского дезинфектора и просила включить в льготный стаж весь указанный период.
Суд первой инстанции не разрешил требование Воронковой Т.С. в части включения в соответствующий стаж периода работы с 01.03.2005 по 20.07.2005, когда Воронкова Т.С. числилась работником филиала ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Томской области" в Колпашевском районе, посчитав, что данное требование истицы удовлетворено Управлением в добровольном порядке. При этом отказа от данного требования от Воронковой Т.С. не поступало, а ответчик в ходе судебного разбирательства данное требование признал, подтвердив, что добровольно пересчитал стаж, предоставил суду копию индивидуального лицевого счёта застрахованного лица Воронковой Т.С. (том дела 1, листы дела 82-83)
Вместе с тем включение Управлением в стаж истцы данного периода документом внутреннего учёта не может указывать на изменение ответчиком решения N 82676 от 27.10.2011, в установленном порядке такое изменение в указанный документ, которым установлен трудовой стаж истицы, не вносилось.
Изложенное указывает на то, что решение суда подлежит изменению в части указания периода, подлежащего включению в трудовой стаж истицы с 01.03.2005 по 20.07.2005 в календарном исчислении.
С учётом дополнительно включённых в льготный трудовой стаж Воронковой Т.С. периодов право на назначение требуемой пенсии с 24.10.2011 у неё также не возникло, так как стаж её работы в целях реализации права на льготную пенсию недостаточен (менее 25 лет).
Руководствуясь пунктом 2 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Верхнекетского районного суда Томской области от 24 июня 2013 года изменить в части указания периода, подлежащего включению Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Верхнекетском районе Томской области в специальный трудовой стаж Воронковой Т. С., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Верхнекетском районе Томской области включить в специальный трудовой стаж Воронковой Т. С., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья, период работы с 01.01.2005 по 20.07.2005 в должности медицинского дезинфектора Федерального государственного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Томской области" в Колпашевском районе.
В остальной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу Воронковой Т. С. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.