Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:
председательствующего Кабанова О.Ю.,
судей Ходаковой Л.А., Черенкова А.В.,
при секретаре Моисеевой Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации г. Тулы по доверенности Пантелеевой Н.И. на решение Центрального районного суда г. Тулы от 5 августа 2013 года по иску Астаховой Е.А., Астахова С.В., действующего также в интересах несовершеннолетнего сына А., ДД.ММ.ГГГГ к администрации г. Тулы о признании незаконным постановления Администрации г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ N "Об исключении молодых семей из списка участников муниципальной долгосрочной программы "Обеспечение жильем молодых семей в г. Туле на период 2009-2015гг", о включении семьи в список участников муниципальной долгосрочной программы "Обеспечение жильем молодых семей в г. Туле на период 2009-2015гг.".
Заслушав доклад судьи Ходаковой Л.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Астахова Е.А., Астахов С В., действующего также в интересах несовершеннолетнего сына А., ДД.ММ.ГГГГ рождения, обратились в суд с иском к администрации г. Тулы о признании незаконным постановления Администрации г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ N "Об исключении молодых семей из списка участников муниципальной долгосрочной программы "Обеспечение жильем молодых семей в г. Туле на период 2009-2015гг", о включении семьи в список участников муниципальной долгосрочной программы "Обеспечение жильем молодых семей в г. Туле на период 2009-2015гг.", ссылаясь на ст. 46 Конституции РФ.
В обоснование заявленных требований указали, что администрация г. Тулы приняла Постановление от ДД.ММ.ГГГГ N N, которым признала молодую семью Астахова С.В., состав семьи 3 человека (Астахов С.В., жена - Астахова Е.А., сын - А.), проживающую по адресу: "адрес", нуждающейся в улучшении жилищных условий и участницей муниципальной долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в городе Туле на период 2009-2012 годы".
Таким образом, начиная с 2009 года, то есть в период, когда Астаховой Е.А. было 32 года, Астахову СВ. - 30 лет, истцы пытались реализовать свое право на получение социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства.
Однако постановлением от ДД.ММ.ГГГГ N, принятым Администрацией "адрес" в соответствии с протоколом N от ДД.ММ.ГГГГ заседания комиссии по признанию молодых семей участниками муниципальной долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в городе Туле на период 2009-2015 годы", постановлением администрации города Тулы от 18.03.2010г. N 903 "Об утверждении Положения об организации работы по реализации муниципальной долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в городе Туле на период 2009-2015 годы", на основании Устава муниципального образования город Тула, семья Астаховых в связи с достижением Астаховой Е.А. возраста 36 лет, исключена из списка участников муниципальной долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в городе Туле на период 2009-2015 годы".
Полагали, что постановление от ДД.ММ.ГГГГ N Администрации города Тулы является незаконным с момента его издания.
Семья Астаховых с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с законом была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, являлась участницей целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей", соответствовала всем требованиям для включения в число участников указанной выше подпрограммы, в частности, возраст супругов на тот момент не превышал 35 лет.
Однако за весь период пребывания в составе участников программы с 2009 по 2013 годы ( в течение почти четырех лет) жилищные условия семьи не изменились, социальные выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства молодой семье Астаховых предоставлены не были.
Исключение семьи Астаховых из состава участников, со ссылкой на превышение истцом Астаховой Е.А. возраста 35 лет, установленного в п. 1.2. Положения, полагали незаконным в связи с тем, что социальная поддержка в виде предоставления социальной выплаты на приобретение жилого помещения является реализованной только после предоставления такой выплаты. Достижение 35-летнего возраста лицом, вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на получение социальной поддержки в виде предоставления социальной выплаты на приобретение жилого помещения, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить социальную поддержку.
Порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства, а также использования таких выплат на федеральном уровне установлен Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (в ред. Постановлений Правительства РФ от 14.07.2011 N 575, от 06.10.2011 N825, от 22.11.2012 N1204, от 30.04.2013 N389).
Постановление Правительства Российской Федерации от 17.12.2010г. N1050 и Постановление Правительства Российской Федерации от 13.05.2006г. N 285, вышеуказанные Правила не предусматривают возможность исключения молодой семьи из участия в программе, в том числе по признакам достижения предельного возраста.
Расценивают исключение их молодой семьи из состава участников программы, как нарушение конституционных принципов равенства всех перед законом и возможности реализации гарантированных государством прав.
Просили суд признать незаконным с момента издания п. 1.1. Постановления Администрация города Тулы от ДД.ММ.ГГГГ N об исключении из списка участников муниципальной долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в городе Туле на период 2009-2015 годы" семьи Астахова С.В., составом семьи 3 человека (он, жена - Астахова Е.А., сын - А.), проживающей по адресу: "адрес", в связи с достижением Астаховой Е.А. возраста 36 лет.
Обязать Администрацию города Тулы восстановить молодую семью Астахова С.В., составом семьи 3 человека (он, жена - Астахова Е.А., сын - А.), проживающей по адресу: "адрес" списках участников подпрограммы " Обеспечение жильем молодых семей".
Истцы Астахова Е.А., Астахов С.В. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просили суд рассмотреть дело без их участия.
Представитель истца Астахова С.В. по доверенности Масько Ю.В. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика Администрации г. Тулы по доверенности Пантелеева Н.И. в судебном заседании в удовлетворении заявленных требований просила отказать, считая их необоснованными.
Суд решил: признать незаконным с момента издания п. 1.1. Постановления Администрация города Тулы от ДД.ММ.ГГГГ N об исключении из списка участников муниципальной долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в городе Туле на период 2009-2015 годы" семьи Астахова С.В., составом семьи 3 человека (он, жена - Астахова Е.А., сын - А.), проживающей по адресу: "адрес", в связи с достижением Астаховой Е.А. возраста 36 лет.
Обязать Администрацию города Тулы восстановить молодую семью Астахова С.В., составом семьи 3 человека (он, жена - Астахова Е.А., сын - А.), проживающую по адресу: "адрес" списках участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей".
В апелляционной жалобе представитель администрации г. Тулы по доверенности Пантелеева Н.И. просит решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя администрации г. Тулы по доверенности Пантелеевой Н.И., возражения представителя Астахова С.В. по доверенности Сахаровой Е.А., судебная коллегия приходит к следующему.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года N 675 утверждена "Федеральная целевая программа "Жилище" на 2002-2010 годы", в состав которой вошла подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей", предусматривающая государственную поддержку в виде финансовой помощи при решении жилищной проблемы молодых семей.
Утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2006 года N 285 Правила предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках реализации указанной подпрограммы установили порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома в рамках реализации указанной подпрограммы.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 5 вышеуказанных Правил участницей подпрограммы может быть молодая семья, возраст каждого из супругов которой на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет.
В соответствии с п. 17 Правил орган местного самоуправления организует работу по проверке сведений, содержащихся в документах, указанных в пункте 15 указанных Правил, и в 10-дневный срок с даты представления этих документов принимает решение о признании либо об отказе в признании молодой семьи участницей подпрограммы. О принятом решении молодая семья письменно уведомляется органом местного самоуправления.
Основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы являются: а) несоответствие молодой семьи требованиям, указанным в пункте 5 настоящих Правил; б) непредставление или представление не в полном объеме документов, указанных в пункте 15 настоящих Правил; в) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах; г) ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета (п. 18 Правил).
В соответствии с п. 20 Правил государственный заказчик подпрограммы в сроки, установленные государственным заказчиком подпрограммы, проводит конкурсный отбор (конкурсные отборы) субъектов Российской Федерации для участия в реализации подпрограммы в соответствии с условиями участия и оценочными критериями, определенными подпрограммой.
Орган местного самоуправления муниципального образования, отобранного субъектом Российской Федерации для участия в подпрограмме (далее - орган местного самоуправления), до 1 сентября года, предшествующего планируемому году, формирует списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (п. 21 Правил).
Порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей ? участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В целях реализации Федеральной целевой программы "Жилище", в соответствии с Постановлением администрации Тульской области от 27.06.2007 N 303 "О порядке разработки и реализации долгосрочных целевых программ", на основании статьи 34 Устава (Основного Закона) Тульской области администрацией Тульской области принято постановление от 30.04.2009 года N 290 "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Тульской области на 2009-2012 годы".
Решением Тульского городской Думы от 12.07.2006 года N 16/289 была утверждена муниципальная целевая программа "Обеспечение жильем молодых семей в городе Туле на период 2006 - 2010 годы", разработанная в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.08.2005 г. N 1183-р, Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 г N 865 "О дополнительных мерах по реализации федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы", Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 г. N 979 "О внесении изменений в акты Правительства Российской Федерации по вопросам реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых семей", Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.04.2008 г. N 257 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам реализации федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы и признании утратившим силу Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2004 г. N 866".
Постановлением администрации г. Тулы от 1754 от 19 июня 2009 года утверждена муниципальная долгосрочная целевая программа "Обеспечение жильем молодых семей в городе Туле на период 2009-2015 годы", разработанная в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ, Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Постановлением администрации Тульской области от 30.04.2009 N 290 "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Тульской области на 2009 - 2012 годы", Уставом муниципального образования город Тула.
Муниципальная долгосрочная целевая программа является составной частью долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Тульской области", а также подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы".
Целью Программы является государственная и муниципальная поддержка решения жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке, нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Основными задачами Программы являются: предоставление молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома; создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, финансовых средств банков и других организаций, предоставляющих ипотечные жилищные кредиты и займы для приобретения жилья или строительства индивидуального жилья.
Администрация города Тулы, участвующая в реализации областной программы, осуществляет до 1 сентября года, предшествующего планируемому, проверку представленных молодыми семьями документов, формирует списки молодых семей для участия в областной программе в планируемом году и представляет их в администрацию Тульской области.
Администрация Тульской области на основании списков, полученных от администрации города Тулы и иных органов местного самоуправления Тульской области, формирует список молодых семей для участия в областной программе в планируемом году и утверждает его.
На основании утвержденного сводного списка молодых семей администрация Тульской области формирует заявку на выделение средств федерального бюджета для софинансирования областной программы.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции постановлением Администрации г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ N семья Астахова С.В., состоящая из трех человек: Астахов С.В., жена - Астахова Е.А., сын - А., проживающая по адресу: "адрес", была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и участницей муниципальной долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в городе Туле на период 2009-2012 годы".
На момент включения семьи истицы в список участников, семья соответствовала всем требованиям, установленным законодательством, для того, чтобы являться участником муниципальной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в городе Туле на период на период 2009-2012 годы".
Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ N, принятым Администрацией города Тулы в соответствии с протоколом N от ДД.ММ.ГГГГ заседания комиссии по признанию молодых семей участниками муниципальной долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в городе Туле на период 2009-2015 годы", постановлением администрации города Тулы от 18.03.2010г. N 903 "Об утверждении Положения об организации работы по реализации муниципальной долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в городе Туле на период 2009-2015 годы", на основании Устава муниципального образования город Тула семья Астаховых, проживающая по адресу: "адрес", в связи с достижением Астаховой Е.А. возраста 36 лет, исключена из списка участников муниципальной долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в городе Туле на период 2009-2015 годы".
В соответствии с утвержденным постановлением администрации г. Тулы от 18.03.2010 N 903 Положением об организации работы по реализации муниципальной долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в городе Туле на период 2009 - 2015 годы", участницей Программы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации а также неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации и 1 или более детей, соответствующая следующим условиям: а) возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье не превышает 35 лет; б) молодая семья признана нуждающейся в улучшении жилищных условий; в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Согласно п. 5.7 Положения основаниями для отказа в признании молодой семьи участником Программы является несоответствие молодой семьи требованиям, указанным в пункте 1.2 настоящего Положения.
В соответствии с утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2006 года N 285 Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы", орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей ? участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, а при наличии средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, с учетом указанных средств, формирует заявку на выделение из федерального бюджета средств для софинансирования предоставления социальных выплат и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году. Заявка и сводный список представляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации государственному заказчику подпрограммы в сроки, установленные государственным заказчиком подпрограммы.
Из содержания данных норм следует, что Правительство РФ в соответствии со своими полномочиями, в рамках осуществления нормативно-правового регулирования в социальной сфере общественных отношений, в целях содействия решению жилищных проблем молодой семьи определила в вышеназванных Правилах специальные условия для получения молодой семьей социальной выплаты, которые должны быть соблюдены на день принятия решения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации о включении молодой семьи в список претендентов на получение социальной выплаты: признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий и ограничение по возрасту, который для каждого из супругов не должен превышать 35 лет на момент получения социальной выплаты в планируемом году.
Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050 утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011-2015 годы, подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей".
Правительством Российской Федерации в соответствии со своими полномочиями и в развитие положений подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы изданы Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденные постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 года N 1050, в которых законодатель установил условия, при которых молодая семья может быть участником программы.
Пункт 6 указанных Правил предусматривает, что участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; б) семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящий Правил; в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставленной социальной выплаты.
Основанием для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы является, в том числе, несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным пунктом 6 Правил (п. 18).
При таких обстоятельствах является несостоятельным как не основанный на законе довод истцов о том, что молодая семья должна соответствовать требованиям по возрасту для признания ее участницей Подпрограммы лишь на момент первоначального принятия решения о включении в состав участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на соответствующие годы.
Правила предоставления молодым семьям социальных выплат в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" на 2011-2015 году не содержат каких - либо исключений в части общих условий о предельном возрасте одного из супругов или одного родителя в неполной семье в отношении тех семей, которые являлись участниками ранее действующей подпрограммы федеральной программы "Жилище" на 2002-2010 годы и не получили социальную выплату на приобретение жилья.
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что исключение семьи истцов Астаховых Е.А. и С.В. из списка претендентов на получение социальной выплаты в рамках муниципальной долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в городе Туле на период 2009-2015 года" по основанию достижения Астаховой Е.А. возраста 36 лет соответствует требованиям действующего законодательства, регламентирующего вопросы предоставления социальной выплаты молодой семье.
Доводы истцов о том, что нарушены права молодой семьи на получение социальных выплат на приобретение жилья, несостоятельны. Закрепив право молодой семьи на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты и определив условия его возникновения, Правительство Российской Федерации, учитывая финансовые возможности государства и иные факторы, предусмотрела и специальные условия для получения выплаты ( подпункт "а" пункта 5 и подпункт "г" пункта 15 Правил) - признание молодой семьи в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий на момент заключения кредитного договора (договора займа) и ограничение по возрасту, который для каждого из супругов не должен превышать 35 лет на день принятия решения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации о включении молодой семьи в список претендентов на получение социальной выплаты.
Первоначальное включение семьи в список молодых семей - участников Программ не является правовой гарантией для последующего обязательного включения указных лиц в список молодых семей - претендентов на получение соответствующих социальных выплат в случае утраты оснований для такого включения, в том числе в связи с достижением предельного возраста. В силу прямого указания закона соответствие по возрасту (не превышение 35 лет) должно быть не на момент принятия органом местного самоуправления в очередь для участия в подпрограмме, а на момент принятия органом исполнительной власти субъекта решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение субсидии. Иное основано на ошибочном толковании истцом норм права, регулирующих возникшие правоотношения.
При таких обстоятельствах заявленные исковые требования Астаховой Е.А. и Астахова С.В. судебная коллегия находит не подлежащими удовлетворению, в связи с чем решение районного суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об отказе Астаховой Е.А. и Астахову С.В. в иске.
Руководствуясь ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Тулы от 5 августа 2013 года отменить.
Постановить по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований Астаховой Е.А. и Астахова С.В., действующего также в интересах несовершеннолетнего сына А., ДД.ММ.ГГГГ, к администрации г. Тулы о признании незаконным постановления Администрации г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ N "Об исключении молодых семей из списка участников муниципальной долгосрочной программы "Обеспечение жильем молодых семей в г. Туле на период 2009-2015гг", о включении семьи в список участников муниципальной долгосрочной программы "Обеспечение жильем молодых семей в г. Туле на период 2009-2015гг." отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.