судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:
председательствующего Петровского М.В.,
судей Миркиной Е.И., Мурованной М.В.,
при секретаре Биляк Е.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Томске дело по апелляционной жалобе представителя ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Томске Томской области Мамаева А. Е. на решение Советского районного суда г. Томска от 07 июня 2013 года
по иску Зяблицевой Л. Г. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Томске Томской области о включении в специальный стаж в льготном исчислении периодов работы и назначении досрочно трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности.
Заслушав доклад судьи Миркиной Е.И., объяснения представителей ответчика Драчевой С.Б., Мамаева А.Е., поддержавших жалобу, представителя истца Проскуриной О.Л., возражавшей против отмены решения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Зяблицева Л.Г. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Томске Томской области (далее - ГУ-УПФ РФ в г. Томске Томской области) о включении в специальный стаж в льготном исчислении периодов работы и назначении досрочно трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности.
В обоснование заявленных требований с учетом уточнений указала, что решением ГУ-УПФ РФ в г. Томске Томской области N 3919 от 26.10.2012 ей отказано в досрочном назначении пенсии по подп.20 п.1 ст.27 Закона РФ "О трудовых пенсиях в РФ", поскольку в ее специальный трудовой стаж ответчиком не включены в том числе периоды работы: с 01.12.1988 по 04.09.1989; с 01.10.1989 по 31.05.1991 в должности старшей медицинской сестры детского комбината N 96 Управления "Химстрой"; с 05.09.1989 по 30.09.1989 - прохождение курсов повышения квалификации в период работы в должности старшей медицинской сестры детского комбината N96 Управления "Химстрой"; с 11.10.1994 по 16.03.1995, с 27.04.1995 по 04.10.1995, с 07.10.1995 по 21.05.1996, с 24.05.1996 по 18.05.1997, с 20.05.1997 по 15.06.1998 в должности старшей медсестры в ясли-саду N96 Управления "Химстрой"; с 29.01.2001 по 21.04.2003 в должности школьной медсестры в МОУ Русский лицей N 55 г. Томска; с 05.05.2003 по 10.01.2010, с 03.02.2010 по 15.08.2012 в должности старшей медсестры в МДОУ "Детский сад общеразвивающего вида N 57" на 0,75 ставки как работу по совмещению с работой медицинской сестры 0,25 ставки лечебного кабинета; с 11.01.2010 по 02.02.2010 - прохождение курсов повышения квалификации в период работы в должности старшей медсестры в МДОУ детском саду общеразвивающего вида N 57. Указанные периоды подлежат включению в ее специальный стаж, так как она выполняла работу по охране здоровья. Просила обязать ответчика включить указанные периоды в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по подп. 20 п. 1 ст. 27 Закона РФ "О трудовых пенсиях в РФ".
Дело рассмотрено в отсутствие надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания истца Зяблицевой Л.Г. и представителя ответчика ГУ-УПФ РФ в г. Томске Томской области.
Представитель истца Простов А.А. в судебном заседании заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Обжалуемым решением иск Зяблицевой Л.Г. удовлетворен.
В апелляционной жалобе представитель ответчика ГУ - УПФ РФ в г.Томске Томской области Мамаев А.Е. просит решение суда отменить в части, взыскать с Зяблицевой Л.Г. в бюджет ГУ - УПФ РФ в г. Томске Томской области уплаченную государственную пошлину для подачи апелляционной жалобы в размере 2 000 рублей. Выражает несогласие с решением суда в части включения в специальный стаж периодов работы истца: с 11.10.1994 по 16.03.1995, с 27.04.1995 по 04.10.1995, с 07.10.1995 по 21.05.1996, с 24.05.1996 по 18.05.1997, с 20.05.1997 по 15.06.1998 в должности старшей медсестры в яслях-саду N 96 Управления "Химстрой"; с 29.01.2001 по 21.04.2003 в должности школьной медсестры в МОУ Русский лицей N 55 г.Томска; с 05.05.2003 по 10.01.2010, с 03.02.2010 по 15.08.2012 в должности старшей медсестры в МДОУ "Детский сад общеразвивающего вида N 57" на 0,75 ставки как работу по совмещению с работой медицинской сестры на 0,25 ставки лечебного кабинета; с 11.01.2010 по 02.02.2010 прохождение курсов повышения квалификации в период работы в должности старшей медсестры в МДОУ "Детский сад общеразвивающего вида N 57". Считает, что суд пришел к ошибочному выводу о том, что спорные периоды работы подлежали включению в специальный стаж. Отмечает, что медицинские сестры, старшие медицинские сестры таких учреждений, как детские ясли, детские сады, детские комбинаты, в Списках не предусмотрены. В номенклатуру учреждений здравоохранения детские ясли, детские сады и детские комбинаты не включены.
В соответствии с ч. 1 ст. 327, ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия сочла возможным рассмотреть поступившую жалобу в отсутствие истца Зяблицевой Л.Г., извещенной о месте и времени рассмотрения дела.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения по правилам ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не усматривает оснований для его отмены.
Согласно пп.20 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста, предоставляется право на досрочное назначение трудовой пенсии.
Согласно п.2 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
По смыслу указанной выше нормы закона право на получение пенсии за выслугу лет работников, осуществляющих лечебную и иную работу по охране здоровья населения, законодатель связывает с такой работой, при выполнении которой работник подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером работы.
В соответствии с решением об отказе в установлении пенсии от 26.10.2012 истцу отказано в назначении досрочной трудовой пенсии, в специальный стаж не были зачтены в том числе периоды работы: с 01.12.1988 по 04.09.1989, с 01.10.1989 по 31.05.1991 в должности старшей медицинской сестры детского комбината N 96 Управления "Химстрой"; с 05.09.1989 по 30.09.1989 - прохождение курсов повышения квалификации в период работы в должности старшей медицинской сестры детского комбината N96 Управления "Химстрой"; с 11.10.1994 по 16.03.1995, с 27.04.1995 по 04.10.1995, с 07.10.1995 по 21.05.1996, с 24.05.1996 по 18.05.1997, с 20.05.1997 по 15.06.1998 в должности старшей медсестры в ясли-саду N96 Управления "Химстрой"; с 29.01.2001 по 21.04.2003 в должности школьной медсестры в МОУ Русский лицей N 55 г. Томска; с 05.05.2003 по 10.01.2010, с 03.02.2010 по 15.08.2012 в должности старшей медсестры в МДОУ "Детский сад общеразвивающего вида N 57" на 0,75 ставки как работа по совмещению с работой медицинской сестры 0,25 ставки лечебного кабинета; с 11.01.2010 по 02.02.2010 - прохождение курсов повышения квалификации в период работы в должности старшей медсестры в МДОУ "Детский сад общеразвивающего вида N 57", т.к. работа протекала в учреждении, которое не входит в систему здравоохранения.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований Зяблицевой Л.Г., суд первой инстанции с такими выводами ответчика ГУ-УПФ РФ в г. Томске Томской области не согласился, посчитав, что работа в указанные периоды дает истцу право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по подп. 20 п. 1 ст. 27 Закона РФ "О трудовых пенсиях в РФ". Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда.
Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения и Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (утвержденные постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397) предусматривали включение в стаж, предоставляющий право на назначение льготной пенсии по старости, периода работы в должности медицинской сестры в детских яслях, детских садах, объединенных яслях-садах. Названный Перечень относил ясли-сады к списку лечебно-профилактических учреждений, учреждений охраны материнства и детства, санитарно-профилактических учреждений.
Приказом Минздрава СССР от 26.09.1978 N 900 "О штатных нормативах медицинского, фармацевтического персонала и работников кухонь центральных районных и районных больниц сельских районов, центральных районных поликлиник сельских районов, городских больниц и поликлиник (амбулаторий) городов и поселков городского типа с населением до 25 тыс. человек, участковых больниц, амбулаторий в сельской местности и фельдшерско-акушерских пунктов" в целях дальнейшего улучшения лечебно-профилактической помощи населению, более рациональной расстановки и использования кадров были утверждены новые штатные нормативны и установлено, что должности среднего медицинского персонала для обслуживания детей предусматриваются в больницах, но в некоторых школах и детских садах сохраняются в виде исключения (п. 47).
В соответствии с п. 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781, в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, работа в должностях, указанных в списке в медико-санитарных частях, медицинских частях, амбулаториях, лазаретах, поликлиниках, поликлинических отделениях, кабинетах (рентгеновских подвижных и стоматологических подвижных), группах специализированной медицинской помощи (военного округа, флота), группах медицинского обеспечения, медицинской службе, медицинской группе, военно-медицинских службах, стационарах, санитарно-эпидемиологических лабораториях, санитарно-контрольных пунктах, медицинских ротах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей).
Должности старшей медицинской сестры и медицинской сестры поименованы в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденном постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781.
Таким образом, работа в должностях старшей медицинской сестры и медицинской сестры в медицинском пункте любой организации подлежит включению в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, в случае, если такой пункт является структурным подразделением этой организации.
В соответствии с Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства РФ от 01.07.1995 N 677, медицинское обслуживание детей обеспечивается штатным или специально закрепленным органом здравоохранения за дошкольным образовательным учреждением медицинским персоналом (п. 23).
Согласно Письму Минобрнауки РФ от 22.04.2009 N 03-768 "О медицинском обслуживании детей в дошкольных образовательных учреждениях" постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 г. N 666 утверждена новая редакция Типового положения о дошкольном образовательном учреждении (далее - Типовое положение). Субъекты Российской Федерации обращаются в Департамент государственной политики в образовании Минобрнауки России с вопросами по реализации пункта 25 Типового положения об организации медицинского обслуживания детей в дошкольных образовательных учреждениях (далее - ДОУ), в частности с вопросом о том, должны ли медицинские сестры ДОУ быть зачислены в штаты детских поликлиник или могут оставаться штатными сотрудниками дошкольных образовательных учреждений.
Пунктом 25 Типового положения установлено, что медицинское обслуживание детей в дошкольном образовательном учреждении обеспечивают органы здравоохранения. Медицинский персонал наряду с администрацией несет ответственность за здоровье и физическое развитие детей, проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима и обеспечение качества питания. Дошкольное образовательное учреждение обязано предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников, осуществлять контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья детей и работников дошкольного образовательного учреждения. Положения указанного пункта 25 соответствуют пункту 4 статьи 51 Закона Российской Федерации "Об образовании".
Однако ни в Законе Российской Федерации "Об образовании", ни в Типовом положении нет указаний на то, что медицинский персонал образовательных учреждений, в частности, дошкольных образовательных учреждений, должен числиться в штате учреждений здравоохранения.
Кроме того, в соответствии с пунктами 41, 46 Типового положения дошкольное образовательное учреждение самостоятельно устанавливает порядок комплектования персонала дошкольного образовательного учреждения (он регламентируется уставом ДОУ); структуру управления деятельностью дошкольного образовательного учреждения; штатное расписание и должностные обязанности работников.
Учитывая вышеизложенное и руководствуясь положениями законодательства, согласно которым организация общедоступного и бесплатного дошкольного образования отнесена к компетенции органов местного самоуправления (пп. 11 п. 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пп. 2 п. 1 статьи 31 Закона Российской Федерации "Об образовании"), органы местного самоуправления, являющиеся учредителями муниципальных дошкольных образовательных учреждений, вправе принять самостоятельное решение о взаимодействии органов здравоохранения и органов управления образованием в организации медицинского обслуживания детей в дошкольных образовательных учреждениях и, в частности о том, штатными сотрудниками дошкольных образовательных учреждений или учреждений здравоохранения являются медицинские сестры ДОУ.
Таким образом, исходя из содержания Письма Минобрнауки РФ от 22.04.2009 N 03-768 "О медицинском обслуживании детей в дошкольных образовательных учреждениях" действующее в настоящее время законодательство и сложившийся порядок организации медицинского обслуживания детей в дошкольных образовательных учреждениях не исключает возможности состояния работников здравоохранения в штате МДОУ.
Из штатных расписаний, приказов строительно-промышленного акционерного общества "Химстрой" за 1994 - 1998 годы (л.д. 2-103 Т. 2) следует, что в указанный период работы истца в должности старшей медсестры ясли-сада N 96 Управления "Химстрой" штатными расписаниями, кроме должности старшей медицинской сестры, предусматривались другие должности медицинских работников: врач, медсестра, диет. сестра. При этом штатными расписаниям не выделено такое структурное подразделение учреждения, как медицинский пункт.
В то же время из указанных доказательств, приведенных выше нормативных требований следует, что находящиеся в штате учреждения медицинские работники занимали определенные помещения, где осуществляли лечебную деятельность, а именно медицинское обслуживание детей - воспитанников ясли-сада.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что, хотя штатные расписания яслей-сада N 96 Управления "Химстрой", в котором работала истец в указанные периоды, структурно не выделяли медицинский пункт, фактически он существовал в виде подразделения организации, истец осуществляла в это время лечебную деятельность, в связи с чем периоды ее работы с 11.10.1994 по 16.03.1995, с 27.04.1995 по 04.10.1995, с 07.10.1995 по 21.05.1996, с 24.05.1996 по 18.05.1997, с 20.05.1997 по 15.06.1998 в должности старшей медсестры в данном учреждении обоснованно включены судом в ее специальный стаж.
Также обоснованно включены судом в специальный стаж истца периоды ее работы с 05.05.2003 по 10.01.2010, с 03.02.2010 по 15.08.2012 в должности старшей медсестры в МДОУ детском саду общеразвивающего вида N 57 на 0,75 ставки как работа по совмещению с работой медицинской сестры 0,25 ставки лечебного кабинета, поскольку в материалы дела представлены доказательства фактического существования в данный период в этом учреждении медицинского пункта.
Из должностной инструкции старшей медицинской сестры МБДОУ N57 следует, что данная должность относится к среднему медицинскому персоналу. Истец, работая в данной должности, планы своей работы согласовывала с врачом-педиатром детской поликлиники, осуществляла постоянную связь с поликлиникой N 2. В ее должностные обязанности в числе прочего входили организация выполнения назначений врача, проведение оздоровительных мероприятий; организация и проведение систематичских осмотров атропометрии детей, осмотр вновь поступающих детей с назначением им комплекса медико-оздоровительно-педагогических мероприятий, ежедневный прием детей в ясельной группе (утренний фильтр); оздоровительно-профилактические мероприятия, направленные на предупреждение заболевании и закаливание детей; прием и осмотр детей после болезни; контроль правильного оформления медицинских книжек сотрудников ДОУ и своевременности проведения периодических медицинских осмотров; выполнение рекомендаций врачей в соответствии с результатами медицинских осмотров и назначениями необходимых диагностических проб, лабораторных исследований и лечения; наблюдение за диспансерной группой детей с хроническими заболеваниями; осмотр детей, находящихся в изоляторе; плановая вакцинация детей и вакцинацию по эпидемиологическим показаниям, осмотр детей перед прививками, подготовка их к врачебному осмотру, контроль за состоянием детей после прививки и т.д. Истец, как старшая медицинская сестра, несла ответственность за жизнь и здоровье детей во время пребывания их в ДОУ, правильность установленного диагноза, используемые методики и средства лечения, обоснованность даваемых рекомендаций, сохранность протоколов обследований, хранение медикаментов, спирта, медицинского оборудования, соблюдение сроков хранения медикаментов и т.п.
Согласно плану строения МБДОУ N 57 для работы медицинского персонала в данном учреждении были выделены отдельные кабинеты.
В соответствии со справкой МБДОУ N 57 (л.д. 27 Т. 1) в период с 2003 по 2012 годы Зяблицева Л.Г. работала старшей медицинской сестрой в медицинском блоке детского сада, состоящего из доврачебного кабинета, изолятора, процедурного кабинета, лечебного кабинета.
Также из материалов дела следует, что у МБДОУ N 57 имеется лицензия на осуществление медицинской деятельности, что подтверждается копией соответствующей лицензии от 18.10.2012. Из текста данной лицензии следует, что она переоформлена, то есть до ее выдачи у МБДОУ N 57 также имелась лицензия на осуществление медицинской деятельности.
Таким образом, указанными доказательствами подтверждено, что в МБДОУ N 57 в названный период действовало структурно обособленное подразделение - медицинский пункт, осуществлявшее медицинское обслуживание детей и сотрудников МДОУ. В связи с этим выводы суда первой инстанции о возможности включения в специальный стаж истца периодов работы в должности старшей медсестры и медицинской сестры лечебного кабинета в МДОУ "Детский сад общеразвивающего вида N 57" являются правильными.
Также подлежит включению в специальный стаж истца период ее работы с 29.01.2001 по 21.04.2003 в должности школьной медсестры в МОУ Русский лицей N 55 г.Томска по следующим основаниям.
Пункт 23 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 N 196, закрепляет правила, аналогичные положениям пункта 25 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении. В связи с этим на данные учреждения можно распространить разъяснения письма Минобрнауки РФ от 22.04.2009 N 03-768 "О медицинском обслуживании детей в дошкольных образовательных учреждениях".
В соответствии с ответом МАОУ Гимназия N 55 г.Томска (ранее- МОУ Русский лицей N 55 г.Томска) в период с 2001 по 2003 год ЗяблицеваЛ.Г. работала медицинской сестрой в здании, где располагалась начальная школа (с 1 по 4 классы), и в котором находился медицинский блок, состоящий из кабинета врача, процедурного кабинета и изолятора. Работала под руководством врача МБЛ ПУ ДГБ N 2 п/отд. N 3 Ф.
Из ответа Детской городской больницы N 2 (л.д. 191 т. 1) следует, что с 2001 по 2003 год Зяблицева Л.Г. работала в указанном учреждении в медицинском кабинете.
Таким образом, указанными доказательствами подтверждено наличие в МОУ Русский лицей N 55 г.Томска в указанный период структурно обособленного подразделения - медицинского пункта, в связи с чем работа истца в этом учреждении дает ей право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности.
Действующее законодательство не дает легального определения медицинского пункта, а также не регулирует порядок оформления наличия такого подразделения в учреждении. Следовательно, то обстоятельство, что существование структурных подразделений в виде медицинских пунктов не было документально оформлено работодателями, а также то, что в уточняющих справках работодатели назвали указанные подразделения медицинскими блоками, а не пунктами, вопреки доводам представителя ответчика не может быть поставлено в вину работнику и служить основанием для ограничения его пенсионных прав.
Обоснованно включен в специальный стаж истца и период прохождения курсов повышения квалификации в период работы в должности старшей медсестры в МДОУ детском саду общеразвивающего вида N 57 с 11.01.2010 по 02.02.2010.
В силу п. 4 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление соответствующих взносов в фонд социального страхования и в Пенсионный фонд Российской Федерации. Кроме того, для отдельных категорий работников, к которым относятся медицинские работники, в силу специальных нормативных актов повышение квалификации - обязательное условие выполнения работы.
На основании изложенного суд обоснованно включил периоды нахождения Зяблицевой Л.Г. на курсах повышения квалификации в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.
Таким образом, решение суда является по существу правильным и не подлежит отмене по доводам жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Советского районного суда г. Томска от 07 июня 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Томске Томской области Мамаева А. Е. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.