Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:
председательствующего Емельяновой Ю.С.,
судей: Клименко А.А., Уваровой В.В.,
при секретаре Биляк Е.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Томске дело по иску Комлева В. Ю. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в ЗАТО Северск Томской области о возложении обязанности включить в педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, период службы в Вооруженных силах СССР, период работы тренером-преподавателем, назначить досрочную трудовую пенсию по старости
по апелляционной жалобе представителя Комлева В.Ю. Яннаева В. Е. на решение Северского городского суда Томской области от 31 июля 2013 года.
Заслушав доклад судьи Емельяновой Ю.С., объяснения истца Комлева В.Ю., его представителя Яннаева В.Е., поддержавших апелляционную жалобу, объяснения представителя ГУ-УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области Громовик О.А., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Комлев В.Ю. обратился в суд иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в ЗАТО Северск Томской области (далее - ГУ-УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области), в котором просил обязать ответчика включить в педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости на основании пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерацию", периоды службы в Вооруженных Силах СССР с 10.05.1980 по 03.05.1982 и работы тренером-преподавателем с 01.01.2001 по 19.04.2013, обязать ГУ-УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской назначить ему пенсию с 19 апреля 2013 года.
В обоснование требований указал, что решением ответчика от 25.04.2013 N 1031 ему отказано в назначении досрочной трудовой пенсии, так как периоды службы в Вооруженных Силах СССР с 10.05.1980 по 03.05.1982 и работы тренером-преподавателем с 01.01.2001 по 19.04.2013 исключены из специального трудового стажа. Свое решение ответчик мотивировал тем, что работа тренером-преподавателем в период, начиная с 01.01.2001, засчитывается в специальный трудовой стаж при наличии на 01.01.2001 стажа работы тренером-преподавателем продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев и факта работы тренером-преподавателем (независимо от ее продолжительности) в период с 01.11.1999 по 31.12.2000. В связи с тем, что ответчик не включил ему службу в Вооруженных Силах СССР в специальный педагогический стаж, на 01.01.2001 у него отсутствует необходимый стаж в 16 лет 8 месяцев. Полагает, что в его педагогический стаж подлежит включению служба в Вооруженных Силах СССР с 10.05.1980 по 03.05.1982. С учетом службы в армии его педагогический стаж на 01.01.2001 составил 17 лет 2 месяца 11 дней. Общий педагогический стаж работы на момент подачи заявления о назначении пенсии составил более 28 лет, т.е. соблюдены все условия, необходимые для назначения трудовой пенсии педагогическому работнику.
В судебном заседании истец Комлев B.Ю. требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика ГУ-УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области Громовик О.А. в судебном заседании исковые требования не признала по основаниям, изложенным в решении ГУ-УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области N 1031 от 25.04.2013.
Обжалуемым решением суд на основании статей 19, 39 Конституции Российской Федерации, статей 13, 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Постановления Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", постановления Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", постановления Минтруда Российской Федерации от 17.10.2003 N 70 "Об утверждении разъяснения "О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" исковые требования Комлева В.Ю. оставил без удовлетворения.
В апелляционной жалобе представитель Комлева В.Ю. Яннаев В.Е. просит решение Северского городского суда Томской области от 31 июля 2013 года отменить, принять новое решение об удовлетворении исковых требований.
Апеллянт выражает несогласие с выводом суда о том, что служба в Вооруженных Силах СССР засчитывается в специальный педагогический стаж только в случае, если педагогическая деятельность осуществлялась до призыва в Вооруженные Силы СССР и продолжалась непосредственно после демобилизации.
Указывает, что в период прохождения истцом службы в Вооруженных Силах СССР действовало Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения N 1397 от 17.12.1959, предусматривающее включение в стаж работы по специальности службы в составе Вооруженных Сил СССР без каких-либо условий.
Полагает, что на момент обращения в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, Комлевым В.Ю. было выработано 2/3 стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии, в должности и учреждении, работа в которых дает право на эту пенсию, поэтому период службы в армии подлежал включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Считает, что с учетом службы в Вооруженных Силах СССР педагогический стаж Комлева В.Ю. на 01.01.2001 составляет 17 лет 2 месяца 11 дней, т.е. условие о необходимости наличия педагогического стажа продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев для назначения досрочной педагогической пенсии соблюдается. В связи с чем имеется основание для включения в педагогический стаж истца также периода работы его тренером-преподавателем с 01.01.2001 по 19.04.2013.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам ст. 327.1 ГПК РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Разрешая спор и отказывая истцу в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия законных оснований для включения в специальный стаж как периода службы Комлева В.Ю. в составе Вооруженных Сил СССР с 10.05.1980 по 03.05.1982, так и периода работы тренером-преподавателем с 01.01.2001 по 19.04.2013.
Данные выводы судебная коллегия находит верными, так как они соответствуют установленным по делу обстоятельствам и требованиям закона, правильно примененного к возникшим правоотношениям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, с 14.10.1985 Комлев В.Ю. принят в Детскую комплексную спортивную школу тренером-преподавателем по совместительству на 26 часов в месяц. С 01.06.1988 и по настоящее время истец работает тренером-преподавателем Детской комплексной спортивной школы Горисполкома Томск-7, Северска, Детско-юношеской спортивной школы (ДЮСШ) "Юность" ГОРОНО Администрации Северска, МУДО "ДЮСШ "Юность"", МУДО специализированной ДЮСШ олимпийского резерва "Юность", Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей специализированной детско-юношеской спортивной школы олимпийского резерва "Юность" (МОУ ДОД СДЮШОР "Юность"), МОУ ЗАТО Северск ДОД СДЮСШОР имени шестикратной олимпийской чемпионки Л.Егоровой, МОУ ЗАТО Северск ДОД "ДЮСШ имени шестикратной олимпийской чемпионки Л. Егоровой", МБОУ ЗАТО Северск ДОД "ДЮСШ имени шестикратной олимпийской чемпионки Л. Егоровой".
Из справки отдела по г. Северску Военного комиссариата Томской области от 15.04.2013 N 185 следует, что Комлев В.Ю., /__/ г.р., в период с 10.05.1980 по 03.05.1982 проходил срочную военную службу в рядах Вооруженных Сил СССР.
19.04.2013 Комлев В.Ю. обратился в ГУ-УПФ РФ в ЗАТО Северск с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.
Решением ГУ-УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области N 1031 от 25.04.2013 Комлеву В.Ю. отказано в назначении пенсии в связи с педагогической деятельностью ввиду отсутствия 25 лет педагогического стажа.
В стаж для назначения пенсии в связи с педагогической деятельностью Комлеву В.Ю. засчитан период работы с 14.10.1985 по 31.12.2000 тренером-преподавателем Детской комплексной спортивной школы Горисполкома Томск-7, Северска, ДЮСШ "Юность" ГОРОНО Администрации Северска, МУДО "ДЮСШ "Юность"", МУДО специализированной ДЮСШ олимпийского резерва "Юность", МОУ ДОД СДЮШОР "Юность", МОУ ЗАТО Северск ДОД СДЮСШОР им. Л.Егоровой, как работы, выполняемой в должностях, структурных подразделениях и учреждениях, соответствующих требованиям, предъявляемым при назначении данного вида пенсии, всего 15 лет 2 месяцев 18 дней. Не засчитаны в стаж для назначения пенсии в связи с педагогической деятельностью периоды: работы с 01.01.2001 по 19.04.2013 тренером-преподавателем МУДО "ДЮСШ "Юность"", МУДО специализированной ДЮСШ олимпийского резерва "Юность", МОУ ДОД СДЮШОР "Юность", МОУ ЗАТО Северск ДОД СДЮСШОР имени шестикратной олимпийской чемпионки Л. Егоровой, МОУ ЗАТО Северск ДОД "ДЮСШ имени шестикратной олимпийской чемпионки Л. Егоровой"; МБОУ ЗАТО Северск ДОД "ДЮСШ имени шестикратной олимпийской чемпионки Л. Егоровой", так как на 01.01.2001 у Комлева В.Ю. не имеется стажа работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке N 781, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев, что не соответствует требованию пункта 12 Правил N 781; службы в Вооруженных Силах СССР с 10.05.1980 по 03.05.1982, так как на дату обращения за назначением пенсии - 19.04.2013 Комлев В.Ю. не выработал полностью необходимый специальный трудовой стаж, дававший право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью и у него не выработано не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с Положением N 1397, а также периоды службы в ВС СССР не предусмотрены Списками N 781, 463, Правилами N781; всего не засчитано: 14 лет 3 месяца 13 дней.
Статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 утверждены Списки работ, профессий, должностей и учреждений, а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.
Пунктом 12 приведенных выше Правил предусмотрено, что работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" Списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка, за периоды, начиная с 1 января 2001 года, засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий: на 1 января 2001 года у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев; у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
В период службы истца по призыву с 10 мая 1980 года по 03 мая 1982 года действовало утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, пунктом 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.
При этом в силу пункта 4 указанного Положения служба в армии засчитывалась в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которые давала работникам просвещения право на льготную пенсию.
Учитывая положения вышеуказанных норм материального права, периоды работы Комлева В.Ю. после 1 января 2001 года могли быть зачтены в специальный стаж только при условии наличия у истца на 1 января 2001 года стажа работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев. Вместе с тем по состоянию на указанную дату стаж непосредственно работы истца по специальности составил только 15 лет 2 месяца 18 дней, что свидетельствует об отсутствии правовых оснований для зачета указанных периодов работы в стаж истца для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.
Принимая во внимание, что на момент обращения Комлева В.Ю. (19 апреля 2013 года) с заявлением в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, им было выработано менее 2/3 педагогического стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии, не имелось оснований для зачета в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, периода службы истца в Вооруженных Силах СССР с 10 мая 1980 года по 03 мая 1982 года.
При этом судебная коллегия полагает ошибочным вывод суда первой инстанции о том, что период службы истца в Вооруженных Силах СССР с 10.05.1980 по 03.05.1982 не подлежит включению в стаж работы истца по педагогической специальности в связи с тем, что службе непосредственно не предшествовала и за ней непосредственно не следовала педагогическая деятельность по основному месту работы, поскольку данный вывод основан на положениях Порядка зачета времени работы и иных периодов в педагогический стаж от 5 января 1977 г. N 2, являющегося приложением к Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников просвещения, который вопросы исчисления специального стажа для назначения трудовой пенсии не регулирует.
Между тем данный вывод не повлиял на правильность принятого судом первой инстанции решения, поскольку на момент обращения Комлева В.Ю. в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, им было выработано менее 2/3 стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии, в должности и учреждении, работа в которых дает право на эту пенсию, и именно в этой связи период службы в составе Вооруженных Сил СССР не подлежит включению в специальный стаж на основании Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397.
Доводы апелляционной жалобы об обратном судебной коллегией отклоняются как основанные на неверном толковании норм материального права.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 328, статьёй 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Северского городского суда Томской области от 31 июля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Комлева В. Ю. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.