Судья Томского областного суда Гончаров А.И., рассмотрев дело по жалобе Толстикова М. Ю. на постановление государственного инспектора Межрегионального отдела по надзору за взрывоопасными и химически опасными производствами и объектами и транспортированием опасных веществ Сибирского управления Ростехнадзора от 15 марта 2013 года и решение судьи Кировского районного суда г. Томска от 16 апреля 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
постановлением государственного инспектора Межрегионального отдела по надзору за взрывоопасными и химически опасными производствами и объектами и транспортированием опасных веществ Сибирского управления Ростехнадзора от 15 марта 2013 года генеральный директор ОАО "Научно- исследовательский институт полупроводниковых приборов" Толстиков М.Ю. привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Согласно постановлению правонарушение выразилось в том, что при проведении внеплановой выездной проверки в период с 21.02.2013 по 28.02.2013 были выявлены нарушения обязательных норм и правил промышленной безопасности при эксплуатации (хранении) производственного объекта, расположенного по адресу: /__/. При этом Толстиков М.Ю., являясь должностным лицом - генеральным директором ОАО " /__/", допустил невыполнение пункта 2 предписания N 22-157-12 от 25.06.2012 - отсутствует лицензия на осуществление вида деятельности - эксплуатация химически опасных производственных объектов, срок исполнения предписания до 16.10.2012, что является нарушением ч.1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", п.1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", п. 2.3. Общих правил промышленной безопасности для организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, (ПБ 03-517-02), утвержденных постановлением Госгортехнадзора РФ от 18.10.2002 N 61-А, а также невыполнение пункта 7 предписания N 22-157-12 от 25.06.2012 - отсутствует план локализации и ликвидации аварийных ситуаций на опасный производственный объект - склад сырьевой, рег. N А62-03024-0006, срок исполнения предписания до 31.12.2012, что является нарушением ст. 10 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
Решением судьи Кировского районного суда г. Томска от 16.04.2013 вышеуказанное постановление оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми актами, Толстиков М.Ю. обратился с жалобой, в которой просит указанные постановление и решение отменить, производство по делу прекратить. В обоснование требований жалобы указал, что зарегистрированный 12.09.2012 опасный производственный объект - склад сырьевой, регистрационный номер А62-03024-0006, утратил статус опасного производственного объекта с момента вступления в силу Федерального закона от 4 марта 2013 года N 22-ФЗ, внесшего изменения в Федеральный закон "О промышленной безопасности" и вступившего в законную силу с 15.03.2013, с учетом количества опасных веществ, которые могут одновременно находиться на опасном производственном объекте (360 кг согласно свидетельству о регистрации), что существенно ниже требований, установленных в таблицах 1 и 2 приложения 2 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" в редакции ФЗ от 04.03.2013 N 22-ФЗ. Склад сырьевой согласно новому закону не соответствует никакому классу опасности, в связи с чем получение лицензии на его эксплуатацию и разработка Плана мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах не требуется. Ссылаясь на положения ч.2 ст. 54 Конституции Российской Федерации, ст. 1.7 и п.5 ст. 24.5 КоАП РФ, указывает, что на него распространяется данный закон, отменяющий административную ответственность за административное правонарушение, поскольку постановление о назначении административного наказания не исполнено.
В судебное заседание Толстиков М.Ю. не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, судья считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Представители Сибирского управления Ростехнадзора в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, судья считает возможным рассмотреть дело в их остутствие.
Защитник Толстикова М.Ю. - Фролов И.Н. жалобу поддержал по доводам, изложенным выше, просил приобщить к материалам дела копию свидетельства о регистрации А62-03024 от 17 мая 2013 года, в котором опасный производственный объект - склад сырьевой не зарегистрирован, а также копию решения Арбитражного суда Томской области от 22 мая 2013 года.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении, заслушав зашитника, прихожу к выводу о том, что постановлением государственного инспектора Межрегионального отдела по надзору за взрывоопасными и химически опасными производствами и объектами и транспортированием опасных веществ Сибирского управления Ростехнадзора от 15 марта 2013 года и решение судьи Кировского районного суда г.Томска от 16 апреля 2013 года подлежат отмене по следующим основаниям.
Согласно ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль и надзор в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет, на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
Таким образом, ответственность по данной норме КоАП РФ возникает в случае нарушения лицом законного предписания федерального органа исполнительной власти.
Как следует из анализа положений ФЗ от 04.03.2013 N 22-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", отдельные законодательные акты Российской Федерации" и о признании утратившим силу подпункта 114 пункта1 статьи 333.33 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", вступившего в законную силу с 15.03.2013, зарегистрированный 12.09.2012 Ростехнадзором опасный производственный объект - склад сырьевой, регистрационный номер А62-03024-0006, с учетом заявленного количества опасных веществ, которые могут одновременно находиться на опасном производственном объекте, утратил статус опасного производственного объекта, о чем свидетельствует также и факт снятия его с регистрации 17 мая 2013 года.
При таких обстоятельствах со дня вступления указанного Федерального закона в законную силу, п.2 и 7 предписания N 22-157-12 от 25.06.2012 утратили свою законность, поскольку в действиях (бездействии) должностного лица Толстикова М.Ю. на момент рассмотрения дела отсутствуют указанные в предписании нарушения законодательства. Данное обстоятельство улучшает положение лица, совершившего административное правонарушение.
Согласно положениям ч.2 ст. 54 Конституции Российской Федерации, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
В силу ст. 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения. Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Производство по делу об административном правонарушении осуществляется на основании закона, действующего во время производства по указанному делу.
Поскольку постановление государственного инспектора Межрегионального отдела по надзору за взрывоопасными и химически опасными производствами и объектами и транспортированием опасных веществ Сибирского управления Ростехнадзора от 15 марта 2013 года в отношении Толстикова в настоящее время не исполнено и не имеется законных оснований для вынесения и исполнения требований, указанных в п.2 и 7 предписания N 22-157-12 от 25.06.2012, судья исходя из положений ст. 1.7 КоАП РФ считает необходимым производство по данному делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения, поскольку положения ч.11 ст. 19.5 КоАП РФ не отменены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
постановление государственного инспектора Межрегионального отдела по надзору за взрывоопасными и химически опасными производствами и объектами и транспортированием опасных веществ Сибирского управления Ростехнадзора от 15 марта 2013 года и решение судьи Кировского районного суда г. Томска от 16 апреля 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении Толстикова М. Ю. отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в действиях Толстикова М. Ю. состава административного правонарушения.
Судья А.И. Гончаров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.