Заместитель председателя Томского областного суда Школяр Л.Г., рассмотрев надзорную жалобу Мархонько С. В. на постановление мирового судьи судебного участка Кривошеинского судебного района Томской области от 20 июня 2013 года, вынесенное в отношении Мархонько С.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка Кривошеинского судебного района Томской области от 20.06.2013 Мархонько С.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее- КоАП РФ), ему назначено административное наказание в виде лишения права управления транспортными средствами сроком на один год и шесть месяцев.
В порядке ст. 30.1 КоАП РФ постановление мирового судьи не обжаловалось.
В надзорной жалобе Мархонько С.В. просит постановление мирового судьи судебного участка Кривошеинского судебного района Томской области от 20.06.2013 отменить, а производство по делу прекратить. Указывает, что КоАПРФ предусматривает обязанность суда извещать всех лиц, участвующих в деле. Вместе с тем в материалах дела отсутствуют сведения об извещении адвокатов Чемерзова Д.Н. и Машурова П.А. о судебном заседании, назначенном на 20.06.2013, тем самым нарушены нормы КоАП РФ об извещении. Ссылается на то, что рапорты инспекторов ДПС Т. и П., запрошенные мировым судьей в ходе судебного разбирательства, не могут являться доказательством вины Мархонько С.В., поскольку получены не в рамках судебного разбирательства и данные лица не были предупреждены об административной ответственности по ст. 17.9 КоАП РФ за дачу заведомо ложных объяснений. Мировым судьей не разрешено ходатайство об его отводе, поданное в письменном виде, а запись, сделанная в протоколе судебного заседания от 13.05.2013 об отказе от ходатайства, не соответствует действительности и в письменном виде отозвано не было. Также неразрешенным осталось ходатайство Чемерзова Д.Н. об истребовании из ГИБДД сведений о наличии у экипажа ДПС алкотестера (судебное заседание 13.05.2013), ходатайство Тимофеева И.Н. о возвращении протокола об административном правонарушении в ГИБДД для устранения недостатков (судебное заседание 23.05.2013) и ходатайство Машурова П.А. об отложении рассмотрения дела и предоставлении ему времени для ознакомления с материалами дела (судебное заседание 18.06.2013). Кроме того, мировой судья фактически и юридически не установил время совершения административного правонарушения, поскольку в постановлении указана дата его совершения 05.06.2013, а в протоколе об административном правонарушении 05.04.2013.
Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, оценив доводы жалобы Мархонько С.В., оснований для удовлетворения данной жалобы не усматриваю.
В соответствии с ч.1 ст.12.26 КоАП РФ административным правонарушением признается невыполнение водителем законного требования сотрудника полиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения.
Согласно п.2.3.2 Правил дорожного движения Российской Федерации (далее - ПДД РФ), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090, водитель транспортного средства обязан по требованию должностных лиц, уполномоченных на осуществление федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения, проходить освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения. Водитель транспортного средства Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти, спасательных воинских формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий обязан проходить освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения также по требованию должностных лиц военной автомобильной инспекции.
Из материалов дела усматривается, что 05.04.2013 в 07 час. 15 мин. Мархонько С.В., управляя автомобилем " /__/", государственный регистрационный знак /__/, на /__/ с признаками опьянения (поведение, не соответствующее обстановке, запах алкоголя из полости рта), в нарушение п. 2.3.2 ПДД РФ не выполнил законного требования сотрудника полиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения.
Указанные обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении (л.д.2), протоколом о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения (л.д.4), протоколом об отстранении от управления транспортным средством (л.д.6), протоколом о задержании транспортного средства (л.д.8), объяснениями понятых Н. и И. (л.д.9-10), рапортом инспектора ДПС Т. от 05.04.2013 (л.д.11) и от 12.06.2013 (л.д.90), рапортом инспектора ДПС П. от 12.06.2013 (л.д.91), оцененными в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ в их совокупности.
Данные доказательства являются допустимыми и достоверными, объективно ничем не опровергнутыми.
При таких обстоятельствах действия Мархонько С.В. правильно квалифицированы по ч. 1 ст. 12.26 КоАП РФ. Оснований сомневаться в выводах мирового судьи не имеется.
Довод надзорной жалобы Мархонько С.В. о том, что в материалах дела отсутствуют сведения об извещении адвокатов Чемерзова Д.Н. и Машурова П.А. о судебном заседании, назначенном на 20.06.2013, чем нарушены нормы КоАПРФ об извещении, не может быть принят во внимание.
Согласно ст. 25.5 КоАП РФ для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник. В качестве защитника к участию в деле допускается адвокат или иное лицо. Полномочия иного лица, оказывающего юридическую помощь, удостоверяются доверенностью, оформленной в соответствии с законом.
Исходя из этого закон предоставляет лицу, привлекаемому к административной ответственности, право выбора защитника по своему усмотрению. Защитник, допущенный к участию в производстве по делу об административном правонарушении, наделен всеми правами лица привлекаемого к административной ответственности.
Из материалов дела следует, что интересы Мархонько С.В. представляли - Чемерзов Д.Н. (ордер N 24/2013 от 15.04.2013; л.д.18), Тимофеев И.Н. (ордер N1293 от 23.05.2013; л.д.32) и Машуров П.А. (ордер N 11/14 от 18.06.2013; л.д.76), следовательно, все они были наделены правами защитника и правами лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (ч. 5 ст. 25.5 КоАП РФ и ч. 1 ст.25.1 КоАП РФ).
При рассмотрении дела в мировом суде 18.06.2013 в судебном заседании участвовал Мархонько С.В. и его защитник Тимофеев И.Н. Данное судебное заседание было отложено на 20.06.2013, о чем непосредственно в судебном заседании мировой судья известил Мархонько С.В. и его защитника Тимофеева И.Н. В этой связи неизвещение других защитников Чемерзова Д.Н. и Машурова П.А. о судебном заседании 20.06.2013 нормам КоАП РФ не противоречит, прав Мархонько С.В. на защиту не нарушает. Кроме того, Мархонько С.В., надлежащим образом извещенный о времени и месте нового судебного заседания, имел возможность лично известить защитников, но данным правом не воспользовался.
Довод жалобы о том, что рапорты инспекторов ДПС Т. и П. не являются доказательством вины Мархонько С.В., так как инспекторы ГИБДД не были предупреждены об ответственности по ст. 17.9 КоАП РФ и получены не в рамках судебного разбирательства, не влечет отмену судебного акта. Порядок составления рапортов должностными лицами нормами КоАП РФ не регламентирован. В рапорте инспектор ГИБДД доводит до сведения руководства информацию о выявленном и зафиксированном им административном правонарушении, которая не требует предупреждения сотрудников ГИБДД об ответственности, так как это не является объяснением. В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ в качестве доказательства по делу могут быть приняты любые фактические данные, на основании которых судья, в производстве которого находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Рапорты соответствуют требованиям, предусмотренным ст. 26.2 КоАП РФ. Рапорты оценены мировым судьей в совокупности с другими доказательствами.
Ссылка Мархонько С.В. в жалобе на то, что не разрешено его ходатайство об отводе мирового судьи, поданное в письменном виде, а запись, сделанная в протоколе судебного заседания от 13.05.2013 об отказе от ходатайства, не соответствует действительности, не может быть принята во внимание, поскольку объективно ничем не подтверждена и опровергается материалами дела. Так, из протокола судебного заседания от 13.05.2013 следует, что Мархонько С.В. лично отказался от ходатайства об отводе мировому судье, пояснив лишь о необходимости отложения рассмотрения дела в связи с отсутствием адвоката. Более того, в судебном заседании от 23.05.2013 защитником Мархонько С.В. - Тимофеевым И.Н. было представлено письменное ходатайство Мархонько С.В. об отводе мирового судьи, которое было разрешено в определении от 23.05.2013, которым в удовлетворении ходатайства отказано (л.д.41).
Довод Мархонько С.В. относительно неразрешения ходатайства Чемерзова Д.Н. об истребовании из ГИБДД сведений о наличии у экипажа ДПС алкотестера отмену обжалуемого судебного акта не влечет, поскольку правового значения при разрешении данного дела не имеет. Так, совокупность представленных в материалы дела доказательств свидетельствует о невыполнении Мархонько С.В. законного требования сотрудника полиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, а поскольку состав вменяемого административного правонарушения является формальным и считается оконченным с момента отказа от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения, не требует доказывания факта наличия или отсутствия опьянения у водителя.
Указание Мархонько С.В. на то, что заявленное в судебном заседании от 23.05.2013 ходатайство защитника Тимофеева И.Н. о возвращении протокола об административном правонарушении в ГИБДД для устранения недостатков не разрешено, является несостоятельным, так как опровергается протоколом судебного заседания от 23.05.2013 (л.д.42), из которого следует, что данное ходатайство разрешено, в его удовлетворении отказано и приведены мотивы отказа. Нарушений норм процессуального права при рассмотрении ходатайства мировым судьей не допущено.
Довод жалобы относительно неразрешения мировым судьей ходатайства Машурова П.А. об отложении рассмотрения дела и предоставлении ему времени для ознакомления с материалами дела, заявленный в судебном заседании 18.06.2013, является необоснованным. Из протокола судебного заседания от 18.06.2013 следует, что мировой судья по ходатайству Мархонько С.В. 18.06.2013 отложил судебное заседание на 20.06.2013 и определил разрешить вопрос об ознакомлении Машурова П.А. с материалами дела при его явке в суд. Также согласно расписке, имеющейся в материалах дела (л.д.86), Мархонько С.В. получил повестку на имя МашуроваП.А. о явке в суд 20.06.2013 и обязался передать ее последнему. Вместе с тем из материалов дела следует, что МашуровП.А. после отложения судебного заседания в суд не явился, своим правом на ознакомление с материалами дела не воспользовался.
Ссылка в жалобе на то, что в постановлении мировой судья указал дату совершения административного правонарушения 05.06.2013, а в протоколе об административном правонарушении указано на 05.04.2013, не может быть принята во внимание, поскольку совокупность доказательств, свидетельствует о технической ошибке (описке), допущенной мировым судьей и которая может быть устранена в соответствии с положениями ст. 29.12.1 КоАП РФ.
Таким образом, мировым судьей полно и объективно исследованы и верно установлены фактические обстоятельства дела, все представленные доказательства были исследованы и оценены в соответствии с положениями ст.26.11 КоАП РФ. Каких-либо доказательств, опровергающих выводы мирового судьи о виновности Мархонько С.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.26 КоАП РФ, в суд надзорной инстанции не представлено.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену или изменение судебного постановления, мировым судьей не допущено, в связи с чем доводы жалобы об обратном являются несостоятельными.
Постановление о привлечении Мархонько С.В. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.26 КоАП РФ, вынесено мировым судьей в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено Мархонько С.В. в пределах санкции ч. 1 ст. 12.26 КоАП РФ и с учетом положений ст. 4.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка Кривошеинского судебного района Томской области от 20.06.2013 сомнений в законности и обоснованности не вызывает, а потому оснований для его отмены не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заместитель председателя Томского областного суда
ПОСТАНОВИЛ:
постановление мирового судьи судебного участка Кривошеинского судебного района Томской области от 20 июня 2013 года оставить без изменения, надзорную жалобу Мархонько С. В. - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Томского областного суда Л.Г. Школяр
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.