Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:
председательствующего Руди О.В.,
судей
Кребеля М.В., Клименко А.А.,
при секретаре Черновой С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Томске дело по иску прокурора Кировского района г. Томска в интересах Степановой Е. В. к администрации г. Томска о предоставлении жилого помещения на условиях специализированного найма
по апелляционной жалобе представителя администрации г. Томска Румак Т. С. на решение Советского районного суда г. Томска от 07 августа 2013 года.
Заслушав доклад судьи Кребеля М.В., объяснения представителя ответчика администрации г. Томска Румак Т.С. (доверенность от 22.10.2013), поддержавшей доводы апелляционной жалобы, помощника прокурора Кофман Е.Г., полагавшей решение подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Кировского района г. Томска обратился в суд с иском в интересах Степановой Е.В. к администрации г. Томска, в котором просил возложить обязанность на администрацию г. Томска за счет средств бюджета Томской области обеспечить жилым помещением Степанову Е.В. на условиях договора специализированного найма, общей площадью не менее /__/ кв.м.
В обоснование иска указал, что Степанова Е.В. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Решением жилищной комиссии администрации Кировского района г. Томска от 27.04.2010 Степанова Е.В. поставлена на учет в качестве гражданина, нуждающегося в жилых помещениях и включена в список детей-сирот, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения. До настоящего времени она не обеспечена жилым помещением.
В судебном заседании помощник прокурора Барциц Е.А., истец Степанова Е.В. заявленные требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика администрации г. Томска Румак Т.С. в судебном заседании иск не признала. Пояснила, что обязанность по финансированию приобретения жилья для данной категории лиц возложена на администрацию Томской области, органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий только в пределах выделенных им на эти цели финансовых средств. Считает, что жилье Степановой Е.В. должно быть предоставлено в порядке очереди.
Представитель третьего лица администрации Томской области Татаренко Л.Ю. в судебном заседании исковые требования не признала, представила письменный отзыв, в котором указала, что с 01.01.2013 вступили в силу изменения законодательства о дополнительных мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа. Вынесение судом решения в пользу истца подразумевает внеочередное предоставление администрацией г. Томска жилого помещения Степановой Е.В. однако в таком случае будут нарушены права иных лиц, имеющих право на предоставление жилого помещения, состоящих в списке на получение жилья ранее Степановой Е.В. Более того, Степанова Е.В. в обращении в адрес администрации Кировского района г. Томска просит предоставить ей жилое помещение в июне 2014 года после окончания обучения, что свидетельствует об отсутствии нарушений ее прав и законных интересов.
Обжалуемым решением суд на основании ст. 4 Федерального закона N 15-ФЗ от 29.02.2012 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечении родителей", ч. 1 ст.8 Федерального закона N 159-ФЗ от 21.12.1996 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ч. 1 ст. 15 Закона Томской области N 28-03 от 19.08.1999 "О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области", п. 4, 5 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений, утвержденного постановлением администрации Томской области N 562а от 29.12.2012, п. 3, 4 ст. 7 Закона Томской области N 224-ОЗ от 17.12.2012 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Томской области в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ч. 1 ст. 1, ч. 1, 2 ст. 3 Закона Томской области N 118-ОЗ от 11.09.2007 "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения", ч. 3 ст. 3 Закона Томской области от 09 октября 2003 года N 131-03 "О жилищном фонде социального использования в Томской области", Решения Думы города Томска N 27 от 13.12.2005 "Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма", ст.1, 140, 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) иск прокурора Кировского района г. Томска удовлетворил в полном объеме.
В апелляционной жалобе представитель ответчика администрации г. Томска Румак Т.С. просит решение отменить и принять новое - об отказе в удовлетворении иска.
В обоснование доводов жалобы указывает, что суд не применил закон, подлежащий применению, поскольку на момент принятия решения суда изменились нормы действующего законодательства, регулирующие вопросы предоставления жилья детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа.
Полагает, что решение суда фактически направлено на внеочередное предоставление жилья, что не предусмотрено действующим законодательством, в связи с чем в данном случае будут нарушены права иных лиц, имеющих право на предоставление жилого помещения, состоящих в списке на получение жилья ранее Степановой Е.В.
Указывает, что вывод суда о том, что обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа не может быть поставлено под какое-либо условие, прямо противоречит нормам действующего законодательства.
Считает, что поскольку Степанова Е.В. в настоящее время проходит обучение в образовательном учреждении и обращалась в администрацию Кировского района г. Томска с заявлением о предоставлении ей жилого помещения в июне 2014 года, то у Степановой Е.В. в настоящее время не возникло право на получение по договору найма специализированных жилых помещений благоустроенного жилого помещения.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель третьего лица администрации Томской области Татаренко Л.Ю. также просит решение Советского районного суда г.Томска от 07.08.2013 отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить, поскольку полагает неправомерным удовлетворение судом требований о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения в связи с изменениями в законодательстве РФ.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор просит решение Советского районного суда г. Томска от 07.08.2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с ч. 1 ст. 327 ГПК РФ судебная коллегия сочла возможным рассмотреть поступившую жалобу в отсутствие извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания и не явившихся в суд истца Степановой Е.В., представителя третьего лица администрации Томской области.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам ч. 1 ст.327.1 ГПК РФ, судебная коллегия оснований для его отмены не находит.
При рассмотрении дела суд принял все меры для полного и объективного установления обстоятельств дела и на основании оценки представленных сторонами доказательств, исходя из положений, приведенных в решении норм права, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований.
В силу ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Жилищным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Согласно пп. 1, 3, 9 статьи 8 указанного Федерального закона (в редакции Федерального закона N 326-ФЗ от 29.02.2012) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В силу ч. 1 ст. 15 Закона Томской области от 19.08.1999 N 28-ОЗ "О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области" (в редакции Закона Томской области N 224-ОЗ от 17.12.2012) детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, областным органом по управлению специализированным жилищным фондом либо органами местного самоуправления в случае наделения их соответствующими государственными полномочиями однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном Администрацией Томской области.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Судом первой инстанции установлено, что Степанова Е.В., родившаяся /__/, относится к категории лиц из числа детей, оставшихся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения и имеет право на обеспечение жилым помещением.
Данные выводы суда являются верными, так как основаны на законе и представленных доказательствах.
Так, из материалов дела следует и не оспаривается сторонами, что Степанова Е.В. родилась /__/, ее матерью является Г., отцом - С.
На основании решения Томского районного суда г. Томска от 27.11.2006 Г. лишена родительских прав в отношении дочери Степановой Е.В., /__/ года рождения, а на основании решения Томского районного суда г. Томска от 01.06.2007 С. лишен родительских прав в отношении дочери Степановой Е.В., /__/ года рождения.
Из свидетельств о смерти 1-ОМ N 720434 и 1-ОМ N 685978 следует, что Г. умерла 29.09.2012, С. умер 25.05.2010.
Согласно постановлению объединенной администрации Кировского и Советского округов от 26.12.2005 N1102 над Степановой Е.В., проживающей с начала 2005 года в приюте " /__/", в связи с розыском родителей, назначен опекун П. и Степанова Е.В. передана на воспитание в её семью (л.д. 15).
С 01.09.2011 по настоящее время Степанова Е.В. обучается в /__/ , срок окончания учебного заведения 30.06.2014, однако жилым помещением не обеспечивалась (л.д. 32, 58).
Судом установлено, что в настоящее время Степанова Е.В. не имеет закрепленного за ней жилого помещения.
С 27.04.2010 Степанова Е.В. была поставлена на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении в администрации Кировского района г. Томска и включена в список детей-сирот, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения.
В настоящее время Степанова Е.В. не имеет в собственности жилого помещения (л.д. 26).
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что Степанова Е.В. как лицо, отнесенное к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на предоставление благоустроенного жилого помещения по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда, так как иного жилья на праве собственности либо праве пользования не имеет, в установленном порядке поставлена на учет, как нуждающаяся в жилом помещении, в нарушение действующего законодательства по достижении ею 18 лет жилым помещением по договору социального найма обеспечена не была.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд, разрешая заявленные требования, не учел изменения федерального законодательства на день вынесения решения суда, по мнению судебной коллегии, не может служить основанием для отмены или изменения решения суда.
Действительно, Федеральным законом от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" внесены изменения в ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Согласно новой редакции ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", с 01.01.2013 детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при наличии условий, установленных законом, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (ч. 1 ст. 8). Часть 6 ст. 8 указанного закона предусматривает, что срок действия договора найма специализированного жилого помещения составляет пять лет. По окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление государственным жилищным фондом, обязан принять решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключить с лицами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, договор социального найма в отношении данного жилого помещения в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации.
Вместе с тем Конституция Российской Федерации, закрепляя признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина в качестве обязанности государства (статья 2), провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка детства, устанавливаются гарантии социальной защиты - статья 7), и в котором права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18) на основе конституционного равноправия (статья 19, части 1 и 2), где обеспечивается право каждого на жилище (статья 40, части 1 и 3), а права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55, части 2 и 3).
В силу ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Учитывая, что у Степановой Е.В. возникло право на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма до 01.01.2013, то суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.
Доводы жалобы о том, что решение суда направлено на внеочередное предоставление жилья, являются необоснованными и не соответствуют содержанию обжалуемого решения.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии у Степановой Е.В. права на обеспечение жилым помещением на условиях договора специализированного найма в связи с ее обучением в учебном заведении являлся предметом рассмотрения в суда первой инстанции и обоснованно был отклонен судом, с чем судебная коллегия не согласится оснований не находит.
Иные доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, основаны на неверном толковании действующего законодательства, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являющихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств и обстоятельств.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не усматривается.
Руководствуясь ч. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Советского районного суда г. Томска от 07 августа 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации г.Томска Румак Т. С. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.