Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи Александровой А.В.,
судей Спиридонова А.Е., Юркиной И.В.,
при секретаре судебного заседания Калашниковой С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску Назарова В.Г. к Управлению Федеральной службы исполнений наказания России по Чувашской Республике - Чувашии о признании незаконным отказа во включении в список лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий и в список участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой подпрограммы "Жилище" на 2011-2015 годы, поступившее по апелляционной жалобе представителя УФСИН России по Чувашской Республике - Чувашии Калигиной О.С. на решение Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 13 июня 2013 года.
Заслушав доклад судьи Спиридонова А.Е., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Назаров В.Г. обратился в суд с иском к УФСИН России по Чувашской Республике - Чувашии о признании права на получение государственного жилищного сертификата в соответствии с подпрограммой "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой подпрограммы "Жилище" на 2011-2015 годы, признании незаконным отказа во включении в список лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий и в список участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой подпрограммы "Жилище" на 2011-2015 годы, возложении обязанности включить в список лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий и в список участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой подпрограммы "Жилище" на 2011-2015 годы.
Исковые требования мотивированы тем, что приказом начальника ФКУ ... УФСИН России по ЧР N от ДД.ММ.ГГГГ он был уволен из органов уголовно-исполнительной системы по "данные изъяты" (ст. ... Положения о службе в органах внутренних дел РФ). Он прослужил в органах уголовно-исполнительной системы в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и его выслуга военной службы на день увольнения составила ... лет ... мес. С 16 апреля 1999 года он состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации Московского района г. Чебоксары. В ноябре 2012 года он обратился в ФКУ ... УФСИН России по Чувашской Республике с заявлением о включении в список нуждающихся в улучшении жилищных условий. Письмом от 26 ноября 2012 года его уведомили, что ФКУ ... УФСИН России но Чувашской Республике включить его в список нуждающихся в улучшении жилищных условий не имеет возможности в связи с тем, что после 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий осуществляется органами местного самоуправления. В декабре 2012 года он обратился в ФКУ ... УФСИН России по Чувашской Республике с заявлением о включении его в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы. Заявление было подано на основании п.п. "а" п.5 раздела 1 "Общие положения" Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 153 от 21 марта 2006 года. Письмом от 26 декабря 2012 года председателя жилищно-бытовой комиссии ФКУ ... УФСИН России по Чувашской Республике ему отказали в удовлетворении заявления на том основании, что п.п. "а" п.5 раздела 1 "Общие положения" Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов распространяется на сотрудников уголовно-исполнительной системы, вставших до 1 марта 2005 года на учет в уголовно-исполнительной системе в качестве нуждающихся в жилых помещениях. В письме указано, что поскольку он состоит па учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации Московского района г. Чебоксары, а не в уголовно-исполнительной системе, то должен подать соответствующее заявление в администрацию Московского района г. Чебоксары. Между тем, осенью 2012 года он обращался в администрацию Московского района г. Чебоксары с заявлением о включении в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы "Жилище" на 201 1-2015 годы на основании п.п. "а" п. 5 раздела 1 "Общие положения" Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов. Письмом N от 1 ноября 2012 года главой администрации Московского района г. Чебоксары было отказано в удовлетворении его заявления. Отказ был мотивирован тем, что государственные жилищные сертификаты выпускают не органы местного самоуправления, в которых сотрудники состоят на учете нуждающихся в получении жилья, а федеральные органы исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. Поскольку он был уволен из органов уголовно-исполнительной системы после 1 января 2005 года, то обеспечение жилыми помещениями таких граждан осуществляется федеральными органами исполнительной власти. Администрация г. Чебоксары на его обращение дала ответ 10 декабря 2012 года, аналогичный указанному письму главы администрации Московского района г. Чебоксары. 8 апреля 2013 года он обратился в УФСИН России по Чувашской Республике с заявлением о включении его в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы. Однако. УФСИН России по Чувашской Республике также ему отказало в удовлетворении заявления. Отказ был мотивирован тем, что в списках очередников на улучшение жилищных условий в УФСИН и ФКУ ... он не состоит, следовательно, вопрос о включении его в подпрограмму "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" находиться вне компетенции УФСИН России по Чувашской Республике. Назаров В.Г. считает данный отказ незаконным и нарушающие его права на получение социальной выплаты в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы.
В судебном заседании суда первой инстанции Назаров В.Г. и его представитель Васильев С.И. исковые требования поддержали.
Представители УФСИН России по Чувашской Республике Козлов С.Н., Васильева Т.С. исковые требования не признали, пояснив суду, что согласно Правилам выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 2015 годы, утвержденным Постановлением Правительства от 21 марта 2006 года N 153, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют граждане, уволенные с военной службы (службы) по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе (службе). или по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы (службы) которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, и состоящие после увольнения на учёте нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти. В связи с введением в действие ЖК РФ с 1 марта 2005 года во всех учреждениях и органах УИС прекращена постановка работников и пенсионеров на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, обязанностью ФСИН России является обеспечение жильем сотрудников УИС", вставших на учет по месту службы до 1 марта 2005 года, последующее принятие на учет граждан в целях предоставления жилых помещений в государственном и муниципальном фонде осуществляется в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом РФ. Истец с рапортом о постановке на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий во время службы не обращался, в связи с эти он не признан в установленном порядке нуждающимся в улучшении жилищных условий на момент увольнения. Отказ УФСИН во включении истца в список лиц нуждающихся в улучшении жилищных условий и в список участников Подпрограммы является законным и обоснованным и оснований для включения истца в список граждан претендующих на получение ГЖС у УФСИН нет. УФСИН не является надлежащим ответчиком но данному делу, поскольку с 01 марта 2005 года не имеет установленных законодательством полномочий по постановке граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и включении в списки участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011- 2015 годы".
Представитель администрации Московского района г. Чебоксары Яковлев Г.М. удовлетворение исковых требований оставил на усмотрение суда, пояснив суду, что истец состоит в администрации Московского района г. Чебоксары на учёте нуждающихся в улучшении жилищных условий с 16 апреля 1999 года по списку "Общий" под N, по списку "Сотрудники правоохранительных органов" под N. Решение вопроса о предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретении жилья находится не в компетенции администрации Московского района т. Чебоксары.
Решением Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 4 июня 2013 года (в редакции определения Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 1 июля 2013 года об исправлении описки) постановлено:
"Исковые требования Назарова В.Г. удовлетворить частично: признать незаконным отказ Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Чувашской Республике во включении Назарова В.Г. в список участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой подпрограммы "Жилище" на 2011-201 5 годы.
Признать за Назаровым В.Г. право на получение государственного жилищного сертификата в соответствии с подпрограммой "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой подпрограммы "Жилище" на 2011-201 5 годы.
Возложить обязанность на Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Чувашской Республике включить Назарова В.Г. в список участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой подпрограммы "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года N 153.
В удовлетворении исковых требований Назарова В.Г. о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Чувашской Республике во включении в список лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий и возложении обязанности включить в список лиц. нуждающихся в улучшении жилищных условий отказать."
При этом суд первой инстанции исходил из того, что Назаров В.Г. до 1 марта 2005 года принят органом местного самоуправления в установленном порядке на учет лиц, нуждающихся в жилых помещениях, уволен из органов уголовно-исполнительной системы по состоянию здоровья, его общая продолжительность службы в календарном исчислении составляет более 10 лет, в связи с чем он относится к категории лиц, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата в соответствии с подпрограммой "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой подпрограммы "Жилище" на 2011-2015 годы.
Решение обжаловано представителем УФСИН России по Чувашской Республике - Чувашии Калигиной О.С., которая просила их отменить по тем мотивам, что одним из условий обеспечения истца жилищным сертификатом являлась его постановка на учет нуждающихся в жилых помещениях в соответствующем федеральном органе исполнительной власти, чего по настоящему делу не усматривается; для участия в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы" Назаров В.Г. должен был обратиться в орган местного самоуправления, где состоял на учете нуждающихся в жилых помещениях.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель УФСИН России по Чувашской Республике - Чувашии Васильева Т.С. апелляционную жалобу поддержала; Назаров В.Г. и его представитель Васильев С.И. просили оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Изучив материалы дела, проверив решение суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия установила следующее.
Назаров В.Г. с 16 апреля 1999 года состоит на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, в администрации Московского района г. Чебоксары.
Истец проходил службу в органах уголовно-исполнительной системы с ДД.ММ.ГГГГ и уволен приказом начальника ФКУ ... УФСИН России по Чувашской Республике N от ДД.ММ.ГГГГ по "данные изъяты" (ст. ... Положения о службе в органах внутренних дел РФ).
Общий трудовой стаж истца на день увольнения составляет ... лет и ... дня, трудовой стаж - ... лет ... месяцев ... дня, стаж военной службы - ... лет ... месяцев.
Ранее свое право на улучшение жилищных условий или обеспечение жилым помещением с использованием социальной выплаты или субсидии, предоставленных за счет средств федерального бюджета Назаров В.Г. не реализовывал.
Согласно ч.2 ст.2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
Согласно разделу 2 Федеральной целевой программы "Жилище", утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050 задачами подпрограммы являются финансовая поддержка граждан Российской Федерации, перед которыми государство имеет обязательства по обеспечению жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации, путем предоставления им социальных выплат на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета, а также обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц, которые до 1 января 2005 г. были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за счет субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на указанные цели.
Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 21.03.2006 N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы" установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Согласно подп. "а" п.5 "Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.
В соответствии с п.19 тех же Правил для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме, документы о своем согласии и согласии всех членов своей семьи на обработку персональных данных о себе с приложением установленного перечня документов.
Органы исполнительной власти организуют работу по проверке органами местного самоуправления или подразделениями документов, представленных в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил. По результатам проверки принимается решение о признании либо об отказе в признании гражданина участником подпрограммы (п.21 Правил).
Согласно п.22 Правил основанием для отказа в признании гражданина участником подпрограммы является: а) несоответствие гражданина требованиям, указанным в соответствующем подпункте пункта 5 настоящих Правил; б) непредставление или неполное представление документов, указанных в пункте 19 настоящих Правил; в) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах; г) реализация ранее права на улучшение жилищных условий или обеспечение жилым помещением с использованием социальной выплаты или субсидии, предоставленных за счет средств федерального бюджета.
Из материалов дела следует, что 8 апреля 2013 года Назаров В.Г. в установленном порядке обратился в УФСИН России по Чувашской Республике с заявлением с приложением всех предусмотренных документов о включении его в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы "Жилище" па 2011-2015 годы.
Письмом от 18 апреля 2013 года истцу отказано в удовлетворении заявления, по тем основаниям, что он в списках лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий в УФСИН России по ЧР и ФКУ ... не состоит, следовательно, вопрос о включении его в подпрограмму "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" находится вне компетенции УФСИН России по ЧР.
Между тем, указанное решение нельзя признать законным, поскольку Назаров В.Г. соответствует требованиям, указанным в подпункте "а" пункта 5 "Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153, и в установленном порядке обратился с заявлением (рапортом) с приложением необходимых документов в орган, полномочный принимать решения о признании либо об отказе в признании гражданина участником подпрограммы.
При таких обстоятельствах следует признать, что выводы суда первой инстанции, положенные в основу оспариваемого решения, соответствуют обстоятельствам дела, а требования норм материального права применены судом правильно.
Что касается доводов апелляционной жалобы о том, что обязательным условием обеспечения истца жилищным сертификатом являлась его постановка на учет нуждающихся в жилых помещениях в соответствующем федеральном органе исполнительной власти, следует признать необоснованными, поскольку, разделом 2 Федеральной целевой программы "Жилище", утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050 установлено, что одной из задач подпрограммы является обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц, которые до 1 января 2005 г. были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Кроме того, как уже сказано выше, для участия в подпрограмме граждане могут обращаться с заявлением (рапортом) как в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете, так и непосредственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти.
С учетом изложенного судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения содержащегося в апелляционной жалобе требования об отмене постановленного по делу решения по приведенным в ней доводам.
Руководствуясь статьями 328 и 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу представителя УФСИН России по Чувашской Республике - Чувашии Калигиной О.С. на решение Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 13 июня 2013 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.