Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:
председательствующего Синяковой Т.П.,
судей: Емельяновой Ю.С., Карелиной Е.Г.,
при секретаре Горбуновой Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Томске гражданское дело по иску прокурора г.Томска, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации г.Томска о возложении обязанности принять меры по ликвидации несанкционированного размещения свалок твердых бытовых отходов
по апелляционной жалобе представителя ответчика Образовой О.А. на решение Советского районного суда г.Томска от 11 сентября 2013 года.
Заслушав доклад судьи Емельяновой Ю.С., объяснения представителя ответчика Образовой О.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя истца Кофман Е.Г., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г.Томска, действующий в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации г. Томска, в котором с учетом последующего отказа от части исковых требований просил возложить на ответчика обязанность принять меры по ликвидации несанкционированных свалок твердых бытовых отходов, расположенных по адресам: /__/ - общим объемом 8 куб.м, /__/ - объемом 30 куб.м, /__/ - объемом 10 куб.м.
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой г.Томска проведена проверка исполнения законодательства об охране окружающей среды, в ходе которой обнаружено несанкционированное размещение свалок твердых бытовых отходов на территории земельных участков по адресам: /__/ (справа от гаражного бокса и за гаражами), /__/ (напротив дома вдоль железнодорожных путей), /__/ (напротив дома вдоль забора). По информации председателя комитета землеустройства администрации г.Томска от 12.07.2013 правообладатели указанных земельных участков не зарегистрированы. Непринятие администрацией г. Томска мер, направленных на ликвидацию несанкционированных свалок твердых бытовых отходов и предотвращение вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду является недопустимым и нарушает право граждан - жителей /__/ на благоприятную окружающую среду.
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора города Томска Маликова Д.А. требования поддержала по изложенным в иске основаниям.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика администрации г.Томска и представителя третьего лица Департамента архитектуры и градостроительства администрации г.Томска.
Обжалуемым решением на основании ст. 9, 42 Конституции Российской Федерации, ст.1, 3, 7 Федерального закона N 7-ФЗ от 10.01.2002 "Об охране окружающей среды", ст. 8, 13 Федерального закона Российской Федерации N 89-ФЗ от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления", ст. 16 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления", ст. 8, 25, 39 Устава г.Томска исковые требования прокурора г.Томска удовлетворены. Постановлено обязать администрацию г. Томска принять меры по ликвидации несанкционированного размещения отходов (свалок) по адресам: /__/, объемом 8 куб.м, /__/, объемом 30 куб.м, /__/, объемом 10 куб.м.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Образова О.А. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы указывает, что полномочия администрации г.Томска в области организации сбора и вывоза бытовых и промышленных отходов сводятся к практическому регулированию вопросов предоставления гражданам и юридическим лицам (землепользователям и землевладельцам, а также собственникам и пользователям зданий, строений, сооружений) возможности осуществлять сбор образующихся отходов в специально предназначенные для этого емкости или на специально отведенные территории, а также заключать договоры со специализированной организацией на вывоз отходов.
Апеллянт ссылается на то, что согласно решению Думы г. Томска от 26 июня 2007 года N 530 "О положении о департаменте городского хозяйства администрации г.Томска" обязанность по обеспечению организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории МО "Город Томск" возложена на департамент городского хозяйства администрации г.Томска, являющийся самостоятельным юридическим лицом, органом администрации г.Томска. В этой связи считает, что полномочиями по ликвидации (организации ликвидации) несанкционированного размещения отходов (свалок) администрация г.Томска действующим законодательством не наделена. Не предусмотрено также и такого вида ответственности администрации г.Томска за нарушение гражданами и юридическими лицами "Правил благоустройства территории МО "Город Томск", утвержденных решением Томской городской Думы от 26.11.2011 N 55, как организация ликвидации несанкционированной свалки.
Апеллянт обращает внимание на то, что прокурором г. Томска к исковому заявлению приложен ответ председателя комитета землеустройства администрации г.Томска от 12.07.2013 N10-01-19/7636 о том, что земельные участки по /__/, /__/, /__/, /__/ не находятся в муниципальной собственности и правообладатели указанных земельных участков не зарегистрированы. В дополнение к этому представителем ответчика приобщен ответ департамента архитектуры и градостроительства администрации г.Томска от 02.07.2013 N01-01-19/7046, из приложений к которому следует, что имеются обременения (ограничения) земельных участков по адресам: /__/ - аренда физического лица; /__/ - собственность юридического лица, собственность Российской Федерации (свалка имеет границы, заходящие на разные земельные участки), /__/ - собственность юридического лица, собственность Российской Федерации. Указанные документы судом не проанализированы, выводы суда в этой части в решении не приведены.
Указывает, что собственники отходов в судебном заседании не установлены. Собственниками земельных участков в одном случае является Российская Федерация, в другом - неустановленное юридическое лицо. Считает, что выводы суда не соответствуют материалам дела.
Кроме того, ссылается на то, что документы о наличии свалок датированы началом июня 2013 года. На момент вынесения решения суда (сентябрь 2013 года) в материалах дела отсутствуют доказательства наличия свалок по указанным адресам.
В возражениях на апелляционную жалобу помощник прокурора г. Томска Маликова Д.А. считает решение суда законным и обоснованным, апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Обсудив доводы жалобы, возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда по правилам ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для его отмены или изменения.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции РФ и ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Согласно абз. 2, 7, 8 ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вреда окружающей среде, в том числе как природному объекту, соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-эпидемиологических, противопожарных и иных правил, нормативов, не допускать загрязнение, захламление земель.
В силу положений ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ч. 2 ст. 21, ч. 1 ст. 22 Федерального закона N 52-ФЗ от 30.03.1999 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Судом первой инстанции на основании представленных доказательств (карточек первичного учета N N 2-4 несанкционированных свалок твердых бытовых отходов от 07.06.2013, карт-схем и фототаблиц) установлено, что на территории г. Томска обнаружено несанкционированное размещение отходов (свалки) по адресам: /__/ (справа от гаражного бокса и за гаражами), объемом 8 куб.м, /__/ (напротив дома вдоль железнодорожных путей), объемом 30 куб.м, /__/ (напротив дома вдоль забора), объемом 10 куб.м.
Норма части первой статьи 12 ГПК Российской Федерации, в силу которой правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, конкретизируется в части первой статьи 56 того же Кодекса, согласно которой каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Доказательств, опровергающих факт нахождения несанкционированных свалок по указанным адресам, ответчиком в материалы дела не представлено.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правильно исходил из того, что обязанность ликвидировать указанные свалки в соответствии с действующим законодательством лежит на ответчике.
В ст. 7 Федерального закона РФ от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" определены полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с окружающей средой. Согласно ч. 3 указанной нормы к вопросам местного значения городского округа относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В силу п. 3 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов также отнесена к вопросам местного значения городских округов.
В соответствии с пп. 11, 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, а также организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относятся к вопросам местного значения городского округа.
Из содержания приведенных норм права следует, что публичные функции органов местного самоуправления и их должностных лиц в сфере отношений, связанных с окружающей средой и обращением с отходами производства и потребления, осуществляются в виде реализации закрепленными за ними законом соответствующих властных полномочий на всей территории муниципального образования.
Пунктом 1.24 ч. 1 ст. 8 Устава города Томска предусмотрено, что к вопросам местного значения города Томска как городского округа относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Согласно п. 1.30 ч. 1 ст. 40 Устава города Томска к полномочиям администрации города Томска относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.
В соответствии с примечанием к п. 7.8 ГОСТа 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения" в случае, если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
В соответствии с пп. 16.2, 17.1, 17.2 Регламента сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории муниципального образования "Город Томск", утвержденного постановлением администрации г. Томска от 11.11.2009 N 1110 "Об организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории муниципального образования "Город Томск", ответственность за размещение отходов вне мест, предусмотренных настоящим регламентом (в том числе и на несанкционированных свалках), несут лица, осуществляющие указанное размещение. Работы по ликвидации несанкционированных свалок отходов проводятся за счет средств собственников отходов, размещенных на несанкционированной свалке отходов. В случаях, когда собственник отходов, размещенных на несанкционированной свалке отходов, не установлен, работы по ликвидации несанкционированной свалки проводятся за счет лиц, ответственных за организацию сбора и вывоза отходов с территории соответствующего земельного участка, на котором была обнаружена несанкционированная свалка отходов.
Как следует из материалов дела, собственник отходов на земельных участках, расположенных на территории г. Томска по адресам: /__/, /__/, /__/, не установлен, а потому размещенные на земельных участках, входящих в границы муниципального образования "Город Томск", отходы являются собственностью данного муниципального образования "Город Томск".
В соответствии с абз. 2 п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Из ответа председателя комитета землеустройства администрации г.Томска от 02.07.2013 следует, что на вышеуказанных земельных участках имеются обременения и ограничения. Между тем из приложенных к данному ответу схем не представляется возможным определить ни то, в отношении каких именно земельных участков они составлены, ни то, на какие земельные участки зарегистрировано право собственности иных лиц, установлены обременения.
Более того, председателем комитета землеустройства администрации г. Томска 12.07.2013 дан ответ иного содержания, согласно которому правообладатели земельных участков по адресам: /__/, /__/, /__/ в Департаменте архитектуры и градостроительства не зарегистрированы, указанные земельные участки не находятся в собственности муниципального образования "Город Томск".
Оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, суд пришел к обоснованному выводу о том, что ответчиком не представлены достоверные и достаточные доказательства, опровергающие факт нахождения несанкционированных свалок на земельных участках, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию "Город Томск".
Доводы апелляционной жалобы, выражающие несогласие с оценкой судом вышеуказанных доказательств, признаются судебной коллегией несостоятельными.
Поскольку собственник отходов не установлен и данные отходы расположены на земельных участках, принадлежность которых иным лицам не нашла своего подтверждения при рассмотрении дела, постольку ответчик в рамках предоставленных ему властных полномочий и в целях исполнения возложенной на него обязанности по сбору, вывозу, утилизации и переработки отходов в случае возникновения несанкционированных свалок должен предпринимать все необходимые меры для их ликвидации, в том числе и меры по выявлению лиц, осуществляющих несанкционированную свалку отходов на территории муниципального образования, в целях дальнейшего их привлечения к ответственности за данные нарушения в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Неисполнение органом местного самоуправления вышеуказанных обязанностей может привести к нарушению права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, что правильно учтено судом первой инстанции при разрешении спора.
Довод апелляционной жалобы о том, что обязанность по обеспечению организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории МО "Город Томск" возложена на департамент городского хозяйства администрации г. Томска, судебной коллегией отклоняется, поскольку в силу п. 1.1. "Положения о департаменте городского хозяйства администрации Города Томска", утвержденного решением Думы г. Томска от 26.06.2007 N 530,
данный департамент является отраслевым органом администрации Города Томска, осуществляющим управленческие функции в сфере благоустройства, коммунального хозяйства, транспорта и иных вопросов городского хозяйства на территории муниципального образования "Город Томск", а также иных вопросов в соответствии с настоящим Положением.
Таким образом, довод апелляционной жалобы об отсутствии оснований для возложения на администрацию г.Томска обязанности по ликвидации несанкционированных свалок отходов на земельных участках, расположенных по адресам: /__/, /__/, /__/, является несостоятельным.
Судом правильно определены и оценены обстоятельства, имеющие значение для дела, применен закон, подлежащий применению к спорному правоотношению, соблюдены нормы процессуального законодательства. Решение суда является законным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь п.1 ст.328, ст.329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Советского районного суда г.Томска от 11 сентября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика администрации г.Томска Образовой О. А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.